Прогноз непогоды: 18-24 февраля
Человек-невидимка
Роман Вершилло
Каждый
имеет право
на свою
минуту славы,
как сказал
один
неприятный человек.
Эта слава
доступна
террористам,
политикам,
персонажам "За
стеклом" и
всякому, кто
случайно
оказался в
поле зрения
видеокамеры. Глаза
всего
человечества
устремлены
на кривляку-субъекта,
и отныне обитаемая
вселенная
знает, что "здесь
был Вася". Наше
время очень
милосердно к
рядовым
параноикам, и
культурным
деятелям высшего
и среднего
слоя все
труднее
соперничать
с простым
эксгибиционистом.
Прежде
артист
выходил на
сцену с
сознанием
того, что он
мастер
своего дела, знаток
Ремесла. Он
умел то, что
никто кроме
него не умеет.
Современный
художник
выставляет
себя на
обозрение
всему
телевооруженному миру
и требует к
себе
внимания не
по праву
мастера, а из
милости. Артистический
мир
разъедается
комплексом
вины, и
искусство
лишь более
или менее
удачное
оправдание
того, что "мы
здесь, перед
вами".
А
вправду, что
все они здесь
делают?
Вот
кумир
молодежи
Трики, а вот
группа
туземных
похабников
из группы "Ленинград".
Что они умеют?
Петь?
Пить?
Плясать?
Ругаться
матом?
Их
диски и
кассеты
покупают. Для
чего-то
покупают их
самих, но сами
они ничего
не стоят.
-
Может быть, в
душе они люди
хорошие,
противники
коммерциализованного
и развратного
мира, -
сказала мне
на днях
знакомая. Эта
милая
женщина предполагает,
что, как все
молодые люди,
они страдают
от неприспособленности,
от
нечестности
и
продажности
мира. И,
наконец, их любят
подростки,
эти чистые
души,
бескомпромиссные
ко всякой
фальши.
Позвольте
в этом
усомниться.
Пикассо
между прочим
говорил: "Не
важно, что
делает
художник в
искусстве, а важно,
что он собой
представляет".
Популярные
деятели,
вроде
Сокурова или
Бродского, не
просто чего-то
не умеют.
Они
неинтересны
еще и как
личности.
Конечно,
многие
деятели
культуры
особенно
выпукло и
профессионально выражают
свою низость.
Например, на
этой неделе
Марк Захаров
предложил легализовать
в Москве
сексуальные
услуги. Он
заявил об
этом на
встрече деятелей
культуры с
мэром
Лужковым.
Заметьте,
как легко
слова
руководителя
"Ленкома"
представить
в виде
надписи на
стене
общественного
туалета.
Предложение
Захарова -
бред куриной
души. Но та же
душа со всеми
ее качествами
запечатлена
и в "Юноне и
Авось",
поставленной
Захаровым в "Ленкоме".
Так
что же
происходит в
масс-культуре?
Человек
выходит на
сцену и саморазоблачается,
в понятных
каждому
жестах и
позах
показывает,
насколько он
подл и низок.
Не
важно, что
делает
художник,
важно, что
Захаров,
Трики и "ленинградцы" ничего
собой не
представляют.
"Бросившись
в кресло,
Невидимка
начал
раздеваться.
Я сделал
несколько торопливых
шагов к двери,
и сейчас же
Невидимка -
ног его уже не
было видно - с
криком
вскочил.
Скинув
одежду, он
стал
совершенно
невидим.
-
Держи, держи
его! - кричали
вокруг".
Не
ловите
невидимку.
Ловить
некого.