Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2020 г.
Наследуют ли Царство Небесное младенцы, убиенные во утробе матери? Куда они попадут? А что бывает с младенцами, умершими в материнской утробе не по вине матери; если мама исповедовалась, причащалась, была православной христианкой? Или — если она не является человеком церковным?
Читательницы из Мурома
Все зависит от того, с какой целью Вы задаете эти вопросы. Святые отцы не советуют занимать наш ум отвлеченными богословскими вопросами, если они не связаны с нашей практической духовной жизнью. Ты говоришь, что у тебя сердце болит об их вечной участи, но апостол любви Иоанн Богослов замечает: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Справедливо эти слова перефразировать так: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить брата, которого не видит?» Мы не должны также забывать, что до конца времен будут саддукеи и фарисеи, которые вопрошают Спасителя и Церковь Его не ради того, чтобы научиться, как жить и веровать, а ради праздного любопытства или желания поставить в тупик и уловить.
Ответ на любые вопрошания о тайнах веры дается нам от Бога по мере очищения нашего сердца в жизни по заповедям Божиим, в нелицемерном участии в таинствах Церкви, в послушании вере. И самое главное — мы должны делать все, что зависит от нас, а остальное предавать всесильной и всемилостивой воле Божией. И святым отцам, которые больше нас молились и больше трудились над чистотой сердца, Господь не в полноте открывает некоторые тайны будущей жизни. Поэтому их мнения в некоторых частностях могут не совпадать. Это не должно нас смущать. Одно дело — главные тайны, которые мы исповедуем в Символе веры: несомненное упование всех живых и мертвых на то, что Христос родился, был распят и воскрес. И другое — бесконечно конкретные проявления милостивого суда Божия. Одно дело — видеть стоящее перед нами высокое красивое здание, и другое — предполагать, как расположены в нем все комнаты. Но тем не менее в рассуждениях святых отцов на эту тему больше общего, потому что взор у них устремлен к тому совершенному милосердию, которое неотделимо от полноты правды.
В Синаксаре Мясопустной субботы мы читаем: «Надлежит знать и то, что младенцы крещеные вкушают по смерти наслаждение, а не просвещенные крещением и язычников дети ни наслаждения, ни геенны не достигнут».
Преподобный Ефрем Сирин считает, что «незнающих и неразумных Благий поселит подле рая, и будут они питаться от райских крупиц».
Блаженный Августин говорит об «аде невинных», который подобен раю, но не имеет полноты райской благодати.
Рассуждение преподобного Макария Великого может показаться безжалостно строгим: «Если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям. И тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму».
А святитель Григорий Богослов так рассуждает об этой тайне: «Иные даже не имеют возможности и принять дара, или, может быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати, хотя бы сами того и желали… Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда».
Святитель Григорий Нисский призывает к трезвой рассудительности: «Если же кто без исследования примет <…> мнение, что исшедший так из жизни непременно будет причастником благ, то окажется из сего, что блаженнее жизни — вовсе не быть причастным жизни, если для умершего в младенчестве причастие благ несомненно, хотя бы родился он от варваров или был зачат от незаконного брака». И здесь мы можем добавить: если считать, что насильственно извергнутые из чрева при абортах сподобляются славы мучеников — то не станем ли мы поощрителями этого зла? Да, Бог силен зло превратить в добро. Что же «не делать ли нам зло, — пишет апостол, — чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых». Да не будет!
Но вот утешение святителя Стефана, архиепископа Вифлеемского, обращенное к верующим матерям, плод которых погиб во чреве помимо их воли: «Не следует отвергать младенцев, кои родились мертвыми и не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили Крещения, а у Отца Небесного «обители многи суть», в числе которых есть, конечно, и такие, в коих неродившиеся на свет младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных своих родителей, хотя сами по неисповедимым судьбам Божиим и не получили Крещения».
«Таковых есть Царство Небесное», — говорит о младенцах Христос. И святитель Феофан Затворник как бы обобщает суждение всех отцов: «Дети — все Ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу, потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!»
Да, воистину в доме Отца Небесного обителей много. И Бог — «Спаситель всех человеков, а наипаче верных», как говорит апостол. Но смысл этих слов в том, чтобы мы осознали не только величие этого дара, но и нашу ответственность за него.
Мы слышим на Пасху Евангелие о Христе: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11). Кто эти «свои»? По одним толкованиям, говорят, это избранный народ — иудеи. По другим, «свои» — это весь человеческий род, все люди, созданные Богом, призванные к вечной жизни. А сегодня — кто эти «свои»? Конечно же, мы, христиане. Наше призвание — проповедовать о Христе всем людям, чтобы все уверовали и все стали «своими». Один вопрос: как реально в жизни можем мы это осуществить? Посмотришь на то, что нас сегодня окружает, — руки опускаются. Но ведь мы веруем, что Христос воскрес!
Е. Малышев, г. Коломна
Мы видим сегодня, в какую тьму погрузилось человечество без Христа, без веры в Бога. Да, Воскресение Христово — самый мощный призыв к благовестническому служению, призыв быть светом и нести свет другим в устроении всего во Христе, в утверждении в центре жизни Христа. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», — говорит Христос (Ин. 12, 32). Своим Воплощением, Своей проповедью и чудесами, Своей смертью на Кресте.
Своим Воскресением Христос являет, что Он Господь и Бог всяческих. И наше христианское служение — проповедовать это Царство Христово прежде всего нашей жизнью. Господь хочет, чтобы «свои» — те, кто Его, — присутствовали на всех перекрестках земли.
Посмотрите на историю Церкви в разные ее периоды. Бог призывает одних к мученичеству во времена гонений, других — в уединение пустыни, чтобы, устраняясь от суетных забот, которыми живет мир, они могли свидетельствовать другим, что предлагает Бог человеку. Третьих Он призывает к церковному служению. Но Господь хочет, чтобы большинство из нас, из «своих», оставались посреди мира, занимаясь земными делами. Эти христиане должны нести Христа во все слои человеческого общества, где они выполняют свой каждодневный труд. Но как у древних христиан, так и у христиан нашего времени, какое бы место они ни занимали в жизни, свидетельство о Воскресении должно быть возрастанием в верности Христу и в покаянии, даже до готовности умереть за Него — до полноты приобщения Кресту, которым радость Пасхи прииде всему миру.
Что такое вера? Соблюдать непосильные посты среди нищенского существования, которым отмечены сегодня столь великое множество людей, в том числе верующих? Обязательно посещать храм в воскресные и праздничные дни, выстаивая долгие службы, когда накопилось столько дел по дому, и ты нуждаешься в том, чтобы хотя бы отоспаться за неделю и передохнуть? И все это ради какой-то смутной надежды на неизвестное будущее? Или, может быть, на чудо, без которого не обходится ни одно евангельское повествование? Невольно приходят на память беспощадно правдивые стихи Александра Блока: «И так давно постыли люди, Уныло ждущие Христа».
Л.А. Бурова, г. Пятигорск
Какая радость встретить человека, сияющего чистой и глубокой верой! Его дерзновенное доверие всему, что ни пошлет ему Господь, приносит плод, который кажется чудесным. Вера безнадежно больных, внезапно обретающих почти полную свободу от того, что связывало их по рукам и ногам, вера в благополучный исход тех, кто находится в беспросветно отчаянных обстоятельствах, — всегда будет среди ценностей, которые не дают нам в этом мире, исполненном мрака, унывать. Чем больше вера приближающегося к Богу человека, тем большее восхищение вызывает она у нас. Сам Бог изумляется такому доверию Его Промыслу: «Иди, — говорит Он с любовью, — вера твоя спасла тебя».
Вера определяет нашу связь с Богом, к которой Он призывает нас. Все наши отношения друг с другом строятся на вере и доверии — будь то супружеская жизнь, воспитание детей, дружба или просто совместный труд. Когда нет доверия друг другу, связи рушатся. И, наоборот, взаимное доверие, уважение и терпение укрепляют наши отношения, которые являются одними из самых радостных и созидательных начал человеческой жизни. Но важнее понять, что человек — это существо духовное. Духовное начало определяет его прежде всего. И это начало раскрывается в наших отношениях с Богом. У Бога нет недостатка веры в нас. Это мы, несчастные, со скрытой подозрительностью и тревогой глядим на Него — так дают знать о себе старые шрамы греха и нашей мелочной гордыни.
Бог зовет нас. Наш ответ медленно рождается в нас. Вначале мы не знаем об этом. Не видим этого. Не понимаем, о чем идет речь. Не задумываемся, куда Бог хочет нас вести. Что значит верить в Бога? Что значит довериться Ему? Что значит слушаться Его, принять Его Слово в сердце нашей жизни, предать Ему всю нашу жизнь? И что значит это обещание отношений живой вечной дружбы с Ним?
В нашей встрече с Богом важно не просто чудо. В Евангелии Христос не говорит чудесно исцеленному: «Вера твоя дала тебе исцеление». Он, скорее, говорит ему, что теперь между ними устанавливаются новые отношения: «Вера твоя спасла тебя». И это значит: между этим человеком и Богом, оттого что тот веровал, эта связь будет всегда, связь спасения, связь Нового Завета.
Можно без преувеличения сказать, что для некоторых христиан вера — это род тяжкого бремени. В то время как она по дару Христа, который Он нам предлагает, — свет, освобождение, дружба с Богом, дарующая бессмертие, надежда, которая не может обмануть.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий