Тайна человеческого тела
Слово на праздник Успения Пресвятой Богородицы
Праздник Успения Божией Матери — завершение всех Богородичных праздников, которые мы совершаем в течение года. И того прославления Ее, которое мы приносим каждый день на утрени. Песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди».
Божия Матерь — первая из спасенных. Ее величание Господа под действием Божественной благодати есть не что иное, как приношение всей славы Богу: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его». Ее единственная высота и красота — пребывание душой и телом в Божественной славе — это дар благодати Ее Божественного Сына. Божия Матерь не есть некая богиня, Она называет Себя смиренной Рабой Господа. И Ее песнь хвалы Богу исполнена смирения. Все, что Она имеет, исходит от Бога, Его дара, и возвращается к Нему в благодарении. Вот почему подлинное почитание Божией Матери постоянно возводит нас к тайне Христа. Чтобы постигнуть Ее Успение, требуется приобщение славе Воскресения Христова.
«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15, 20—21). Во Христе Иисусе «последнее время» уже началось. В Нем явилась высшая тайна Бога и высшая тайна человека. Воскресение — не только «завершение всего», но и «основание всего». В нем Бог явил нам глубокий смысл Своего творения. Чтобы привести нас к этой чудесной жизни, которая присутствует в замысле Божием с самого начала. В воскресшем Христе открывается нам конец времен, цель истории.
Божия Матерь — избранная от всех родов — уже достигла этой славы, которая есть исполнение замысла Божия. Она — прообраз того, что Бог хочет даровать всему творению. То, что совершилось с Нею, должно совершиться со всею Церковью, с каждым из нас. Вечное преображение, переход от смерти к жизни явились в полноте во Христе воскресшем. И предваряется для нас Успением Божией Матери. Тайна благочестия — в действии. Пока длится земная история, законченное совершенное лицо человека не может явиться. Каждый из нас еще отмечен тенью смертной. И мы «восполняем недостаток в плоти нашей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24).
В день славы Успения Божией Матери Церковь напоминает нам, сколь скорбным было Ее материнство, когда Она усыновила нас у Креста Своего Божественного Сына. И каждый из нас проходит путь испытаний и скорбей. Наши сегодняшние скорби — муки рождения нового мира, в котором мы участвуем со Христом в Его Крестных Страданиях. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, — говорит слово Божие, — каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15, 22—26).
Существует такая ложная духовность, которая удовлетворяется «бессмертием души». Для чего, говорят эти лжеучителя, воскресение тела? Но мы знаем, что Слово стало плотию. За каждой Евхаристией мы приобщаемся Его Телу. И Божия Матерь взошла к Богу с душою и телом. Это не случайное, не второстепенное явление. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Господь (Ин. 6, 51). В этот день телесного Успения Божией Матери мы должны осмыслить, что значит тело. Наше тело не есть что-то внешнее по отношению к нам, но, волей Творца — мы сами. Тело и душа нераздельны. Отделение их друг от друга означает смерть. Вместе они составляют личность человека. Наше тело — не просто физическое явление, оно все проникнуто разумностью. И оно делает только то, что велит ему делать душа. И точно также душа ничего не может делать без тела. Нет никакого их разделения в человеческом естестве. Нет ничего, что было бы только телом, и нет ничего, что было бы только душой. Когда мы говорим о душе, мы не имеем в виду то, что отделено от тела или то, что противоположно ему. Мы употребляем этот язык, чтобы сказать, что человеческая личность остается тождественной себе, проходя через все физические изменения в течение своей жизни. Этот восьмидесятилетний старик с изношенным и страдающим телом остается тем же самым, каким он был в сорокалетнем возрасте, когда в расцвете своих сил напряженно трудился. Тем же самым, когда он был десятидневным младенцем, плачущим в колыбели. Его тело изменилось. Однако это та же личность. Когда человеческое тело столь часто предается поруганию и осквернению, мы призываемся увидеть его славу. Человек не может спастись и достигнуть Божественной славы без преображения собственного тела.
У Христа было тело. Христос имеет тело. И воскресение Его тела не есть что-то второстепенное, но главное — в совете Божием о нашем спасении. И Успение Божией Матери — исполнение замысла, которое Бог имеет о всех людях. Бог низложит всех врагов под ноги Свои, так что «последний враг упразднится — смерть».
На всенощной праздника Успения мы слышим Евангелие, которое читается во все Богородичные праздники: «Во дни оны воставше Мариам, идя в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин и целова Елисавет. И бысть, егда услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве Ея, и исполнися Духа Свята Елисавет». Слово Божие, повествующее о Воплощении, возводит нас непрестанно к тайне тела. Дух Святой действует во чреве Божией Матери и праведной Елизаветы, чтобы распространиться во всем человечестве. Тело не есть нечто низкое, тяжелое, презренное. Кто презирает тело, презирает Бога. Кто разрушает тело, разрушает образ Божий. В этой чудесной встрече уже содержится Успение Божией Матери. «Благословен плод чрева Твоего» и «благословенна Ты в женах». Благо нам, что Евангелие Успения повествует об этом смиренном, столь человеческом событии. Мы должны поистине с благоговением отнестись к молчанию Писания о земной кончине Божией Матери. Мы знаем только, что Она отошла ко Господу после Воскресения Своего Божественного Сына, что Она стояла у Креста и соумирала с Ним. Вместе с Евангелием сегодняшнего дня завершим наши молитвенные размышления об Успении созерцанием Божией Матери, с поспешностью идущей по дорогам иудейских гор вместе с Богомладенцем, Которого Она несет в Себе. Она приходит к праведной Елисавете, и пребудет у нее три месяца.
Как хорошо быть рядом с Божией Матерью! Божия Матерь всю Свою жизнь прожила в совершенной любви ко Господу и к людям. В Ней всегда был этот сокровенный, всеохватывающий огонь, не оставляющий пепла. Час Ее телесной смерти был часом Ее последнего приношения любви без остатка. В этом пречистом теле всецело едином с Ее пречистой душой не оставалось ничего для тления. Потому что все тленное уже было истреблено в Ней Христовой любовию.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий