Методы
исследования
телевизионных
передач
(CMPA,
PTC)
Насилие
на
телевидении
"Насилие
на
телевидении"
- это
исследование,
которое
проводилось CMPA
в 1998-1999 годах.
Center
for Media and Public Affairs (Исследовательский
Центр по
вопросам
масс-медиа и
общественным
отношениям) -
независимая
исследовательская
организация,
занимающаяся
научным
анализом
того, как СМИ
освещают
общественные
и
политические
проблемы.
Интернет-страница:
www.cmpa.com. Руководят CMPA
Роберт и
Линда Лихтер.
Руководители
Центра
подчеркивают,
что многие
исследователи
ищут насилие
на
телевидении
совсем не там,
где оно
действительно
есть.
Согласно CMPA,
насилие
концентрируется
в рекламе, на
кабельном
телевидении
и в
мультфильмах,
а не в обычных
фильмах и
передачах.
Приступая
к анализу, CMPA
вычленяет
четыре
разных
телевизионных
жанра:
сериалы,
телефильмы,
телеспектакли,
музыкальные
видеоклипы.
Для
чего?- каждый
из жанров,
считают в CMPA,
имеет свои
законы, и,
соответственно,
должен
оцениваться
несколько
иначе.
Телефильмы
исследуются
только те,
которые
входят в
числе 25 самых
популярных.
При
исследовании
кабельного
телевидения
учитывается
объем
аудитории
каналов, то
есть более
популярные
исследуются
более полно,
чем
непопулярные.
Все
это
позволяет
более
адекватно
оценить: что
же
выливается
на головы
телезрителей.
Музыкальные
видеоклипы CMPA
записывало
на MTV
- самом
популярном
музыкальном
телеканале.
Эксперты
проанализировали
четыре дня
телепоказа
по 24 часа в
каждом. Дни
выбирались
наугад, из
исследования
исключались
все
новостные
программы,
ток-шоу,
реклама и так
далее. В конце
концов для
исследования
осталось 189
видеоклипов.
Всего
исследование
CMPA
включило в
себя 573
телепродукта:
сериалы,
телефильмы,
телеспектакли
и видеоклипы.
В них
отмечено 8350
сцен насилия,
большая
часть
которых - 4204 -
относится к
грубому
насилию.
В
каждом из
продуктов
эксперты
отмечали:
сцену
насилия, кем
это насилие
произведено,
общий смысл
этого акта
насилия в
контексте
повествования.
Что
такое
насилие?
Насилие в
рамках
исследования
CMPA - это любое
намеренное
применение
физической
силы или
оружия в
попытке
достичь цели,
вызвать
результат,
остановить
чье-либо
действие, под
воздействием
гнева, в
попытке
защититься
от нападения,
достичь
материальной
выгоды или
запугать
другое лицо.
Отмечалось
насилие
показанное
прямо на
экране или
его
непосредственное
следствие.
Угрозы и
описания
насилия не
отмечались.
Исключены
были
ненамеренные
столкновения,
насилие в
ходе
спортивных
состязаний:
правильные
удары в боксе,
задержки в
хоккее в
рамках
правил этого
вида спорта и
так далее.
Засчитывалось
насилие как
нарушение
правил в
спорте.
Ураганы,
землетрясения
и прочие
стихийные
бедствия не
считались.
Нападения
животных на
человека не
считались
актами
насилия, за
исключением
тех случаев,
когда один
человек
использует
животное как
орудие для
нанесения
вреда
другому.
Угрозы
отмечались
как акты
насилия, если
сопровождались
угрозами
оружием и т.д.
Эксперты
CMPA
различают
серьезное
насилие от
незначительных
стычек.
Серьезное
- это то,
которое
вызывает
телесные
повреждения
или смерть (даже
если сама
смерть не
показана на
экране).
Например,
человек
стреляет в
другого из
пистолета -
это акт
серьезного
насилия.
Изнасилование
и серьезные
побои - также
отнесены к
серьезному
насилию.
Толчки,
и прочие не
угрожающие
жизни
столкновения
отнесены к "слабому"
насилию.
Основная
единица
измерения в
методике CMPA -
это "сцена".
Сцена - это
серия
взаимосвязанных
действий и
диалогов,
которая
происходит в
одном и том же
месте, в одной
и той же
обстановке и
с одними и
теми же
персонажами.
Одна сцена
может
включать в
себя один или
несколько
актов
насилия.
Например, в
ходе драки
люди наносят
друг другу
много ударов.
Это
считается
как ОДНА
сцена
насилия.
Если
наступает
любой
перерыв в
действии,
изменяется
место драки
или в нее
включаются
или из нее
выбывают
участники,
тогда это уже
новая сцена
насилия.
Подсчитывая
сцены
насилия, а не
отдельные
удары, CMPA
удается
лучше
оценивать
насилие в его
смысловом
контексте.
Четыре удара,
нанесенных в
разных
местах и
разными
людьми,
воспринимаются
зрителем
совсем иначе,
чем четыре
удара в одной
драке.
Разделение
на сцены
позволяет
более точно
оценивать
серьезность
насилия.
В
ходе
программы
насилие
может
принимать
разные формы,
переходя от "мягкого"
к серьезному.
Так, то, что
начинается с
невооруженной
драки,
кончается
выстрелом из
пистолета.
Это будет
считаться
как ДВЕ сцены
насилия,
поскольку
появление
нового вида
оружия
радикально
меняет
характер
сцены.
Например,
показана
драка на
кулаках. В
ходе драки
один из
участников
достает нож и
угрожает
другому.
Тогда тот в
ответ
достает
пистолет и
стреляет в
нападающего.
В рамках
исследования
CMPA
это
считается
как ТРИ сцены
насилия:
простая
драка, угроза
оружием и
серьезное
насилие.
Отмечалось
и то, когда
показывается
насилие, и как
отдельное -
непосредственное
следствие
его (пулевые
отверстия в
окровавленной
стене, или
окровавленный
труп).
Исследователи
отмечали и
контекст в
котором
насилие
происходит.
Без этого
невозможно
оценить:
одобряется
ли насилие
или оно
показано для
осуждения
насилия.
Эксперты
отмечали:
законное ли
это бы
применение
насилия,
какие
эмоциональные
и физические
последствия
оно вызвало,
кто
ответственен
за это
насилие и
какие мотивы
им двигали.
Важным
оказалось и
то, что
указаны
последствия
насилия.
Отмечены
и случая и
прямого
осуждения
насилия.
Непристойность
на
телевидении
Это
исследование
CMPA
проводилось
в 1998-1999 годах.
Для
исследования
были взяты
телесериалы
и телефильмы,
художественные
фильмы и
музыкальные
видеоклипы.
В
качестве
метода
применялся
научный
контент-анализ
сцен в 248
сериях
сериалов, 50-ти
телефильмах
с самым
высоким
рейтингом, 50-ти
художественных
фильмах в
прокате 1998
года, а также 189
различных
виеоклипах
на MTV.
В
каждой из
сцен
исследовались
образы и
далоги, а
также тексты
песен с
сексуальным
содержанием. (Сцена
- сегмент
действия или
диалога,
происходящих
в одном и том
же месте и в
один и тот же
отрезок
времени с
теми же
персонажами).
Ругательства,
грубые и
непристойные
выражения на
телевидении
Это
исследование
1998-1999 годов.
В
ходе него
эксперты CMPA
отмечали
непристойные
и грубые
выражения,
иносказательные
и шутливые
выражения
сексуального
содержания.
Ругательства
были
разделены на
грубые и
мягкие.
Грубые - это
мат.
Учитывалось
также то, кто
ругается на
телеэкране,
назначение
этих
ругательств (выражение
гнева,
насмешка и т.д.).
Отмечалось
и то:
одобряется
ли такое
ругательство
в контексте
програмы или
осуждается.
День
из жизни
телевидения
CMPA
разработал
такой
интересный
формат
исследования,
как "день из
жизни
телевидения".
Задача этого
исследования
- не строго
научная.
Центр ставил
своей целью
обратить
внимание
общества на
те модели
поведения,
которые
пропагандируются
на
телевидении.
Центр считет,
что это даст
импульс
дальнейшим
исследованиям
положения с
нравственностью
на
телевидении.
В
1992 году в
первый
четверг
апреля
эксперты
проанализировали
18 часов
телепередач
на десяти
каналах (с 6.00 до
24.00). Тогда было
отмечено 1846
сцен насилия.
То есть речь
идет о более
чем 10-ти
сценах
насилия в час
на каждом из
каналов.
Важно, что
отмечено
оказалось
вообще все,
что показано,
а не только
детские
передачи или
"семейный
час".
В
работе
принимали
участие три
специально
подготовленных
эксперта. В
течение двух
недель они
обучались
применению
системы
классификации
насилия и
лишь затем
приступили к
анализу
телепрограмм.
Совпадение
данных
находилось в
пределах 79%.
Эксперты
смотрели
видеокассеты
с
телепередачами,
отдельно
изучая
каждую сцену
насилия.
Оценке
подвергались
все части
программы: от
вступительных
титров и
заставок до
реклам после
передачи.
Реклама
подвергалась
тому же
анализу, что и
прочие
передачи.
В
1994 году такое
исследование
повторили, и
оно показало
рост насилия.
В
1995 году CMPA
провело
исследование
"дня на
телевидении"
в первый
четверг
октября.
Поскольку
исследование
охватывает
только один
день, то его
результаты
нельзя
автоматически
распространять
на весь
телевизионный
сезон. Однако
данные
оказались
весьма
красноречивы.
PTC:
формат "час в
день"
С
13 по 26 мая 1999 г.
американский
Parents Television Council
(Семейный
Совет по
делам
телевидения)
изучал
развлекательные
программы в
течение
традиционного
"семейного
часа": с 20.00 до 21.00
ежедневно,
кроме
воскресных
дней, когда "семейный
час"
считается с 19.00
до 21.00.
В
тех случаях,
когда
трансляция
передачи
начиналась в
течение
семейного
часа (скажем,
в 20.30), но
заканчивалась
после него (скажем,
в 21.30), то
оценивалась
вся передача
целиком.
Исследование
охватило 60
отдельных
передач при
общем объеме
в 45 часов
вещания.
PTC
исследовал
основные
телеканалы:
Эй-би-си, Си-би-эс,
Фокс, Эн-би-си,
Ю-пи-эн и
Уорнер
Брозерс.
Оценивая,
что есть
непристойность
на
телевидении,
эксперты PTC
включали в
статистику
прямые или
косвенные
упоминания о
сексе в
диалогах
участников
передачи. В
статистику
включались
любые намеки
на половую
жизнь или
половое
возбуждение
в прошлом,
настоящем и
будущем.
Поцелуи,
ухаживание
или
отдаленные
намеки - не
включались в
статистику.
Это, можно
сказать,
весьма "либеральный"
подход, и
поэтому
число
сексуальных
сцен в
статистике PTC
оказалось
меньше, чем у
других
исследовательских
организаций.
Что
касается
ругательств
и
непристойных
выражений, то PTC
не включает в
статистику
мягкие
ругательства
типа "а пошел
ты", следуя в
этом за
общественной
нравственностью,
которая
сейчас более
свободно
относится к
таким
выражениям,
чем лет 15 тому
назад.