Досье на ислам

 

Четыре меча и один джихад

 

"Я пролью свою кровь за Тебя, о Палестина!

Чтобы вернуть наши земли.

Я не боюсь самоубийства,

Аллах примет меня, я стану мучеником.

Джихад – моя судьба, моя жизнь".

 

Палестинская детская песня

 

Западный мир давно знал об антиеврейской, антихристианской и антиамериканской риторике экстремистских мусульманских группировок. О джихаде здесь думали примерно так: одна из этих мусульманских штучек, что-то связанное со спорами вокруг Ближнего Востока.

После событий 9:11 тема джихада вдруг завладела умами американцев, и всех, кто хоть что-то знал об исламе, буквально силой тащили на телевидение, в прессу. И все потому, что джихад упоминался в факсе Усамы бен Ладена, полученном Катарским телеканалом Аль-Джазира. 1)

Бен Ладен призывал пакистанских мусульман принять участие в джихаде против США. "Мы призываем наших мусульманских братьев в Пакистане всеми силами препятствовать американским крестоносцам в их нападении на Пакистан и Афганистан… Я заверяю вас, дорогие братья, что мы твердо идем по пути джихада, чтобы сокрушить новый еврейский поход на ислам". Эти и подобные им заявления поставили мусульман и не мусульман перед вопросом: есть ли основания у таких заявлений? Неужели все мусульмане обязаны воевать на стороне талибов?

Получается, что, выступив против мусульманских государств, немусульманские страны непременно подвергнутся атаке со стороны мусульман всех стран и народов.

Мусульманские круги обсуждают вопрос о джихаде в течение долгих веков, начиная со времен крестовых походов. Когда следует объявлять джихад? Кто имеет право объявлять его? Какое значение имеют границы между государствами, и какой вес – договоры между ними? Какова конечная цель джихада?

Коран содержит ряд расплывчатых формулировок, и они толкуются самым различным образом. И, все же, несмотря на все разногласия, мусульманский мир имеет некоторое общее представление о джихаде.

 

Сущность джихада

 

Арабское слово "джихад" имеет ряд значений и переводится по-разному: от "священной войны", до "проповеди христианских миссионеров" 2).

Практические толкования джихада можно разделить на три группы, и мы избрали трех авторов, их представляющих. Это Рудольф Петерс (Rudolph Peters), профессор Амстердамского университета, Маджид Хаддури (Majid Khadduri), уроженец Ирака и член научного совета Института Ближнего Востока, а также Иммануил Севан (Emmanuel Sivan), профессор Еврейского университета в Иерусалиме.

Профессор Петерс определяет джихад, как "любой поступок, который человек считает правильным с моральной точки зрения. Джихад не всегда связан с религией или вооруженной борьбой".

Хаддури предлагает иное толкование, резко отличное от Петерса:

"Термин "джихад" происходит от глагола "джахада" (существ. джухд), означающего "напрягать (силы)". В богословии и судебной практике это значит прилагать все силы для следования путем Аллаха, то есть распространять веру в Аллаха и добиваться, чтобы Его воля распространилась на весь мир… В широком смысле "джихад" не означает непременно войну или борьбу, поскольку целей джихада можно добиваться как военными, так и мирными способами. Джихад – это способ религиозного убеждения, которое может проводиться и с помощью проповеди, и с помощью оружия" 3).

Как мы видим, определение Петерса значительно шире, и оно оставляет поле для субъективного определения того, что "правильно с моральной точки зрения". Хаддури подчеркивает, что джихад не всегда связан с насилием, но одновременно указывает, что у джихада есть одна цель: подчинение исламу всего мира.

Хаддури развивает свою мысль, цитируя Мухаммада ибн аль-Хасана Шайбани, самого первого мусульманского автора, составившего законы о войне и мире. 4) Этот автор описывает "четыре меча", которыми ислам борется с многобожниками, отступниками, народами Книги (то есть евреями и христианами) и раскольниками. Мусульмане должны предложить всему окружающему немусульманскому миру на выбор: подчиниться исламу или подвергнуться джихаду, то есть в данном случае войне. Народы Книги имеют третий выбор: они должны заплатить откуп и занять в исламском обществе место граждан второго класса.

Итак, Хаддури здесь указывает на насильственный характер джихада, в отличие от Петерса. Общая цель – подчинение всего мира Исламу, и относительно этой цели все люди делятся на три группы: мусульмане, неверные и народы Книги.

Иммануель Сиван предлагает третье объяснение, подробно описывая конфликт между мусульманской и немусульманской частями мира.

Он пишет: "Обитаемая вселенная разделена на две части. Первая: владения ислама (дар аль-Ислам), где действуют законы шариата. Вторая: поле битвы (дар аль-харб), где ислам не имеет власти. Таким образом, закон шариата является ключевым для исламского общества, и раз эти законы не действуют на поле битвы, то две части мира всегда противостоят друг другу с оружием в руках.

Впрочем, исламская юриспруденция всегда очень прагматична. Поэтому доктрина джихада признает, что перевес сил не всегда находится на стороне мусульман. Тогда оправданы мирные отношения с немусульманским миром, впрочем, любые договоры должны подписываться на ограниченный срок, а не навсегда. Ислам, таким образом, допускает перемирие с неверными, но не вечный мир. Такие перемирия могут продлеваться, пока это будет выгодно мусульманскому миру". 5)

Согласно Сивану, конечная цель ислама – привести весь мир в подчинение себе, однако мусульманская религия вовсе не должна кончать самоубийством, бескомпромиссно следуя этой цели. Мусульмане допускают перемирие с неверными ради выживания веры и ее дальнейшего распространения. Если же перевес находится на стороне ислама, то религия обязывает мусульман подняться и подавить все окружающее, заставив исповедать, что Аллах – это Бог, или умереть. До той поры мусульманские страны находятся в перемирии с окружающими странами и накапливают силы для великого дня будущего джихада.

Итак, определение профессора Петерса самое политкорректное, самое удобное, поскольку не предполагает настоящей войны, а скорее - индивидуальное стремление к благочестию и к целям, указанным Аллахом. Мир должен быть подчинен исламу с помощью проповеди, а не насильно. Согласно этой мягкой формулировке, мусульмане могут мирно сосуществовать с людьми других вер на одной планете, и даже внутри одной страны.

 

Джихад, как священная война

 

Джихад, как священная война, - тема очень запутанная. Коран дает достаточно расплывчатые определения, которые вроде бы согласуются и с философией насилия, и с философией ненасилия. Поэтому очень трудно дать точную формулировку учения Мухаммеда или Аллаха.

"Скажи, о Пророк, тем, кто не веровали, что если они отвергнутся от своих прошлых грехов, то простится им. Но если они вернутся к своим грехам, то они получат тот же урок, какой получили прежде люди, поступавшие как они. Тогда воюй с ними, преследуй их до конца, пока вера в Аллаха не будет исповедоваться повсюду. А если они обратятся вспять, то знайте, что Аллах – ваш покровитель. Прекрасный это покровитель и прекрасный помощник!" (Коран 8:39-41).

Воинствующие сторонники джихада ссылаются прежде всего на эти слова Корана, когда хотят обосновать свои взгляды. Но Монтгомери Уатт (W. Montgomery Watt) в своем комментарии к Корану указывает, что эти слова относятся к конкретному историческому событию: битве при Бадре в 650 г., когда Мухаммед и его силы вошли в Мекку и захватили город.

Слова Корана: "воюй с ними",- Уатт толкует: "поражение при Бадре так раздражило жителей Мекки, что мира больше быть не могло".7) То есть битва оказалась неизбежной, поскольку мир больше был невозможен. Данные слова, следовательно, описывают совершенно исключительную ситуацию, когда война была совершенно неизбежна, и верующие в нее были уже втянуты.

В Коране также содержатся слова, толкуемые в пользу ненасилия:

"И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте,- поистине, Аллах не любит преступающих! И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда изгнали вас. Ведь соблазн (в данном случае: "агрессия") хуже, чем убиение" (Коран 2:186-187).

Уатт опять же относит эти слова к преследованию Мухаммеда и его последователей в Мекке, то есть, если первый фрагмент не допускает расширительного толкования, то не допускает и второй.  Утверждение же "агрессия хуже, чем убиение" является безусловным, и поэтому сторонники насильственного джихада – в ответ на провокацию или нет – должны прежде попытаться провести какие-то ненасильственные акции.

Коран одобряет оборонительную войну: "Дозволено (воевать) тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены… Поистине, Аллах может помочь им, тем, которые изгнаны из своих домов без права, только за то, что они говорили: "Господь наш – Аллах" (Коран 22:39-40).

Если война объявлена, то Коран и мусульманские богословы дают очень подробные правила, как себя вести на войне. Проф. Петерс сводит их вместе:

"Все богословские школы согласны в том, что нельзя убивать женщин и детей, если они не воюют против мусульман… Относительно других: престарелых, сумасшедших, монахов, больных, слепых, умственно отсталых, крестьян и рабов, - разные школы дают разные предписания. Одни утверждают, что эти людей нельзя убивать. С их точки зрения, убивать можно только способных воевать, независимо от того: воюют ли они в действительности или нет. Поскольку люди, принадлежащие к указанным категориям, обычно не могут воевать, то и убивать их нельзя. Но если они все же воюют, или поддерживают противную воюющую сторону любым способом: дают деньги или советы и сведения, то тогда их можно убивать. Это мнение находит основание в Коране 2:190 и в некоторых мусульманских традициях".

