Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — ноябрь 2017 г.
Снова с исключительной остротой возникла в Церкви тема идентификации останков царственных страстотерпцев. И снова мнения разделяются. Новая Патриаршая комиссия по изучению результатов экспертизы, в состав которой входит много известных ученых-криминалистов, все более убеждается в подлинности останков. Их оппоненты, в основном из числа «ревнителей не по разуму», не соглашаются с ними. В качестве основного аргумента они заявляют о своем недоверии к тем, кого они считают духовными наследниками екатеринбургского злодеяния. Может быть, новой комиссии не следует настаивать на своем во избежание ненужного разделения Церкви? Слава Богу, святые страстотерпцы прославлены, и мы все можем молиться им. У нас есть их иконы, некоторые из них — даже чудотворные.
А. Новикова, г. Санкт-Петербург
Определение, являются ли эти останки подлинными — совсем не второстепенный вопрос. Святая Церковь свидетельствует, каким дивным чудом могут быть мощи умершего человека, мощи святого. Через них действует сила Христова Воскресения. Поколения русских людей в течение веков воспитывались на благоговейном почитании мощей святых, всегда связанном с рассказами о подвигах святых подвижников и мучеников. Жития святых и святыни были основанием народной нравственности и культуры. И одной из характерных особенностей русского православия всегда было паломничество к святым местам. Эти традиции живы и доныне. А когда мощи святых, таких, как, например, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские или святой Феодосий Тотемский, или Иоасаф Белгородский были выставлены после революции в московских музеях, многие верующие приходили, чтобы поклониться им, а некоторые священники даже совершали перед ними молебны.
Мы знаем также, что происходило при вскрытии святых мощей советской властью по всей нашей стране с октября 1918 г. по апрель 1922 г. После революции в течение трех лет были вскрыты, а вслед за этим часто конфискованы драгоценные останки целого ряда великих святых, которых знала русская земля. Известны случаи, когда красноармейцы вскрывали мощи святых и уничтожали их. И вместо них, чтобы дискредитировать Церковь в глазах народа, выставлялись восковые куклы на обозрение всем. В некоторых монастырях, зная об этих кощунствах, прятали мощи, подменяя их, чтобы спасти от поругания. Такие меры если не позволяли защитить верующих от глумления безбожников, то, по крайней мере, позволяли им не давать святыню псам. Большевикам надо было посеять сомнение в народе, соблазнить всех. Смотрите, мол, вот эксплуататоры народной доверчивости с целью наживы, которых надо убивать.
Неудивительно поэтому, что в 90-е годы прошлого века, когда екатеринбургские останки были объявлены принадлежащими царской семье и захоронены в Петропавловском соборе, многие православные христиане не согласились признать эти останки святыми мощами, считая, что наследники прежних разорителей святынь пытаются совершить тот же обман. Разве их отношение к Церкви не отмечено отсутствием чувства святого, презрения к народному благочестию? Кто тогда, после революции, были инициаторами кампании, на каком уровне — народный комиссариат по делам юстиции, 8-е отделение которого было специально создано для ликвидации, как это официально называлось, аппарата Церкви. ЧК или Совет народных комиссаров. Ни одно важное решение не могло быть принято без санкции членов Политбюро во главе с Лениным. Кроме того, организация этой кампании по всей стране требовала тесного сотрудничества ЧК и Красной Армии. Одновременно со вскрытием святых мощей происходило создание так называемой «живой церкви», конфискация церковного имущества с грандиозным проектом гонения на Церковь, план которого тщательно разрабатывался в узком кругу большевистского руководства. Они намеревались в этом тотальном гонении на Церковь в конце концов разрушить ее до основания, поставив всех верующих перед выбором между отступничеством или мученичеством. Целью вскрытия святых мощей было подготовить все это, доказать, что никаких нетленных мощей как таковых не существует, и тем самым нанести глубокую рану вере народа. Замысел сатаны, исполнителем которого являлся режим, был лишить православный народ источника избыточествующей благодати, связи его с его святыми как раз в то время, когда он более всего в этом нуждался — во время великих скорбей и испытаний. Таковы понятные нам рассуждения.
И вот о чем мы не должны забывать. Прежде чем начать кампанию вскрытия святых мощей, безбожная власть составила некий типологический список святых, останки которых следует конфисковать. Среди них были святые общенародного почитания, такие, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святые пустынники — преподобный Павел Обнорский, преподобный Александр Свирский, святые жены — Феврония Муромская, Евфросиния Полоцкая, святые мученики Евфимий, Игнатий и Акакий Афонские, святитель Тихон Задонский. Святой отрок Артемий Веркольский, святые страстотерпцы, такие, как князь Михаил Тверской. Одним словом, в замысле диавола было нанести удар сразу по всем проявлениям святости. Только оттого что тогда была гражданская война, твердое сопротивление монахов и простых верующих не дало осуществить этот план до конца. Точно так же святые царственные страстотерпцы имеют исключительное значение для Церкви. Они — в центре бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Церкви Русской, всей святости 20 века. И вопрос об их святых мощах столь важен для нас.
Многие в церковном народе восприняли захоронение останков в 1997 году, инициированное правительственной комиссией во главе с Немцовым как политическую акцию. Даже если первоначально это были подлинные останки, кто может дать гарантию, что люди, столь неоднозначно относящиеся к Церкви, не подменят их на каком-нибудь этапе? У многих было впечатление, что главное для устроителей этого захоронения — создать атмосферу двусмысленности. Если в сознании верующих это ненастоящие мощи, то психологически что происходит? И Царь как бы ненастоящий, и православная монархия ненастоящая. А если эти мощи настоящие, все равно, смотрите, как мало народа идет. Мало, потому что православный народ в большей своей части подозрительно относится к тому, что там представлено. Создавая видимость восстановления исторической справедливости, эти люди пытались воспрепятствовать прославлению царя или, если оно все-таки состоится, сделать его чисто декоративным. Раньше враги Церкви старались уничтожить святыню физически, чтобы ее просто не было, а теперь главная их забота о том, чтобы соль потеряла свою силу.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что нагие кости святых угодников дороже всех сокровищ мира. И мы можем сказать, что мощи святых царственных страстотерпцев могут оказаться дороже всего золота, всех алмазов, всех утраченных богатств России, опираясь на которые она надеялась возродиться.
Сегодня наши недоброжелатели клевещут на царя не только в СМИ, но выпускают в прокат фильмы, порочащие его. При этом в Церкви находятся люди, заявляющие, что это пространство высокохудожественного творчества, в которое Церковь не должна входить. Как же нам противостоять воинствующей сатанинской лжи?
С.И. Зверев, г. Екатеринбург
Мы помним, как лет 20 назад были многотысячные стояния православных в Останкино против демонстрации фильма «Последнее искушение Христа». А теперь выходит грязный клеветнический фильм о святом царе-страстотерпце. Нет сомнения, что люди, заказывающие и создающие такие фильмы, если бы жили во времена земной жизни Христа, поступили бы с Ним точно так же, как книжники и фарисеи — учителя лжи, о которых мы читаем в Евангелии. Но оттого что они не в состоянии сейчас ничего сделать Христу, они выражают свою ненависть в клевете на Него и на Его святых.
Пространство творчества? У всех нас на памяти выставки современного искусства, такие как «Осторожно, религия», «Запретное искусство». Неужели верующий человек может быть безучастным к этим кощунствам? Большинство этих грязных поделок удивительно бездарны. Ну, а если бы это было не так? Святые отцы говорят, что антихрист поразит всех необыкновенным даром красноречия. Известно, что кроме «цветов добра», есть «цветы зла», как пророчески, можно сказать, обозначил будущее мира французский поэт Бодлер. А Ницше о том же самом явлении сказал: «красота зла». Апостол Иаков в своем Послании напоминает, что «язык — огонь, прикраса неправды». «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иак. 3, 5—6). Слово, произнесенное даже с огненным вдохновением, может делать ложь привлекательной для многих. Хуже всего — самая главная ложь, ложь о духовных событиях и явлениях.
Есть два способа борьбы с ложью, оскорбляющей нашу святыню. Даже у самого грешного человека подлинное отношение к жизни начинается с возмущения злом как таковым. Мы не можем объективно и равнодушно рассматривать зло просто как факт. Необходимо отвержение этого зла, которое, сколько есть у него сил, до последнего будет отстаивать свое право на существование. Примириться со злом — значит быть побежденным злом. Во святом и живом Боге это отвержение зла — в самых малейших его проявлениях, тем более в открытой и наглой агрессии его в сегодняшнем мире, — неумолимо. Бог есть свет, и в Нем нет никакой тьмы. И святые — это те, кто по дару Божию стали светом. Всякий компромисс со злом есть посягательство на святое величие Божие и на достоинство человека. Судьбы человечества связаны с хранением правды и истины. Все, что происходит в мире — все катаклизмы, потрясения, революции, войны, — все сводится к одному простому: насколько хранится правда и истина в народе, настолько Господь хранит его. Пока в мире будут люди, до конца верные правде и истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.
И второй существенный момент. Самый хороший метод бороться с заблуждением и сознательной ложью — с помощью утверждения истины, осуществляемой в жизни. Это очень просто и очевидно, но на самом деле требует всецелой отдачи — той, о которой свидетельствует наш святой царь.
Лучший способ борьбы против заражающей лжи — это познать истину. В данном случае это означает так жить, чтобы благодатно открывалась святость нашего святого царя. В этом великая суть. Если мы не познаем благодатно истину, то Церковь не устоит, никто не устоит против надвигающейся тьмы. Жизнь христианская заключается в непрестанном познании Господа нашего Иисуса Христа и его святых. Подлинная радость появляется от этого познания Господа и святости верных ему людей, а не оттого что мы кого-то переубедили и сокрушили. Благодатное познание святости наших святых дает радость новой жизни, уверенность в спасении. Это знание проявляется в нашем подлинном покаянии, в чистоте и святости нашей жизни.
Но откуда возьмется это благодатное познание, если в некоторых приходах до сих пор не совершается служба святым царственным страстотерпцам в день их памяти? Если мы не рассказываем нашим детям в школах (прежде всего в воскресных школах) о святости царя и его семьи? Как в советское время учили детей ненавидеть фашизм? Как на Украине сейчас учат детей ненавидеть Россию? Их ревность не разбудит ли нас от равнодушия? Как потеряли мы Украину, так теряем, отдавая на воспитание разного рода лжеучителям, наше новое поколение. Надо, чтобы больше выходило фильмов, издавалось книг, проводилось выставок, раскрывающих правду о святом царе. Одним словом, всякой лжи мы должны научиться противопоставлять правду. Только светом изгоняется тьма.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий