Cosmo - это успех?

 

Елена Вербицкая

 

 

"Cosmo - это успех!" - самоуверенно внушает нам реклама самого известного и дорогого женского журнала. Кто же в наше время не стремится к успеху? Может быть, журнал может открыть своим читателям секреты его достижения?

Я открываю взятый наугад номер (январь 2000г.) и читаю:

- "Загадки сексуального аппетита";

- "Запах основного инстинкта"

- "В постели с французом" (заметки из Парижа);

- "Мужской стриптиз - Опыт журналистского наблюдения".

и, наконец, -

- "15 шокирующих секс-признаний наших читательниц;

 

Да, кажется, что такое представление о женском успехе несколько однобоко...

Но вот, наконец, нашлась и статья об успехе: "Cosmopolitan-Yaris. Профессиональный успех-99". Итак, знакомьтесь: победительница в номинации "Финансы и бизнес" и обладательница "Гран-при" Рамиля Саитова, г. Уфа.

"Успехи этой женщины действительно впечатляют. Всего несколько лет назад она была домохозяйкой, имевшей в "сухом остатке" диплом Московского института народного хозяйстве, дочку, мужа, игравшего в оркестре на гобое и полное безденежье. Сегодня Рамиля - владелец, учредитель и президент торгового дома "Добрый день"... Сегодня в подчинении у Рамили - 127 сотрудников, и она даже создала при компании футбольную команду. А два года назад наша победительница "между делом" родила своей 8-летней дочке Наиле братика Акима".

Остается только догадываться, как себя чувствует рожденный "между делом" малыш Аким, пока его бизнес-мама разрывается между торговым домом "Добрый день" и футбольной командой. Но, возможно, Рамиля Саитова - настоящая супер-леди и действительно все успевает. Интересно другое. О том времени, когда она была домохозяйкой сказано довольно пренебрежительно: "...она имела в "сухом остатке" диплом, дочку и мужа, игравшего на гобое".  То есть женщина, посвятившая себя семье, быть успешной с точки зрения общества не может.

И такое представление об успехе стало в нашем сознании доминирующим.  Семейные ценности не входят в наше представление о женском успехе, и, тем более, о мужском. Женщине в наше время непрестижно быть домохозяйкой и рожать детей. Мы дошли до того, что аборт в том  случае, если ребенок мешает карьере матери, не осуждается обществом, в том время как порицанию подвергается многодетная мать: "Зачем плодить нищету?". Преуспевающему мужчине престижнее иметь молодую любовницу, чем сохранять верность своей жене. Холостяк, часто меняющий партнерш и прожигающий свою жизнь в погоне за удовольствиями, считается человеком, который дорожит своей свободой. Есть даже марка дорогих духов, которая называется "Эгоист".

Если еще сотню лет назад женщина, не вышедшая замуж, иронично называлась в народе "старой девой", то теперь такая женщина - самостоятельная и самодостаточная. Более того, сейчас хотеть замуж - стыдно, и девушка, чтобы не казаться белой вороной среди подруг, должна скрывать это свое желание, делая вид, что ее вполне устраивают свободные отношения с мужчинами. Женщине, которой традиционно отводилась роль хранительницы домашнего очага, навязывается худший мужской стереотип поведения -  свободная любовь при отсутствии взаимных обязательств.

"Я не хочу замуж. А ты?" - вопрошает полураздетая красавица с глянцевой обложки (сентябрь, 99). "Сколько мужей тебе надо для счастья?" - интересуется другая (май, 97). "Любить ли своих любовников?" - вот в чем вопрос (май, 95). "Армия любовников. Как разбираться с мужчинами, если у тебя их несколько?" (сентябрь-октябрь 95) - действительно, сложная проблема! А вот и выход из этой пикантной ситуации: "Любовь втроем. Нетрадиционная модель" (ноябрь 98).

Мне не встретилось ни одной статьи о женщине, которая мечтает иметь ребенка. Действительно, зачем нужен ребенок в нетрадиционной "семье" втроем? Зато есть рассказ о женщинах, которые своих детей бросают, она называется "Пролетая над гнездом кукушки" (февраль 2002). В ней дается портрет женщины, которая оставляет ребенка в роддоме:

"Оказалось, что ни материальный, ни социальный фактор здесь особой роли не играет. Зато большую роль играет семейная история. Семейная история мамы-отказницы - такова. Она росла в семье либо неполной, либо такой, где семейные связи не были сильными. У нее была бесконечно холодная мама, которая отвергала ее (не обращала внимания, сдавала в детдом, в интернат, на пятидневку, абсолютно забрасывала в подростковом возрасте)... Ее кормили-поили, но не любили, слишком много времени посвящали карьере в ущерб общению с дочерью, уезжали на комсомольскую стройку и отдавали ее кому-то бесконечно далекому..."

Вот, оказывается, каковы отдаленные последствия "женского успеха" в современном понимании - это брошенные дети, разрушенные судьбы, одиночество и раскаяние в старости. И это неудивительно. Ведь успех бывает истинным и мнимым, сиюминутным. И, как бы не старались такие журналы, как "Cosmopolitan" провозгласить нравственное падение критерием успеха, не может быть долговременным успех, требующий отказа от христианских нравственных ценностей.

Путь к настоящему успеху бывает порой долог и тернист, он требует жертвы ради своих ближних и тяжелого, иногда неблагодарного на первый взгляд труда. Истинный успех несовместим с духовными компромиссами.

"Ибо по плодам их узнаете их" (Мф. 17:16).

 

На главную страницу