Растление
или
просвещение?
Пристанская
О.В.
автор
статьи -
ведущий
научный
сотрудник
НИИ проблем
укрепления
законности и
правопорядка
при
Генеральной
прокуратуре
РФ, кандидат
юридических
наук
Волна
публикаций и
передач в
средствах
массовой
информации,
посвященных
детской
порнографии
и вовлечению
детей в
порнобизнес,
поднимает
крайне
острый и
болезненный
вопрос,
будоражащий
общественное
сознание,
требующий
проявления
жесткой
политической
воли
государства,
профессионально
грамотного
законодательного
и
практического
решения.
В
поисках
виноватых,
помимо
порнодельцов,
обвиняют
родителей,
утративших
контроль над
собственными
детьми, самих
распущенных,
развратных
наших детей,
поддавшихся
на посулы и
уговоры
взрослых
растлителей.
Сетуют на
объективные
законы
рыночной
экономики:
якобы,
сексбизнес
тоже бизнес
и ничего с ним
не поделаешь.
Поэтому, мол,
оставьте его
в покое и
займитесь
лучше
воспитанием
детей и
родителей.
Приглашенные
эксперты
внушают
массовой
аудитории
телезрителей
и радиослушателей,
что
оказываемое
педофилами
внимание
пригретым
ими детям,
брошенным
собственными
семьями, не
так уж и
страшно.
Главное, что
социальные
сироты
получают от
них свою долю
так не
достающего
им душевного
тепла. Распространены
ссылки на половозрелую
набоковскую
Лолиту, способную
испытывать
адекватные
чувства и
ощущения,
иезуитские
обвинения
юных девочек
в нимфомании,
а их
родителей в
заскорузлом
самодурстве
и невежестве.
Детей
пытаются
делить на созревших
и не
созревших -
приманку
педофилов,
сводя
половое
созревание к
чистой
физиологии и
забывая о его
психологических
и социальных
аспектах.
Формирование
культуры
межполовых
взаимоотношений,
культуры
семейной
жизни
подменяется
усилиями по
достижению
всеобщей
сексуальной
грамотности
и культуры
контрацепции.
В некоторых
печатных
изданиях для
подростков и
общеобразовательных
школах
предпринимаются
попытки
сформировать
у детей культуру
мастурбации,
обучают
технике
рукоблудия,
даже
используют
для этого
наглядные
пособия.
Новаторские
начинания
такого рода в
одной из
петербургских
школ
закончились
шумным
судебным
процессом,
закончившимся
в пользу
истца
законного
представителя
одной из
пострадавших
от подобных
экспериментов
учащейся.
Предлагается
(и совершенно
обоснованно)
ужесточить
меры
ответственности
взрослых за
вовлечение
несовершеннолетних
в
антиобщественные
виды
деятельности,
в
порнобизнес,
противопоставить
их пагубному
влиянию
издание хороших,
полезных
журналов для
подростков и
прочее, и
прочее.
Однако, за
рамками
развернувшихся
по этому
поводу
дискуссий
остался
вопрос о
первоистоках
самого
явления
массового
растления
детей. Крайне
редко
упоминается
о той
нравственно-психологической
атмосфере,
которая
исподволь
формировалась
в обществе в
последнее
десятилетие
и неожиданно
для многих
выплеснулась
в уродливые
формы
существования
и выживания
людей,
извращенные
способы
удовлетворения
детьми
естественных
потребностей
в общении и
самовыражении.
Для многих из
них торговля
душой и телом
превратилась
в обыденный и
по сути
поощряемый
обществом
источник
средств
существования.
И
подталкивают
их к этому
промыслу не
только нужда,
но и
достигнутые
усилиями
отечественных
и зарубежных
секспросветителей
снятие
психологических
барьеров,
атрофирование
чувства ложного
стыда, о чем
нередко с
восторгом
упоминают
как о
достижениях
сексуальной
революции в
противовес
пуританской
морали.
Кто
в условиях
захватившей
население
России психо-эмоциональной
эпидемии
возьмет на
себя
смелость
утверждать,
что
наблюдаемый
в настоящее
время среди
детей
всплеск
разврата,
проституции,
суицида не
связан с
насильственным
разрушением
сложившихся
в обществе
стереотипов
нормотипичного
поведения,
открытым
поощрением
подростков к
традиционно
табуированным,
запрещенным
поступкам!? 26
января 2000 г.
Министерство
образования
РФ
распространило
информационное
письмо № 22-06-86 О
мерах по
профилактике
суицида
среди детей и
подростков.
Согласно
приводимым в
нем данным, от
самоубийств
ежегодно
погибает
около 2800 детей
и подростков
в возрасте от
5 до 19 лет, без
учета
попыток
самоубийства.
За последние
пять лет
число
несовершеннолетних
самоубийц
достигло 14157
человек, что
составляет 12,7%
умерших от
неестественных
причин. О
числе
малолетних
проституток
и геев,
моделей и
героев фото и
видео
порнопродукции
остается
только
догадываться.
Под
предлогом
предоставления
несовершеннолетним
свободы
выбора
осуществляется
целенаправленная
эротизация,
сексуализация
детского и
подросткового
контингента.
Навязывая
несовершеннолетним
выбор между
сладкой
таблеткой,
отравленной
ядом
разврата, и пресной
пилюлей
целомудрия и
воздержания
современные
просветители
требуют от
родителей
терпимости и
уважения к
очевидному в
описанной
ситуации
выбору детей.
Прикрываясь
конституционными
свободами:
свободой
массовой
информации,
свободой
слова, в
информационное
пространство
России
начали
массированно
и агрессивно
внедряться,
заручившись
финансовой и
политической
поддержкой
из-за рубежа, образовательные
и
просветительские
проекты с
откровенной
или
завуалированной
сексуальной
направленностью,
протаскиваемые
в школьные
программы,
молодежные
журналы,
распространяемые
через
электронные
средства
массовой
информации и
иные
современные
средства
связи.
К
примеру, на
финансирование
реализуемого
в России с 1996 г. (предполагаемый
срок
завершения
работ
декабрь 2000 г.)
образовательного
проекта Половое
воспитание
российских
школьников (агентство-координатор
ЮНЕСКО,
агентство-исполнитель
Министерство
общего и
профессионального
образования
РФ)
выделялось 745
тысячи
долларов США
из Фонда
народонаселения
ООН и 240
миллионов
рублей от
Правительства
Российской
Федерации.
Несмотря на
официальное
признание
Министерством
образования
РФ данного
проекта не
отвечающим
запросам и
потребностям
российского
общества в
области
укрепления
здоровья
детей и
подростков,
нравственного
воспитания
подрастающего
поколения,
его
реализация в
1999 2000 гг. была
продолжена.
Однако
давление
общественности
и
официальных
структур
вынудило
российских
координаторов
проекта
изменить
тактику и
стратегию
его
реализации.
Вместо
введения
самостоятельного
учебного
предмета
тематика
полового
воспитания,
как следует
из Годового
отчета за 1998 г.
по проекту Половое
воспитание
российских
школьников
и Рабочего
плана
проекта на 1999 г.,
интегрирована
в другие,
общие
предметы
базисного
плана
общеобразовательных
учреждений,
причем, уже
под новым
названием Формирование
здорового
образа жизни
российских
подростков.
В официальных
ответах
Министерства
образования
РФ на
тревожные
запросы
органов
власти
утверждалось,
что
названный
проект не
предполагает
проведения
мероприятий
с детьми и
ориентирован
на
подготовку
учителей и
студентов,
методистов,
школьных
психологов,
специалистов
психолого-педагогических
и медико-социальных
центров и
родителей; рассчитан
на проведение
индивидуальной
работы с
подростками
по изучению
анатомии и
физиологии,
основ
санитарии и
гигиены во
внеурочное
время
специалистами-медиками,
а также
медико-педагогическими
центрами, занимающимися
с
подростками
во
внеурочное
время, на
добровольной
основе и по
согласованию
с родителями.
Однако,
несмотря на
эти
заверения, в
общеобразовательной
практике
указанные
ограничения
не
соблюдаются.
Аналогичные
проекты
внедряются в
российское
образовательно-просветительное
пространство
при помощи
специализированных
печатных
изданий для
юношества,
имеющих
выраженную
эротическую
направленность.
Так журналы
для
юношества COOL,
COOL GIRL (тиражом 300
тысяч
экземпляров),
YES, Вот так! [1],
активно
эксплуатирующие
интерес
подростков к
сексу,
являются
изданиями
германского
Издательского
дома Бурда,
печатаются в
Голландии, и
ввозятся из-за
рубежа в
Россию. При
этом они, как
правило, не
облагаются
повышенными
налогами и
иными
сборами,
установленными
для
специализированных
эротических
изданий, а,
напротив,
пользуются
таможенными
и налоговыми
льготами,
маскируясь
под издания в
сфере
образования,
науки и
культуры.
Журнал Шестнадцать
(иллюстрированное
приложение к
ежемесячнику
Ровесник),
согласно
экспертному
заключению
Судебной
палаты по
информационным
спорам при
Президенте
РФ [2]
от 22 декабря 1999 г.
№ 18 (63), признан
на основании
ст. 37 Закона РФ О
средствах
массовой
информации
специализированным
эротическим
изданием [3].
Под
прикрытием
лозунгов
заботы о
репродуктивном
здоровье
российских
женщин и
подростков
внедряются
программы,
направленные
на
искусственное
ограничение
рождаемости,
создающие
реальную
угрозу
национальной
безопасности
страны.
Катастрофические
последствия
столь
разрушительной
кампании не
заставят
себя ждать,
тем более в
условиях
глубокого
демографического
кризиса в
стране. За
период 1994-98 гг.
численность
населения
сократилась
более чем на 4,3
млн. человек,
а за истекший
2000 г., по
предварительной
оценке
Госкомстата
России, -
более, чем на 750
тыс. человек и
составила 144, 8
млн. человек.
Показатели
смертности в
2000 г. в 1,8 раз
превысили
суммарный
показатель
рождаемости (число
родившихся
на одну
женщину в
течение
жизни),
который
сократился
за последние
десять лет с 1,73
до 1,2 (против 2,14-2,15
необходимых
для простого
воспроизводства
населения). По
прогнозам
Госкомстата
РФ к 2015 г.
население
страны
уменьшится
еще на 8,6 млн.
человек или
на 6% [4].
Несмотря
на это,
начиная с 1993 г. в
России
реализуются
образовательно-просветительские
проекты,
предназначенные
для стран,
которым, по
оценке
Агентства
США по
международному
развитию (ЮСАЙД),
Фонда ООН по
народонаселению,
грозит
опасность
перенаселения.
В 2000 г.
Министрами
здравоохранения,
образования,
труда и
социального
развития
Российской
Федерации
принята
и
утверждена
Концепция
охраны
репродуктивного
здоровья
населения
России на
период 2000 2004 гг. и
план
мероприятий
по ее
реализации.
Названные
документы
разрабатывались
в основном
специалистами
в области
медицинских
проблем
материнства
и детства:
акушерами,
гинекологами
и
перинатологами
без
привлечения
психологов,
педагогов и
других
экспертов в
области
охраны прав
несовершеннолетних.
Такой
односторонний,
не
комплексный
подход к
разработке
важнейшего
документа
привел к
неоправданному
смещению
акцентов на
медицинские
аспекты
охраны
репродуктивного
здоровья
населения, в
том числе
подростков.
Хотя в нем и
ставится
вопрос о
разработке
межведомственной
программы
работы с
подростками,
однако в
качестве
основного
направления
предусмотрено
лишь
восстановление
нарушений
репродуктивного
здоровья
несовершеннолетних
путем
совершенствования
организации
медико-профилактической
помощи. А
декларативные
призывы осуществлять
среди всех
слоев
населения
систему
гигиенического
обучения и
воспитания
здорового
образа жизни
со стыдливым
прибавлением
через
запятую ценности
семьи
невольно
рождают
ассоциации
со
скандальными
попытками
полового
просвещения
и
преподавания
в школах
сомнительного,
с точки
зрения его
научной
обоснованности,
учебного
предмета Валеология.
Те же
опасения
вызывает и
намеченное
Концепцией в
числе
профилактических
мер по охране
репродуктивного
здоровья
подростков создание
новых (?)
подходов к
гигиеническому
и
нравственному
воспитанию и
образованию
детей и
подростков,
формированию
(пресловутого)
здорового
образа жизни.
Сразу
же возникает
вопрос, а чем
так плохи старые
подходы к
нравственному
воспитанию и
образованию
детей и
подростков,
зарекомендовавшие
себя не
только в
России, но и
за рубежом, к
тому же
адаптированные
к
современной
российской
действительности?
Не создается
ли путем
введения в
законодательный
оборот столь
расплывчатых
программных
положений,
без четкого
определения
концептуальной
основы и
направленности
предлагаемых
мер,
опасность
внедрения в
практику
работы с
несовершеннолетними
(и
легализации
практически
уже
внедренных)
инновационных
образовательно-просветительских
проектов,
бездумно,
механически
заимствованных
с Запада и
давно уже
отвергнутых
там в связи с
их
деструктивным
воздействием
на психику,
физическое и
нравственное
развитие
подрастающего
поколения?
При этом
игнорируется
специфика
отечественных
подходов и
традиционных
методов
образования
и воспитания
несовершеннолетних,
построения
их
взаимоотношений
с родителями. Не
нарушается
ли тем самым
один из
основополагающих
принципов
международно-правовой
защиты детей,
закрепленный
в Конвенции о
правах
ребенка, -
учет должным
образом
"важности
традиций и
культурных
ценностей
каждого
народа для
защиты и
гармоничного
развития
ребенка".
Понятие
формирование
здорового
образа жизни
употребляется
также в
Федеральной
программе
развития
образования,
других
правовых
актах. При
введении в
правовой
оборот столь
скомпрометированных
терминов,
законодателю,
на наш взгляд,
следовало бы
более четко
обозначить
вкладываемый
в них смысл.
Это
позволило бы
избежать
бесконтрольного
внедрения в
образовательную
систему
России
чуждых ее
созидательным
нравственным
и духовным
традициям
прозападных
образовательных
программ, в
том числе уже
подвергшихся
обоснованной
критике.
Известные
нам, в том
числе из
практики
прокурорского
надзора,
образовательно-просветительские
проекты
формирования
здорового
образа жизни
и полового
воспитания
подростков,
как правило,
не
ориентируют
детей на
национальные,
православные,
иные
конфессиональные
ценности:
создание и
укрепление
моногамной
семьи, поощрение
материнства,
деторождения,
ограничение
до и
внебрачных
половых
связей,
установка на
целомудрие и воздержание
в
подростковом
возрасте,
запрет на
сексуальные
домогательства
взрослых по
отношению к
детям.
Напротив, они
популяризируют
среди
подростков
гедонистический
образ жизни,
культ
физического
здоровья,
чувственных
наслаждений
и свободы от
нравственных
и социальных
обязанностей,
от
сложившихся
в обществе
норм и
созидательных
традиций,
сопровождаются
призывами
получать в
любых формах
максимальное
сексуальное
удовлетворение
от своего
тела и от
своих "партнеров",
не бояться
экспериментов
в области
секса, не
опасаться
противодействия
своей
сексуальной
практике со
стороны
родителей.
При этом
выдвигается
лишь одно
условие: секс
должен быть
безопасным,
то есть не
приводить к
нежелательной
беременности
или (через
запятую) к
ЗППП (заболеваниям,
передающимся
половым
путем),
Попытки
родителей,
общественности,
православной
церкви,
специалистов
в области
охраны
детства,
правоохранительных
органов
противостоять
по сути
насильственному
внедрению чуждых
отечественному
менталитету
образовательно-просветительных
проектов,
интеллектуальным
формам
растления
детей
неизбежно
наталкиваются
на
противодействие
чиновников
государственных
органов,
держащихся
за солидные
прибавки к
жалованию, а
также
учредителей
и издателей
эротических
изданий и
программ, за
которыми
стоят дельцы
секс- и
порноиндустрии,
фирмы
производители
контрацептивных
средств,
владельцы и
сотрудники
платных
сексологических
консультаций.
Прежде всего
именно они
заинтересованы
в расширении
рынка сбыта
предлагаемых
ими товаров и
услуг,
вовлечения в
него, в
качестве
потенциальных
потребителей,
подростков и
молодежи.
В
качестве
оправдания
своей
разрушительной
деятельности
чиновники и
дельцы
прикрываются
конституционными
свободами
личности и
выдвигают
излюбленный
аргумент,
который в
упрощенной
форме можно
сформулировать
как не
хочешь, не
кушай. Не
нравится
родителям
преподавание
в школе
техники
мастурбации,
полового
акта и его
суррогатов,
обучение
детей
многообразию
в сексе,
основам
свального
греха и
различным
видам
половых
отклонений, -
они де вправе
реализовать
предоставленную
им законом
свободу
выбора
образовательного
учреждения,
забрать
ребенка из
той школы,
которая им не
нравится или
вообще
обучать его
на дому. Не
согласны с
методами и
формами
просвещения
их детей,
практикуемыми
средствами
массовой
информации,
типа ток-шоу Про
это, - пускай
выбросят
телевизор и
радиоприемник,
запретят
своим чадам
покупать
печатные
издания.
Такие вот
рецепты
лицемерно
прописываются
растерянным
мамам и папам,
постепенно
теряющим
ориентацию в
том, что
хорошо, а что
плохо, что
можно, а что
нельзя.
Бизнес есть
бизнес! Прогресс
есть
прогресс!
Многие
взрослые под
гипнозом
агрессивно-наступательных
выступлений
СМИ и
пропагандистских
трюков
бизнесменов
и бизнес-women
смиряются с
перспективой
широкого
сексуального
развития (иначе
растления)
своих
потомков.
Лозунг
неприкосновенности
свободы
массовой
информации превратился
в жупел,
которым
устрашают
обывателей,
опасающихся
прослыть
косными,
отсталыми,
неразвитыми,
непросвещенными
в сфере
взаимоотношений
полов, не
умеющими
получать
удовольствие
от бытия и,
якобы,
прожившими
свою жизнь
напрасно.
Этим
действенным
защитным
механизмом
парализуют
любые
законодательные
инициативы,
направленные
на введение
разумных и
соответствующих
нормам
любого
цивилизованного
общества
ограничений в
распространении
информации,
оскорбительной
для
общественной
нравственности
и культурных
традиций,
противоречащей
интересам
нормального
развития
детей и
подростков.
Государство
в этом
вопросе
проводит страусиную
политику и
предпочитает
закрывать
глаза на
распространяющийся
в
колоссальных
масштабах
порно- и
сексбизнес,
теневой
рынок
сексуальных
услуг, не
замечая
усилий
дельцов от сексэкономики,
направленных
на
расширение
клиентуры (в
том числе за
счет
несовершеннолетних)
борделей, пип-шоу,
секс-шопов,
платных
сексологических
консультаций,
приумножения
числа
потребителей
порнопродукции. В
качестве
обоснования
бездействия
законодателей
в правовом
урегулировании
такого рода
хорошо
организованной
криминальной
или
околокриминальной
деятельности
выдвигается
тезис:
признать
очевидные
факты и
попытаться
ввести их в
правовое
русло,
оградить
общественную
нравственность
и детей от
мерзости,
значит
легализовать
эту мерзость
в
законодательном
порядке и тем
самым как бы
одобрить ее
на
государственном
уровне. При
этом
упускается
из виду во
многом
необратимый
характер
непозволительного,
бесконтрольного
открытия при
попустительстве
общества и
государства
шлюзов, через
которые на
протяжении
последнего
десятилетия
без каких
либо
фильтров и
других
принятых в
любом
цивилизованном
обществе
средств предохранения
лился на
незащищенную
российскую
почву, где до
этого не
было секса,
поток
канализационных
отходов
порно- и
секспродукции
с Запада.
В
сложившихся
условиях,
когда
сформировались
теневой
порнорынок,
контролируемый
отечественной
и
транснациональной
организованной
преступностью,
и
непоправимо
изуродованы
ценностные
ориентации и
социальные
потребности
людей, одними
только
правовыми
запретами,
даже под
угрозой
строжайшей
уголовной
ответственности,
проблему
решить
невозможно.
Ситуация
осложняется
тем, что она
находится на
грани
правового и
морального
регулирования,
а последнее
утратило в
переходный
период
традиционные
общепризнанные
ценностные
ориентиры, не
создав пока
еще новые.
Во
избежание
еще больших
нравственных
и физических
потерь
требуется
незамедлительная
законодательная
регламентация
всех видов
деятельности,
основанной
на
эксплуатации
сексуальных
потребностей
людей,
введение
безусловного
запрета на
оборот
информации и
продукции
порнографического
характера и
ограничения
оборота
информации,
продукции и
услуг
сексуального
характера.
Обязательным
при принятии
указанных
мер должен
быть
признан международно-правовой
принцип
приоритетной
защиты детей
от всех форм
сексуальной
эксплуатации
и
обеспечения
их
сексуальной
неприкосновенности,
в том числе от
интеллектуальных
форм
растления. Ст.
34 Конвенции о
правах
ребенка
обязывает
государства-участников
принимать все
необходимые
меры для
предотвращения:
а) склонения
или
принуждения
ребенка к
любой
незаконной
сексуальной
деятельности;
b)
использования
в целях
эксплуатации
детей в
проституции
и иной
незаконной
сексуальной
практике; c) использования
в целях
эксплуатации
детей в
порнографии
и
порнографических
материалах.
Массовое
распространение
злоупотреблениями
свободой
массовой
информации,
фактически
бесконтрольное
и
безнаказанное
распространение
специализированных
эротических
печатных
изданий
среди детей и
подростков
все более
приобретают
форму
экспансии открытых
массовых
публичных
форм
растления
детей и
подростков.
По данным
специальных
исследований,
подобные
деяния
наносят
существенный
вред
психосексуальному
развитию,
физическому,
психическому
и
нравственному
здоровью
несовершеннолетних,
причем такой
эффект
наблюдается
в результате
вовлечения
детей и
подростков
не только в
оборот
порнографических
материалов и
предметов, но
и иной
продукции
сексуального
характера.
Предпринимаемые
здоровыми
силами
общества
усилия,
направленные
на то, чтобы
побудить
государство
признать
интересы
общественной
нравственности
и законные
права
несовершеннолетних
приоритетными
перед
конъюнктурными
и
коммерческими
интересами
бизнеса, в том
числе
коммерческих
средств
массовой
информации,
наталкиваются
на
агрессивные
обвинения в
попытках
введении
цензуры.
Доверчивых
граждан
убеждают в
том, что таким
способом
консервативные
круги, якобы,
пытаются
повернуть
историю
вспять, к
тоталитарному
порядку,
восстановить
патерналистские
устремления
государства
ограничить
свободу
граждан на
поиск и
получение
информации,
возвратить
себе
полномочия
решать, что
полезно, а что
вредно его
подданным.
При
этом
намеренно
замалчивается
тот факт, что
международная
и зарубежная
законодательная
практика
неуклонно
придерживаются
принципа
допустимости
и
правомерности
ограничения общих
прав
физических
и
юридических
лиц в
случаях,
когда они
вступают в
противоречие
с законными
интересами
общества в
целом и его
особо
охраняемой и
наиболее
беззащитной
составляющей
-
несовершеннолетних.
Предусматривается,
например,
возможность
ограничения
свободы
слова, свободы
массовой
информации,
когда
деятельность
средства
массовой
информации
угрожает
правам и
законным
интересам
детей.
Допускаются
вынужденные
ограничения
информационных
прав и самих
несовершеннолетних.
Статья 13
Конвенции о
правах
ребенка,
провозглашая
право
ребенка
свободно
выражать
свое мнение,
включающее свободу
искать,
получать,
передавать
информацию и
идеи любого
рода,
устанавливает,
что осуществление
этого права
может
подвергаться
некоторым
ограничениям,
которые
необходимы: а)
для уважения
прав и
репутации
других лиц; b)
для охраны
государственной
безопасности
или
общественного
порядка,
здоровья или
нравственности
населения.
Признавая
в статье 17
важную роль
средств
массовой
информации в
обеспечении
доступа
ребенка "к
таким
информации и
материалам,
которые
направлены
на
содействие
социальному,
духовному и
моральному
благополучию,
а также
здоровому
физическому
и
психическому
развитию
ребенка",
Конвенция о
правах
ребенка
ориентирует
государства
на поощрение
разработки "надлежащих
принципов
защиты
ребенка от
информации и
материалов,
наносящих
вред его
благополучию
...".
Руководящие
принципы
Организации
Объединенных
Наций для
предупреждения
преступности
среди
несовершеннолетних
(Эр-Риядские
руководящие
принципы) 1990
года
ориентируют
средства
массовой
информации
на сведение "к
минимуму
показа
материалов,
связанных с
порнографией,
наркотиками
и насилием",
требуют "избегать
показа детей,
женщин и
личных
отношений в
унижающей
достоинство
форме" (принцип
43). В
заключительных
замечаниях в
адрес
Российской
Федерации
Комитета по
правам
ребенка ООН,
вынесенным
по итогам XXII
сессии
Генеральной
Ассамблеи
ООН 8 октября 1999
г.,
государству-участнику
Конвенции о
правах
ребенка
рекомендовано
принять все
необходимые
меры для
ускорения
процесса
реформирования
законодательства,
в том числе в
области
защиты детей
от
порнографии,
сексуальной
эксплуатации
и жестокого
обращения.
Тех
же принципов
в целом
придерживается
и российское
законодательство.
Статья
13 Декларации
прав и свобод
человека и
гражданина
[5] допускает возможность
ограничения
свободы
массовой
информации в
интересах
защиты
нравственности.
Статья 4
Закона РФ О
средствах
массовой
информации
[6] признает
злоупотреблением
свободой
массовой
информации использование
средств
массовой
информации
для
пропаганды
войны, а также
для
распространения
передач,
пропагандирующих
порнографию,
культ
жестокости и
насилия.
Статья
14 Федерального
закона
РФ "Об
основных
гарантиях
прав ребенка
в Российской
Федерации"
от 3 июля 1998 года
предусматривает
в пункте
первом
принятие
органами
власти
Российской
Федерации
мер "по
защите
ребенка от
информации,
пропаганды
и агитации,
наносящих
вред его
здоровью,
нравственному
и духовному
развитию, в
том числе ... от
распространения
печатной
продукции,
аудио - и
видеопродукции,
пропагандирующей
насилие и
жестокость
порнографию, наркоманию,
токсикоманию,
антиобщественное
поведение". В
пункте
втором той же
нормы
предписывается
установление
на
законодательном
уровне нормативов
распространения
печатной
продукции,
аудио - и
видеопродукции,
иной
продукции, не
рекомендуемой
ребенку для
пользования
в
соответствии
с пунктом 1
настоящей
статьи до
достижения
им возраста 16
лет.
Сохранение
нравственности,
духовности
российского
общества,
обеспечение
физической,
духовной и
информационной
безопасности
детей
официально
признаны
объектами
национальной
безопасности
Российской
Федерации.
Согласно
Концепции
национальной
безопасности
Российской
Федерации (утвержденной
Указом
Президента
РФ от 17
декабря 1997 г. № 1300
в редакции
Указа
Президента
РФ от 10 января 2000
г. № 24),
обеспечение
национальной
безопасности
Российской
Федерации
включает в
себя защиту
культурного,
духовно-нравственного
наследия,
исторических
традиций и норм
общественной
жизни, формирование
государственной
политики в
области
духовного и
нравственного
воспитания
населения,
введение
запрета на
использование
эфирного
времени в
электронных
средствах
массовой
информации
для проката
программ,
пропагандирующих
насилие, эксплуатирующих
низменные
проявления.
В
Доктрине
информационной
безопасности
Российской
Федерации (утв.
Указом
Президента
РФ 9 сентября 2000
г. №ПР-1895) основными
направлениями
обеспечения
информационной
безопасности
Российской
Федерации в
сфере
духовной
жизни
признаны: разработка
специальных
правовых и
организационных
механизмов
недопущения
противоправных
информационно-психологических
воздействий
на массовое
сознание
общества
;
введение
запрета на
использование
эфирного
времени в
электронных
средствах
массовой
информации
для проката
программ, пропагандирующих
насилие и
жестокость,
антиобщественное
поведение. В
Основных
направлениях
государственной
семейной
политики (утв.
Указом
президента
Российской
Федерации от
14 мая 1996 г. № 712)
предусмотрено
усиление
помощи семье
в воспитании
детей путем запрета
на
изготовление,
распространение
и
рекламирование
печатных
изданий,
изображений,
видеокассет
или иных
изделий,
пропагандирующих
порнографию,
культ
насилия или
жестокости
.
Существенным
и вполне
объяснимым
дефектом
любой
массовой
информационной
деятельности
в сфере
сексуального
просвещения
является отсутствие
дифференцированного
подхода к
объему,
"дозированию"
сведений об
интимной
стороне
жизни людей,
неадаптированность
форм их
подачи
применительно
к
различающимся
по возрасту,
полу,
социальному
и
сексуальному
опыту
категориям
несовершеннолетних.
Учитывая,
что
информация
подобного
содержания
беспрепятственно
распространяется
средствами
массовой
информации
среди
подростков, в
том числе не
достигших
возраста 14
лет, и более
того,
бесплатно
или за
символическую
плату
навязывается
им,
избыточность
и
преждевременность
откровенной
информации о
сексуальной
жизни может
нанести
непоправимый
ущерб их
здоровью и
социальной
адаптации в
обществе.
Очевидно,
что
популяризация
образовательными,
просветительными
учреждениями,
ориентированными
на
подростковую
аудиторию
средствами
массовой
информации
разнообразных,
в том числе
отклоняющихся,
форм
сексуального
поведения
может
способствовать
формированию
искаженного
отношения
подростков к "альтернативным",
нетрадиционным
формам семьи,
брака,
половой
патологии.
Недопустимыми
должны быть
признаны
любые формы
публичного
освещения
вопросов,
связанных с
крайними, в
том числе
насильственными
формами
сексуальных
отношений (инцест,
садомазохизм,
педофилия,
некрофилия и
пр.).
Обсуждение с
детьми
такого рода
вопросов
может
служить
предметом
исключительно
индивидуальных
и профессионально грамотных
консультаций
специалистов.
Фактические
отклонения в
социальной
практике от
сложившихся
в обществе
ценностно-нормативных
ориентиров и
традиций
недобросовестно
используются
организаторами
рассмотренных
выше
проектов,
издателями и
журналистами
для оправдания
и
легализации
своего
участия в
процессе
разрушения
общепринятых
в России
образцов
социально-позитивного
и
поощряемого
обществом
поведения, в
том числе в
сфере
сексуальных
отношений.
Попытки
вестернизации
стереотипов
сексуального
поведения находят
наиболее
благодатную
почву в не
сформировавшейся
еще психике
детей и
подростков.
Опыт
зарубежных
стран
демонстрирует
эффективность
в борьбе с
интеллектуальными
и
физическими
формами
растления
несовершеннолетних
мер
идеологической,
воспитательной
и
экономической
направленности.
Так, в США в
последнее
пятилетие
были
существенно
свернуты,
оставшись
без
экономической
поддержки
бюджета,
реализуемые
Комитетом
полового
воспитания и
информации
США
программы
так
называемого
более
безопасного
секса
[7]. Это
связано с
подписанием 22
августа 1996 г
Президентом
Б. Клинтоном
закона под
названием Акт
упорядочивания
личной
ответственности
и
дееспособности
(Публичный
закон 104-193). Этот
закон, более
известный в
США как Социальная
реформа,
предусматривает
внедрение и
финансирование
Конгрессом в
размере $ 50 млн.
в год в
течение
последующих
пяти лет Образования
воздержания.
Последнее
включает
образовательные
и
мотивационные
программы,
направленные,
в частности,
на
пропаганду
социальной
ценности
семьи, брака,
рождения
детей в браке,
обучение
воздержанию
от
сексуальной
активности
вне брака как
ожидаемому
эталону
для
школьников
всех
возрастов,
внушение
важности
достижения
зрелости
личности до
вступления в
сексуальные
отношения.
В
противовес
преподносимой
сторонниками
концепции
планирования
семьи в
качестве
панацеи от
нежелательных
последствий
половой
жизни в
подростковом
возрасте
идее
физической
контрацепции
или безопасного
секса в
качестве
идеологической
основы
предупреждения
растления
несовершеннолетних
следует
проводить
политику духовной
контрацепции,
что,
собственно и
сделали
Соединенные
Штаты
Америки,
вдосталь
нахлебавшись
прелестей
сексуальной
революции.
[*]
автор статьи -
ведущий
научный
сотрудник
НИИ проблем
укрепления
законности и
правопорядка
при
Генеральной
прокуратуре
РФ, кандидат
юридических
наук
[1]
В некоторых
регионах
страны (например,
в
Магаданской
и
Новосибирской
областях)
местными
органами
власти
закупка и
распространение
указанных
изданий, судя
по
сообщениям
прессы,
запрещены.
[2]
Ныне
ликвидирована.
[3]
С февраля 2000 г.
ЗАО Ежемесячник
Ровесник
изменил
тематику
журнала и
прошел
перерегистрацию
как
неэротическое
издание.
[4]
Рекомендации
Парламентских
слушаний "О
проекте
Концепции
демографической
политики
Российской
Федерации на
период до 2015
года" от 10
апреля 2001 г.
[5]
Принята
Верховным
Советом
РСФСР 22
ноября 1991 г.
[6]
Закон РФ от 27
декабря 1991 г. с
изменениями,
внесенными
Федеральным
законом от 16
июня 1995 г. //
Ведомости
Съезда
народных
депутатов РФ
и Верховного
Совета РФ. 1992. №7.
Ст.300; СЗ РФ.1995. №30.
Ст. 2870.
[7] Приводится
по переводу
статьи
Medical Institute for Sexual Health- Sexual Health Update, spring
1997.