О молитве Иисусовой
Слово в праздник Обрезания Господня
Праздник Обрезания Господня — восьмой день по Рождестве Христовом, когда Богомладенец был наречен именем Иисус, тем именем, которое Архангел Гавриил возвестил Приснодеве Марии в день Благовещения. Имя Иисус означает «Спаситель», и это есть начало служения спасению рода человеческого, которое открывается через предельное смирение, подобно тому как воплотившийся Бог родился в скотских яслях, ибо не нашлось Ему места в человеческих жилищах. Так в обряде обрезания мы видим вольное принятие на Себя Христом всего, что надлежит исполнить человеку. Господь одновременно показывает этим, что все установления Божии святы, и Он — Бог, ставший человеком, со смирением и послушанием принимает как святой закон Божий то, что необходимо для спасения всех, хотя Он в этом не нуждается. Здесь — прообразование таинства крещения, к которому мы готовимся уже в эти дни, когда должно совершиться нерукотворное, как говорит апостол, обрезание греховного тела плоти, то есть духовное обрезание в знамение нашего завета с Богом и посвящения Ему всей жизни.
В этот день будем просить Господа, чтобы Он, принявший как человек имя Иисус, научил нас обращаться к этому имени, как к нашему спасению. Чтобы мы, какой бы образ жизни ни дал нам по Своей воле Господь, какое бы послушание ни несли каждый день, — на всякое время и на всякий час учились как главной, Иисусовой молитве — молитве краткого призывания Господа во всех наших (особенно скорбных) обстоятельствах и духовных затруднениях. Это важнее всех остальных правил, которые мы часто исполняем только внешне, и, закрыв молитвослов, снова возвращаемся к обычной безмолитвенной жизни. Именно такая память о Господе, постоянное обращение к Его имени должно стать нашим естеством. И слова святителя Василия Великого и других святых отцов: «С дыханием твоим соедини имя Иисусово» — означают именно это.
Но как трудно это делать не только мирскому человеку, но даже монашествующим, тем, кто носят четки, имеют особое правило и по своему служению должны научаться Иисусовой молитве как самому главному духовному деланию! Как трудно это делать — потому что имя «Иисус» должно быть произносимо нами не внешне.
Есть два способа произнесения всякого имени. Первый, когда мы просто выделяем по имени какого-то конкретного человека среди других людей и остаемся как бы нейтральными по отношению к нему, обозначая этим именем только свое обращение к нему или упоминание о нем.
Есть другой способ произнесения имени, когда человек очень дорог нам, будь то мать или сын, или дочь, или друг, или какой-то очень близкий нам человек, когда его отсутствие является для нас ощутимым и вызывает даже страдание, а присутствие его — всегда желанно. Тогда человеческое имя становится живым.
Но как может имя Бога стать для нас живым? Как этому научиться? Вот что является самым жизненно важным для всех, самым существенным — научиться произносить это имя так, как мы должны его произносить, устремляя каждую минуту своей жизни в вечность. Мы должны так научиться произносить имя Иисус для других людей, чтобы они услышали, что речь идет о жизни, имеющей и к ним самое главное отношение.
Как научиться произносить молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» так, как произносил это апостол Иоанн Богослов, когда в раннее утро Воскресения Христова на берегу Тивериадского озера вдали явился таинственный спутник, и апостол Иоанн Богослов, узнавая Его глубиною своей жизни, сказал: «Это Господь» (Ин. 21, 7). Так мы должны произносить слово «Господь», как произнес его Петр, когда захваченные бурей апостолы погибали, и Спаситель шел по воде, а все кричали, что это призрак, но апостол Петр сказал: «Господи! Если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14, 28).
Именно так мы должны произносить имя Иисусово, о котором слово Божие говорит, что оно превыше всякого имени. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 10—11).
Это возможно, на самом деле, только когда вся наша жизнь является принятием тайны совлечения греховного тела нашей плоти в послушание Господу во всех церковных установлениях и во всех заповедях, которые Он дал нам: «Вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 10—11). Исполнение же всякой заповеди является постоянным «совлечением греховного тела плоти» человека — в той решимости, какую он обретает по мере того, как узнает сладость имени Иисусова, в котором действительно спасение и жизнь вечная. И исполняется мужеством перенести любые испытания, чем бы они ему ни грозили, только бы не отступить от исповедания православной веры. Так было со святым Василием Великим, когда император Валент, покровительствовавший еретикам, угрожал святителю за его твердую верность православию разорением, отъятием имущества, ссылкой, пытками и самой смертью. Мы помним, как Василий Великий сказал, что отнятие имущества его не пугает: что можно отнять у человека, который ничего не имеет, кроме нескольких ветхих одежд и старых книг, содержание которых он носит в своем сердце? И ссылка с изгнанием тоже не страшна ему, потому что «то место, на котором я стою, — говорит он, — не мое, но куда бы меня ни послали, рядом со мной всегда будет Господь, и это будет мое место. И смерть, и пытки не пугают меня, потому что я настолько физически слаб, я настолько совлекся уже и тела плоти своей, что только первый удар будет для меня чувствителен, а смерть скорее приблизит меня к Тому, к Кому я стремлюсь всю свою жизнь».
В этом радость сегодняшнего Господня праздника, и праздника памяти святого Василия Великого, дающего всем верным образ царского послушания. Святитель Амфилохий, епископ Иконийский при торжественном пасхальном отпевании святителя Василия Великого (потому что смерть — это действительно торжество жизни для таких людей) говорит, что так судил Господь Промыслом Своим именно в этот день призвать к Себе того, кто в течение всей своей жизни проповедовал о тайне Воплощения Слова, о смирении Спасителя нашего, сидящего на престоле огнезрачном, превыше херувимов и серафимов.
Он говорит о тайне нашего духовного совлечения греховного тела плоти, которое происходит в крещении, чтобы в этот день даром Божиим с именем Иисуса Христа соединилось наше имя, и чтобы наша жизнь была запечатлена памятью о имени Господнем научением, как достигается чудо произнесения имени, дарующего нам спасение.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий