Свет Христов просвещает всех
Слово в Неделю о самаряныне
Христос воскресе!
Согласно церковному преданию имя самарянки было Фотина, по-русски Светлана. Она получила это имя от Самого Господа, после того как была просвещена Им. Христос перевел ее от мрака к свету. Как Господь утолил ее жажду? Этот разговор у колодца Иакова поучителен.
Мы знаем, как на сердце у нас порой бывает темно — и не оттого что мы страдаем, а оттого, прежде всего, что сосредоточены на себе, угнетены неправдой бунта против Бога, ожесточения и горечи. Но главной причиной нашей помраченности является, может быть, просто отсутствие подлинного общения, одиночество. Именно в состоянии такой внутренней оставленности женщина из Самарии встречает Христа.
Все становится другим, когда Господь просит у нее пить. У края колодца, где мы ищем утолить нашу жажду, Господь ищет нас первым. Он склоняется к нам, Он жаждет нас. Этот момент общения с нами Господа — самый важный для нас. Не отвернемся от Его лица, услышим Его голос, встанем перед Ним лицом к лицу: речь идет о непостижимо прекрасном человечестве нашего Бога. Если взгляд Христа коснется нашего сердца, Его свет начнет заполнять нас.
Наш разговор с Ним вначале похож на спор — у нас столько возражений и обвинений! Мы спорим с Ним и прячемся от Него, но Он не просто разбивает наши доводы, но всякий раз все глубже влечет к Себе. Он предлагает без конца Свою любовь, пока не наступит для нас час правды и истины. «У меня нет мужа», — говорит самарянка. Таково слово правды, когда мы признаем, что гонялись за химерами, пытаясь удовлетворить нашу жажду любви. Господь не отвергает нас, не упрекает нас, Он только просит быть правдивыми перед Ним. Благодаря этому наша жажда углубляется и встречается с Его жаждой.
«Вижу, что Ты пророк», — изумленно восклицает самарянка. Свет начинает восходить, мы уже не защищаемся, мы начинаем искать истину. Блаженны мы, если, как эта женщина, достигаем главного вопроса: где должно поклоняться Богу? Где найти нам это Все, Которое охватило бы всю нашу жизнь и заполнило бы все наше существо? Христос отвечает на вопрошание самарянки, открывая ей Бога Отца и необходимость поклонения Ему в Духе и истине. Так приходит просвещение, потому что «всякий поступающий по правде идет к свету» (Ин. 3, 21). «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все», — говорит с надеждой самарянка. Сердце ее открыто в ожидании света, она готова принять истинный свет. «Это Я, Который говорю с тобою», — слышит она от Христа.
Мы тоже можем оставить здесь и колодец, и наш водонос, потому что источник пробился: он в нас, и Господь, напояет нас Духом Святым. Его свет обнимает нас, и мы не можем этого скрыть. Мы охвачены им до самых наших сокровенных глубин, хотя не обладаем им. Слово Господне просветило нас, и мы не в силах молчать. Мы выходим из храма, оттуда, где встретили Христа, и спешим в город, чтобы возвестить всем жаждущим любви, что мы нашли Того, Кого наше сердце возлюбило и Кого мы не знали раньше. Самарянка Фотина, Светлана, эта изумительная женщина, — уже в Церкви, хотя еще не было Воскресения Христова и Пятидесятницы. Она возвещает ее зарю. Подобно ей, мы сподобляемся тех же и больших даров, «потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор, 4, 6). Любовью самой человеческой, потому что она Божественная.
Протоиерей Александр Шаргунов
18 мая 2014 года
Добавить комментарий