«Слово Плоть бысть»
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» — великая святыня Приамурья. Свои чаяния и веру в конечную победу над всеми препятствиями в бедах и скорбях, и в столь трудном деле, как освоение новых земель в диких, труднодоступных местах, русские православные люди связывали с победой Господа Иисуса Христа над смертью и с воинственной помощью сил света. На своем пути они возводили часовни, церкви, монастыри, именования которых отражали пришествие Спасителя в мир. Поэтому их продвижение на Восток носило прежде всего просветительский, миссионерский характер. Замечательно, что именование этой иконы выражает пасхальное торжество Церкви. И Божия Матерь призывает нас во всех испытаниях обращаться прежде всего к главным тайнам нашей веры.
Святитель Филарет Московский говорит, что человек поставлен над бездной небытия под бездной милосердия Божия. И Бог мог бы всегда найти тысячи потрясающих возможностей для спасения отпавшего от Него человечества. Но в реальности Он сделал все несравненно лучшим и совершенно непостижимым образом. Бог произнес последнее решающее слово, которое все обнимает и не может быть изменено. Он так утвердил его в мире, что никто более не может повернуть его вспять, никто не может по-новому истолковать его другим словом. Он произнес это слово, утвердив посреди мира Свое Превечное Слово — Слово, Которое выражает Бога в полноте. Кроме того, Он Сам стал во плоти человечества частью этого мира.
Оттого что это Слово остается Богом, реально и действенно становясь частью этого мира, Бог создал также ясную и определенную реальность, которая не может быть отменена. Превечный Бог так определил Себя отныне, что и мир ясно и определенно вошел в вечное милосердие Божие и теперь имеет одну только цель, которая бесконечно превосходит его и которая, однако, и есть его цель — личный Бог.
Когда мы преклоняем колени перед Крестом Христовым или стоим среди Пасхи, говоря: «Слово стало плотию», мы говорим, что последнее слово Божие — не суд, но милосердие. «Ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир», — говорит Спаситель (Ин. 12, 47). Не бесконечное расстояние, отделяющее нас от Него, но Его неописуемая близость к нам, не Его как огонь поядающая святость, но Его невыразимая любовь, которой Он отдает Себя всему, что не есть Бог.
Поистине, Слово стало плотию, потому что Дева от рода нашего преклонила колени перед благовестием Ангела, и в свободе Своего сердца, во всецелой отдаче, без остатка, сказала: «Да будет Мне по слову Твоему». Бог восхотел свободной любви Своего создания, и это была дверь, через которую Превечное Слово Отца вошло в мир, чтобы ввести навсегда этот мир в Свою жизнь. Так восхотел Он войти в этот мир. Вот почему Божия Матерь, Существо нашего рода — вход в храм милосердия Божия, Дверь Небесная, переход, которым мы истинно спасены, искуплены и собраны в жизни Бога.
И если Бог дал власть Пресвятой Деве за согласие на Ее Материнство, открыть мир милосердию Божию, Ее «да» — истинно, глубоко, со словом, принадлежащим Ей, — Ее деяние. Оно принадлежит Ей, и не может быть отделено от Нее. Она есть и остается поистине навсегда Той, Которая ради нас, ради нашего спасения, и от нашего имени, произнесла «да будет», через которое Слово Божие стало плотию.
Потому Божественное Материнство Пречистой Девы — одновременно чистая благодать Божия и деяние Девы. Оно не есть просто физическое материнство, но составляет для Божией Матери благодать и деяние, которые направляют все Ее существо, душу и тело, на служение Богу, и Его искупительное милосердие — ради всех людей.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий