Чистый понедельник
Поздравляем всех с первой светлой службой Великого поста. «Прииде пост, мати целомудрия», — воспевает Церковь. Радостное время, приятный пост. «Постимся постом приятным», — говорим мы. Потому что истинный пост есть злых отчуждение — воздержание от всего противного, всего мерзкого. Постимся от всякой горечи греха, для того чтобы узнать сладость заповедей Господних. Красота великопостного богослужения открывает красоту Господню. Христос постился ради нас, и мы узнаем, что тайна поста заключается в тайне Воплощения Сына Божия, Бога, ставшего человеком, приобщившегося всей нашей худости, нашей смертности. Неотлучившегося от Своей превечной славы, чтобы нас привести к этой славе.
Мы вступили в пост вчера, в день, который называется воспоминанием Адамова изгнания из рая в напоминание нам, где мы сейчас находимся: вне истинной жизни, вне рая, вне любви, вне благодати Христовой. Мы недостойны той жизни, которую Господь нам предлагает. Мы недостойны причастия Святых Христовых Таин, потому и не совершается Божественная литургия сегодня и в другие дни. Мы недостойны слышания Евангельского слова, потому и не слышим Евангелия за богослужениями. Нам предлагается только ветхозаветное чтение, возводящее нас от жизни по совести и правде к благодатной жизни, которую принес на землю Христос.
Мы недостойны обычной человеческой пищи, потому и храним воздержание. Но благодаря тому, что мы храним пост, вернее, благодаря тому, что мы приобщаемся тому посту, который Господь хранил ради нас, нам дано узнать, что главный смысл поста — не воздержание, а вкушение: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Узнать, что не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих. Чтобы дано нам было это вкушение, чтобы не просто мы открывали страницы Священного Писания, а узнавали, что это Господь нас питает Своей премудростью, Своей благодатью, Своей любовью, Своей вечной жизнью. Чтобы мы не просто причащались Святых Христовых Таин, как это часто бывает у нас, почти по инерции, а узнавали о том, что мы становимся едиными с Господом, с Его Пречистой Плотью и Кровью, с Его Крестными Страданиями и Его славным Воскресением.
В течение Поста мы должны молиться как можно больше. Каждый столько, сколько может вместить, и в каждодневное молитвенное правило мы обязательно включаем, кроме обычных наших молитв, молитву на каждый час: третий, шестой, девятый — как мы слышим это в храме. Если кто еще не помнит эти тропари наизусть — надо обязательно выучить. Не все имеют возможность каждый день быть в храме, не у всех есть Постная Триодь, но эти молитвы должны быть обязательно нами произносимы. Точно так же молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». И Псалтирь — кто сколько может вмещать, но обязательно осмысленно. Богу надо петь разумно, понимая, что ты говоришь Ему, какие слова произносишь. Псалтирь, говорят святые отцы, — это молитвы, где молится Сам Христос, приобщившийся нашей человеческой жизни, нашим страданиям, нашему состоянию изгнания из рая. Когда мы молимся словами Псалтири, Господь молится вместе с нами.
Церковь на протяжении всего Поста предлагает нам ветхозаветное чтение: пророчества Исаии, книга Бытия и Притчи Соломоновы. Это самый минимум. Мы уже говорили, что раньше был очень хороший обычай среди христиан, у тех, у кого есть возможность, — в течение Великого поста прочитать всю Библию. Преподобный Серафим Саровский говорит: кто хоть однажды разумно прочтет всю Библию, того ум Господь просветит благодатным разумением.
Будем помнить о том, что не нашими трудами, не нашими личными подвигами совершается наше спасение, а только милостью Божией и заступничеством за нас Божией Матери и всех святых. Так мы будем на каждом повечерии произносить: «Господи, аще не быхом святые Твоя имели молитвенники и благостыню Твою, милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя. Сердцеведче, пощади души наши». Вся Церковь земная сейчас молится покаянными молитвами, и с ней Церковь Небесная, предстательствуя за нас пред Господом. И мы знаем, что то, что совершается сейчас в храме Божием, больше, чем все дела, вместе взятые, которые совершаются в мире, не знающем Бога, не понимающем самого главного, что есть в мире. Самое главное, что есть в мире, весь смысл жизни заключается в одном-единственном: чтобы мы узнали, что такое грех и как он связан с тайной смерти. Что грех измеряется благодатью Божией, тайной Воплощения Христова, Его Крестной смертью, Его Воскресением, Вознесением, Пятидесятницей. Страшен грех, но милостив Господь. И все Он нам дает для того, чтобы мы всю жизнь свою, все труды свои, все лучшее, что в нас есть, посвятили, во-первых, познанию того, что грех — это смерть, и смерть вечная, и во-вторых, избавлению от греха даром Господним.
Нам дано — тем, кто приходит в храм в эти дни, — молиться за всех людей, не знающих Бога. Бог дает нам этот исключительный дар, чтобы мы представляли собой весь наш народ, весь род человеческий, чтобы наше покаяние, которое углубляется даром всей Церкви, земной и Небесной, было предстательством за тех, кто далек еще от Бога и таинственным приведением их к Нему.
В течение дня, в особенности в первую седмицу, будем стараться быть предельно внимательными к тому, что с нами происходит. Помнить о том, что могут быть различные искушения. Время поста — всегда время искушений, потому что это выход на борьбу с грехом, за которым стоит сам диавол. И чем серьезней, чем решительней вступаем мы в это сражение с грехом, тем большим может быть искушение. Но на нашей стороне сила, которая несравненно превосходит всю силу вражию — Сам Господь. Будем стараться освящать нашу жизнь краткой молитвой — внимательной, не механической — бодрствованием и упованием на Господа. Чтобы в конце нашего великопостного пути мы смогли «победителями греха явитися» и сподобились «неосужденно поклонитися Христову Воскресению», чтобы страх Господень, который веселит душу, раскрылся в нас в грядущем к нам Воскресении Христовом, Пасхи Его, веселием и радостью неотъемлемою. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
2 марта 2009 г.
Добавить комментарий