Как готовиться к чтению Евангелия
Мы завершаем Великий пост — время, которое Церковь установила ради Креста и Воскресения Христова, чтобы ввести нас снова в эту тайну. Как прошли мы эти святые дни? Явилось ли это время для нас периодом исключительной важности в нашей быстротекущей жизни или просто некоей вынужденной жертвой, которую мы должны были со скорбью принести?
Но Великий пост больше и глубже всего этого. Поистине, Господь входит в нашу жизнь и подвергает ее испытанию. Потому что в конечном счете Великий пост — это испытание Господа и наше испытание в Нем. Речь идет о библейском смысле слова, то есть о выявлении нас Господом, чтобы мы стали теми, кем Он хочет, слушая Его Слово и исполняя это Слово в нашей жизни.
Речь идет о том, чтобы мы прежде всего увидели Христа, Который взял на Себя наше испытание до конца. Четыредесятница открывает нам Страстную Седмицу. Но прежде Креста Дух Святой ведет Христа во имя всех нас в пустыню. Там Он постится сорок дней. Это число — символ человеческой жизни. Это поистине как вхождение в пустыню, представляющую однообразное время, в котором как будто ничего не может раскрыться. Это время проходит в суровой очевидности. Господь проходит дорогой, которая не ведет никуда. Господь проводит в пустыне сорок дней, чтобы принять искушение.
«Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5, 8—9). Речь идет о вхождении в человеческую жизнь, которую Христос взял на Себя. Праведный Иов говорит нам, что человеческая жизнь — испытание, и оно охватывает всю жизнь. Господь в Своем милосердии учит нас в этой жизни, облекает нас Своей любовью и учит нас узнавать Его. Речь идет о том, чтобы мы узнали это время испытания, которое Христос вольно взял на Себя. Он вольно заступил наше место, и мы должны, мы тоже должны войти в это испытание. Наша жизнь — время испытания. Испытания в любви, испытания в истине. Поистине обнажается золото, раскрывая свое сияние, и открывается сокрытое внутреннее.
Так Господь делает с нами. Он раскрывает все плохое, что есть в нас, чтобы мы могли войти в Его полноту. Апостол Петр говорит нам: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1 Пет. 3, 18). Какое чудо созерцать Христа в Духе, невинного, умершего за наши грехи, вводящего всех нас в тайну Бога! Мы введены в эту тайну смерти и воскресения, и мы все могли пройти время Великого поста в радости Бога, в радости Пасхи, которая стоит за смертью и воскресением Христовым. «Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» — есть ли более чудесные слова? В Своей плоти Он был предан смерти. Вот подлинное испытание, высшее испытание, через которое мы должны пройти, испытание, которое есть поистине любовь.
Мы не должны смотреть на смерть как на преграду, но как на встречу с Господом, Который делает нас свободными созданиями, живыми для Бога. Но вы скажете: как это может быть? Все святые говорят нам без сомнения, что таков взгляд Господа на нашу жизнь. Такой взгляд имели также все святые на свою жизнь. Мы должны умереть, чтобы жить жизнью Бога. Чтобы узнать замысел Божий.
Стал ли для нас Великий пост новой встречей с Господом, встречей, которую мы не можем представить, встречей сорокадневного предстояния пред Господом, не имеющим ни вида, ни доброты, Которого Бог Отец поставил пред нами в Своем Свете и в Духе Святом? Мы призваны узнать ту жизнь, в которую нам надлежит войти. Для этого мы должны освободиться от греха, говорит нам апостол, чтобы вступить в общение с Богом с доброй совестью. Христос принял Свою смерть в свободе, в чистой совести. Совесть чистая и светлая не строит иллюзий относительно себя, но открывает Господу свое несчастье и свою немощь. Речь идет о том, чтобы мы приобщились Христу, соединились с Богом Отцом обещанием чистой совести.
Ради этого Христос пришел в мир. Он предал Себя любовью за нас, чтобы мы предавали себя Ему любовью изо дня в день с доброй совестью. В течение Поста мы должны были постоянно обновлять наше крещение, и это означает решимость открыто принимать все испытания нашей жизни с чистой совестью. Соединяться с Богом обещанием доброй совести. Есть что-то чудесное в этих словах, которые апостол, несомненно, мог произнести ценой верности. Он желает, чтобы все верующие принесли всецелое «да» Богу, сияющее «да», которое всецело соединяет их с Ним. Мы идем к Пасхе, мы восходим к Отцу Небесному, мы приближаемся ко Кресту и Воскресению, которые нам принадлежат.
Отныне Новый Завет здесь. Господь верен, Он дал нам все. Мы должны следовать за Христом туда, куда Он идет. Когда Он был в пустыне, «Он был среди зверей, и ангелы служили Ему». Эти слова в Священном Писании означают восстановление мессианской жизни, жизни конца времен. Введенный в пустыню, Христос — не один, Он — со Своим Отцом.
Будем молить Господа, чтобы нам быть с Ним и все предавать Ему. Мы призваны войти в велелепную славу любви, которую Церковь хочет открыть всю в своем слове. Наш Пост завершается чтением всего Евангелия. Слушать Слово — это не значит читать тексты. Это значит дать каждому слову проникнуть в нас, сокрушить нас, переменить нас. Это слово живое. Оно вводит нас в тайну Бога. Надо, чтобы мы узнали, что наша жизнь это дело Божие. Иисус Христос вводит нас в истину Бога, мы не можем лишить себя этого дара. Слово Божие дается нам, чтобы мы узнали в Духе Святом Господа и чтобы мы могли сказать, что исполнены решимости следовать за Ним. В Кресте и Воскресении будем молить Господа войти в Его любовь до конца — свободно и прямо, с доброй совестью. Господь проходит через испытания, чтобы выйти Победителем. Мы уже великие победители во Христе. Все победил Христос. Он — Победитель. И Он — Тот, Кто Верный.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий