Слово в Неделю Крестопоклонную
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»
Крест — самое главное явление близости Божией к нам видимым образом, так что существование Бога (то, что Бог есть) становится очевидным для человека, и только безумец может говорить, что Бога нет. «Рече безумен в сердцы своем: несть Бог» (Пс. 13, 1). Поклонение Кресту Господню открывает близость к нам Бога, более очевидную, чем при Фаворском свете, хотя Великим Постом мы каждый день молимся на третьем часе Духу Святому: «Приближися нам, приближися, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе, Щедре…»
Господь никогда не бывает так близок человеку, как в страданиях человека и в его смерти. Мы видим на Кресте Христовом самое тяжкое, предельное страдание, какое только может быть, и самое, какое только может быть, несправедливое. И мы понимаем тайну восхождения, которое Господь совершил Своим Крестом через нисхождение к нам оттуда, где Он превечно пребывает во Свете неприступном. Нисхождения с тем, чтобы стать близким к нам и взять каждого из нас за руку на нашем земном пути, так чтобы мы могли ощутить, что с нами Бог.
В нашем страдании и в смерти, в их внешнем, материальном проявлении всегда бессилие и немощь. Но в духовной сути здесь кроется сила, и какая сила! — Самого Господа, который этому соединился. Мы всегда исповедуем, что после всего, что совершил Христос, для нас благо, если мы умираем; и если бы мы не умирали, то не имели бы части со Христом.
Благо для нас, что нам даются страдания, потому что через них мы становимся Христовыми. Эта великая и единственная истина, которая есть на свете, на самом деле, очень дорого стоит. Ее, может быть, легко сказать, но очень трудно постигнуть. И для этого нам дается весь жизненный путь со всеми его скорбями, со всеми искушениями и болезнями. Он дается нам, как приуготовление к смерти.
Для того мы и вступаем в Великий Пост, чтобы углубилось наше видение того, что такое жизнь, и что такое страдания и смерть, и для того, чтобы мы поняли особенность нашего времени, про которое древние святые отцы говорят, что в последние времена человек будет спасаться не столько молитвами, не столько благочестием, сколько хранением истинной веры. То есть хранением тайны спасительного Креста Господня и скорбями. И это означает, что наша приобщенность к страданиям Христовым должна заключать в себе не только наши личные страдания, но и все страдания, к каким мы прикасаемся живою душою.
Человеку неестественно принимать страдания и смерть, и поэтому страдания и смерть отвергаются миром, который изо всех сил ищет, как этого избежать: как избежать того, что является естественным последствием его греха. На это направлено все знание, все силы, все, что есть у человека. И чем больше мир старается избежать страданий и смерти, тем в большие грехи он погружается. И в этом погружении достигает, в конце концов, того состояния Содома и Гоморры, о которых Спаситель пророчески говорит, что это будут последние времена и самые тяжкие испытания для Церкви.
Подобно тому праведнику, который ежедневно мучился в своей душе, видя окружающее его нечестие, каждый из нас призван быть живым, видеть и чувствовать беззаконие мира — как страдание, в которое диавол хочет навеки ввести отвергающие покаяние наши души. Ложно, фальшиво наше благочестие, если мы не мучаемся в своей душе, видя нечестие и растление, окружающее нас. В таком случае наше личное благочестие — это тот же самый грех. Потому тот человек и называется праведником, что он мучился в своей душе, видя беззакония мира.
Но страдание, о котором говорит Христос, есть то страдание, ради которого Он воплотился. Он страдал, когда плакал над Иерусалимом, и это означает участие Его в скорби, которой охвачен весь мир. Мир не может принять страдания, посылаемые ему Господом, и потому ввергает себя в бесконечные, еще более безысходные и не имеющие никакого утешения страдания.
Оружие страдания должно касаться живого сердца каждого христианина. Вспомним великого молитвенника за мир Силуана Афонского, который с плачем молился о том, что мир погибает. Когда один священник сказал ему: «Ты не молись о мире, а молись только о своих грехах», то молитва Преподобного и плач его сразу исчезли, а диавол стал искушать его каким-то безумным смехом. Тогда преподобный Силуан вернулся к молитве, которая была плачем о страданиях погибающего мира, и Господь снова даровал ему знание, что это и есть подлинная причастность Кресту Христову — то, к чему все мы с вами призваны.
Господь одержал победу над диаволом для того, чтобы мы никогда не могли быть им побеждены. Дай нам Господь быть просвещенными Крестом Христовым, чтобы знать, что стратегия диавола не очевидна для обычного человеческого ума, и от нас требуется приобщенность ко всему страданию, которое Господь дает нам в мире.
Грех не является еще сам по себе гибелью для человека (хотя после того, что Христос совершил на Кресте, грех не имеет права на существование), но именно оттого, что грех — в мире, Христос сошел с небес, став одним из нас, и явил нам Свою спасительную любовь. И как грех не является еще сам по себе губительным для человека, точно так же страдания и смерть не должны являться безнадежно страшными и гибельными для нас. Они являются страшными для нас оттого, что мы не имеем силы их принять.
Будем молиться Спасителю Господу нашему Иисусу Христу о том, чтобы благодать Его, просвещающая наши умы и сердца, дала нам узнать непостижимую тайну Креста Христова. Чтобы тогда, когда возникают гонения, христиане не шли безрассудно на смерть, а искали пути во Христе и избавления от этих страданий. И, тем не менее, высшая благодать и высшая мудрость Креста Христова говорит, что человек должен принимать эти страдания и крест без боязни, как благословение Божие.
Мы знаем из церковного Предания, как апостол Петр испугался Креста Христова. Когда? Когда он был приговорен императором Нероном к смертной казни за проповедь Креста Христова. Искушаемый диаволом, он снова испугался и бежал из-под стражи. Но по дороге в видении встретил его Христос и спросил: «Петр, куда идешь? Или ты хочешь, чтобы Я снова распялся за тебя?» И Петр, устыженный своим малодушием, своим предательством Креста Христова, вернулся и отдал себя в руки мучителям.
Страдания и смерть, когда мы стараемся их избегать, означают, что мы стараемся, на самом деле, избежать нашей причастности Кресту Христову. И этим мы снова возводим на Крест нашего Христа, как говорит апостол Павел, предупреждая нас о том, что Крест и Воскресение Христово дарованы нам для того, чтобы покаяние и принятие наших страданий и смерти соединяли нас с Господом. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Всенощное бдение 16 марта 1996 года
Добавить комментарий