Слово в Прощеное воскресенье
Протоиерей Александр Шаргунов
Сколько
раз бывало: мы
начинали
пост и
обещали
исправиться,
но проходили
Святые дни, и
мы,
оглядываясь
на себя,
убеждались,
что ничего не
достигнуто.
Это оттого,
что не было
положено
твердой
основы -
твердого
покаяния,
примирения с
Богом,
примирения с
ближним, и
взаимного
прощения.
После слова "Господи"
второе слово -
"прости". Бог
хочет
научить нас
тайне этого
слова,
которое, как
Адамов плач,
открывает
двери рая.
Плакал Адам, и
Бог
воплотился, и
распялся за
его грехи.
Плакал Адам, и
вот
открылись
двери рая.
Церковь
говорит нам,
что взаимное
прощение - это
глубина и
высота, чтобы
не было
легкого
отношения у
нас к этому,
бесконечных
телефонных
звонков, и кто-нибудь
со стороны с
иронией
сказал: "Ну, у
православных
сегодня
прощеный
день". Чтобы
не
приставать
со святыми,
всуе
сказанными
словами ко
всем подряд, к
ничего не
знающим о
Боге людям, но
чтобы в
сердце был
испрошен у
Господа мир,
это прежде
всего, - тогда
Господь даст
нужные слова.
Если даже нет
возможности
у нас
встретиться
с кем нужно,
как
говорится -
сердце
сердцу весть
подает.
В
течение
всего
Великого
поста мы
будем
просить
прощения у
Бога, без
конца
повторять: "Господи,
помилуй!
Господи,
прости!" И
Господь
скажет нам: "Что
вы зовете
Меня "Господи,
Господи!" - и
не делаете
того, что Я
говорю?" А
Господь
совершенно
ясно говорит,
что если мы
прощаем
другим, то и
Бог нас
прощает, и
если не
прощаем
другим, то и
Бог нас не
прощает. И
значит, если
мы молимся
этою
молитвою,
находясь во
вражде, в
ссоре с каким-либо
человеком, мы
просим Бога
не прощать
нас. И если мы
говорим: "Никогда
и ни за что не
прощу за то,
что он сделал
мне" , - и
молимся
Господней
молитвой: "И
остави нам
долги наши,
как и мы
оставляем
должникам
нашим",
понимая
значение
слов, которые
мы
произносим,
мы
сознательно
молимся Богу
о том, чтобы
Он никогда и
ни за что не
прощал нас.
Все
мы помним
историю с
пресвитером
Титом
Печерским,
память
которого
вместе со
всеми
преподобными
отцами, в
подвиге
поста
просиявшими,
совершала
вчера
Церковь. У
преподобного
Тита была
большая
дружба с
диаконом
Евагрием, но
потом эта
дружба, как
нередко
бывает,
обратилась в
сильную
вражду. Когда
преподобный
Тит тяжко
заболел и был
уже при
смерти, он
послал к
Евагрию
просить
прощения, но
Евагрий не
хотел
примириться.
Печерская
братия
насильно
привела его к
умирающему.
Преподобный
Тит со
слезами
просил его о
прощении, но
Евагрий
сначала
молчал, а
потом вдруг
стал яростно
говорить,
вспоминая
свои
застарелые
обиды, и, все
более
ожесточаясь,
сказал, что не
простит Тита
ни в этом веке,
ни в будущем.
После этих
слов он упал
замертво,
пораженный
ангелом, а
преподобный
Тит в тот же
миг получил
исцеление.
На Афоне существует древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет примириться с братом своим, должен, когда читает молитву "Отче наш", опустить в ней слова: "и остави нам долги наши". Эта молитва, как говорят святые отцы, - краткая запись всего Евангелия, и она открывает нам, что все в нашем спасении зависит от Бога, а от нас, от нашей веры требуется в конце концов только одно-единственное - прощение других. И потому все остальное, о чем мы просим Господа в этой молитве, связано с этим нашим прошением. Один опытный священник сказал своему духовному сыну: "В следующий раз, когда ты будешь читать "Отче наш", не говори: "Да будет воля Твоя!", а говори: "Да будет воля моя!"", - и на искреннее возмущение последнего: "Чему вы меня учите?!" - ответил: "А разве не так ты поступаешь всякий раз, когда языком говоришь одно, а в сердце своем умоляешь Господа, чтобы Он исполнил все по твоей воле?"
Что
же остается
для нас после
этого от
молитвы
Господней, от
Евангелия?
Разве не
сказано: кто
убавит хоть
одно слово из
этой книги
жизни, имя
того Господь
убавит -
изгладит - из
книги жизни?
Нам не войти в
Великий пост
без прощения
друг друга,
невозможны
ни исповедь,
ни Причастие,
и из храма
изгоняет не
примирившихся
друг с другом
Господь. Если
вспомнишь на
молитве,
говорит Он,
что брат
твой имеет
что-то против
тебя, выйди из
храма, пойди
примирись
вначале с
братом твоим,
и тогда
принеси
жертву твою,
молитву.
Может быть,
нам на самом
деле, не
примирившись
друг с другом,
в храм не
входить?
Может быть,
лучше стоять
на улице, как
в древней
Церкви
у входа в
храм стояли
сугубо
кающиеся и
плачущие и
испрашивали
у всех
входящих в
него
прощение?
Лично они,
наверное,
никого не
обидели, но
всякий наш
грех -
нанесение
обиды
каждому, даже
не знакомому
нам человеку.
Чтобы
проникнуть в
тайну
прощения,
необходимо
обрести
глубокое
чувство
греха. И в
течение
всего поста
мы будем
молиться
этою главною
великопостной
молитвой: "Господи,
дай мне зрети
мои
согрешения!"
Надо на
собственном
опыте нам
убедиться,
что вера не
устраняет
поражения,
понять,
почему
открывается
нам
страждущим
слугою
обетованный
Мессия, и
закланным
агнцем -
Победитель
греха и
смерти, и что
прощение
всегда будет
составною
частью нашей
жизни на
земле. Только
тогда, когда
познаем мы
свою
греховность,
и только
тогда, когда
станет
ненавистен
нам грех,
можем мы
простить
другого
человека,
раненного
грехом. Так
мучительно,
до смертной
тоски
нуждается
каждый
человек в
прощении, и
какое это
чудо,
непостижимый
дар - прощение!
Если бы Бог не
сказал: "Прощаю!"
- я бы не
существовал.
Бог прощает
нас не потому,
что Он
снисходителен
ко греху, а
потому, что Он
предельно
серьезно
относится ко
греху и видит,
что грех
означает
смерть
человека, и
любовью
Своей берет
на Себя
последствия
нашего греха.
Простить
труднее
всего: это
значит
взять на
себя
последствия
греха
другого
человека.
Если кто-то с
легким
сердцем, не
задумываясь,
прощает,
например, от
лица невинно
убиенных их
нераскаявшихся
убийц, и при
этом не
желает
простить
своего друга
за одно
оскорбительное
слово, можно
ли назвать
это
христианским
прощением, и
не приводит
ли оно к еще
большему
утверждению
зла?
Преподобный
Серафим
Саровский,
когда
Господь
открыл ему,
что архиереи
и другие
духовные
лица нашей
Церкви
отступят от
чистоты
Православия,
три дня и три
ночи молил
Господа о
прощении
этих людей, о
том, чтобы
Господь
вместо них
послал его в
вечную муку,
зная на
собственном
опыте, что
значит
гнусное
прикосновение
самого
малого греха
и гнусное
прикосновение
бесовское. Но
Господь
сказал: "Не
помилую,
потому что
будут учить
учениям и
заповедям
человеческим".
Где нет Бога и
правды Его,
где одно
человеческое,
там нет
прощения. И
это значит,
если мы ищем
истинного
прощения
друг друга, -
истина не
должна быть
принесена в
жертву,
правда не
должна
пострадать,
принципы
Евангельские
не могут быть
поколеблены.
Ложное, легко
даваемое
прощение -
безразличие
к добру и злу,
и это
означает
победу зла,
примирение
со злом и
принятие его.
Вот о чем мы
должны
задуматься
сегодня,
перед
вступлением
в Великий
пост.
Взаимное
прощение
дается нам
дорогою
ценою. Святые
отцы говорят,
что прощать
людям -
большее чудо,
чем творение
неба и земли.
Христос
молится на
кресте о
прощении
всех людей, и
распинающих
Его: "Отче,
прости им, не
знают, что
творят!" И
наше
прощение
других людей -
наше участие
в Божием
прощении.
Но
почему же
святитель
Филарет
Московский
говорит эти
часто
повторяемые
нами слова: "Люби
(то есть
прощай)
врагов своих,
поражай
врагов
Отечества, и
гнушайся
врагов
Божиих?"
Подлинные
духовные
отношения с
каждым
человеком у
нас могут
быть только
личными, как у
Бога только
личные
отношения с
каждым
человеком.
Другой
человек
открывается
нам, как
личность,
когда мы
видим его
отделенным
от греха.
Участие в
деле
Христовом -
участие в
Божием
отделении
человека от
греха. Дело
диавольское -
поставить
навеки
печать греха
на человеке.
Если мы
принимаем
другого
человека,
одобряя зло,
которое есть
у него, то
сами
заражаемся
этим злом и
оказываемся
бессильными
помочь
другому.
Крестная
молитва
Спасителя -
молитва о
возможности
отделения
зла от
человека,
которой мы
содействуем
отвержением
всякого зла, и
значит,
прощением
этого
человека.
Только так
совершается
прежде всего
наше
примирение с
другими
людьми и
прощение их.
Со всею силою
подчеркнем
это сегодня:
любовь к миру,
лежащему во
лжи и во зле, -
вражда с
Богом, и тот,
кто друг миру,
- становится
врагом
Божиим, и
значит,
врагом
каждому
человеку. И
этому
человеку, с
которым он
как будто
примирился, а
на самом деле
вступил в
вечную
вражду с ним,
если не будет
покаяния.
Во
всех храмах
православных
архиереи и
священники
обратятся к
народу со
словами
прощения, и на
эту службу, мы
заранее
предупреждаем
вас, мы должны
прийти,
примирившись
со всеми. Мы
будем
подходить ко
священнику и
целовать
крест, и это
должно быть
завершением
всего,
настоящим
началом пути
прощения
друг друга,
который есть
Великий пост,
вся наша
жизнь. Так
легко
сказать: "Прощаю!"
- и нет сердца
простить.
Господи,
Иисусе
Христе, Сыне
Божий,
помилуй мя
грешнаго!
Матерь Божия,
прости и
помоги
простить! В
мире грех, то
есть
нелюбовь, все
виноваты
друг перед
другом. Мы
изгнаны из
рая, мы вне
рая, вне жизни,
вне любви. И
мы будем
подходить
друг ко другу:
-
Прости!
- За
что? Ты мне
ничего не
сделал, мы с
тобою вроде
не ссорились
- За
нелюбовь
прости!
Прости, что не
люблю тебя.
Вернее, люблю,
но не так, как
должно
любить. Не так,
как Христос
говорит. Что
же это за
любовь? Вроде
бы и
отношения у
нас неплохие,
но мало ли
какие
недоразумения
бывают!
Прости за все
это. Хотя
близким не
поссориться
ни разу - это
великое дело,
как
свидетельствует
преподобный
Макарий
Великий. Но
самое
главное -
прости за
нелюбовь.
Простить
до конца - это
значит
полюбить
человека,
хотя бы
одного
человека до
конца, как
Христос, и это
значит -
никого не
исключить из
любви своей.
Так простить
мы можем
только
Пасхою,
Христом
Богом
распятым, и
Христом
воскресшим,
Который в
сердца наши
изливает
любовь Духом
Святым. Между
мною и тобою -
крест, на
котором
грехи всех
нас, твои и
мои. Потому и
говорим: "Бог
простит, и ты
меня прости".
В это время
поют стихиры
Пасхи: И
ненавидящим
нас, простим
вся
Воскресением!
Будет легко и
светло в
храме, как
после
исповеди, как
перед
Причастием -
предощущение
света
пасхального,
к которому мы
будем идти
семь недель,
всю нашу
жизнь.