Уол-Март - продажа без эпатажа

Американская торговая сеть оберегает покупателей от непристойности

 

Американская сеть Уол-Март (Wal-Mart) является одной из крупнейших в США, причем многие из ее двух с половиной тысяч магазинов находятся в так называемом "Библейском поясе". Эта "настоящая Америка" не приемлет, как известно, пропаганды безнравственности.

Давление покупателей, а, может быть, нравственные убеждения самих руководителей Уол-Марта вынуждают их проводить "санитарную обработку" получаемых товаров.

В супермаркете выставлено на продажу три с половиной тысяч наименований дисков. На долю Уол-Марта приходится 10 % всех продаваемых в США компакт-дисков, то есть примерно 60 миллионов в год. Это делает торговую сеть Уол-Марта ведущей в США. Правда, большинство музыки здесь - в стиле "кантри".

Пока речь шла об одежде или продуктах питания, против контроля их содержания никто не возражал. Нападки и обвинения в цензуре начались тогда, когда Уол-Март применил те же критерии к музыкальным дискам.

Так, в начале 90-х торговая сеть отказалась закупать диск "Use Your Illusion" тяжело-металлической группы Guns n' Roses. А в 1993 году огромный резонанс вызвало решение супермаркета не продавать диск известной рок-группы "Нирвана". Диск "In Utero" оказался забракованным из-за обложки диска с анатомическим изображением женщины и человеческих зародышей - на обратной стороне.

Диск "Incesticide" "Нирваны" точно так же не попал на полки Уол-Марта.

Согласно пресс-секретарю Уол-Марта Трею Бейкеру, "этот товар не появится у нас, поскольку мы продаем только то, что хотят купить наши посетители. Мы придерживаемся той же политики и в торговле одеждой и прочим".

Один из менеджеров Уол-Марта - Тереза Стентон - сообщила, что собственноручно снимает с магазинных полок то, что не соответствует должному качеству товаров.

Уол-Март не единственная торговая сеть, которая следит за содержанием товаров. Многие другие сети, например, крупнейшая в мире сеть проката видеокассет Blockbuster, отказываются продавать видеофильмы и диски с недопустимым содержанием.

Руководство Уол-Марта считает, что фирмы грамзаписи и музыканты должны учитывать нравственные критерии, если хотят, чтобы клиенты супермаркета покупали их продукцию. В ряде случаев Уол-Март высказывал свои претензии ведущим фирмам грамзаписи и музыкантам. Причем многие бизнесмены и музыканты идут на уступки: исправляют тексты песен, меняют обложки дисков... Речь идет о десяти-пятнадцати дисках ежемесячно.

Глава известной фирмы звукозаписи Motown Records заявил: "Мы готовы изменить диск, если на это есть согласие музыканта".

Певец Бек (Beck) согласился выпустить очищенный диск "Mellow Gold". В отличие от оригинальной версии, в нем нет похабных выражений.

На уступки пошли и рэпперы Busta Rhymes и Junior M.A.F.I.A. На их дисках - красуется наклейка: "чистая версия".

Джон Мелленкамп убрал с обложки неподобающее изображение Христа. Представитель Мелленкампа заявила: "Джон не художник, и не он рисовал обложку. Поэтому он согласился на изменения".

В 1996 году Уол-Март предложил изменить непристойную обложку металлической группы White Zombie. Глава рок-группы Роб Зомби также согласился. Он изображает это как акт героизма: "Я сделал это не для Уол-Марта, а для тех ребят, которым негде больше купить музыку, как в Уол-Марте". Зомби думал, что в свет выйдет лишь небольшая "чистая" партия. Однако согласно руководителю фирмы Geffen Records, чистая версия вышла тиражом в 50 тысяч.

Усилия Уол-Марта доставить своим клиентам качественный товар вызвали бурю возмущения и обвинения в цензуре. Представители фирм грамзаписи обвинили Уол-Март в том, что он играет роль полиции нравов. Речь зашла о том, что политика супермаркета может изменить вообще всю ситуацию в музыкальном бизнесе.

Правда, певец Адам Дуритц (Adam Duritz) из группы Counting Crows признал, что музыканты столкнулись со вполне законной в юридическим смысле формой цензуры. Другой музыкальный деятель заявил, что "огорчен, но не действиями Уол-Марта. Они имеют право продавать то, что хотят". Его огорчает то, что музыканты идут на уступки Уол-Марту.

Несколько непримиримых противников цензуры решили не делать "чистых" версий. Скажем, "тяжелая" группа "Tool" пошла на принцип и не убрала матерную ругань со своего диска. В результате диск Tool занял второе место в хит-параде. Если бы к этому добавились законные десять процентов продаж в Уол-Марте - они были бы на первом...

Контроль содержания коснулся и видеофильмов, и журналов.

Фильм Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы" не распространял ни Уол-Март, ни сеть Blockbuster.

В 1997 году торговая сеть Winn-Dixie отказалась продавать номер журнала "Космополитэн" из-за опубликованной в нем непристойной статьи. Для Winn-Dixie это вполне обычное дело: контролю подвергаются фотографии, а также статьи про аборты, гомосексуализм... Представитель Winn-Dixie утверждает: "Мы бы хотели, чтобы содержание журналов никого не оскорбляло".

Такие меры, похоже, действуют. Как и деятели музыкального бизнеса, американские издатели все больше учитывают требования торговых сетей, сообщает Wall Street Journal.

"Борцы против цензуры" проводили кампании протеста и послали в супермаркет около трех тысяч писем протеста. Представитель супермаркета Дейл Ингрем прокомментировал это, сказав, что писем в поддержку действий торговой сети во много раз больше. Он заявил: "Большинство наших покупателей понимают нашу политику. У нас нет никаких цензоров. Как все торговцы, мы лишь хотим знать, что за товар мы предлагаем купить".

В беседе с корреспондентом  "Boston Globe" Ингрем старался говорить как можно более понятно: "Вы в своей газете не цитируете матерные выражения тех, у кого берете интервью? Нет? Ну, и мы поступаем так же".

 

По материалам: Rolling Stone 11/11/93 , New York Times 11/12/96, Boston Globe 12/06/96, Washington Post 12/07/96, Wall Street Journal 10/22/97

 

 

На главную страницу