Джеймс Добсон
ТЕЛЕВИДЕНИЕ И НАСИЛИЕ
Как вы
относитесь к
телевидению?
Следует ли
родителям
контролировать
выбор
программ,
которые
смотрят их
дети?
Большая
часть
программ,
показываемых
по
телевидению,
просто
ужасна! По
оценкам
доктора
Джеральда
Луни из
Университета
Аризоны, к
тому времени,
когда
ребенок
вырастет от
дошкольного
возраста и до
14 лет, он
увидит по
телевидению 18
тысяч
убийств и
бесчисленное
множество
жестокостей,
бессмыслиц,
чистейшего
вздора и
глупостей. А
доктор Сол
Кейпел
установил,
что большую
часть
времени
ребенок
тратит не на
занятия в
школе и
общественные
дела, а на
просмотр
телепрограмм,
общая
продолжительность
которого в
детском
возрасте
составляет
примерно 14
тысяч часов.
Это
равносильно
просиживанию
перед
экраном по 8
часов
ежедневно на
протяжении
почти 5 лет.
Есть и
другой
аспект
влияния
телевидения
на жизнь
детей,
требующий
контроля и
регулирования.
Прежде всего,
следует
обратить
внимание на
то, что
телевидение
стало
помехой
общению
между
членами
семьи. Разве
возможно
спокойно
разговаривать
друг с другом,
когда на
экране
мелькает
красочный,
интригующий
сюжет, на
съемку
которого
ушел миллион
долларов?
Меня также
беспокоит
манера
современных
режиссеров
включать в
свои
программы
все
авангардистские
идеи и даже, «перегибая
палку»,
усиленно
искажать их
смысл,
задевать и
осмеивать
принятые в
обществе
представления
о хорошем
вкусе и
благопристойности.
Поступая
таким
образом, они
подрывают фундамент
семьи и всего,
что
составляет
основы
христианской
этики.
Например, в
последние
годы нам
предлагали
посмотреть
потрясающе
забавные
эпизоды и
сюжеты,
посвященные
абортам,
разводам,
внебрачным
отношениям,
изнасилованиям
и такой
ставшей
популярной
теме, как «отец
- идиот». Если
все это и
соответствует
социальным
стандартам,
то все равно
от этих идей,
которыми
пытаются
всех
напичкать,
меня
смертельно
тошнит.
Телевидение,
возможности
которого в
образовании
и
формировании
личности не
имеют равных
по сравнению
с другими
средствами
массовой
информации,
временами
демонстрировало
и свои
истинные
возможности.
Программа «Маленький
домик в
прерии» в
течение
многих лет
была лучшей
программой
для детей.
Поэтому я бы
не советовал
приходить в
отчаяние и
разбивать
телевизор
вдребезги.
Скорее мы
должны
научиться
правильно
определять
его роль в
нашей жизни,
чтобы не
становиться
его рабами.
Когда наши
дети были
маленькими,
мы разрешали
им смотреть
утреннюю
часовую
программу
мультфильмов
по субботам и
получасовую
программу
ежедневно
после
полудня,
которую
заранее
выбирали из
списка
подходящих
для детей
передач.
Такой подход,
по-моему, и
сегодня
вполне
приемлем в
отношении
учеников
начальной
школы.
Если с
телевизором
в доме
связано так
много
проблем, то не
лучше ли
просто
избавиться
от него до тех
пор, пока дети
не вырастут?
В
некоторых
семьях так и
сделали. И я в
восхищении
от того, что у
них хватило
мужества так
поступить. Но
мне думается,
что
телевизор в
доме можно
оставить.
Нужно только
оградить
себя от
опасности
стать его
рабом. Я
советую
вынести этот
вопрос на
семейный
совет и
поговорить в
частности о
том, как
приучить
детей быть
разборчивыми
и
осмотрительными
при выборе
телевизионных
передач.
Кроме
того, очень
важно, чтобы
родители
смотрели
передачи по
телевидению
вместе с
детьми не
только для
того, чтобы
разъяснять
увиденное, но
и для участия
в приятном
общесемейном
занятии. В
этом случае
телевидение
становится
прекрасным
методическим
подспорьем в
обучении, а
также
поводом для
дискуссий по
самым разным
вопросам,
однако при
условии
правильного
использования
всего
материала
передачи.
Меня
очень
беспокоит
воздействие
телевидения
на жизнь
нашей семьи.
Как
контролировать
передачи, не
прибегая к
жестким
методам
наведения
порядка?
По-видимому,
родители
ставят перед
собой три
задачи. Им
хотелось бы,
во-первых,
отслеживать
качество
передач,
которые
смотрят дети.
Во-вторых,
регулировать
время, в
течение
которого
дети смотрят
передачи по
телевидению (даже
хорошие
передачи
могут
оказывать
нежелательное
влияние на
детей, если
они станут
проводить
перед
экраном
слишком
много
времени). В-третьих,
по
возможности
выработать
по отношению
к
телевидению
общую
семейную
политику.
Недавно я
прочитал
описание
системы,
которая
может
оказаться
очень
эффективной
в
осуществлении
всех трех
задач. В ней
предлагалось
родителям
собраться
вместе с
детьми и
составить
сообща
список
приемлемых
для них
передач.
Затем этот
список
отпечатывают
и помещают в
прозрачный
пластиковый
конверт для
пользования
им в течение
недели.
Кроме того,
родители
покупают или
делают сами
пачку
билетов.
Каждому
ребенку
полагается
десять
билетов на
неделю. Ему
позволяют
использовать
их, чтобы «купить»
право
смотреть
передачи из
согласованного
и
одобренного
списка. Когда
его билетики
кончаются,
это означает,
что на
текущей
неделе ему
больше не
придется
посмотреть
телевизор.
Тем самым
ребенок
приучается
аккуратно
расходовать
свое время,
выбирая для
просмотра
только самые
интересные
для него
передачи.
Десять часов
в неделю на
телевизор -
это, пожалуй,
хорошая цель,
к которой
стоит
стремиться.
Мне говорили,
что в среднем
дети
дошкольного
возраста
смотрят
телевизионные
передачи
более 54-х
часов в
неделю. Это
непозволительно
много даже
для ребенка,
который
учится в
начальной
школе.
Предлагаемую систему можно модифицировать, чтобы приспособить к ситуациям или обстоятельствам жизни конкретной семьи. Если существует передача, которую хотят посмотреть все дети, такая, например, как праздничная программа во время Рождества или Дня Благодарения, то на это время можно выпустить побольше билетов. Можно выдавать дополнительные билеты в качестве вознаграждения за какие-либо достижения или за хорошее поведение.
По-настоящему
серьезный
момент
наступает
тогда, когда
родителям
приходится
ответить на
вопрос:
хватит ли им
самым
мужества
следовать
этой системе
ограничений?
Взрослые
зачастую
сами
нуждаются в
установлении
аналогичных
правил
просмотра
телевизионных
передач.
Можно
ли
остановить
льющийся с
экранов
телевизоров
поток
насилия и
разврата?
Мы
располагаем
гораздо
большими
возможностями
влиять на
телевидение,
чем
предполагаем.
Считается,
что каждое
письмо,
которое
получает
режиссер или
продюсер,
представляет
мнение 40
тысяч
зрителей,
которые
думают так же,
как автор
письма,
только
остальные
люди не
находят
времени,
чтобы
взяться за
перо. К тому
же важно
знать, кому
следует
писать. Мне
приходилось
иногда
писать
директорам,
режиссерам,
продюсерам и
административным
руководителям
телевизионных
сетей, но их
реакция была
вялой и
двусмысленной.
Я обнаружил,
что с гораздо
большим
эффектом
можно писать
спонсорам, то
есть тем
людям,
которые
оплачивают
расходы
телекомпаний.
Они
отличаются
большей
отзывчивостью
к нашей точке
зрения, так
как их
финансовые
дела зависят
от симпатий
зрителей к их
телепродукции.
Сообщая им о
своем
несогласии с
тем, что
происходит
на
телевидении,
мы можем
оказывать
существенное
влияние на
содержание
телевизионных
передач. В
этом наш долг!
В
недрах
западной
культуры,
наверное,
должны
существовать
какие-то
мощные
факторы
психологического
характера,
подталкивающие
людей к
насилию.
Вероятно, они
усиливают
отрицательное
влияние
телевидения
и литературы.
Чем вы
объясняете
такую
предрасположенность
людей к
убийствам и
насилию?
Вы задаете вопрос, смысл которого вполне понятен. В дополнение к индустрии развлечений имеется еще один фактор, объясняющий распространение насилия среди людей. Я имею в виду ту враждебность, с которой люди реагируют сегодня на ощущение собственной неполноценности. Предполагается, что любой человек, считающий, что общество его не уважает, ограничивает его права и возможности, должен проявлять возмущение. Так появляются на свет различные движения: за освобождение женщин, чиканос ("Коричневые береты"), Лига в защиту евреев, движение за гражданские права черных американцев, не говоря уже о движении в защиту прав инвалидов. При этом хочется задать вопрос: остался ли хотя бы один человек, который не причисляет себя к какому-нибудь меньшинству, чьи права подавляются? Чувством неполноценности можно объяснить порой даже возникновение войн и межнациональной вражды. Что говорил Гитлер немецкому народу в 1939 году? Он уверял его, что поражение Германии в Первой мировой войне было результатом некомпетентности и просчетов руководителей страны того времени, а в действительности немцы - хоть и униженная, но высшая раса. Он наживал капитал на переживаниях народа, претерпевшего поражение и унижение. У меня складывается подозрение, что готовность и желание немцев воевать подстегивались чувством их собственной неполноценности. Можно привести еще один пример из арабо-израильской войны 1973 года, когда арабы хотели взять реванш за непростительное поражение в Шестидневной войне 1967 года. Весь мир заговорил о неспособности и слабости арабов, и это тогда воспринималось ими более трагично, чем потеря земель, смерть и разрушения, принесенные самой войной. В журнале «Тайм» в номере от 22-го октября 1973 года приводились тогда слова одного арабского журналиста, сказанные им вскоре после начала войны 1973 года «Не важно, отразит ли Израиль в конце концов нашу атаку и перейдет ли он в контрнаступление, чтобы отбросить нас на исходные позиции. Важно то, что в мире больше не будут над нами смеяться».
Факты
последнего
времени
свидетельствуют
о том, что
чувство
неполноценности
становится
сегодня
главной
причиной
резкого
увеличения
числа
изнасилований.
Если бы
единственной
целью
насильника
было половое
сношение, он
мог бы
удовлетворить
свое желание
с помощью
проститутки.
Но в его цели
входит кое-что
еще...
Очевидно, что
большая
часть
насильников
хочет
насладиться
унижением
своих жертв.
Из-за того что
им не удалось
добиться
успеха у
девушек в
молодости,
они
стремятся
доказать
себе свое
превосходство
в
сексуальной
сфере путем
надругательства
над
беззащитными
женщинами.
А что
говорить об
усилении в
последние
годы
агрессивности
и насилия в
американских
школах!
Можно ли связать этот рост с повышением раздражительности и разочарования из-за низкой самооценки? Я склонен полагать, что можно. А как убедительно объяснить вандализм среди школьников, в результате которого разрушается школьное имущество, стоимость которого в целом достигает миллионов долларов ежегодно? Учащиеся чувствуют себя на протяжении учебного дня тупицами, которых никто не уважает, поэтому под покровом ночи они «платят» за это, как могут.
Примеров
можно
приводить
множество. Я
утверждаю:
когда
граждане
ощущают себя
неполноценными
и не
соответствующими
требованиям
общества, это
приводит к
росту
общественного
хаоса во всех
его формах.
Конечно,
существует
много других
причин,
способствующих
росту
насилия, но ни
одна из них не
обладает
столь мощным
эффектом.
Прокомментируйте,
пожалуйста,
факты
проявления
насилия в
нашем
обществе и
выскажите
свое
отношение к
его движущим
силам. Как
избавиться
от этого
бедствия?
Распространение преступности и насилия в современной Америке - это одна из проблем, которая вызывает у меня наибольшую тревогу. Недавно отряд полиции Лос-Анджелеса проводил задержание вооруженного преступника в жилом районе города. Этот человек забаррикадировался в небольшом домике и держал внутри него трех захваченных им детей-заложников. Телевизионной группе удалось заснять убийство одного из детей - мальчика-подростка. Злодей вытащил его насильно из дома, а затем выстрелил ему в голову, после чего покончил с собой. Несчастная юная жертва скончалась на пороге своего дома в луже собственной крови. Я сидел как каменный, чувствуя себя буквально больным, когда эту трагедию показывали по телевидению во всех красках.
Когда я увидел неподвижные, остекленевшие глаза умирающего ребенка, в моей голове пронесся поток разнообразных мыслей и чувств. Вместе с чувством глубокой жалости и угрызениями совести во мне вспыхнули негодование и возмущение, которые накапливались внутри меня годами. Я был возмущен теми, кто провоцирует насилие в нашем обществе. Меня возмущали и миллионы тех, кто, по-видимому, наживается на насилии. Мой гнев обратился на создателей фильмов, таких, как Сэм Пекинпа, готовых весь экран залить потоками крови и заполнить суперменами. Я был зол на покровителей и владельцев театров, которые превратили представления в мясорубку с выпусканием потрохов. Я злился на телевизионные компании за то, что они постоянно показывают нам полицейские истории со стрельбой, глупыми погонями на автомобилях и приемами каратэ. Я негодовал на Верховный Суд за то, что он легализовал те миллионы абортов, которые делают американские женщины. Я возмущался по поводу Организации освобождения Палестины за то, что они убили восемь ни в чем не повинных спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене. Меня выводил из себя Трумен Капоте, написавший свою книгу «Хладнокровное убийство», и его читатели, жаждущие сильных ощущений и желающие поскорее узнать, как была безжалостно уничтожена мирная семья на собственной ферме. Но самое сильное негодование я испытывал в отношении разрекламированной системы американского правосудия и справедливости, которая дает возможность преступлению стать таким прибыльным, а наказанию таким маловероятным.
Но мое
возмущение
ничего не
может
изменить, а
волна
насилия и
беззакония
будет
катиться и
дальше, не
встречая на
своем пути
отпора. Мы
стали
настолько
нечувствительны
к
человеческому
страданию и к
эксплуатации
человека, что
даже самые
ужасные
происшествия
воспринимаются
как часть
наших
обычных
вечерних
развлечений
перед
экраном
телевизора.
Считаю, что
настало
время, когда
миллионы
унижаемых и
угнетаемых
на законных
основаниях
граждан
должны
поднять свой
голос против
индустрии
насилия.
Мощная
кампания
такого рода
была
организована
в 1977 году
Национальной
Ассоциацией
учителей-родителей
(НАУР). Они
повели
борьбу с
телевизионными
каналами и
компаниями,
выпускающими
наиболее
опасную для
общества
продукцию.
Как и
следовало
ожидать, в
ответ на это
давление
раздались
возмущенные
крики о «нечестной
игре» со
стороны тех,
кто
извлекает
прибыли из
насилия и
набивает
свои карманы
деньгами,
испачканными
кровью. Тем не
менее такие
крупные
компании, как Сирс Робак,
Юнион Ойл и
другие,
обещали не
выступать в
будущем
спонсорами
телепрограмм,
проповедующих
насилие.
Такая форма
протеста, как
экономические
санкции,
возглавленные
Дональдом
Уилдмоном и
Национальной
федерацией
по
соблюдению
приличий,
оказалась
наиболее
мощным из
имеющихся в
нашем
распоряжении
инструментов,
способных
повлиять на
систему
свободного
предпринимательства.
Этот рычаг
нам нужно
использовать
непрестанно
и настойчиво
против тех,
кто пытается
разрушить
нас изнутри.
Джеймс
Ч. Добсон «Доктор
Добсон
отвечает на
ваши вопросы»
JAMES DOBSON
“Dr Dobson answers your questions”
TYNDALE HOUSE PUBLISHERS, JNC,
WHEATON, JLLINOIS
Об
авторе:
Джеймс Добсон - основатель и президент благотворительной организации «В фокусе - семья», занимающейся подготовкой национальных радиопрограмм с его участием, ретранслируемых более чем 1500 радиостанциями. Две серии телепередач доктора Добсона просмотрело около 100 миллионов зрителей. Первая его книга «Иметь мужество наказывать» разошлась тиражом более миллиона экземпляров и была включена в число 50 сочинений, особо переплетенных для хранения в библиотеке Белого дома. Другие работы доктора Добсона, предназначенные и для семейного чтения, также пользуются большим спросом. Среди них: «Прятаться или искать?», «Чему жены хотели бы научить мужей?», «Своевольный ребенок», «На пороге переходного возраста», «Разговор по душам с мужьями и женами», «Чувства: можно ли доверять им?», «Доктор Добсон отвечает на ваши вопросы», «Любовь не шутка», «Трус не может быть отцом».
Он получил степень доктора наук (в области детской психологии) в Южнокалифорнийском университете. Кроме того, он почетный доктор правоведения, гуманитарных наук и литературы многих престижных университетов. В 1987 году д-ру Добсону организацией «Чайлдхелп», выступающей против насилия над детьми, был присужден почетный титул «Друг детей», а в следующем году за выдающиеся заслуги в гуманитарной области он был награжден Калифорнийской ассоциацией психологов.
Д-р Добсон активно участвует в осуществлении государственной политики в области семьи. Он получил благодарность за особые заслуги от президента Картера. Рональд Рейган счел уместным послать ему видеозапись со своими поздравлениями, когда Добсон получил премию Мериан Пфистер Аншютц в знак признания его заслуг в деле укрепления американской семьи. Его не раз приглашал для консультаций президент Буш.