Они прошли через крышу
Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице
В Евангелии есть не только «маловерные». Некоторые из них засвидетельствовали столь великое доверие ко Господу, что Он услышал их. О таких людях в Евангелии сказано: «Иисус, видя веру их». Речь идет об исцелении расслабленного благодаря заботе его близких. Это те, кто, как сказано в другом Евангелии об этом событии, проник через крышу в дом, чтобы принести своего больного друга к Спасителю. Что они сделали? Они, если можно так выразиться, взломали дверь дома, где находился Христос, Который из-за множества народа, толпящегося в дверях, был для них недоступен. Они прошли через крышу. Они использовали отчаянный способ, несколько безумный своей смелостью. И благодаря этому, они дали возможность своему другу приблизиться ко Христу.
Это событие потрясает. На память приходят слова апостола Павла: «Мы безумны Христа ради». Или слова Спасителя: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море». Быть верным, не означает ли это в некотором смысле дать место безумию в своей жизни? Чтобы взломать дверь, все двери ради служения ближнему.
Если мы посмотрим на жизнь святых, у немногих из них не найдется этой составляющей. Даже у тех из них, кто по видимости самые тихие, не имеющие ярких зрелищных событий в жизни, можно увидеть, что они превосходят меру. Их святость — не всегда в высоком апостольском служении, в образе чрезвычайного покаяния, как у преподобной Марии Египетской, в желании нести крест со Христом. Но всегда в пламенеющем заступничестве, в широте молитвы, в воззвании ко Господу за весь народ, как это было у пророка Моисея или у преподобного Силуана Афонского. Потому что для Бога нет ничего невозможного. Это обычное служение, общее для всех святых.
Разумеется, можно всегда говорить об исключительных духовных дарованиях наших святых — преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, не сходящих с камня, чтобы не утратить благодать. Можно вспомнить о блаженном Василии, Христа ради юродивом, который нагой и босой среди зимы ходил по Москве и повторял: «Люта зима, но сладок рай». Но посмотрите на святителя Митрофана Воронежского. В своем «Духовном завещании» он пишет предельно просто: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь».
На самом деле эти примеры чудесно иллюстрируют главную добродетель нашей христианской жизни — рассудительность. В ней есть две стороны, по видимости противоречащие друг другу, — желание любой ценой пробиться ко Господу и «разумные» общие пути, которым должны следовать все, например, несущие своего друга — ведь они должны были вначале постараться пройти через дверь. «Мы должны делать то, что от нас зависит, предоставляя остальное воле Божией» — таков принцип христианского подвига, ибо «Дух дышит, где хочет». Наши пути — не Его пути. Дары Духа Святого свидетельствуют, что Он всегда рядом с нами и дает возможность самому смиренному христианину действовать согласно этим дарам. Эта «осторожность» — прежде всего достояние Церкви. Не перестанем удивляться, как возрастают в святости самые обычные люди в течение истории перед лицом тех, кого Церковь канонизирует одного за другим — разумных и неразумных с точки зрения мира.
Мы знаем, через какие искушения смирение проведет тех, кому были даны видения. Посмотрите на святых, которые просили Господа избавить их от дара прозорливости. Святой Иоанн Предтеча «не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем (о Христе), было истинно» (Ин. 10, 41). Осмотрительность заставляет нас с благоговением и трепетом относиться к Богу, в том числе в обычных земных делах, где действует Его Промысл. Тем более будем внимательными к Духу Святому, чтобы не угашать Его. Посмотрите, как народ Божий — хранитель благочестия — узнает исключительное призвание своих святых, и необязательно только после смерти этих избранников и даже если они не совершают очевидных чудес.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий