Зов Христов
Слово в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших
В Неделю всех русских святых мы слышим в Евангелии, как Господь призывает Своих первых учеников во время рыбной ловли следовать за Ним. И они оставляют свои сети и лодки. Это событие — в основании Церкви, и всегда имеет непосредственное отношение к нам. Мы должны ответить на тот же зов Христов, с которым Он сегодня обращается к нам в Своей Церкви.
Какими бы ни были наши сети и какими бы ни были наши лодки, Господь говорит с нами. Его слово всегда присутствует в нашей жизни. Когда Христос говорит с нами, Он не начинает с учения о том, Кто Он и что мы собой представляем, но от Авраама Его слово — прежде всего призвание, зов. Господь зовет нас, чтобы разбудить нас. Потому что мы находимся в сонном состоянии по отношению к Богу. Он не учит безлично всех, но обращается лично к каждому из нас. Оттого что Он предлагает нам Свою жизнь, Он зовет нас выйти из нашего смертного «я», оставить все, что удаляет нас от Него, встать и идти за Ним. Его Слово обращено к нашему разуму, да, но прежде всего к нашему глубокому сердцу, к дару нашей свободы, чтобы мы могли предпочесть Христа всему.
Этот зов Христов звучит чаще, чем мы думаем. Он не ограничивается моментами, когда мы слушаем его в храме во время молитвы и слова Божия или читаем дома Писание. Среди обычных наших занятий, наших забот и бед, и наших радостей, Господь неотступно следует с нами, и ненавязчиво, кротко стучит в дверь нашего сердца. Если случится, что мы вдруг обратим на это внимание, каким будет наш ответ? Понимаем ли мы со всеми нашими увертками и нашей ленью, что единственным истинным ответом должен быть ответ первых Его учеников: «тотчас же». Как прекрасен этот немедленный ответ веры!
Постараемся понять, что это молчаливое «да» не прерывает нашей работы или наших отношений с другими, но мы просто оставляем наше «я» и устремляемся ко Господу, чтобы следовать за Ним и никогда больше не покидать Его. Этот порыв — первый ответ на зов Христов. Простая сердечная молитва — не есть какое-то наше дело рядом с другим делом, но движение веры и любви, изнутри оживотворяющее все, чем мы живем.
Христос зовет нас, чтобы послать нас к другим людям. Всякий раз, когда мы отвечаем Ему в правдивости нашего сердца, Он соединяет нас более сокровенным образом с Собой, и мы становимся живыми членами Его Тела, Которое есть Церковь. Тогда мы действительно принадлежим Его Апостольской Церкви. Покинуть себя, чтобы следовать за Господом и идти с Ним к другим, — это и есть таинственное служение Церкви миру, наше миссионерство, о котором столько сегодня все говорят.
В самом деле, Церковь, которую мы составляем, не существует сама для себя. Она послана всем людям, чтобы они познали любовь Христову и жили ею. Мы — Церковь, призванная Богом, чтобы быть посланной миру. Это начнут понимать первые ученики, когда воскресший Христос откроет им: «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас» (Ин. 20, 21). Это служение Церкви, это наше миссионерство исходит от Бога. Надо, чтобы зов Христов, обращенный к нам, был глубоко нами осознан: это Бог посылает нас в мир. Это осознание поможет нам «тотчас же» осуществить на деле слово, в котором мы выражаем Его желание, чтобы оно стало нашим: «Да приидет Царствие Твое!»
В первом событии Церкви, как и во многих других, Господь сопровождает Свой зов обещанием: «Я сделаю вас ловцами человеков». Это обещание — больше чем слово, это дар Духа Святого, пребывающего с нами. Только Он в сокровенности человеческого сознания зовет всех ко Христу, даже за видимыми пределами Церкви, потому что здесь невидимое сердце Церкви — любовь, источник всех даров. К этому источнику зовет нас Христос. И ради распространения его посылает Он нас — в чудесной верности нам Духа Святого, Который, несмотря на все наши немощи и недостатки, делает Церковь апостольской, миссионерской.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий