Гарри Поттер и популяризация колдовства

 

Инок Иннокентий

 

перевод статьи: Monk Innocent. Potter’s Field. Harry Potter and the popularization of witchcraft// The Orthodox Word. N 220. 2001. PP. 241-255

 

Введение

 

Четыре года назад в Америке была опубликована первая из книг о Гарри Поттере английской писательницы Дж. К. Роулинг (J.K. Rowling). Скоро за ней последовали  другие книги этой серии, и все получили колоссальный успех. Эти книги были переведены более чем на 40 языков и разошлись общим тиражом свыше 116 миллионов экземпляров более чем в двухстах странах мира. В США, по оценке американских исследователей, более половины детей в возрасте от 6 до 17 лет прочитали по крайней мере одну из книг о Гарри Поттере, а тысячи детей перечитывали эти книги помногу раз 1). Изображения Гарри Поттера буквально повсюду: карты, видеоигры, статуэтки, игрушки, одежда, одеяла, наволочки, коврики, календари, компьютерные игры, конфеты и так далее. Обычно Гарри Поттер изображается как мальчик с взъерошенными черными волосами, с маленьким шрамом на лбу в форме молнии, со слегка скошенными очками, с метелкой в руках. Обычно его сопровождает снежно-белая сова.

День выхода в свет четвертого романа этой серии, 8 июля 2001, был днем самого большого фурора в истории книжной индустрии. Число предварительных заказов на книгу превысило шестьсот тысяч. Лин Блэйк, генеральный менеджер интернет-магазина Amazon.com  говорит: "Такой книги я еще не видел. Число предварительных заказов на нее семикратно превысило предыдущий рекорд" 2).

В ноябре 2001 было снят фильм по первой книге серии. Популярность Гарри Поттера оказалась настолько громадна, что родители отстаивали многочасовые очереди за билетами для своих детей. К концу декабря доход от фильма превысил 300 млн. долл., сделав картину самым доходным фильмом года.

С чем связана такая популярность Гарри Поттера? Нельзя сказать, что серии романов о нем очень сильно отличаются от тех романов в стиле фэнтези, которые читали в детстве многие из нас. Эти книги увлекательны и действуют на воображение. В каком-то смысле в них изображается борьба добра против зла. Герой всей серии, Гарри Поттер - это неудачник, с которым могут себя идентифицировать многие дети. В школе он учится неважно. Он уходит от своих приемных родителей, которые о нем не заботятся. Короче, он чувствует себя никому ненужным. Но вскоре он узнает, что его настоящие родители были волшебники, и что их убил злой волшебник Лорд Вольдеморт. Вольдеморт пытался убить и Гарри, но почему-то это у него не получилось. После его нападения у Гарри остался шрам в виде молнии на лбу. От родителей Гарри унаследовал способность к колдовству, и поэтому он учится в Хогвартс: "Школе волшебства и колдовства". Эта школа существует в волшебном пространстве, параллельном тому реальному миру (современной Англии), где живут в обычной жизни Гарри и его приемные родители.

В книгах серии все вращается вокруг того, как Гарри учится волшебству в Хогвартсе и борется своим волшебством с Вольдемортом, который, по неизвестным Гарри причинам, все время пытается убить его. По мере развития сюжета Гарри не только все больше овладевает умением колдовать, чтобы защититься от врага, но и приобретает некоторые черты "героя".

Многие восприняли эту серию с одобрением. Книги хвалили по разным причинам: за их "нравственное здоровье", за то, что они способны "привить детям любовь к чтению" или просто за то, что они интересные. Даже христианские журналы, такие как Christianity Today, British Christianity, The Christian Century и First Things напечатали одобрительные рецензии. Однако православному христианину будет не совсем по себе, если он станет читать книги про Поттера. Чтобы дать подобающую оценку трудам Роулинг, нужно рассмотреть следующие три темы:

 

1. Моральный кодекс Гарри Поттера

 

Обозреватель одного из христианских журналов пишет: "У Роулинг твердый нравственный кодекс, я бы даже сказал - очень твердый" 3). Безусловно, у Гарри Поттера есть определенный моральный кодекс, но какой: христианский или языческий? Давайте сначала рассмотрим это по порядку.

Послушание, безусловно, является центральным христианским принципом. Этот принцип сформулирован в словах Молитвы Господней, которую заповедал апостолам Сам Спаситель. В этой молитве говорится "Да будет воля Твоя". Не "моя" воля да будет, а "Твоя". Христианин учится послушанию сначала через подчинение своей воли воле родителей, затем воле духовного отца. Так мы познаем, в чем заключается воля Божия. Именно через "отсечение" своей воли, как это называют Святые Отцы, человек со временем учится узнавать волю Божию. Так развивается добродетель, которая в святоотеческой литературе называется "рассуждение", то есть рассудительность, благоразумие.

В книгах о Поттере, главный герой ведет себя прямо наоборот. Он нарушает правила, установленные начальниками - директором Хогвартса и другими. Нарушает не потому, что у него есть какой-то особенный идеал или принцип (например, нравственное сознание), а просто потому, что это ему удобно, или чтобы отомстить.

Во-вторых, Гарри Поттер постоянно лжет, чтобы скрыть свое непослушание и избежать наказания за него. Даже когда его непослушание и ложь раскрываются, автор скорее оправдывает его безнравственность. Это совершенно ясно в том месте, где она пишет, как дети соревнуются в школе. Оценки, которые Гарри получает за те действия, когда он не слушался, выше, чем баллы, которые вычитаются за непослушание (а ложь, конечно, вообще не учитывается).

В своей книге о Гарри Поттере и Библии Ричард Эбейнс выделяет четыре принципа, которым учит Поттер:

1. Можно не слушаться правил, если они не соответствуют твоим собственным интересам.

2. Правил надо не слушаться, если они непонятны.

3. Ложь является вполне приемлемым способом достигнуть цели.

4. За зло надо воздавать злом, и хорошо относиться только к тем, кто относится хорошо к тебе 4).

Даже то, что называется борьбой добра со злом, а именно борьба Гарри Поттера и Вольдеморта, рассматривается с нехристианской точки зрения. В четвертой книге серии оказывается, что у Гарри и у Вольдеморта один и тот же источник волшебной силы 5). Это очень характерно для язычества, в котором добро и зло считаются относительными. В то время как Господь ясно учит нас, что добро и зло отличаются друг от друга по самому своему существу.

Вероятно, самая глубокая безнравственность этих книг заключается в том, что в них люди, лишенные магических способностей, не считаются людьми. А это все люди, которые живут в нормальном мире и не являются волшебниками (в книгах они называются “muggles”). Они изображены самым издевательским образом, и все они "несправедливо" преследуют волшебников. Это, в свою очередь, служит для того, чтобы оправдать многочисленные колдовские шутки над ними - опять же, несмотря на школьные правила, которые считаются неважными и служат только для видимости.

Гарри бессердечно ведет себя с теми людьми в Хогвартсе, которые, как ему кажется, этого заслуживают. Его поведение находится в полной противоположности к главнейшей христианской добродетели: прощению врагов и любви к ним (Мф. 5:43-48). Кратко моральный кодекс Гарри Поттера можно сформулировать так: будь добр с теми, кто этого заслуживает, а не трать любовь на тех, кто этого недостоин. Именно такова одна из заповедей нравственного поведения ЛаВея, основателя церкви Сатаны, и, может быть, не случайно эти две формулы совпадают 6).

 

2. Оккультные параллели

 

Вся серия о Гарри Поттере пронизана атмосферой оккультизма. Защитники Роулинг обычно недооценивают серьезность этого. Они говорят, что Роулинг создает воображаемый мир, такой же, как создали в своих книгах Толкиен или Льюис, и не нужно заострять внимание на том, что у Роулинг речь идет о ведьмах, наведении чар и тому подобном.

К сожалению, ее мир далеко не воображаемый; он очень близок миру современных оккультных движений.

Вся та магия, которой занимается в Хогвартсе Гарри, имеет свои параллели в реальном мире. Начнем с школьной программы в Хогвартсе. Это семилетняя программа, которая очень напоминает программу тренингов Ordo Anno Mundi (OAM), лондонской группы оккультистов-змеепоклонников.

Как и Хогвартс, ОАМ предлагает семилетнюю программу обучения.

Общеобразовательная программа в ОАМ включает в себя курс изучения "древних рун". В книге "Узник Азкабана" Гарри Поттера вводят в курс "изучения древних рун" 7).

В ОАМ на первой ступени проходят курс предсказаний. В той же книге Гарри Поттеру в классе говорят: "В этом году мы будем проходить основные методы предсказаний" 8).

Есть в ОАМ также курс "Вервольф / Оборотни". Опять же, в Хогвартсе Гарри слышит: "Оборотничество - один из самых сложных и опасных магических приемов" 9). Легко привести и другие примеры.

Другие примеры оккультных наук, которые встречаются у Роулинг, это астрология, наведение чар, некромантия, тайные свойства трав, волшебные зелья, привидения, гадание по огню, наука о числах, хиромантия и тому подобное. Роулинг не создает новых типов "воображаемого" волшебства, а пишет только о тех практиках, которые появились очень давно и которые до сих используются в оккультизме. Она и сама признается, что изучала оккультизм, чтобы сделать свои книги правдоподобными10).

Защитники Роулинг могут возразить, что она придумывает и слова, которые не имеют смысла в магии: "Alomohora! Expelliarmus! Rictusempra! Finite Incantatem!"

Может показаться, автор относится к волшебству как к дурачеству и сказке. Но несколько таких юмористических мест в самом начале книги не способны скрыть тех действительных колдовских практик, которые она описывает. В большинстве случаев она описывает их без всякого изменения. Например, там, где рассказывается о "руке славы", которая появляется в "комнате тайн": "О, рука славы! Лучший друг воров и разбойников! Вставьте в нее свечу, и она будет давать свет только тому, кто ее держит!"11). Эта ужасная рука действительно известна в оккультной традиции. Это рука повешенного убийцы, которую отрезали, высушили и засолили. Считалось, что эта рука имеет магические свойства и защищает грабителя, предупреждая его об опасности12).

С такой же точностью описывает Роулинг гадание на магическом кристалле. Учитель предсказаний в Хогвартсе говорит детям: "Гадание на кристалле - искусство особенно возвышенное. В начале мы будем тренироваться расслаблять сознание и внешние глаза... чтобы открылся внутренний глаз и сверхсознание"13). Это точное описание тех приемов, которые используют предсказатели, чтобы погрузиться в транс и таким образом войти в контакт с духовным миром.

Самая ужасная сцена описывается в четвертой книге, когда Гарри попадает в плен. Его привозят на кладбище, после чего с жуткими подробностями описывается ритуал сатанистов. Хотя, может быть, это действие полностью не совпадает с известными ритуалами, все элементы налицо: человеческие жертвы, нанесение самому себе увечий, а также описываются инструменты, которые всегда встречаются в ритуалах у сатанистов, в частности, обоюдоострый кинжал, которым пронзают жертву.

В книгах у Роулинг упоминаются также многие реальные фигуры, которые хорошо известны среди оккультистов. Например, Николай Фламель и его жена. Они существовали на самом деле, жили в тринадцатом веке. Николай Фламель (Nicholas Flamel) был алхимиком, который, как говорят, получил "философский камень"14). Ничего нового от себя Роулинг в свои книги не вносит, просто описывает и Николая, и его жену, и сам "философский камень". Точно так же упоминаются Адальберт, епископ Кентерберийский, который жил в восьмом веке и был обвинен в колдовстве (разумеется, у Роулинг он положительный герой) и швейцарский алхимик Парацельс.

Одна героиня в книгах Роулинг сразу же должна вызвать у читателей-христиан настороженность: "Кассандра Влабатская". Под этим именем имеется в виду печально известная Елена Блаватская. Блаватская была основателем Теософского общества, целью которого было "противостоять материализму в науке, а также всем видам догматической религии, в особенности Христианству"15).

В книгах Роулинг присутствуют также многие хорошие известные языческие и мифологические герои, именами которых она называется собственных героев, например, Минерва (римская богиня), Аргус (греческое мифологическое чудовище), Цирцея (волшебница из Одиссеи), Клиодна (кельтская богиня, которой и сейчас поклоняются современные нео-язычники)16).

Роулинг создает не "вторичный мир", примером которого может послужить, например, Средиземье Толкиена, а скорее "параллельный мир" - который находится в соответствии с современным оккультизмом. И действительно, Ричард Эбейнс указывает: "По книгам Роулинг видно, что она прекрасно разбирается в оккультных хитросплетениях. Однажды во время беседы с Роулинг в прямом эфире позвонил один маг-самоучка и стал возбужденно спрашивать Роулинг, не участвует ли она в каком-нибудь магическом обществе (например, Викке). Когда Роулинг ответила "нет", он был поражен и ответил: "Во всяком случае, Вы повторяете то, чему они учат". Затем этот человек признался, что любит серию о Гарри Поттере, и не только потому, что там так много магии. Ему нравится, что магия описывается там в столь положительном свете, что его дочь после этого стала лучше относиться к его упражнениям в магии и волшебстве"17).

Книги Роулинг ярко описывают современный оккультизм, и тем самым приучают детей к настоящему волшебству. Английская Языческая федерация недавно впервые ввела должность ответственного за работу с молодежью, чтобы отвечать на все возрастающее количество запросов. Энди Норфолк, пресс-секретарь Языческой ассоциации, считает, что интерес молодежи к волшебству и магии значительно возрос после выхода в свет книги "Гарри Поттер и философский камень", следующих книг о Гарри Поттере, а также телевизионных шоу для молодежи про ведьм и вампиров. По его словам, как только выходит в свет очередная статья про язычество или волшебство, "у нас бывает шквал звонков, в основном от молодых девушек"18).

Разумеется, и Роулинг, и ее защитники отрицают, что хотят привести к волшебству кого бы то ни было, тем более детей. Впрочем, нужно обратить внимание на то, как Роулинг оценивала оформление своей первой книги: "Обложка книги в издательстве Scholastic выглядит ближе всего к тому, как я ее себе представляла. Цвета и стиль иллюстраций делают ее похожей на книгу по магии", - говорила она19).

 

3. Духовная брань и воображение

 

Судя по всему, сама Роулинг до конца не понимает, что именно она делает. Она выражает и недоверие, и одновременно интерес к оккультизму. Из-за этого сочетания она оказывается открытой для воздействия со стороны падших духов. В пользу этого говорит ее рассказ о том, как у нее возник замысел всей серии о Гарри Поттере. Идея этих книг пришла к Роулинг в 1990 году. Она вспоминает, что внезапно "очень-очень ясно" увидела Гарри в воображении. Его видимый образ вошел в ее мысли из ниоткуда и сразу как "полностью сложившаяся личность". В одном интервью Роулинг утверждает: "Характер Гарри просто пришел мне в голову... Мне показалось, что он подошел ко мне и предстал перед моим умственным взором"20).

Судя по ее рассказу, Гарри просто стоял, очень похожий на того, каким его сейчас изображают на книжных обложках. Роулинг почувствовала, что это волшебник, и решила написать книжку про маленького мальчика, который не знал, что он волшебник21).

Что здесь тревожно, так это то, что ей представилась какая-то сущность. Это было не озарение, не интуиция, как у настоящих художников, а скорее встреча с каким-то другим существом. Поскольку Роулинг не верила ни в "магию", ни в мир духов, она именно из-за этого была открыта для воздействия со стороны такой сущности. Она приняла все, что представилось ее воображению, без всякой опаски.

Епископ Августин Флоринский подчеркивает: "Успех Сатаны больше всего там, где он действует скрыто. Благодаря своим пособникам - так называемым просвещенным ученым - он распространяется посредством ложных утверждений, что его не существует. Люди живут, не остерегаясь подвоха, и тут он внезапно переходит в наступление. Они не подготовлены, и он духовно разрушает их. Если бы они верили в то, что существует дьявол, который ненавидит их неописуемой ненавистью, который рыщет вокруг как лев, пожирающий души, тогда они бы предприняли те меры предосторожности, которые Священное Писание предлагает им принять, чтобы победить его"22).

Наш Господь открыл людям не только то, что существует мир ангельский, но и мир бесовский, и научил нас духовной брани, которую мы должны вести с падшими духами. Святитель Николай (Велимирович) писал, что Господь наш Иисус Христос спасает нас не только от греха и смерти, но и от "нашего невежества и безразличия относительно сатаны - источника всякого греха, убийцы и лжеца" (Ср. Ин. 8:44 "Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи")23).

Суть духовной брани с ложью падших духов открывается во всей полноте только в Христианстве, особенно в святоотеческом Православии.

"В других традициях бывают учения о духовных соблазнах, - писал о. Серафим Роуз, - но православное святоотеческое учение превосходит их полнотой разработанности; и, что еще важнее, эти духовные обманы дьявола и нашей падшей природы настолько вездесущи и так глубоки, что никто не может их избежать, если любящий Бог, открывающийся в Христианстве, не будет рядом и не освободит нас от них"24).

Те христиане, которые защищают книги о Гарри Поттере, неизбежно принижают значение духовной брани, обычно используя аргументы, подобные следующему: "Мир Роулинг - это воображаемый мир. Какой вред может быть в воображении?" Но пространство духовной брани - это именно воображение, и Апостол Павел пишет: "Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2 Кор. 10:3-5). В другом месте Апостол пишет: "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12).

Соборная мудрость Отцов Церкви решительно протестует против злоупотребления воображением. Такое действие воображения может привести к тяжким случаям духовного заблуждения, или прелести. Святые Отцы противопоставляют трезвение и покаяние - беспорядочному воображению, которое, по их мнению, является следствием праздных размышлений. Св. Никодим Святогорец пишет: "Дьявол очень близок и хорошо знаком с воображением, и из всех способностей души именно эту он считает самым подходящим органом для того, чтобы обмануть человека и пробудить его страсти и его зло. Он действительно очень хорошо знаком с природой воображения. В начале он был сотворен Богом чистым и простым умом без формы и без образа, подобно всем другим божественным ангелам. Затем он впал в любовь к форме и к воображению. Воображая, что он может утвердить свой трон над небесами и стать подобным Богу, он отпал от состояния, когда он был подобен ангелу света, и стал дьяволом тьмы... Он обманул Адама, использовав воображение и внушив Адаму, что он подобен Богу.

Прежде своего грехопадения Адам не имел воображения"25).

Поскольку человеческое воображение в его нынешнем виде подвержено последствиям грехопадения, к являющимся мыслям и образам нужно подходить рассудительно. Святые Отцы учат, что этим мыслям и образам никогда нельзя доверять до конца, а всегда проверять на соответствие учению Церкви и обо всем советоваться с теми, кто являются для нас духовными авторитетами.

 

4. Поттер готовит к демонической инициации

 

Мы должны следить за тем, что мы читаем.

Все, что происходит в нас в мыслях и воображении, влияет на наше поведение и формирует его. Если мы наполняем сердца и мысли богоугодными мыслями и идеями, то и вести мы будем себя соответственно. О. Серафим Роуз, например, очень тонко чувствовал это, и он отмечал, что душа становится как бы тяжелее, если ты сегодня не читал православной литературы.

Впрочем, еще хуже, чем жить без духовного чтения - читать книги, которые прямо противоречат христианской духовной жизни, такие, как книги о Гарри Поттере! После таких книг душа не только будет тяжелее, но и приобретет знакомство с оккультным миром, что откроет ее тем оккультным воздействиям, о которых писал о. Серафим Роуз в своей книге "Православие и религия будущего": "Пусть природа этих "религиозных экспериментов" все еще часто опытная, в них по крайней мере столько же духовного самообмана, сколько и по-настоящему демонического ритуала инициации... Но именно такова цель этих экспериментов, и, без сомнения, техники инициации будут становиться все более эффективными по мере того, как человечество будет приходить в состояние готовности к ним, из-за пассивности и открытости к "религиозному опыту", которые культивируются соответствующими движениями..."26).

Возможно, еще больше, чем в самой книге, пассивное отношение и открытость к паранормальным действиям провозглашались в недавно вышедшем на экраны фильме по первой книге серии, "Гарри Поттер и философский камень". Каждый раз, когда происходит что-то магическое, показывается лицо Гарри Поттера, с улыбкой во весь рот, полное увлечения и восторга. Похоже ли это на то отношение к сверхъестественному, которое надо воспитывать у детей? Один эксперт по оккультизму утверждает: ""Больше всего меня пугает, - говорит Кэрил Матришиана,- что книги про Поттера лишают человека внушенного Богом отвращения к оккультным силам. Роулинг показывает как совершенную обыденность ужасы черной магии и оккультных ритуалов, людей одержимых бесами и тому подобные кошмары. Книги про Поттера обучают детей прямому язычеству, отвращают от библейского воззрения на мир"27).

Очень показательное замечание сделал Стивен Кинг, автор романов ужасов. Он пишет в "New York Times Review of Books", что серия о Гарри Поттере - которая ему очень нравится - очень хорошо готовит детей к его собственным ужасным и демоническим романам!28).

К чему наша культура ведет детей?!

То, что серия о Гарри Поттере так популярна - это очень ясный показатель отсутствия христианского рассуждения. Серафим Роуз писал об очень низком уровне духовности нашего времени: "Что привело людей - и даже "христианский мир" - к такому отчаянному положению? Разумеется, не открытое почитание дьявола, которое всегда можно видеть только у ограниченного количества людей; нет, скорее это что-то гораздо более незаметное, и православному христианину страшно думать об этом: это утрата Божественной благодати, которая следует за утратой интереса к Христианству"29).

Популярность книг про Поттера показывает, какой большой интерес вызывает волшебство и оккультизм. Но самое тревожное то, что множество людей этого не понимает. По большей части они утратили понимание того, что такое христианская жизнь.

Православные христиане! Со страхом Божиим и верой, держитесь за Церковь и ее спасительное учение. Давайте покажем всем книги о Гарри Поттере в их истинном свете, как начальную ступень к царству демонов.

Да будем крепче стоять в вере, усилим наши молитвы и будем бдительны.

Се Жених грядет!

 

См. также: Джулия Фостер. Гарри Поттер - дорога к оккультизму

 

Monk Innocent. Potter’s Field. Harry Potter and the popularization of witchcraft// The Orthodox Word. N 220. 2001. PP. 241-255

 

1) Robert McGee and Caryl Matrisciana, Harry Potter: Witchcraft Repackaged, Making Evil Look innocent (video) (Hemet, California: Jeremiah Films, 2001

 

2) Richard Abanes, Harry Potter and the Bible (Camp Hill, Pennsylvania: Horizon Books, 2001), p. 205

 

3) Alan Jacobs (literature professor at Wheaton College), First Things, January 2000. 

See: http://www.firstthings.com/ftissues/ft0001/reviews/jacobs.htm1

 

4) Abanes, pp. 38, 41.

 

5) J. K. Rowling, Harry Potter and the Goblet of Fire (New York: Scholastic, 2000), p. 697

 

6) Abanes, p. 167

 

7) Rowling, Harry Potter and the Prisoner of Azkaban (New York: Scholastic, 1999), p. 57

 

8) Rowling, Harry Potter and the Prisoner of Azkaban, p. 103.

 

9) Rowling, Harry Potter and the Sorcerer’s Stone (Scholastic, 1997), p. 134

 

10) Abanes, p. 23, цитата из интервью Роулинг в передаче The Diane Rheim Show, WAMU, National Public Radio, October 20, 1999. 

Это интервью опубликовано на сайте: http://www.wamu.org/dr/shows/drarc_99101 8.html#wednesday

 

11) Rowling, Harry Potter and the Chamber of Secrets (New York: Scholastic, 1999), p. 51

 

12) Abanes, pp. 60—61

 

13) Rowling, Harry Potter and the Prisoner of Azkaban, p. 297

 

14) Первая книга Роулинг называлась "Гарри Поттер и философский камень". Американское издательство "Scholastic" переименовало ее в "Гарри Поттер и волшебный камень"

 

15) (из брошюры Теософского общества. Цит. по: Constance Cumbey, The Hidden Dangers of the Rainbow (Shreveport, Louisiana: Huntington House, 1983), с. 45)

 

16) Abanes, pp. 30—32

 

17) Abanes, p. 24, citing Rowling on The Diane Rheim Show, op. cit.

 

18) “Potter Fans Turning to Witchcraft,” This is London (Associated Newspapers Ltd., August 4, 2000). 

См. http://www.thisislondon.co.uk/dynamic/news/story. html?in_review id=3060293

 

19) Abanes, p. 123

 

20) J. K. Rowling, цитата из Reuters, “Harry Potter ‘Strolled into My Head,”’ July 17, 2000

 

21) Abanes, pp. 2 1—22

 

22) Bishop Augustinos Kantiotes, Sparks from the Apostles (Belmont, Massachusetts: Institute for Byzantine and Modern Greek Studies, 1992) pp. 197—98

 

23) St. Nikolai Velimiroviс, An Offering of the Writings of St. Nikolai Velimirovic (Safford, Arizona: St. Paisius Orthodox Monastery, 2001) p. 68

 

24) Fr. Seraphim Rose, “Letter to a Spiritual Seeker,” The Orthodox Word, nos. 187—88 (1996), p. 119

 

25) St. Nicodemus of the Holy Mountain, A Handbook of Spiritual Counsel (Mahwah, New Jersey: Paulist Press, 1989) p. 149—50

 

26) Hieromonk Seraphim Rose, Orthodoxy and the Religion of the Future (Platina,  California:  St. Herman of Alaska Brotherhood, 1975; fourth edition, 1996) pp. 188—89

 

27) Джулия Фостер. Гарри Поттер - дорога к оккультизму.

 

28) Stephen King, “Wild About Harry,” New York Times Review of Books, July 23, 2000

 

29) Hieromonk Seraphim, Orthodoxy and the Religion of the Future, p. 189

 

 

 

 

 

 

На главную страницу