Почему одним дано, а другим нет?
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
Каждый ли день все присутствующие в храме читают Евангелие? Это все равно, что задать вопрос: каждый ли день все присутствующие здесь молятся? Если кто не читает Евангелие каждый день, тот не хочет слушать Бога или, по крайней мере, не дорожит тем, что Бог хочет говорить с ним каждый день.
Чтению слова Божия должна предшествовать молитва. «Никогда, — говорит преподобный Исаак Сирин, — не приступи к чтению слова Божия, не помолившись, да не раскаешься». Это слово, которое будет судить нас в последний день, и которое сейчас судит. И оно может быть для нас как святое причащение, во оправдание или во осуждение. Слово Божие — на каждый день — для того, кто хочет осуществить свое назначение стать человеком Божиим.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Евангелие остается для нас книгой за семью печатями — до тех пор, пока мы не начнем читать его своей жизнью — с усилием исполнить это слово. Мы можем наизусть знать все Священное Писание, но глубина его не откроется нам, пока мы не приступим к нему таким чтением.
Сегодняшнее Евангелие — притча о сеятеле — тоже о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и все святые, которые научились от Господа, — чтобы уже как в открытой книге читать Божии тайны. Но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.
Ученики — те, кто ищет истину и следует за Христом, — спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Каждый человек должен стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Не удовлетворяться тем, что он «все читал» и исполняет какое-то правило — как иные у нас могут читать по-церковнославянски всю Псалтирь, почти ничего понимая. Псалтирь — это слово Божие, это часть Священного Писания. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему: «Разумееши ли, что чтеши?» (Лк. 10, 26).
У учеников Христовых была возможность, в отличие от других людей, спросить о значении притчи о сеятеле. У нас тоже есть возможность спросить у Церкви, что значат слова Христа. Это самое главное, что есть в жизни человеческой, — узнать, что говорит тебе Христос. Самый счастливый человек тот, кто это слышит и постигает.
«Вам дано, — говорит Господь, — знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах». Почему одним дано, а другим нет? Потому что, чем больше нам открывается истина, тем больше наша ответственность за то, что нам дано. Кому дано, с того и спросится. Потому Господь-Сердцеведец даже Своим ближайшим ученикам не сразу открывает глубины Своего слова, а постепенно просвещает их, испытывая на верность Божественной правде.
Люди в большинстве своем находятся в духовной слепоте и глухоте. Они могут читать Библию, Евангелие, но воспринимают то, что там написано, только внешне. А внутренне Господь не открывает им тайны жизни, пока не увидит, что они стараются жить по правде и совести.
Что такое человеческое сердце? Мы видим, что человеческое сердце — это почва, в которую сеется семя слова Божия. Пока не посеяно семя слова Божия в сердце человеческом, оно ничего ценного принести не может. По естеству своему оно не в состоянии произрастить что-либо подлинное, глубокое, истинное. Поэтому весь смысл жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя соединились в благодатном единстве — чтобы наше сердце и слово Христово соединились. Тогда Господь совершит дивное чудо с нашей жизнью.
Враг нашего спасения очень зоркий и искусный. Он все понимает, поэтому его главная задача — не допустить, чтобы люди услышали слово Божие. Как трудно было достать Евангелие еще в недавние времена! Если кто-то привозил Евангелие из-за границы, то это считалось криминалом, антисоветской литературой, по крайней мере, в самый момент перевоза. А если кто-то доставал вдруг где-то Евангелие, то это было действительно счастье — Божий подарок. Все делалось и делается во все времена в мире, чтобы не дать людям услышать слово Божие. Но слово Божие нельзя связать, нельзя навсегда поставить такие преграды, чтобы его не было.
Сатана никогда не сдается, хотя всегда находится в унынии. Он надеется взять скорый реванш, когда видит, что люди все-таки пробиваются к слышанию слова Божия. Он похищает слово Божие прежде всего у тех, кто невнимательно слушает его, чтобы они не могли уверовать и спастись.
Кто не уверует, тот не спасется. Поэтому все усилия врага направлены на то, чтобы отвратить людей от веры. Враг хочет создать такую атмосферу, чтобы люди и слушали, и одновременно не слышали слово Божие. Пусть не по одному только «Радонежу» — по всем радиостанциям и программам телевидения благовествуют Евангелие — если бы такое произошло, для врага это еще не страшно. Ему важно, чтобы людям было неинтересно это слушать.
Или пусть слушают, удивляются: «Как умно сказано! Какая красота!» — но не верят этому слову. Один молодой человек, который обратился к вере в советские годы, рассказывал, что когда ему случайно попалось на глаза в студенческом общежитии Евангелие, он открыл его, и сразу увидел, что эта книга на несколько порядков (как он прочтет потом у Пушкина), превосходит все, что написано на человеческом языке. Но это не заставило его изменить свою жизнь, он даже не задумался о том, что должен измениться. Просто решил, что он особенный человек и все хорошо понимает, в то время как кругом слепые невежды.
