Мы оделись во Христа
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
Как прекрасно это Евангелие об исцелении одержимого бесами! Оно уже предваряет книгу Деяний святых апостолов. Потому что этот человек из страны Гадаринской, совершенно языческой земли, — первый, кого Господь послал к своим проповедовать благовестие спасения, подобно тому как послал Он самарянку к самарянам.
Этот человек был во власти диавола, то есть того, через кого смерть вошла в мир. Он был освобожден Христом. Мы тоже — нашим крещением — освобождены от рабства закона, греха, смерти и диавола. Об этом — заклинательные молитвы, которые священник читает в начале таинства крещения. Мы как бы получили защитную прививку, но должны по-прежнему бодрствовать, и это то, о чем мы молимся Отцу нашему Небесному: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». У искусителя одно известное средство — ложь. Ложью он вселяет в сердце человека недоверие и страх по отношению к Богу, как это показано в книге Бытия.
Мы — чада Божии, возрожденные к свободе во Христе, и Дух Святой, Дух истины, живущий в нас, учит различать нас то, что волнует наше сердце. Иногда этих злых духов — легион, и нас охватывает смятение. Мы уже не знаем, где мы, и не видим ничего. Рабы страха, мы позволяем вести себя неизвестно куда. Все для нас тревожно, потому что наше сердце не слушает больше голоса Отца нашего, Который на Небесах. Мы прячемся от Него. Этот страх скрывает от нас Его лик, в то время как внутренний мир и доверие Ему — признак, что мы с Богом, и Он не обманывает нас. Когда мы молимся и поклоняемся Ему, Дух Святой, Утешитель, помогает нам осознать, какой дар свободы предлагается нам. Подобно исцеленному от бесов человеку, мы должны сидеть у ног Христа не в праздности, а в слушании Его слова. В Евангелии неоднократно упоминается о такой встрече с Господом. В тайне сердца ищущий Бога человек устремляется к слушанию Спасителя. Исцеленного Господом нагого бесноватого увидели одетого в одежду. А нас Дух Святой облекает в Самого Христа: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Теперь бесноватый был в здравом уме. И чадам Божиим даруется духовное здоровье, какими бы раньше ни были их немощи. Христос — место живой и личной встречи Бога с нами, в которой мы приходим в себя. Мы были потеряны, и в Нем наконец обретены.
Каждому из нас, составляющих Церковь, Тело распятого и воскресшего Господа, дана возможность освободиться от всякого зла и быть посланными к людям, чтобы мы могли рассказать, что сотворил нам Бог. Вера — всегда дар Божий. Никто не может дать ее себе сам, ни умножить ее собственными усилиями — ни интеллектуальными, никакими другими. Но Бог дает нам все яснее видеть глубину происходящего с нами через болезни — наши и наших близких, через умерших, которых мы оплакиваем и хотим вернуть к жизни, через все скорби и беды, в том числе через козни злых духов — тех, кто согласно Писанию держат мир в своей власти. Нет такой силы и нет такой власти, которые могли бы по-настоящему помочь нам. Но разве Христос не победил мир и того, кого мы называем миродержцем? «Я видел сатану, — говорит Господь, — спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10, 18—19). Таково Царство Божие — оно приходит к нам, бессильным, в силе. Таковы посланники Царства — в лучшем случае, «рабы, ничего не стоящие» (Лк. 17, 10). Такова Христова Церковь — она не должна ничего бояться. «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий