Самый безобразный человек в мире.

Глеб Павловский о Православии

 

Роман Вершилло

  

Глеб Павловский - руководитель Фонда эффективной политики (ФЭП) - известен проведенной им информационной кампанией 1999-2000 годов, которая завершилась избранием второго Президента России. Область интересов Павловского распространяется на всю сферу масс-медиа, которая не просто несет в себе сообщения о событиях, а является символическим рядом. По этим знакам Г. Павловский читает как в книге. И обратно: подавая знаки, сам руководитель ФЭП, как он это представляет, способен управлять современным миром.

Понятно, что такой человек не может обойтись без религии. Павловский и саму Церковь, само Православие понимает как знаковое явление. Разработки в этой области уже публиковались им и ранее, например, в журнале "Пушкин". Вот и совсем недавно руководитель Фонда эффективной политики высказался о Православии, которое он объявил "информационно-консервативной (в хорошем смысле слова) структурой". Просим извинения у читателя за длинную выдержку.

"В последние месяцы развернулась беспрецедентная кампания давления на Православие, суть которой - игра на раскол православных конфессий, представление Православия как ослабленной и распадающейся мировой религии на фоне победоносно наступающего католичества и протестантизма. Вот, Папа Римский приезжает в Украину - это мировое событие. В этот момент одновременно в "Московском комсомольце" и в "Московских новостях" - в одной газете появляется материал против Патриарха, в другой - материал против митрополита Кирилла. Так, чтобы каждая из групп думала, что это она разместила материал против другой. Одновременно все три украинские православные церкви начинают ссорить между собой, а западные СМИ подчеркивают, "православие расколото, католический мир един".

На месте сектора олигархических СМИ складывается новый механизм - "пул подпевал", в который входят издания Березовского и ряд региональных изданий, специализирующихся на "заказухе" под видом "журналистских расследований", таких, например, как владимирская газета "Призыв", интернетские "Грани" или московская "Жизнь". Из крупных кампаний, главные сейчас три - на раскол Православия, на дискредитацию наших союзников, прежде всего Украины, и на личную дискредитацию Путина.

Еще один пример, одновременно с конфликтом из-за православной семинарии в Кицканах, искусственно политизированного прессой Молдовы и уже разрешенного сегодня каноническим путем, в адрес православных иерархов были умело вброшены обвинения в "голубизне". И день в день, параллельно кампании в молдовской прессе была затеяна кампания в прессе Владимира и Суздаля, точь-в-точь с теми же самыми обвинениями! Газета "Призыв", по мнению владимирской же прессы, специализирующаяся на заказных публикациях, развернула кампанию по дискредитации Российской Православной (Автономной) Церкви и ее Митрополита Валентина. Разумеется, единственная задача - приписать эту кампанию Русской Православной Церкви, усугубив существующий раскол.

"Группа журналистских расследований", на материалы которой ссылается владимирский "Призыв", оказывается, что забавно, и в Молдове, и в Приднестровье источником таких же фальшивок о "голубизне" иерархов Молдовской митрополии, разумеется, приписанных в данном случае "приднестровским источникам". Кстати, были отмечены и вовремя пресечены попытки выйти с аналогичной мерзостью на центральные телеканалы. Причем при ближайшем анализе было выявлено, что сами "обвинения" слово в слово переписаны с сайта АПН, принадлежащего Березовскому.

Все эти владимиро-суздальско-миланские "расследовательские гамбургеры - с одной антипутинской фабрики. Заглянем в прокатолическую "Ла Вангардия": "...в российском православии, традиционно поддерживающем тесные отношения с государством, произошел раскол ... на Украине три православные церкви, яростно враждующие друг с другом. Подобная же ситуация в православной церкви, не имеющей центральной власти и постоянно подверженной расколам."

То есть, они, с одной стороны, провоцируют углубление раскола, попеременно обвиняя в нем то одну, то другую церковь, и в то же время соблазняют православных России и Украины на вариант некоего цезаропапизма - восстановление подгосударственной централизации, который неминуемо привел бы к окончательному крушению Православия и открыл бы католичеству свободу рук на Востоке. И тут же Александр Гордон посвящает многочасовую передачу - последнюю перед тут же объявленным уходом на НТВ - прямому призыву к "расколу Православия". Но зачем он нужен ему, заявляющему себя как неверующего? Секрет скрыт в бюджетах НТВ.

Цель заключается в том, чтобы лишить независимую Россию ее реальной культурной и традиционной составляющей. Если Россия не православная страна, то она и не европейская страна, потому что православие, это и есть то, что нас связывает с Европой. Поэтому как только Россия начинает говорить о своей европейской ориентации, как только Путин заявляет этот приоритет - мы движемся в Европу - удар наносится по базе нашей религиозной традиции" [Глеб Павловский: "Это первый наш год независимости". Страна.Ru, 20.07.2001].

Итак, Глеб Павловский выступает защитником единства Православия и разоблачает международный заговор против Валентина Русанцова, упоминаемого в интервью под именем "Митрополита Российской Православной (Автономной) Церкви".

Однако Валентин Русанцов был в свое время лишен священного сана и Московской Патриархией, и Русской Православной Зарубежной Церковью, и в настоящее время он является злостным расколоучителем. Поэтому в словах Г. Павловского оказывается несоответствие: он выступает против раскола Православия, поддерживая раскол. Это несоответствие является неслучайным, поскольку служит своего рода топливом для информационной системы, которую строит Павловский.

Он видит в Валентине неотъемлемую часть России, своего рода "пядь родной земли", за которую готов побороться с Западом и Березовским. Ведь, с точки зрения Павловского, Россия - конгломерат смыслов и символов. Все знаки - и ложные и истинные - принадлежат России.

Поэтому наша родная ложь - столь же дорога каждому из нас, как и истина. С информационной точки зрения, расколы, и истинная Церковь вместе с ними, составляют одно пространство, причем этому пространству соответствует один знак, и не более.

Православная Церковь - одна, вторая, третья - всегда символизирует собою единство. Таков факт массового сознания, установленный социологическими исследованиями. Вот этим сознанием и оперирует Фонд эффективной политики.

Но и далее, по логике Павловского, родная ложь нам должна быть роднее, чем истина, поскольку истина принадлежит всем народам и всем информационным пространствам безразлично.

Истина Православия - это подлинно вселенская истина. И прежде всего потому. что она - истина, а не ложь, и не продукт технологии создания символов.

Так же и наша Церковь - кафолическая, всемирная и все-временная. Расколы же, ереси, ложь и глупость - каждый раз представляют собой нечто специфическое.

Церковь - везде и всегда та же самая, а старообрядческий раскол - он русский и в Сибири, и в Аргентине.

Таким образом, российские беды и язвы - для ФЭП - роднее, сильнее и весомее, чем общая всем Истина.

Так происходит потому, что истина есть не просто знак, но и неотъемлемый от знака смысл. А раскол и ересь - это только знаки, они не существуют на самом деле, а приобретают свое значение от сопоставления с другими знаками. Ложь и раскол борются против Церкви и истины - это их единственное значение. Они способны существовать только в информационном пространстве, внутри которого возникает искусственная гравитация, поле судьбы.

В лице руководителя ФЭП мы имеем дело с мифотворцем, который оживает, войдя внутрь круга, очерченного для камлания. Таким вхождением в магический круг были российские выборы 1999-2000 гг.

Уже при Ельцине было очень заметно, что для него и его окружения Православие есть нечто хорошее, полезное, что-то такое, к чему нужно примкнуть. И в то же время все их дела и преступления показывали, что они признавали Православие не за истину, а лишь за полезную ложь.

Кажется, мы имеем дело с возвратом марксистского образа мыслей, когда считалось, что эксплуататорские классы поддерживали религию из-за ее способности удерживать народ в повиновении. Вот и Павловский в своем интервью, которые мы цитировали, выражает желание околдовывать Россию - и чем же! - Православием.

Искусственная гравитация создается не только в Церкви. Она была использована в прошлом году для решения еврейских проблем, когда вместо главного раввина Шаевича в одночасье был поставлен хасид Берл Лазар.

То есть для политической технологии религиозные проблемы не имеют в себе ничего специфического. Она все переводит на язык информационной алгебры, и по единой схеме решает любые вопросы.

Почему, скажем, во главе еврейства был поставлен хасид? А потому, что в общедоступных энциклопедиях сказано: "Хасидизм - самое живое и оригинальное течение иудаизма XVIII-XX веков". И ведь при этом хасидизм имеет с обычным иудаизмом не больше общего, чем молоканство с Православием. В политической технологии это считается несущественным. Оценивается "живость" символа, его способность раздражать общественное сознание. В этом отношении еретик и раскольник - более "живая" и сильная фигура, чем церковный иерарх.

Бывший епископ Валентин - фигура того же значения, что упомянутый Лазар, и, может быть, нас ожидают новые перевороты. Достаточно Владимиру Путину приехать в Суздаль и зайти в кафедральный собор "Митрополита Российской Православной (Автономной) Церкви", и знаки мироздания переменятся. Побывал же, по совету тех же политтехнологов, "православный" Кучма на папской мессе.

Со всем тем, руководитель ФЭП приблизился к истине на опасное для него расстояние. Если прежние властители умов - Маркс, Ницше, Бэрроуз - стремились как можно далее убежать от Христианства, то Павловский надеется получить энергию от соприкосновения - но не согласия - с истиной Христианства.

И очень понятно почему. Бедна наша Россия, беден окружающий ее западный мир, бедна человечеством наша элита.

ФЭП - это фокус, в котором преломляется информационный поток, но энергию он черпает из душ человеческих. На вере человека в истину Павловский хочет утвердить свою ложь.

О чем-то похожем говорится в Апокалипсисе: после разрушения царства лжи в нем "найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле" (Откр. 18:24).

В расчет Глеба Павловского вкралась ошибка. Она очень взрывоопасна, поскольку совсем рядом с истиной - как бы вплетена в нее.

Да, действительно, Православие, Православная Церковь есть знак. Она символична в своем существе. Но в отличие от знаков преходящего бытия, Церковь утверждена не на себе самой, а на Истине, сверхъестественной и неподвластной человеческому суду и произволу.

Христианские знаки есть истина, на ней они основаны. И как водруженный в центре мира Крест, Церковь возвещает Спасение верующим в Истину, но и Суд отступающим от Нее.

Странной своей чувствительностью Павловский ощущает "энергию" этой истины и  надеется использовать ее. Политтехнолог - современный колдун, которому дана власть менять знаки: плюс - на минус, "истинно" - на "ложно", и наоборот. Эта власть над реальностью бесконечна, и она бесполезна для человека, потому что существует вне отношения к человеческой душе.

Эта власть есть знак рокового бессилия человека перед лицом лжи.

Поэтому для православного человека Глеб Павловский - тоже своего рода знак: знак того, насколько обезображен безбожием современный мир.

 

 

На главную страницу