Слово в Неделю Крестопоклонную. Память сорока мучеников Севастийских
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
«Христос за всех умер, — говорит апостол Павел, — чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5, 15). Это значит, мы посвящаем Божественной любви до смерти нашего Спасителя всю нашу жизнь, принося Его славе все, что имеем: все наши победы и поражения, труды и поступки, все мысли и желания. Наш Божественный Искупитель распростерт на Кресте. Как говорят святые отцы, Его Тело не было пронзено копием ненависти, но — копием любви. Да, ненавистью всей преисподней, грехами всего мира, нашим с вами злом, но, прежде всего, Его любовью к нам. Он не был бы здесь, если бы Его любовь не была до смерти. Он умер от любви к нам, любви более скорбной, чем сама смерть.
Приидите, поклонимся и припадем Ему вместе с мучениками, память которых совершает поклонением Кресту Христову Церковь, с теми, кто захотел с Ним умереть по любви к Нему. Перед лицом современных сатанинских идеологий растления и насилия, как недавно перед лицом идеологии коммунистического воинствующего безбожия, Церковь вопрошает нас, готовы ли мы с полной убежденностью и сознательностью повторить слова святых мучеников: «Мы предпочитаем умереть за Христа какою угодно смертью, нежели отречься от Него и от правды Его» — слова, которые будут звучать до конца мира, проникая до глубины окаменевших сердец. Слова, от которых делаются подлинными все другие святые слова. Слова, которые никакие толкования не могут смягчить; никакие комментарии — подделать; никакая цензура — поставить им фильтр; никакой перевод — исказить. Всем людям, без исключения, они должны быть понятны.
Господь говорит, что если кто хочет быть Его учеником, тот пусть возьмет свой крест и следует за Ним. И мы понимаем, что Господь хочет подготовить нас к мученичеству. Призывать к поклонению Кресту Христову — значит призывать к мученичеству. Но если Сам Господь посылает нас, какое значение имеют все скорби и смерть! Самое главное — быть всегда верным Ему.
В этот день мы снова размышляем о нашей России, которая является, может быть, самой прекрасной в мире страной после Святой Земли, прежде всего потому, что она напоена кровью стольких мучеников. Как прославляет Церковь этих святых, как украшается ими, как зовет она нас быть в общении с ними!
Сорок мучеников Севастийских и сорок миллионов новых мучеников Российских нам говорят: «Многие из вас боятся мученичества. И это естественно. Господь никогда не дает испытаний, которые мы не сможем перенести. Сила благодати и сила Духа в кресте, посылаемом Господом, всегда больше, чем сила страданий. Надо исполниться доверия к Господу, только бы крест наш был глубоко укоренен в Кресте Его».
В молитве к новым мученикам и исповедникам Российским есть размышление о том, как в юности, читая о древних страстотерпцах, новомученики «в сердце своем помыслиша, колико доброхвально есть таковым подражати». Как бы глядя на происходящее вокруг, Церковь взывает к ним: «А поскольку на всякое время возможно есть найти на ны испытаниям нечаянным, испросите нам от Господа мужества дар, толико благопотребный в жизни нашей».
Как случилось, что один из воинов Севастийских убежал из воды смерти и славы, а другой побежал в эту воду? Какой урок дает мне этот смелый мученик-воин, указуя перстом на мой грех, на мою трусость, на мое желание тепла и покоя, на мое недостоинство называться христианином? Эту тайну должен услышать даже глухой: смелыми бывают, когда любят. В одно мгновение может наше сердце уязвиться Христовою любовью, но мы не смеем на это безрассудно рассчитывать. Надо заранее, до времени гонений, до того, как придут огненные испытания, так жить и молиться, чтобы обрести хоть каплю этой любви. Хоть каплю любви ко Господу. И постом, и молитвою, и принятием многих скорбей, верностью заповедям Господним Церковь учит укреплять наши души. Да, надо неповерхностно и нелицемерно молиться в ожидании грядущих событий, потому что совсем нелегко их будет пережить.
Велико зло, в котором сегодня находится мир. Сорока миллионов новых мучеников Российских оказалось, как видно, недостаточно для возрождения России, хотя для многих, благодаря им, открылось небо, так что они устремились к воде крещения. Но зло, по пророческому слову святого Царя-мученика Николая, становится все сильней. Потребуется ли новое поколение мучеников, чтобы родилось новое поколение любви? Никто из нас не может быть уверенным, что Бог сподобит его такой высокой участи — стать мучеником времени кончины мира. Но мы должны жить так, как если бы Господь готовил нас к этому.
Бери крест свой на каждый день, каждодневную твою жизнь отдавай с сердцем мученика Богу и людям. Наступает время, когда для того, чтобы противостоять сатанинским соблазнам и отказаться от принесения жертв новым идолам требуется мужество, равное тому, которое проявляли христиане во времена открытых гонений.
Господь говорит: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей…» (Откр. 2, 13). Весь вопрос в том, как стяжать благодать умереть за Христа, Который умер за нас. Благодать умереть за Него, чтобы засвидетельствовать миру, что Он воскрес. Аминь.
Божественная литургия
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сорок мучеников, говорят святые отцы, освящают святую Четыредесятницу. Каждый день — мученичество, отдача своей жизни за Христа. Таков главный, предельный ориентир Великого поста. Потому в течение всего Поста Церковь обращается в своих молитвах в первую очередь к мученикам. Страданиями за Христа святые мученики Севастийские уподобились спасительной Страсти Христа. Страданиями за Христа приобщились Кресту Христову, которым победили диавола. Они прошли сквозь огонь и воду и вошли в Царство Небесное.
Многими скорбями идет Церковь. Да будут для нас скорби спасением, потому что мы видим, что не все среди скорбей могут принести поклонение Кресту Христову — устоять в верности Господу. Так было с самого начала. И так будет до самого конца. Как от двенадцати апостолов отпал один, посвященный вместе с другими в сокровенные тайны Христовы, так и от сорока мучеников — не выдержавший испытания воин — в момент, когда венец славы уже был готов сойти на него. Но свято место пусто не бывает. Как апостол Матфий был избран на место отпавшего Иуды, как Савл из гонителя Церкви превратился в величайшего проповедника спасения, так было и с последним сороковым мучеником — внезапно обретшим веру исполнителем казни.
Многие первые будут последними и многие последние — первыми. Многие из тех, кто начинает поздно и мало обещает в вере, иногда — Божиим благословением — достигают большего познания в благодати и большую приносят пользу Церкви, чем те, кто раньше вошли в нее и казались более обещающими.
Услышим это предостережение, чтобы не ослабеть в ревности первой любви, чтобы доброе наше начало не оказалось для нас малозначащим. Воздаяние святым будет не за время их пребывания в Церкви, не по месту, которое они занимают в ней, но по мере достижения ими полноты возраста Христова. Страдающие за Христа в последние дни примут не меньшую награду, чем мученики и исповедники древней Церкви, хотя те были почитаемы в веках. И верные служители Господу наших дней — равное воздаяние с первыми отцами. Более того, многие последние христиане будут прославлены больше первых.
В сегодняшнем Евангелии хорошо показано, как Бог спасает всех от праздности и нищеты. Он призывает нас от торжищ мира сего. Душа человеческая стоит, всегда готовая к тому или иному служению. Мы работаем либо нечестию, либо праведности. Диавол своими искушениями нанимает себе работников — пасти свиней. Бог Своим благовестием нанимает работников в Свой виноградник возделывать его, предлагая райскую работу. Мы должны сделать выбор. Пока мы не начнем служить Богу, мы стоим целый день нашей жизни праздно.
Церковь — Божий виноградник. Бог насадил его, огородил его, поливает его и взращивает. Мы должны трудиться в винограднике, быть соработниками Бога, а не лениться. Дух праздности ведет во ад, но кто стремится на небо — трудится, не уставая. Каждый из нас должен возделывать свой виноградник — свою бессмертную душу, она — Божия.
Каково будет воздаяние за этот труд? Динарий. Дневная плата за дневной труд, достаточная для поддержания жизни один день. Время нашей жизни — день. Это краткое время. Воздаяние — на вечность, труд — на один день. Как необходимы нам вера и терпение! День клонится к вечеру. Еще немного — и мы обретем награду. Разные часы дня в притче — разный возраст человеческий, когда мы обращаемся по-настоящему ко Христу. Одни — юные, их посылают в виноградник рано утром. Те, кто рано призван, не должны медлить, чем раньше они пойдут, тем лучше. Другие — в возрасте зрелости — в третий, в шестой, в девятый час. Сила Божественной благодати призывает иных, когда они живут среди мирских утех или среди нечестия противления, как апостол Павел, как преподобная Мария Египетская.
У Бога есть труд для всякого возраста. Не бывает такого времени, когда было бы поздно обратиться к Богу. Прошедшее время жизни могло быть отдано служению греху. Но Господь говорит: «И вы также идите и трудитесь в винограднике». Бог не отвергает никого, кто хочет быть с Ним. Некоторые призываются в виноградник Божий в старости, в одиннадцатый час, когда день жизни походит к концу. И остается один только час до двенадцати. Но пока человек жив, есть надежда. Есть надежда для старых грешников в том, что и они могут быть приведены к покаянию. Нет ничего слишком трудного для всесильной благодати Христовой. Никодимы могут снова родиться, когда они стары. Однако пусть никто на этом основании не откладывает покаяния до старости. Они были посланы в виноградник в одиннадцатый час, это правда. Но никто не нанял их, не предложил им его до этого.
И вот час воздаяния. Мы должны терпеливо ждать его, живя по часам Господа нашего. Каждый получил по динарию. Хотя есть на небесах различные степени славы, но всем будет дана полнота блаженства. Каждый сосуд на небе будет наполнен до краев, хотя сосуды и не одинаковой величины. Дар платы за целый день тем, кто сделал только десятую часть работы показывает, что Бог воздает не по долгу, а по державной Своей власти, по благодати.
И вот — еще не на небесах, а в преддверии небес — иные работники вступают в спор со своим господином, обвиняя его. Не потому что они недостаточно получили, а потому что другие получили столько же, сколько они, не претерпев ни тяжести труда, ни зноя. Если Бог воздает кому-то чего-то больше чем нам, у нас не должно быть оснований для недовольства, потому что Он дает нам несравненно больше, чем мы заслуживаем.
«Или глаз твой завистлив, оттого что Я добр?» — говорит Господь. Природа зависти — завистливый глаз. Глаза часто — входы и выходы этого греха. Зависть — уничтожение подобия Божия. Бог — добр, и творит добро, и радуется добру. Зависть — прямое нарушение двух главных заповедей о любви к Богу и о любви к человеку. Завистью вошла в мир смерть, и всякий раз входит, когда мы допускаем ее в свое сердце. Радоваться с радующимися — это рай, Царство Небесное. Так последние будут первыми и первые — последними.
Кто знает, может быть, Церковь в последние дни процветет больше, чем когда-либо. Какие работники будут посланы в виноградник в одиннадцатый час, и как обильно может излиться на них благодать Духа? И сколь многие должны страшиться, чтобы не оказаться в конце лицемерами. Ибо много званых, а мало избранных. Многие из внешних званы премудростью Божией, но отвергли ее, как слышим мы в дни Великого поста в книге Притчей (Притч. 1, 24). Мало избранных христиан по сравнению с множеством тех, кто только по имени христиане. Прикосновение Креста Христова к этому миру заключает нашу земную жизнь в более тесные границы, потому что она заключается в служении и самоотдаче. Но Господь Своим Воскресением и подвигом бесчисленных древних и новых мучеников дарует нам свидетельство, что значит любить Бога и что значит жить. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
21-22 марта 2009 г.
Добавить комментарий