День рождения Церкви
Радостно и торжественно празднует Церковь праздник Пятидесятницы, потому что это праздник ее Бога, Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа. И это ее собственный праздник — день ее рождения.
В книге Бытия мы читаем, как Бог сотворил человека из праха земного — по образу Своему и подобию Он сотворил его и вдунул в него дыхание жизни. Тайна грехопадения человека — через непослушание Богу, его подчинение злу и смерти — глубока. Но мы знаем, что первый человек рождает потомство только после того, как он становится смертным вследствие греха: во грехе рождаются и умирают все сыны Адама.
Пришествием в мир Христа спасается род наш от греха и смерти. Смертью Своею Христос избавляет нас от смерти, но нашему человеческому естеству нужна сила, которая позволила бы нам сохранить этот дар Христов и в остальное время жизни нашей жить уже не «по плоти, а по воле Божией».
В пятидесятый день после Воскресения Господа наше человеческое естество видимым образом получило эту духовную силу: Дух Святой открыто сошел на Христовых учеников, с шумом как бы от несущегося сильного ветра и всеохватывающей силой. Проникая и наполняя Собой человеческое естество, Он возродил его, укрепил и возвысил духовно чудесным действием, поразившим всех, кто был свидетелем этого великого и вечного дня.
День Пятидесятницы — день нового творения человека, которое обнаружилось в теле, в способностях, в языке, в разуме, в познаниях учеников Христовых — то, что привело в растерянность первосвященников и правителей. Однако эта внезапная и решительная перемена не ограничилась одними учениками. Самое чудесное — то, что они могли передавать этот дар всякому, кто уверовал, крестился и принял возложение рук или миропомазание. Было очевидно, что излияние Духа Святого на учеников завершило дело первого творения. День Пятидесятницы тесно связан с шестым днем творения — днем творения человека.
Пятидесятница — новое рождение в новом естестве, сотворенном Христом в Его плоти — Его смертью, Воскресением и действием Духа Святого. Молитвенно размышляя об образе этого нового творения, святые отцы с изумлением отмечают, что оно не было индивидуальным, в отличие от первого творения Адама. Но Дух Святой сошел на учеников, собранных на молитве вместе «с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса», как сообщает книга Деяний (Деян. 1, 14). Человеческое естество приняло это новое духовное творение в собрании — в Церкви. Это значит, что рождение нового человека неразделимо от рождения Церкви. Нет места индивидуализму в новом творении. В Церкви и от Церкви принимаем мы естество нового человека. Никто не может родиться от воды и Духа и стать новым творением во Христе Иисусе вне Церкви.
Потому Пятидесятница — праздник рождения Церкви. И это не есть событие прошлого. Оно — всегда живая тайна того, как мы становимся «причастниками Божественного естества» Отца и Сына и Святого Духа. Мы живы благодаря рождению нашей Церкви. Пятидесятница — праздник жизни в Духе Святом для тех, кто подлинно живет во Христе.
Святая Церковь обращает наше внимание на то, что огонь Духа Святого разделяется и почивает на каждом из учеников. И это есть знамение, что Дух Святой не дается всем вообще и безлично, но каждому — в отдельности. Дух Святой касается каждого верующего во Христа единственным и неповторимым образом, в зависимости от его личности. Об этом же говорит апостол Павел: «Дары Духа различны, потому что служения в Церкви также различны». Дух Святой дарит каждому особенные сокровища, у Него разнообразные дары, Он действует в разных направлениях, чтобы не было ни в чем недостатка у Церкви.
И мы когда-то — после крещения и миропомазания — были запечатлены благодатью Духа Святого. Дух Святой был нам дан, и Он всегда живет с нами. Спросим себя, какой особенный дар мы получили, какое особенное служение мы призваны принести нашей Церкви. Преподобный Серафим Саровский, оставивший нам завет о стяжании Духа Святого как цели христианской жизни, говорит: «Дает вам более благодати Божией молитва и бдение — бдите и молитесь; много дает Духа Божьего пост — поститесь; более дает милостыня — милостыню творите. И таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте». Никто не лишен дара, и все дары даются ради научения любви, потому что Бог есть любовь. Потому что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Дух Святой преобразует учеников Христовых. До принятия Духа Святого, «страха ради иудейска», они заперлись в своем доме и не осмеливались выйти наружу. Сообщая им Свою силу, Дух Святой делает их сильными. Вдохнув в них Свою жизнь, Он исполняет их бесстрашия. Они выходят из дома и начинают говорить среди народа на разных языках. Не для них одних излился Дух, а для многих. И апостол Павел повторяет: «Каждый получает дар Духа ради пользы всех». И Сам Господь говорит Своим ученикам: «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас».
Мы живем в трудные времена, среди нас немного мужественных христиан. «Не бойтесь», — говорит Господь. Какой смысл праздновать нам Пятидесятницу, если мы не откроемся Духу Святому всею жизнью своей. Если не уверуем, что Он дан нам, как был дан первым ученикам. Пусть этот праздник вдохновит нас сегодня свидетельствовать бесстрашно о благовестии Христовой правды, смирения, чистоты и любви во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий