Прогноз непогоды: 11 - 17 ноября

 

Десятилетие одной революции

 

Роман Вершилло

 

Десять лет назад Синод Англиканской церкви принял решение о рукоположении женщин во священники. Этому решению предшествовали горячие споры. Защитники женского священства выдвигали один идеологический аргумент: о всеобщем равенстве прав, - и несколько практических.

Действительно, в Англиканской Церкви наблюдалось катастрофическое падение числа верующих. Не хватало священнослужителей. Англикане подвергались атакам левых радикалов за косность и нежелание идти в ногу со временем.

Женское священство должно было стать ответом на эти проблемы, и главное: утвердить равенство мужчин и женщин в церкви. Тогда это доказывалось с жаром, достойным лучшего применения. А что теперь?

Теперь тон комментариев совсем иной. По всемирной службе Би-Би-Си в программе Reporting religion десятилетие революции обсуждали противник женского священства, женщина-"священник" и сторонний наблюдатель. Оказалось, что спустя десять лет Англиканская Церковь продолжает все с большей скоростью терять своих членов.  В результате принятия решения о женском священстве эту церковь покинули многие священники и прихожане, перешедшие в знак протеста в католицизм.

Число священников (пусть и женского пола) все так же недостаточно. И главное: авторитет Англиканской церкви даже упал, и она стала еще менее приемлемой для общественного сознания.

Левых же радикалов, разумеется, это решение о женском священстве ничуть не примирило с церковью. Как им положено по чину, революционеры все так же призывают Англиканскую церковь быстрее идти по пути реформ. Теперь на повестке дня женский епископат, и кто знает, что еще.

Мало того, под давлением своих консервативных священнослужителей англиканский Синод образовал ряд епископских округов, где могут служить только обычные священники, а "священникам"-женщинам туда вход запрещен. Налицо раскол, который, в свою очередь, возмущает революционерок. По Би-Би-Си эта "священница" так и сказала: "Этим ставится под сомнение мой сан", как будто она об этом не знала до своего "рукоположения".

Итак, теперь уже и речи нет о пользе женского священства, и комментаторы лишь робко выражают надежду на то, что все это дело как-нибудь утрясется. Англичане полагают, что враждующие фракции как-то притерпятся друг к другу не раньше чем через несколько десятилетий.

И ради этого стоило затевать революцию?

Все это выглядит столь знакомым демократическим безобразием. Но вот беда, именно демократического в такого рода революциях очень мало.

Идея равенства – великая идея, и мы верим, что равенство наилучшим образом реализуется в Православной Церкви. Но кто сказал, что идея равенства должна реализовываться через равенство же, напрямую и в лоб?

Если в Церкви мы обретаем свободу через добровольное подчинение Христу, то что удивительного в том, что равенство достигается именно в иерархии и порядке?

То есть я вполне могу признать справедливыми эгалитарные тенденции. Допустим, католик видит несправедливость в том, что его не допускают в алтарь православного храма. Я лишь скажу, что он видит несправедливость там, где действует истинная справедливость.

Но создать свою секту, как эти женщины "священники", расколоть Англиканскую церковь на части – в этом-то что общего с идеей равенства и братства?

Секта остается сектой, даже если она считает себя открытой экуменической общиной. Сектант все равно сектант, хотя бы он заявлял о предельной широте своих взглядов. Они многократно, как община о. Кочеткова, например, доказали свою нетерпимость и узость воззрений.

Сектантам удается создать только секту, и там действительно начинают царить несправедливость и неравенство.

 

 

 

 

На главную страницу