Растление или просвещение?

 

Пристанская О.В.

 

 

автор статьи -  ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной  прокуратуре РФ, кандидат юридических наук

Волна публикаций и передач в средствах массовой информации, посвященных детской порнографии и вовлечению детей в порнобизнес, поднимает крайне острый и болезненный вопрос, будоражащий общественное сознание, требующий проявления жесткой политической воли государства, профессионально грамотного законодательного и практического решения.

В поисках виноватых, помимо порнодельцов, обвиняют родителей, утративших контроль над собственными детьми, самих “распущенных”, “развратных” наших детей, поддавшихся на посулы и уговоры взрослых растлителей. Сетуют на объективные законы рыночной экономики: якобы, сексбизнес – тоже  бизнес и ничего с ним не поделаешь. Поэтому, мол, оставьте его в покое и займитесь лучше воспитанием детей и родителей.

Приглашенные эксперты внушают массовой аудитории телезрителей и  радиослушателей, что оказываемое педофилами внимание пригретым ими детям, брошенным собственными семьями, не так уж и страшно. Главное, что социальные сироты получают от них свою долю так не достающего им душевного тепла.  Распространены ссылки на “половозрелую” набоковскую Лолиту, “способную испытывать адекватные чувства и ощущения”, иезуитские обвинения юных девочек в нимфомании, а их родителей – в заскорузлом самодурстве и невежестве.  Детей пытаются делить на “созревших” и “не созревших” - приманку педофилов, сводя половое созревание к чистой физиологии и забывая о его психологических и социальных аспектах. Формирование культуры межполовых взаимоотношений, культуры семейной жизни подменяется усилиями по достижению всеобщей сексуальной грамотности и “культуры контрацепции”.  В некоторых печатных изданиях для подростков и общеобразовательных школах предпринимаются попытки сформировать у детей “культуру мастурбации”, обучают технике рукоблудия, даже используют для этого наглядные пособия. Новаторские начинания такого рода в одной из петербургских школ закончились шумным судебным процессом, закончившимся в пользу истца – законного представителя одной из пострадавших от подобных экспериментов учащейся.

Предлагается (и совершенно обоснованно) ужесточить меры ответственности взрослых за  вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные виды деятельности, в порнобизнес, противопоставить их пагубному влиянию издание “хороших”, полезных журналов для подростков и прочее, и прочее. Однако, за рамками развернувшихся по этому поводу дискуссий остался вопрос о первоистоках самого явления массового растления детей. Крайне редко упоминается о той нравственно-психологической атмосфере, которая исподволь формировалась в обществе в последнее десятилетие и неожиданно для многих выплеснулась в уродливые формы существования и выживания людей, извращенные способы удовлетворения детьми естественных потребностей в общении и самовыражении. Для многих из них торговля душой и телом превратилась в обыденный и по сути поощряемый обществом источник средств существования. И подталкивают их к этому промыслу не только нужда, но и достигнутые усилиями отечественных и зарубежных секспросветителей “снятие психологических барьеров”, атрофирование чувства “ложного” стыда, о чем нередко с восторгом упоминают как о достижениях сексуальной революции в противовес пуританской морали.

Кто в условиях захватившей население России психо-эмоциональной эпидемии возьмет на себя смелость утверждать, что наблюдаемый в настоящее время среди детей всплеск разврата, проституции, суицида не связан с насильственным разрушением сложившихся в обществе стереотипов нормотипичного поведения, открытым поощрением подростков к традиционно табуированным, запрещенным поступкам!? 26 января 2000 г. Министерство образования РФ распространило информационное письмо № 22-06-86 “О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков”. Согласно приводимым в нем данным, от самоубийств ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, без учета попыток самоубийства. За последние пять лет число несовершеннолетних самоубийц достигло 14157 человек, что составляет 12,7% умерших от неестественных причин. О числе малолетних проституток и геев, моделей и героев фото и видео порнопродукции остается только догадываться.

Под предлогом предоставления несовершеннолетним свободы выбора осуществляется целенаправленная эротизация, сексуализация детского и подросткового контингента. Навязывая несовершеннолетним “выбор” между сладкой таблеткой, отравленной ядом разврата, и “пресной” пилюлей целомудрия и воздержания современные просветители требуют от родителей терпимости и уважения к очевидному в описанной ситуации выбору детей. Прикрываясь конституционными свободами: свободой массовой информации, свободой слова, в информационное пространство России начали массированно и агрессивно внедряться, заручившись финансовой и политической поддержкой из-за рубежа, образовательные и просветительские проекты с откровенной или завуалированной сексуальной направленностью, протаскиваемые в школьные программы,  молодежные журналы, распространяемые через электронные средства массовой информации и иные современные средства связи. 

    К примеру, на финансирование реализуемого в России с 1996 г. (предполагаемый  срок завершения работ – декабрь 2000 г.) образовательного проекта “Половое воспитание российских школьников” (агентство-координатор – ЮНЕСКО, агентство-исполнитель – Министерство общего и профессионального образования РФ) выделялось 745 тысячи долларов США из Фонда народонаселения ООН и 240 миллионов рублей от Правительства Российской Федерации. Несмотря на официальное признание Министерством образования РФ данного проекта “не отвечающим запросам и потребностям российского общества в области укрепления здоровья детей и подростков, нравственного воспитания подрастающего поколения”, его реализация в 1999 – 2000 гг. была продолжена. Однако давление общественности и официальных структур вынудило российских координаторов проекта изменить тактику и стратегию его реализации. Вместо введения самостоятельного учебного предмета тематика полового воспитания, как следует из Годового отчета за 1998 г. по проекту “Половое воспитание российских школьников” и Рабочего плана проекта на 1999 г., интегрирована в другие, общие предметы базисного плана общеобразовательных учреждений, причем, уже под новым названием “Формирование здорового образа жизни российских подростков”.

В официальных ответах Министерства образования РФ на тревожные запросы органов власти утверждалось, что названный проект “не предполагает проведения мероприятий с детьми и ориентирован на подготовку учителей и студентов, методистов, школьных психологов, специалистов психолого-педагогических и медико-социальных центров и родителей”; рассчитан на “проведение индивидуальной работы с подростками” по изучению анатомии и физиологии, основ санитарии и гигиены “во внеурочное время специалистами-медиками”, а также медико-педагогическими центрами, занимающимися с подростками “во внеурочное время, на добровольной основе и по согласованию с родителями”. Однако, несмотря на эти заверения, в общеобразовательной практике указанные ограничения не соблюдаются.

Аналогичные проекты внедряются в российское образовательно-просветительное пространство при помощи специализированных печатных изданий для юношества, имеющих выраженную эротическую направленность. Так журналы для юношества “COOL”, “COOL GIRL” (тиражом 300 тысяч экземпляров), “YES”, “Вот так!” [1], активно эксплуатирующие интерес подростков к сексу, являются изданиями германского Издательского дома “Бурда”, печатаются в Голландии, и ввозятся из-за рубежа в Россию. При этом они, как правило, не облагаются повышенными налогами и иными сборами, установленными для специализированных эротических изданий, а, напротив, пользуются таможенными и налоговыми льготами, маскируясь под издания в сфере образования, науки и культуры. Журнал “Шестнадцать” (иллюстрированное приложение к ежемесячнику “Ровесник”), согласно экспертному заключению Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ [2] от 22 декабря 1999 г. № 18 (63), признан на основании ст. 37 Закона РФ “О средствах массовой информации” специализированным эротическим изданием [3].

      Под прикрытием лозунгов заботы о репродуктивном здоровье российских женщин и подростков внедряются программы, направленные на искусственное ограничение рождаемости, создающие реальную угрозу национальной безопасности страны. Катастрофические последствия столь разрушительной кампании не заставят себя ждать, тем более в условиях глубокого демографического кризиса в стране. За период 1994-98 гг. численность населения сократилась более чем на 4,3 млн. человек, а за истекший  2000 г., по предварительной оценке Госкомстата России, - более, чем на 750 тыс. человек и составила 144, 8 млн. человек. Показатели смертности в 2000 г. в 1,8 раз превысили суммарный показатель рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни), который сократился за последние десять лет с 1,73 до 1,2 (против 2,14-2,15 необходимых для простого воспроизводства населения). По прогнозам Госкомстата РФ к 2015 г. население страны уменьшится еще на 8,6 млн. человек или на 6% [4].

Несмотря на это, начиная с 1993 г. в России реализуются образовательно-просветительские проекты, предназначенные для стран, которым, по оценке Агентства США по международному развитию (ЮСАЙД), Фонда ООН по народонаселению, грозит опасность перенаселения. В 2000 г. Министрами здравоохранения, образования, труда и социального развития Российской Федерации принята  и утверждена Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000 –2004 гг. и план мероприятий по ее реализации. Названные документы разрабатывались в основном специалистами в области медицинских проблем материнства и детства: акушерами, гинекологами и перинатологами без привлечения психологов, педагогов и других экспертов в области охраны прав несовершеннолетних. Такой односторонний, не комплексный подход к разработке важнейшего документа привел к неоправданному смещению акцентов на медицинские аспекты охраны репродуктивного здоровья населения, в том числе подростков. Хотя в нем и ставится вопрос о разработке межведомственной программы работы с подростками, однако в качестве основного направления предусмотрено лишь восстановление нарушений репродуктивного здоровья несовершеннолетних путем совершенствования организации медико-профилактической  помощи. А декларативные призывы “осуществлять среди всех слоев населения систему гигиенического обучения и воспитания здорового образа жизни” со стыдливым прибавлением через запятую “ценности семьи” невольно рождают ассоциации со скандальными попытками полового просвещения и преподавания в школах сомнительного, с точки зрения его научной обоснованности, учебного предмета “Валеология”. Те же опасения вызывает и намеченное Концепцией в числе профилактических мер по охране репродуктивного здоровья подростков “создание новых (?) подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, формированию (пресловутого) здорового образа жизни”.

Сразу же возникает вопрос, а чем так плохи “старые подходы” к нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, зарекомендовавшие себя не только в России, но и за рубежом, к тому же адаптированные к современной российской действительности? Не создается ли путем введения в законодательный оборот столь расплывчатых программных положений, без четкого определения концептуальной основы и направленности предлагаемых мер, опасность внедрения в практику работы с несовершеннолетними (и легализации практически уже внедренных) инновационных образовательно-просветительских проектов, бездумно, механически заимствованных с Запада и давно уже отвергнутых там в связи с их деструктивным воздействием на психику, физическое и нравственное развитие подрастающего поколения? При этом игнорируется специфика отечественных подходов и традиционных методов образования и воспитания несовершеннолетних,  построения их взаимоотношений с родителями.  Не нарушается ли тем самым один из основополагающих принципов международно-правовой защиты детей, закрепленный в Конвенции о правах ребенка, - учет должным образом  "важности  традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка".

Понятие “формирование здорового образа жизни” употребляется также в Федеральной программе развития образования, других правовых актах. При введении в правовой оборот столь скомпрометированных терминов, законодателю, на наш взгляд, следовало бы более четко обозначить вкладываемый в них смысл. Это позволило бы избежать бесконтрольного внедрения в образовательную систему России чуждых ее созидательным нравственным и духовным традициям прозападных образовательных программ, в том числе уже подвергшихся обоснованной критике.

Известные нам, в том числе из практики прокурорского надзора, образовательно-просветительские проекты формирования здорового образа жизни и полового воспитания подростков, как правило,  не ориентируют детей на национальные,  православные, иные конфессиональные ценности: создание и укрепление моногамной семьи,  поощрение материнства,  деторождения,  ограничение до и внебрачных половых связей, установка на целомудрие  и  воздержание  в подростковом возрасте, запрет на сексуальные домогательства взрослых по отношению к детям. Напротив, они популяризируют среди подростков гедонистический образ жизни, культ физического здоровья, чувственных наслаждений и свободы от нравственных и социальных обязанностей,  от сложившихся в обществе норм и созидательных традиций, сопровождаются призывами получать в любых  формах  максимальное сексуальное  удовлетворение от своего тела и от своих "партнеров", не бояться экспериментов в области секса, не опасаться противодействия своей сексуальной практике со стороны родителей. При этом выдвигается лишь одно условие: “секс должен быть безопасным”, то есть не приводить к нежелательной беременности или (через запятую) к ЗППП (заболеваниям, передающимся половым путем), 

Попытки родителей, общественности, православной церкви, специалистов в области охраны детства, правоохранительных органов противостоять по сути насильственному внедрению чуждых отечественному менталитету образовательно-просветительных проектов, интеллектуальным формам растления  детей неизбежно наталкиваются на противодействие чиновников государственных органов, держащихся за солидные прибавки к жалованию, а также учредителей и издателей   эротических изданий и программ, за которыми стоят дельцы секс- и порноиндустрии, фирмы – производители контрацептивных средств, владельцы и сотрудники платных сексологических консультаций. Прежде всего именно они заинтересованы в расширении рынка сбыта предлагаемых ими товаров и услуг, вовлечения в него, в качестве потенциальных потребителей, подростков и молодежи.

В качестве оправдания своей разрушительной деятельности чиновники и дельцы прикрываются конституционными свободами личности и выдвигают излюбленный аргумент, который в упрощенной форме можно сформулировать как “не хочешь, не кушай”. Не нравится родителям преподавание в школе техники мастурбации, полового акта и его суррогатов, обучение детей многообразию в сексе, основам свального греха и различным видам половых отклонений, - они де вправе реализовать предоставленную им законом свободу  выбора образовательного учреждения, забрать ребенка из той школы, которая им не нравится или вообще обучать его на дому. Не согласны с методами и формами просвещения их детей, практикуемыми средствами массовой информации, типа ток-шоу “Про это”, - пускай выбросят телевизор и радиоприемник, запретят своим чадам покупать печатные издания. Такие вот рецепты лицемерно прописываются растерянным мамам и папам, постепенно теряющим ориентацию в том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Бизнес есть бизнес! “Прогресс” есть прогресс! Многие взрослые под гипнозом агрессивно-наступательных выступлений СМИ и пропагандистских трюков бизнесменов и бизнес-women смиряются с перспективой широкого сексуального развития (иначе – растления) своих потомков.

Лозунг неприкосновенности свободы массовой информации превратился в жупел, которым устрашают обывателей, опасающихся прослыть косными, отсталыми, неразвитыми, непросвещенными в сфере взаимоотношений полов, не умеющими получать удовольствие от бытия и, якобы, прожившими свою жизнь напрасно. Этим действенным защитным механизмом парализуют любые законодательные инициативы, направленные на введение разумных и соответствующих нормам любого цивилизованного общества ограничений  в распространении информации, оскорбительной для общественной нравственности и культурных традиций, противоречащей интересам нормального развития детей и подростков.

Государство в этом вопросе проводит “страусиную политику” и  предпочитает закрывать глаза на распространяющийся в колоссальных масштабах порно- и сексбизнес, теневой рынок сексуальных услуг, “не замечая”  усилий дельцов от “сексэкономики”, направленных на расширение клиентуры (в том числе за счет несовершеннолетних) борделей, пип-шоу, секс-шопов, платных сексологических консультаций, приумножения числа потребителей порнопродукции.  В качестве обоснования  бездействия законодателей в правовом урегулировании такого рода хорошо организованной криминальной или околокриминальной деятельности выдвигается тезис: признать очевидные факты и попытаться ввести их в правовое русло, оградить общественную нравственность и детей от мерзости, значит легализовать эту мерзость в законодательном порядке и тем самым как бы одобрить ее на государственном уровне. При этом упускается из виду во многом необратимый характер непозволительного, бесконтрольного открытия при попустительстве общества и государства шлюзов, через которые на протяжении последнего десятилетия без каких либо фильтров и других принятых в любом цивилизованном обществе средств “предохранения” лился на незащищенную российскую почву, где до этого “не было секса”, поток канализационных отходов порно- и секспродукции с Запада.

В сложившихся условиях, когда сформировались теневой порнорынок, контролируемый отечественной и транснациональной организованной преступностью, и непоправимо изуродованы ценностные ориентации и социальные потребности людей, одними только правовыми запретами, даже под угрозой строжайшей уголовной ответственности, проблему решить невозможно. Ситуация осложняется тем, что она находится на грани правового и морального регулирования, а последнее утратило в переходный период традиционные общепризнанные ценностные ориентиры, не создав пока еще новые.

 Во избежание еще больших нравственных и физических потерь  требуется незамедлительная законодательная регламентация всех видов деятельности, основанной на эксплуатации сексуальных потребностей людей, введение безусловного запрета на оборот информации и продукции порнографического характера и ограничения оборота информации, продукции и услуг сексуального характера. Обязательным при принятии указанных мер должен  быть признан международно-правовой принцип приоритетной защиты детей от всех форм  сексуальной эксплуатации и обеспечения их сексуальной неприкосновенности, в том числе от интеллектуальных форм растления. Ст. 34 Конвенции о правах ребенка обязывает государства-участников принимать “все необходимые меры для предотвращения: а) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; b) использования в целях эксплуатации детей в проституции и иной незаконной сексуальной практике; c) использования в целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах”.

Массовое распространение злоупотреблениями свободой массовой информации, фактически бесконтрольное и безнаказанное распространение специализированных эротических печатных изданий среди детей и подростков все более приобретают форму экспансии открытых массовых публичных форм растления детей и подростков. По данным специальных исследований, подобные деяния наносят существенный вред психосексуальному развитию, физическому, психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних, причем такой эффект наблюдается в результате вовлечения детей и подростков не только в оборот порнографических материалов и предметов, но и иной продукции сексуального характера.

Предпринимаемые здоровыми силами общества усилия, направленные на то, чтобы побудить государство признать интересы общественной нравственности и законные права несовершеннолетних приоритетными перед конъюнктурными и коммерческими интересами бизнеса, в том числе коммерческих средств массовой информации, наталкиваются на агрессивные обвинения в попытках введении цензуры. Доверчивых граждан убеждают в том, что таким способом консервативные круги, якобы, пытаются повернуть историю вспять, к тоталитарному порядку, восстановить патерналистские устремления государства ограничить свободу граждан на поиск и получение информации, возвратить себе полномочия решать, что полезно, а что вредно его подданным.

При этом намеренно замалчивается тот факт, что международная и зарубежная законодательная практика неуклонно придерживаются принципа допустимости и правомерности ограничения общих прав физических  и юридических лиц  в случаях, когда они вступают в противоречие с законными интересами общества в целом и его особо охраняемой и наиболее беззащитной составляющей - несовершеннолетних. Предусматривается, например,  возможность ограничения свободы слова,  свободы массовой информации, когда деятельность средства массовой информации угрожает правам и законным интересам детей. Допускаются вынужденные ограничения информационных прав и самих несовершеннолетних. Статья 13 Конвенции о правах ребенка, провозглашая “право ребенка свободно выражать свое мнение”, включающее “свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода”, устанавливает, что “осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, … которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения”.

Признавая в статье 17 важную роль средств массовой информации в обеспечении доступа ребенка "к таким информации и материалам,  которые направлены на содействие социальному,  духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка", Конвенция о правах ребенка ориентирует государства на поощрение разработки "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию ...". Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для  предупреждения преступности  среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 года ориентируют  средства массовой информации на сведение "к минимуму показа материалов,  связанных с порнографией,  наркотиками и насилием", требуют "избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме" (принцип 43). В заключительных замечаниях в адрес Российской Федерации Комитета по правам ребенка ООН, вынесенным по итогам XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 октября 1999 г., государству-участнику Конвенции о правах ребенка рекомендовано принять все необходимые меры для ускорения процесса реформирования законодательства, в том числе в области защиты детей от порнографии, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения.

Тех же  принципов  в  целом придерживается и российское законодательство. Статья  13  Декларации прав и свобод человека и гражданина [5] допускает возможность ограничения свободы массовой информации в интересах защиты нравственности. Статья 4 Закона РФ “О средствах массовой информации” [6] признает злоупотреблением свободой массовой информации “использование средств массовой информации … для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ жестокости и насилия”.

Статья 14  Федерального закона  РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 3 июля 1998 года” предусматривает в пункте первом принятие органами власти Российской Федерации мер "по защите ребенка от информации,  пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе ... от распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость порнографию,  наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение". В пункте втором той же нормы предписывается установление на законодательном уровне “нормативов распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет”.

Сохранение нравственности, духовности российского общества, обеспечение физической, духовной и информационной безопасности детей официально признаны объектами национальной безопасности Российской Федерации.  Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24), обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 9 сентября 2000 г. №ПР-1895) основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни признаны: разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества…; введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение. В Основных направлениях государственной семейной политики  (утв. Указом президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712) предусмотрено “усиление помощи семье в воспитании детей путем запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости…”.

Существенным и вполне объяснимым дефектом любой массовой информационной деятельности в сфере сексуального просвещения является отсутствие дифференцированного подхода к объему,  "дозированию" сведений об интимной стороне жизни людей,  неадаптированность  форм  их  подачи применительно к различающимся по возрасту,  полу, социальному и сексуальному опыту категориям несовершеннолетних.  Учитывая, что информация подобного содержания беспрепятственно распространяется средствами массовой информации среди подростков, в том числе не достигших возраста 14 лет, и более того, бесплатно или за символическую плату навязывается им, избыточность и преждевременность откровенной информации о сексуальной жизни может нанести непоправимый ущерб их здоровью и социальной адаптации в обществе.

Очевидно, что популяризация образовательными, просветительными учреждениями, ориентированными на подростковую аудиторию средствами массовой информации разнообразных, в том числе отклоняющихся, форм сексуального поведения может способствовать формированию искаженного отношения подростков к  "альтернативным", нетрадиционным формам семьи, брака, половой патологии. Недопустимыми должны быть признаны любые формы публичного освещения вопросов, связанных с крайними, в том числе насильственными формами сексуальных отношений (инцест, садомазохизм,  педофилия, некрофилия и пр.). Обсуждение с детьми такого рода вопросов  может служить предметом исключительно индивидуальных  и  профессионально  грамотных  консультаций специалистов.

Фактические отклонения в социальной практике от сложившихся в обществе ценностно-нормативных ориентиров и традиций недобросовестно используются организаторами рассмотренных выше проектов, издателями и журналистами для оправдания и легализации своего участия в  процессе разрушения  общепринятых в России образцов социально-позитивного и поощряемого обществом поведения, в том числе в сфере сексуальных отношений. Попытки вестернизации стереотипов сексуального поведения находят наиболее благодатную почву в не сформировавшейся еще психике детей и подростков.

Опыт зарубежных стран демонстрирует эффективность в борьбе с интеллектуальными и физическими формами растления несовершеннолетних мер идеологической, воспитательной и экономической направленности. Так, в США в последнее пятилетие были существенно свернуты, оставшись без экономической поддержки бюджета, реализуемые Комитетом полового воспитания и информации США программы так называемого “более безопасного секса” [7]. Это связано с подписанием 22 августа 1996 г Президентом Б. Клинтоном закона под названием “Акт упорядочивания личной ответственности  и дееспособности” (Публичный закон 104-193). Этот закон, более известный в США как “Социальная реформа”, предусматривает внедрение и финансирование Конгрессом в размере $ 50 млн. в год в течение последующих пяти лет “Образования воздержания”. Последнее включает  образовательные и мотивационные программы, направленные, в частности, на пропаганду социальной ценности семьи, брака, рождения детей в браке, обучение воздержанию от сексуальной активности вне брака как ожидаемому эталону  для школьников всех возрастов, внушение важности достижения зрелости личности до вступления в сексуальные отношения.

В противовес преподносимой сторонниками концепции планирования семьи в качестве панацеи от нежелательных последствий половой жизни в подростковом возрасте идее физической контрацепции или “безопасного секса” в качестве идеологической основы предупреждения растления несовершеннолетних следует проводить политику “духовной контрацепции”, что, собственно и сделали Соединенные Штаты Америки, вдосталь нахлебавшись прелестей сексуальной революции.

 

 

[*] автор статьи -  ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной  прокуратуре РФ, кандидат юридических наук

[1] В некоторых регионах страны (например, в Магаданской и Новосибирской областях) местными органами власти закупка и распространение указанных изданий, судя по сообщениям прессы, запрещены.

[2] Ныне ликвидирована.

[3] С февраля 2000 г. ЗАО “Ежемесячник “Ровесник” изменил тематику журнала и прошел перерегистрацию как неэротическое издание.

[4] Рекомендации Парламентских слушаний "О проекте Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года" от 10 апреля 2001 г.

[5] Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

[6] Закон РФ от 27 декабря 1991 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16 июня 1995 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №7. Ст.300; СЗ РФ.1995. №30. Ст. 2870.

[7]  Приводится по переводу статьи “Medical Institute for Sexual Health”- “Sexual Health Update”, spring 1997.

 

На главную страницу