Но если даже блеснет вдруг кому-то истина в слове Божием, то сатана постарается сделать все, чтобы он забыл о ней. Даже еще из храма не вышел — сразу же разговоры неизвестно о чем, и все уже похищено врагом, ничего не осталось. А если кто запомнил слово Божие, так враг постарается выбить это из него, повернуть его ум к тем ценностям, которыми живут все. Всеми способами — через телевидение, радио, рекламу. Приходишь домой — сразу включаешь телевизор. Нет у тебя телевизора — открываешь газеты или какой-нибудь сомнительный журнал. А теперь еще и интернет. Все направлено на то, чтобы человек забыл о слове, которое он воспринял от Господа.
Если дорога мира сего проходит через наше сердце, значит оно не защищено ни от чего и открыто всем бесам. Невнимательное слышание слова Божия — неблагоговейное, небрежное — грех поругания святыни, потому что это семя, упавшее на дорогу и потоптанное людьми. Мы видим попрание драгоценнейшей святыни — люди топчут то, что предлагает им Господь, — тайну жизни. Или эту святыню похищают птицы — бесы, которые налетают, из самого сердца склевывая семя, оттого что мы не храним его, не дорожим этим даром.
Одно семя упало при дороге, другое — на каменистую почву, а третье — среди терния. Сам Господь объясняет, что это значит. Глубина, на которой открывается значение слова Божия — это скорби, а скорби страшат. Многие вдохновенно воспринимают слово Христово, плачут иногда в храме, слыша его. Но Господь предлагает глубину, где это слово возрастает — крестную глубину Своей жизни и смерти, Своей победы над злом, — и люди страшатся. Ведь не зря сказано в Апокалипсисе: в конце всего, когда будет последний Суд, вне Царства Божия окажутся не только блудники и предатели, но и боязливые — те, кто боится жить по правде слова Божия. Может быть, думают они, можно жить как-нибудь не совсем так, как открывает это слово? Может быть, можно не слишком уж рисковать собой, и от слова Христова не отречься?
Неизвестно, какое испытание — скорбями или благополучием — более опасно. «Посеянное в тернии» — испытание благополучием. Это происходит сегодня на наших глазах. Когда от Церкви отпало больше людей — во времена страшных гонений, когда Господь показал цену Своего слова, или во времена сегодняшнего кажущегося благополучия, когда всюду искушение житейскими наслаждениями, необязательно даже греховными? Известно, что сладкое предпочитают горькому. Но нельзя забывать, что мы не достигли еще того, что Господь предлагает нам по благодати, а путь к ее сладости — через горечь. Как часто тернием оказываются каждодневные постоянные заботы, которых никому как будто не избежать, но которые у многих вытесняют слово! Сказано: «подавляют» — и оно не приносит плода.
Евангелие показывает нам, что каждый человек призван достигнуть полноты своей духовной зрелости. Господь ставит предел земной жизни только когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет. Но даже младенец, которому не дано было познать внешнюю мудрость, может благодатью Божией приобщиться всей полноте жизни, заключенной в слове Божием. И проживший долгую жизнь, может учиться у него. Обретать детское доверие всему, что Господь говорит, чтобы войти в Царство Божие. Пока мы на земле, мы никогда не достигаем по-настоящему духовной зрелости, но мы должны к ней быть всецело устремлены.
Плод добрый приносится стократно добрым и чистым сердцем. Сердцем, которое разумевает слово Божие, как говорит Евангелие от Матфея. Сердцем, которое принимает это слово, как говорит Евангелие от Марка. Сердцем, которое хранит слово Божие, как говорит Евангелие от Луки. Слово Божие хранится в сердце благоговейном, и приносится плод в терпении. «Терпением вашим спасайте души ваши», — говорит Господь (Лк. 21, 19). «Претерпевший же до конца спасется». (Мф. 24, 13).
Вся жизнь со всеми ее искушениями, скорбями и благополучием, со всеми нашими победами (вернее — утешениями Божиими) и со всеми нашими поражениями, зовет нас к терпению. То, что мы приняли, мы сохраним, что бы с нами ни происходило! Как бы ни одолевал нас враг, мы никогда не отступим от слова жизни, которое дает нам Господь. И для нас слово Божие — это «запах живительный на жизнь», а не на смерть, как для врага рода человеческого и врага Божия.
Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод. И в особенности будем страшиться невнимательного, неблагоговейного, небрежного слышания слова Божия. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг, и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели.
Путь, который предлагает Господь, — трудный, узкий, крестный. Но только этим путем — слышания слова Божия, принятия его и возрастания его в нашей жизни — исполняем мы свое предназначение быть чадами Божиими.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий