23/11/2006
Депутаты московской городской Думы обсуждают проект закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ", касающийся эвтаназии. До нынешнего момента, в России не было законодательных норм, регулирующих эвтаназию. Между тем, сейчас, она легализована в Голландии, Бельгии, с некоторыми оговорками в штате Орегон (США). Нормы об эвтаназии также предусмотрены законодательством Азербайджана, Молдовы, Грузии и более чем 30 стран дальнего зарубежья.
Справка: Эвтаназия - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами. От греческого: eu - "хорошо", thanatos - "смерть". Законом штата Орегон, в частности, предусмутрены очень жесткий набор правил эвтаназии:
- пациенту, по медицинскому заключению, должно оставаться жить не более полугода;
- пациент должен, как минимум, дважды потребовать эвтаназии в устном и один раз в письменном виде; между этими требованиями должно пройти не менее двух недель;
- пациент должен быть вменяемым и психически дееспособным;
- диагноз должен быть подтвержден двумя врачами;
- смертельная доза медикаментов вводится самим пациентом.
До настоящего времени Уголовный Кодекс РФ рассматривал эвтаназию как убийство; в некоторых случаях со смягчающими обстоятельствами, в других - как отягчающее обстоятельство.
Депутаты Мосгордумы предлагают ввести дополнительный пункт в 105-ю статью Уголовного Кодекса, регламентирующую ответственность за "убийство из сострадания". Согласно дополнению, убийство неизлечимого больного по его просьбе, совершенное медицинским работником из сострадания с целью избавления больного от физических страданий, вызванных его неизлечимой болезнью, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до трех лет. Те же действия, совершенные немедиком, предполагается наказывать ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет, сообщает NewsRu.Com со ссылкой на другие источники.
Помимо этого, в российском законодательстве может появиться такое понятие как "подстрекательство к самоубийству" - до сих пор такого официально не признавалось, соответственно, и никакого наказания не предусматривалось, так как эти действия находятся за рамками конкретного состава преступления. УК РФ предлагается дополнить статьей 110 "Склонение или содействие в самоубийстве". Согласно проекту, склонение к самоубийству через уговор, подкуп, обман или другой способ, а также содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.
Такая инициатива вызвала неоднозначную реакцию. По мнению ряда экспертов, этот законопроект станет первым шагом к официальному признанию эвтаназии, а значит, несомненно, будет использован в корыстных целях.
"Убийства, связанные с наследством, недвижимостью, с любой корыстью, получат законное прикрытие. Мы добьемся только того, что увеличится количество убийств", - считает вице-спикер Госдумы России Владимир Жириновский.
Медики также высказываются категорично: "Средства массовой информации могут представить любое решение по любой проблеме в таком свете, что люди становятся его сторонниками, - рассказала главврач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова в комментарии "Новым Известиям". - Но если эта проблема коснется лично вас, вряд ли вы захотите принять "хорошую смерть" от руки ближнего. Я считаю, что человек рожден, чтобы жить, поэтому отношусь к эвтаназии категорически отрицательно". "Иначе я бы не занималась врачебной деятельностью и не работала бы в хосписе и не организовывала бы их", - подчеркнула Вера Миллионщикова в ходе онлайн-конференции в РИА Новости. Главврач Первого московского хосписа убеждена, "для родственников (смертельно больных - прим. ред) обязательно должна проводиться работа и обучение, и не только по уходу, но и работе терапевтической, духовной, чтобы справиться с горем, которое испытывают все люди".
Мнение православной церкви на этот счет однозначно: эвтаназия - форма убийства или самоубийства. "Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение... Эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех".
Около полутора лет назад США были потрясены смертью Терри Шиаво, 41-летней женщины, которая перенесла инфаркт, впала в кому и находилась в "вегетативном" состоянии в течение 15 лет.
Терри Шиаво попала в больницу с сердечным приступом от того, что в возрасте 26 лет изнуряла себя диетами. Ее организм не мог вообще воспринимать пищу, потом, из-за врачебной ошибки наступила кома и, как следствие, нарушение работы мозга.
Родственники Терри отсудили у больницы миллион долларов. Далее последовала череда судебных процессов мужа Терри против ее родителей. Он настаивал на эвтаназии, а родители на продолжении лечения. Дело тянулось семь лет и за это время женщину три раза отключали от аппарата искусственного кормления.
По решению суда женщину отключили от систем жизнеобеспечения - в результате она умерла спустя 13 дней. Но даже после смерти вопрос не решился: родственники и муж потребовали вскрытия, на котором могло выясниться, были ли у Терри шансы вернуться к нормальной жизни.
Справка: согласно данным ВЦИОМ, за полный запрет эвтаназии и соответствующее уголовное преследование выступают меньше трети россиян, а примерно столько же считают, что эвтаназия должна стать общераспространенной практикой.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"