Хаддури рисует похожую картину: "Мусульманские законоведы согласны в том, что мирных жителей, женщин, детей, монахов и отшельников, престарелых, слепых и сумасшедших, преследовать нельзя". Согласно преданию, первый халиф Абу Бакр так наставлял своих последователей:

"Не совершай предательства, не отступай с правого пути. Ты не должен калечить и убивать ребенка, старика и женщину. Не уничтожай пальмовых деревьев, не жги их и не руби плодовых деревьев. Не убивай ни скота, ни овец, ни верблюдов, только разве для своего пропитания. Вы встретите людей, посвятивших свою жизнь монашеству. Оставьте их для того, чему они посвятили свою жизнь".

Хаддури, как и Петерс, указывает исключения из правила о ненападении на мирных жителей: "Если старики и монахи хотя бы косвенно помогают своему народу, то их можно преследовать". Но в наше время это относится ко всем мирным жителям. Например, женщины могут служить в армии, в штабе или в госпитале. Женщины участвуют в экономической жизни, работают на производстве, наконец, платят налоги. Все это означает, что они поддерживают войну, которую ведет их страна против мусульман.

Примерно так же решается вопрос о военных действиях во время священного месяца. Воевать можно, только если противник нападает первым. Это называется "законом отмщения".

"Нарушение священного месяца должно отмщаться во время священного месяца, потому что закон отмщения распространяется на все священные предметы. Кто же преступает против вас, - то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас" (Коран 2:190).

Коран, похоже, намекает, что во время священного месяца хорошо искать примирения с врагом, но если мир установить нельзя, то мусульмане должны возобновить военные действия: "Избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение ("закят" – религиозный налог), то освободите им дорогу" (Коран 9:5).

Итак, Коран описывает джихад, как вполне рациональное ведение военных действий, с целью дальнейшего укрепления ислама. Мир лучше войны, но если мирные средства более не способны привести к подчинению исламу, тогда можно прибегнуть к войне. Если война объявлена, то следует воевать по определенным правилам, но беспощадно.

 

Кто имеет право объявлять джихад?

 

В 1991 г. религиозное руководство Саудовской Аравии вынесло фатву, одобряющую джихад против Саддама Хуссейна. Основанием послужила самооборона. В то же время сам Хуссейн объявил о начале джихада против США. Это вынудило мусульманские круги задуматься: "Кто имеет право объявлять джихад?".

 Сунниты (большинство мусульманского мира) прежде считали, что объявлять джихад может правящий халиф. Но халифат прекратил свое существование в 1924 г. И тогда ведущие суннитские законоведы объявили: "Любое законное мусульманское правительство имеет право объявления джихада". 7) Если так, то почему все мусульманские страны не начали войну против США, когда афганские талибы объявили Штатам джихад?

Ответ будет по необходимости непростым. В данном случае мусульманский мир опять-таки соблюдает равновесие между общей целью распространения ислама и законом самосохранения исламских государств.

Хаддури указывает, что уже первые халифы обращались к соседним мусульманским племенам, призывая их к участию в войне за общее дело. С другой стороны, "командиры пограничных войск… были всегда готовы отразить атаку. Если враг переходит границу, то джихад становится долгом каждого мусульманина, и все жители должны с оружием в руках изгнать захватчика".

Когда мусульманская страна подверглась нападению, то нет необходимости в формальном объявлении джихада, он объявляется как бы автоматически. Поэтому, разумеется, исчезновение мусульманских халифов не мешает и сегодня объявлению джихада.

Коран опять-таки не дает ясного определения по этому вопросу, поскольку он вообще не позволяет начинать агрессивную войну.

 

Кто должен принимать участие в джихаде?

 

Многие мусульманские законоведы считают, что участие в джихаде обязательно для каждого мусульманина, кроме калек, детей и женщин. Это вроде бы утверждается в следующих словах Корана:

"Нет тягости ни на слабых, ни на больных, ни на тех, которые не находят, что расходовать, если они искренны перед Аллахом и Его посланником! Нет пути против делающих добро. Поистине, Аллах прощающ, милосерд!

Нет тягости на тех, которым, когда они придут к тебе, чтобы ты их отправил, ты говоришь: "Я не нахожу, на чем вас отправить". Они отворачиваются, и глаза их полны слезами от печали, что они не нашли, что расходовать. Путь лежит только на тех, которые просят у тебя разрешения, а сами богаты. Они были бы довольны оказаться с оставшимися; наложил Аллах печать на их сердца, так что они не знают. Они будут извиняться перед вами, когда вы вернетесь к ним. Скажи: "Не извиняйтесь, никогда мы не поверим вам! Уже сообщил нам Аллах вести о вас. Увидит Аллах ваше дело и посланник Его. Потом вы будете возвращены к ведающему скрытое и явное, и Он сообщит вам, что вы делали!"

Они будут клясться Аллахом пред вами, когда вы вернетесь к ним, чтобы вы отвернулись от них. Отвратитесь же от них: ведь они – мерзость, и убежище их – геенна, и воздаяние за то, что они приобретали!

Они клянутся пред вами, чтобы вы удовлетворились ими. Но если вы и удовлетворитесь ими, то ведь Аллах не удовлетворяется народом распутным!" (Коран 9:92-97).

Коран предполагает лишь несколько исключений из правила о том, что все мусульмане должны воевать. А тем, кто избегает участия в джихаде, положена даже не смерть, а жизнь в геенне. Уатт толкует этот фрагмент так же исторически, указывая, что бедные люди, не имеющие средств участвовать в джихаде, описываются как "бедные племена, такие как Джухайна и Музайна". Здесь интересно то, что освобождение от джихада  дается не отдельным лицам, а целым сообществам. И напротив, получается, что богатые племена должны в большей мере принимать участие в джихаде.

Во всяком случае, мусульманин и сегодня может прибегнуть к такому оправданию, если он не хочет участвовать в джихаде.

С другой стороны, личные убеждения не могут служить оправданием для неучастия в войне. Коран повелевает:

"Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными" (Коран 9:29).

Уатту кажется странным, что люди Книги ("которым ниспослано писание"), то есть христиане и иудеи, объявляются не верующими в Бога.

Этот приказ Корана не только обязывает каждого мусульманина воевать, но также предписывает намеренное насилие по отношению к конкретной группе людей: "людям Книги", которые не следуют Аллаху и Его предписаниям. Это явно противоречит тому описанию ограниченного джихада в ответ на агрессию, которое содержится в других частях Корана и предания.

 

Заключение

 

Джихад – это реальное понятие, как в общем значении "стремления" и, соответственно, индивидуального стремления к истине, и в более широком смысле исламской священной войны. Коран рисует несколько расплывчатую картину джихада, но некоторые вещи объяснены с предельной точностью.

Священная война разрешена – и даже обязательна – в случае самозащиты, особенно со стороны неверных. В Коране не учитывается современное деление исламского мира на независимые государства. Поэтому не вполне ясно, должна ли вести джихад только та страна, которая подверглась агрессии, или за нападение на нее в джихад вступает весь мусульманский мир. Этот вопрос является открытым, и о нем уже десятилетия спорят мусульманские законники.

Джихад агрессивный – вопрос более сложный. Ислам определенно стремится к мировому господству. Весь мир делится на три категории: верующих, порабощенных исламом ("униженных") и неверных. Конечная цель джихада – истребить третью категорию и привести весь мир в подчинение исламу.

Однако Коран предписывает рационально проводить политику джихада. Это допускает заключение договоров и временных перемирий с противником, ради собирания сил в ожидании подходящего времени для атаки. Договоры надо соблюдать, но только до истечения срока их действия. Затем возобновляются попытки подчинить себе весь мир.

Исламские страны должны стараться убедить окружающие народы в правоте ислама. Если же это убеждение не действует, и ислам обладает достаточными ресурсами для войны, надо проводить джихад и вести его против неверных, евреев и христиан.

Наконец, есть ли религиозные основания для джихада против Америки? Конечно, есть.

США, как политическое образование, не признают Аллаха. Законы, действующие в американском обществе, не отражают норм Корана. США, таким образом, - нация неверных, евреев и христиан, которые еще не "унижены". Как резюмирует Иммануил Севан, "в рамках нормальной (не мессианской) истории в принципе не может быть конца попыткам ислама подчинить себе весь мир".

 

Агентство федеральных расследований "FreeLance Bureau"

 

1 "Text of Alleged Bin Laden Fax," CBS News, 24 September 2001

2 Rudolph Peters, Islam and Colonialism: The Doctrine of Jihad in Modern History. The Hague, Netherlands, 1979

3 Majid Khadduri, War and Peace in the Law of Islam. Baltimore, 1955, 55-56

4 Douglas E. Streusand, "What Does Jihad Mean?" September 1997: 5 December 2001

5 Emmanuel Sivan, "The Holy War Tradition in Islam," Orbis, 42, no. 2, 1998, 171

6 W. Montgomery Watt, Companion to the Qur'an: Based on the Arberry Translation. London, 1967

7 Richard N. Ostling, "Islam's Idea of Holy War," Time, 11 February 1991

 

 

 

 

 

На главную страницу