Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июнь 2016 г.
Вы часто повторяете, что во время коммунистических гонений наша Церковь прославилась не только не сравнимым ни с чем сонмом мучеников и исповедников, но и небывалым по массовости отступничеством. И среди отступников от Христа, увы, порой были и священники. Что значит стыдиться Христа в наше время, когда Церковь как будто внешне свободна?
В. Беликов, г. Симферополь
Апостол Павел пишет: «Верою святые побеждали царства». И вот перед нами в эти пасхальные дни евангельский пример этой побеждающей веры. На первый взгляд, не происходит ничего особенно потрясающего. Однако произошедшее заслуживает самого внимательного взгляда. Речь идет о самарянке. Чем она может быть нам интересна? Разумеется, прежде всего своей беседой со Христом, которая поистине неисчерпаема. Но обратимся сейчас непосредственно к цели евангельского повествования. Многие в селении обратились ко Христу. Евангелие уточняет: это произошло, с одной стороны, благодаря Его слову к ним, а с другой (прежде Его прихода в это селение), благодаря Его слову к ней. Чудесное уточнение! Оно не может не поражать. Самое удивительное — то, что эта женщина поверила в Него. Почему? Как объяснить — может быть, в этом есть нечто поучительное и для нас — обращение множества людей после простого свидетельства? Свидетельства женщины, которая сама только что обратилась к вере. Какая свежесть, какое изумление должно было быть в ее свидетельстве! Как она говорила о Господе! Если наша жизнь должна постоянно углубляться, значит, каждый день нашей жизни должен быть новым обращением к вере. Только так мы можем явить людям любовь Христову и нашу любовь ко Христу — не языком, как говорит апостол любви Иоанн Богослов, а делом. Эта любовь, как прорывающийся из земли живительный источник, напоминает о радости первых учеников, которые все оставили, не зная даже, где живет Христос. Все оставили, потому что Христос явился им с лицом самой жизни. «Се, творю все новое», — говорит в Откровении Господь (Откр. 21, 5). «Ныне начах, сие измена десницы Вышняго», — слышим мы в Церкви в эти святые дни.
Это свидетельство исходило от женщины, которая не стыдилась, что уверовала во Христа. «Он сказал мне все, что я сделала в моей жизни». Христос часто подчеркивает необходимость именно такого свидетельства. Он торжественно возвещает, что не постыдится перед Отцом Небесным тех, кто не постыдится исповедовать Его перед людьми. Как это относится к нам? Наверное, прежде всего не следует стыдиться Христа, когда мы наедине с собой — в своих мыслях, в своих трудах, в своих намерениях. Следует признать, что мы стыдимся Христа, когда ведем себя уклончиво по отношению к правде, когда приспосабливаем к себе требования Евангелия, когда сглаживаем ради своей выгоды все его неровности. Или когда употребляем различные средства, противные духу Христову, чтобы достигнуть успеха — в том числе, успеха в Церкви.
Мы помним тройное искушение, которое встретил Спаситель в пустыне. Оно встречает каждого из нас и начинается тогда, когда мы остаемся наедине со своей совестью. Не стыдиться Христа — значит отказаться использовать власть в Церкви с помощью средств сатаны — денег, человеческого влияния, временной славы, интриг, надежд на продвижение по службе. Если бы Христос явился внезапно в сокровенной глубине наших мыслей и дел — не постыдились ли бы мы Его? Вот что каждый день, и каждый час в течение дня необходимо спрашивать себя. Следует также помнить, что первоверховный апостол Петр, который говорил, что готов умереть за Христа, отрекся от Него перед служанкой. Сколько раз священнику, изображающему из себя праведника, приходится ограничивать свое свидетельство из-за инстинктивного страха скомпрометировать себя! Тонкое предательство Христа происходит незримо, прежде чем оно обнаружится в открытом отступничестве. Прихожане часто жалуются на проповеди, лишенные огня и трепета, в которых богодухновенные пророчества звучат нейтральной констатацией. Священник как будто не участвует в Христовой тайне. Он говорит то, что он должен говорить. Его слово — не о Том, Кого он любит, и Кто хочет научить нас любить. Может быть, это происходит, оттого что он не любит тех, кому он должен открыть Христа? Один почтенный священник говорил, что мы должны молиться так, чтобы сделать из стоящих за богослужением в храме «одно любящее существо». Подобно тому как среди Пасхи переполненный храм на восклицание священника «Христос воскресе!» единым сердцем и едиными устами отвечает «Воистину воскресе!» Надо любить Христа, чтобы проповедовать Его со всеми Его требованиями до последней черточки. Надо любить Церковь, чтобы признавать — какое бы место ты в ней ни занимал — свои немощи и ошибки, и трудиться, страшась теплохладности, ради ее подлинного обновления.
Возвратимся к самарянскому селению, в которое была послана служительница Христова. Ради просвещения мира она призывает нас к этой откровенности. Не в этом ли заключается свобода во Христе, о которой говорит апостол Павел, покаяние и молитва тех, кто ответственен за истину? Вначале самарянка имела перед собой просто любопытных людей — так похожих на наших современников, исполненных безразличия. Не напрасно говорят, что величайшие преступления в истории были совершены не преступниками, а трусами и равнодушными. Необходимо такое участие в судьбе другого человека, какое мы видим в Евангелии у несущих на носилках ко Господу своего расслабленного друга. Перед лицом быстро изменяющегося мира, невероятных внешних перемен вокруг нас, не стыдиться Христа — это значит принять жизнь такой, какая она есть. Это значит видеть присутствие Бога среди нас, несмотря на все раздирающие ее кошмары. Только так мы можем любить тех, кто должен быть крещен Христовой любовью.
Святые побеждали царства верой. Тот, кто будет подражать смиренной и мужественной самарянке, может быть, тоже победит царства. Во всяком случае, он обретет Царство Небесное. Ибо идущие в сражение со злом по дару веры заслуживают жизни вечной.
Говорят, что красота женщины — в послушании. О каком послушании идет речь?
Т.И. Милюкова, г. Вологда
Не напрасно говорят, что красота женщины — в послушании. Быть послушной в Библии — имеет точный и необычный для современного сознания смысл, который неизменно связан с подчинением власти — прежде всего власти мужа. Однако есть один существенный момент. Не только у внешних, но порой и в Церкви мы встречаемся с искаженным представлением об этой тайне. Женщина, исполняющая свое призвание, в Священном Писании должна быть послушна движению жизни, исходящей от Бога. Она проявляет в этом постоянно потрясающую инициативу, которую только она может проявить. Когда фараон приказывает убивать иудейских младенцев мужеского пола при их рождении, две женщины, принимающие роды, дают им жизнь, нарушая приказ царя. И Бог благословляет их за это. Послушные женщины — послушны зову жизни, риску сохранить эту жизнь, чего бы им это ни стоило. Фараон был властью, но его повеления вызывали Божие осуждение, и эти женщины не повиновались такой власти — по Божию благословению.
Какое имеет к нам отношение убийство иудейских детей по приказу фараона? У себя в Отечестве мы уже давно — как в плену Египетском, где убивают наших детей, как в Египте. Как в Вифлееме. Только масштабы иные, и убийство — не только телесное. Подобно волхвам, услышавшим повеление царя Ирода, подобно святым апостолам и всем древним и новым мученикам, которые, когда им запрещали проповедовать о Христе, говорили: «Подобает нам слушаться Бога более, нежели человеков», — такими должны быть все православные христиане. Когда государственные законы под видом защиты «прав человека» дают возможность физического и духовного уничтожения наших детей, все мы должны сделать простой выбор, кого слушаться: Бога или государство.
Святые отцы говорят, что если кто хочет научиться истинному послушанию, тот должен молиться об этом сугубо Божией Матери. Вы знаете, что в Церкви одна из Ее чудотворных икон именуется «Скоропослушница». Эта икона являет нам неизъяснимую красоту Пречистой Девы, держащей на руках Богомладенца. Божия Матерь — скорая Послушница наших молитв, потому что Она — скорая Послушница Бога. В этом Ее красота, не сравнимая ни с чем. И Своей красотой Она помогает нам исцелиться от некрасоты греха.
Будем молиться Божией Матери, чтобы Она скоро услышала нас в нашей главной беде и просветила разумением тайны истинного послушания. Слушать Бога, говорящего нам: «То, что вы сделали другому, то вы сделали Мне», и слышать всех, кто взывает к нам о спасении.
Я недавно принял крещение, стараюсь регулярно исповедоваться и причащаться святых Христовый Тайн. А вопрос у меня такой. Человек создан по образу Божию. Но вот, я где-то прочитал, что Церковь создана по образу Божию. Не могли бы Вы, насколько возможно доступно, объяснить, что это значит.
И.В. Кошелев, г. Подольск
Это значит, что Бог есть общение. Прежде чем вступить во Святое Святых Божественной литургии, в Евхаристический канон, мы должны воспеть Символ веры. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Некоторые непросвещенные верующие думают, что Бог это одна Личность. И мы можем войти в общение с Ним. Но Бог не таков. На самом деле Лик Бога открывается нам в Трех Лицах. В Нем — тайна общения, дар любви — сама сущность жизни Пресвятой Троицы. Отец превечно сообщает Себя в полноте Сыну во всем, что имеет, так что Сын — Его совершенный Образ. И Дух Святой, от Отца исходящий, пребывает в полноте в Сыне. В той мере, в какой мы едины с Отцом и Сыном, мы причастны Божественной любви, которая изливается в сердцах наших Духом Святым.
Мы касаемся здесь глубин Троичной тайны. И эта тайна более всего освещает тайну человеческих отношений. Святые отцы говорят, что Церковь создана по образу Пресвятой Троицы, она — единое существо со множеством ипостасей. Это значит, что любовь как общение личностей определяет все в нашей жизни. В основании бытия — общение личностей. Некоторые говорят, что в основании бытия — материя, другие — что дух, третьи — что все вместе. Все они заблуждаются. Поистине, в основании бытия — общение. И это есть чудесное откровение, которому мы сугубым образом приобщаемся за Божественной Евхаристией. Невероятно, чтобы христиане — те, кому открыта эта последняя тайна всего, те, кто одни только проникают взором Христовым в бездну сокрытой тайны, в которую все погружено, — не сознавали основополагающего значения благовестия, то, что мы призваны донести до других: в основании бытия — общение.
Когда в благодатном приобщении святых Христовых Тайн мы входим в глубины Божии, эта вечная тайна открывается нашему потрясенному взору. Она являет нам, что глубина всех вещей, эта глубина, о которой мы уже знаем, что в ней — Бог, эта глубина всех вещей — сама любовь Пресвятой Троицы.
Бог — превечно любовь, и разумное творение, получившее жизнь по дару Его, — явление Троичной жизни. Оно также призвано войти в жизнь любви. И хотя можно говорить об этой тайне, человеческий язык и ум умолкает от прикосновения к ней. Но опираясь всегда на Слово Божие, этот твердый камень истины, дарованный Самим Богом, предстоя перед святой Евхаристией, мы можем нечто постигать в этой непостижимости в глубоком смирении, в той мере, в какой Дух Святой, Который один может ввести нас в Божественную жизнь, просвещает наш разум. Что выносим мы из храма после Божественной литургии? Причастие означает приобщение. Приобщение тому общению любви, которое есть Бог. Тому общению любви, которое Бог через нас хочет передать всему миру.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий