Прогноз непогоды: 10 – 16 июня

 

Активная христианская любовь

 

Иеромонах Серафим (Роуз)

 

Большинство людей, все еще называющих себя христианами, или, по крайней мере, исповедующих некоторое уважение к христианскому идеалу, считает, что все благие дела делаются для Христа и Его Царства, если не осознанно, то, во всяком случае, "незримо". Особенно это относится к разного рода общественной деятельности. Поэтому современных христиан радует "надконфессиональная" благотворительность, миссии врачей, улучшение общественных и санитарных условий, прогресс в области суда, антивоенные кампании и т. п. Все это, творимое во имя "гуманности", ощущается как "вдохновленное Христианством" и приближающее Царствие Христово.

А ведь слова Христа свидетельствуют об обратном: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает". Могут возразить, что "вдохновленные Христианством", хотя и не творят дел непосредственно во Имя Христово, на самом деле "с Ним" и "не против Христа". Давайте глубже присмотримся к проблеме, чтобы определить, во чье имя совершаются эти дела.

"Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Смысл этих слов очевиден. И те, кто знает Христа, и те, кто о Нем не ведают, должны видеть Его в нашем ближнем, в нашем знакомом, который предстает перед нами во всей наготе. Наш долг, как человека встречающегося с человеком, очевиден: если он голоден – накормить его; если жаждет – напоить его; если наг – одеть его. Чтобы так поступить, не обязательно быть христианином; достаточно быть человеком, хотя только христианин делает это сознательно во Имя Христово. Это непосредственная реакция на естественную житейскую ситуацию.

Христианин поступает так же, как любой нормальный человек, но потом, если он станет над этим думать, то он может понять, что и в самом деле перед ним был Христос, и что эта "случайная" встреча была "искушением" – испытанием, с которым сталкиваешься ежедневно, когда открывается, кто ты такой на самом деле – обращен ли ты ко Христу и ко всему, что Он дает нам,  или к себе самому и отвергаешь даруемое. Жизнь полна такими искушениями, которые выявляют нашу подлинную сущность лучше, чем все наши заранее подготовленные ответы, наше представление о себе, наши логические обоснования того, что мы сделали или не сделали, во что мы, по нашему мнению, верим и чем живем, наше формальное исповедание веры.

Такие дела не просто "вдохновлены" Христианством. Они не просто часть комплекса идей, в соответствии с которыми мы живем или думаем, что живем: либо это христианские дела, либо они – ничто. Если они действительно "вдохновлены" Христианством, то они так сильно нас меняют, что становятся частью нашей натуры.

Современный христианин – и не только христианин – чаще всего не задумывается об этих вопросах; он совершает эти дела мимоходом, случайно – вне основного потока жизни, полной планов и проектов. И именно в этой основной струе современный христианин видит место для деятельности "вдохновленной Христианством".

"Если хорошо накормить одного голодного, то гораздо лучше накормить тысячу; один человек – всего лишь капля в море" – вот с чего начинается ложь "систематизированного" Христианства. "Нищих всегда с собой имеете" – Христос пришел не для того, чтобы накормить голодных, но чтобы спасти всех людей, голодных или сытых. Когда мы видим голодного, то в нас пробуждается чувство отнюдь не механическое; мы не говорим: "Вот еще один, которого надо накормить", и не подсчитываем тут же, какое количество пищи есть в нашем распоряжении – или, если мы так делаем, то наша душа мертва и способна считать, но не любить людей. Нет, тут затронуто наше сердце, потому что перед нами человек, голодный и нагой как я, такой же, как наш Бог, когда Он был среди нас; это человек. Если в наших сердцах Христос, то само собой мы дадим этому человеку, что имеем; но если у нас ничего нет, то любовь наша от этого не становится меньше. Чем меньше мы имеем, тем больше вероятности, что мы отнесемся к этому человеку, как к существу, обладающему душой.

Что же касается всех христианских "планов", благотворительности и т. п., то в современном мире общая их тенденция – служить бого-зверю Человечеству; а люди, в них участвующие, некоторые служат Человечеству, а некоторые верно служат Христу. Правильные побуждения тех, кто служит этой системе, однако не меняют печальных последствий: забвения Бога через увлечение Человечеством.

 

 

На главную страницу