Прогноз непогоды: 7 - 20 октября

 

Любовь за бортом

Елена Вербицкая

 

Российская семья пребывает сейчас в глубоком кризисе. Небывалое количество разводов (количество их выросло на 20 процентов лишь за последний год) и детей, рожденных вне брака – лишь верхушка этого айсберга. Страшно то, что счастливая семья теперь – редкость. Проблемы входят в каждый дом. Как будто какая-то злая сила толкает людей на разрушение того, что веками было свято – семейного очага.

Быть семейным нынче даже как-то немного не модно… Не современно. Модно красить волосы в фиолетовый цвет, иметь нестандартную сексуальную ориентацию и заводить богатых любовников (или любовниц), но не сохранять семью.

Если раньше семейная лодка разбивалась о неустроенный социалистический быт, то теперь ей помогает потерпеть крушение навязчивая реклама развлечений. «Бери от жизни все!» - этот девиз рекламной кампании Пепси-Колы подхвачен и многократно тиражируется:

-          «Не упускай момент! Следуй своим желаниям!»  (Кока-кола лайт)

-          «Миг удачи – казино «Корона»!»

Казино  и стриптиз клубы давно перестали считаться атрибутами «загнивающего капитализма», они стали частью нашей действительности. Рекламу этих заведений изучают на улице маленькие дети по дороге в детский сад. Придурковатого вида дядя со смешно выпученными глазами и с лимоном в зубах – у взрослого такая реклама вызовет недоумение, зато ребенка наверняка заинтересует. «Казино «Шангри-Ла» - поллимона зеленью!»

Представим себе вечер в семье.  Отец семейства после тяжелого рабочего дня спешит в казино за  своим мигом удачи. А в это время его жена, оставив детей у телевизора, уходит в ночной клуб на мужской стриптиз, стремясь не упустить свой шанс. Дети же радостно смеются над рекламой чипсов, в которой добрый дедушка попадает в подставленную заботливым внуком мышеловку.

Игорные дома заманивают простодушных оставить у рулетки добрую долю семейного бюджета. На совсем юных, на подростков, рассчитаны игровые автоматы – дешево и доступно, и расположены на каждом углу. Можно подумать, что кто-то задался целью сделать игроками добрую половину населения Москвы! И расплодившиеся повсюду магазины интим-услуг рассчитаны вовсе не на тех, кто стремится внести разнообразие в свою семейную жизнь. Московская бесплатная газета «Центр-плюс», издаваемая тиражом 3 млн. экземпляров, открыто размещает рекламу интим-услуг: «Очаровашки у вас дома. Пока жена на даче». Действительно, как сохранить семью, когда вокруг столько соблазнов?

Производители товаров и услуг стремятся не отстать от рекламы индустрии развлечений.

«Позвони, и в нашем разговоре будет все» - заманчиво обещают огромные, во весь рекламный лист, пухлые алые губы. Оказывается, «все о жилье» - так гласит крохотная приписка. На соседнем щите изображены две скучающие женщины легкого поведения, подпись: «дополнительные услуги бесплатно!» Вы шокированы? Но это всего лишь реклама сотовой телефонной сети «Сонет»! Около парка, в котором в выходные дни собираются семьи с детьми, висит огромный рекламный плакат с голыми женскими ногами – «Она купила квартиру номер 9 в «Золотых Ключах –2». Квартиры номер 8 и 10 еще свободны!» Не удивительно, что при таком количестве искушений проводить свободное время дома, в семейном кругу, считается не модным. «Свободу настоящему мужику!» - призывает реклама пива «Толстяк».

Цель рекламы – всего лишь выудить деньги из нашего кошелька, но попутно она цепляет на крючок нашу душу, навязывая свою систему ценностей. Реклама навязчиво внушает нам, что мы пропускаем в своей жизни самое важное. Что-то найдется для каждого, независимо от его дохода и социального положения:

-          «Без калорий. Идеальный вкус, безупречная фигура! Легкий путь к наслаждению»  (Кока-кола лайт)

-          «Войди в круг избранных» (автомобиль Рено Клио)

Истинные ценности не нуждаются в рекламе. Жизнь складывается (*), вопреки обещаниям рекламщиков, не из машин и квартир, и уж, тем более, не из крышек от Пепси и Кока-Колы, гарантирующих нам выигрыш в лотерее. В погоне за ускользающей удачей мы теряем себя, рвутся тонкие ниточки доверия, связывающие нас с близкими людьми, и впереди  тупик. Счастье оказалось иллюзией. Научившись потреблять и получать удовольствия, мы потеряли способность отдавать.

И вот семейная лодка, перегруженная разрекламированными бесполезными товарами, выбрасывает любовь за борт как ненужный балласт. И идет ко дну, увлекая за собой рекламную мишуру…

 

(*) «Жизнь складывается» - реклама автомобиля Пежо со складным багажником.

 

 

 

На главную страницу