Поздравляем всех с завершением Святой Четыредесятницы!
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу», мы вступаем в Страстные дни. Завтра - Лазарево воскрешение, а Входом Господним в Иерусалим начинаются Страсти Христовы. Господь грядет на вольные Страдания нашего ради спасения.
В эти дни вся Церковь будет стоять перед Крестом и Евангелием. Не так, как на исповеди, потому что дни покаяния завершились, а не видя уже ничего, кроме Христа, Который принимает Крест, и Который говорит нам о вечной жизни. По уставу положено прочитывать все четыре Евангелия на Страстной седмице. Но мы, по обычаю нашему, начали чтение Евангелия в храме за неделю до этого, чтобы все могли вместить, чтобы не второпях было это чтение, чтобы каждое слово было нами воспринято. Это дар Божий, и мы готовились к этому дару в течение всего Поста молитвою. «Никогда не приступай к чтению Слова Божия, - говорит преподобный Исаак Сирин, - не помолившись, да не раскаешься». И мы молились, и всегда молимся, прежде чем приступить к чтению Святого Евангелия: «И о сподобитися нам слышания Святого Евангелия Господа Бога молим».
Одно дело чтение Евангелия по календарю маленькими фрагментами. Это, конечно, необходимо, потому что и одно Слово Христово может перевернуть всю жизнь человека. А другое дело - читать много и сразу. И некоторые из нас начинают понимать, почему преподобный Серафим Саровский в течение всей своей жизни каждый день прочитывал Евангелие целиком. Начинают осознавать, что воистину не хлебом единым будет жив человек. Для преподобного Серафима это было духовной пищей. Наш ум не может питаться вещественной пищею. Сердце и душа человека питается пищею, которая есть слово Божие. И каждый - кто сколько может вместить. Бывает такое время, когда вся Церковь живет самым главным на земле - Страданиями Христовыми и Пасхой Господней. У преподобного Серафима всегда была Пасха Христова. Он внутренне уже достиг этого - скорбями, трудами, молитвой. И каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Потому что Пасха была в его сердце, и от избытка сердца говорили его уста. Мы обязательно должны прочитать с молитвою все четыре Евангелия, чтобы открыл нам Господь ум к разумению Писания, чтобы мы узнали, что Слово, которое Он говорит, есть жизнь вечная. Жизнь вечная заключена в этом Слове, и мы причащаемся ей, если оказываемся способными воспринять этот дар Господень.
Мы знаем, что милостивый Господь внезапно, неожиданно для человека может открыть ему вечную жизнь при чтении Евангелия. Но также мы должны помнить, что чтение Слова Божия может оказаться нам в суд и во осуждение. Будем внимательны, чтобы не уподобляться тому, кто, как говорит апостол Иаков, рассматривает природные черты лица своего в зеркале, и, отойдя от него, тотчас же забывает, кто он. Необязательно, что во время чтения Евангелия мы стоим как мертвые. И слезы могут быть, и сердца касается истина Христова. Но, закрыв Евангелие, выйдя из храма, мы забываем о том, что Господь открыл нам, снова погружаемся в обычную стихию, в привычную для нас жизнь. Некоторые, может быть, скажут, что не может человек постоянно жить на такой глубине. Да, но главная беда заключается в том, что мы хотим забыть то, что открыл нам Христос. Как бы торопимся забыть. Для нас дороже всего другое - то, в чем мы чувствуем себя как рыба в воде. Христианин - это рыба, стихией которой должно быть Евангелие, как говорят святые отцы. Его ум должен плавать в слове Божием. Но для нас естественна другая среда. И поэтому мы отходим от Евангелия. От Господа отходим. Можно постоянно читать Евангелие, и даже знать его наизусть, но оно будет для нас всегда книгою за семью печатями, пока мы не начнем читать его своей жизнью. Мы должны понять это сегодня, когда уже по существу завершается чтение Четвероевангелия в храме.
Господь предупреждает, что человек, так безответственно слушающий слово Божие, может потерпеть великий урон в своей жизни. Он говорит, что слушающий слово Божие, и не живущий по этому слову, подобен тому, кто строит свой дом на песке. Пролились дожди, разлились реки, подули ветры, и было падение дома того великое. Может быть, не надо было человеку вообще строить ничего. Может быть, лучше было бы ему вообще не открывать Евангелие, потому что это Слово судит нас прежде Страшного Суда. Господь говорит, что можно каждый день, как положено, читать Евангелие, и все равно будет бездна между тем, что мы читаем, и между тем, как мы живем. Эта бездна непреодолима ничем, кроме как нашим осознанием того, к чему мы приступаем, какую жизнь нам предлагает Господь, каким должно быть наше покаяние, каким должно быть изменение всей нашей жизни, чтобы не уподобиться нам книжникам и фарисеям. Вот о чем речь идет, когда мы вступаем в Страстную седмицу.
Те, кто прекрасно знал слово Божие, все толкования слова Божия и не связывал это слово с Истиной и с Духом жизни, с Богом Живым, осудили Господа нашего - Слово ставшее плотью - на смерть. Те, кто отвергли Его, поругались Ему, - тоже стали причастниками Креста Христова, но вместе с дьяволом. Вот какие серьезные вещи говорит нам сегодня Господь о чтении слова Божия, когда мы вступаем в Страстную седмицу. Но среди тех людей были и такие, кто желал достигнуть вечной жизни. Один из книжников подошел ко Господу, кланяясь, и спросил: «Господи, что мне делать, чтобы достигнуть жизни вечной?» Господь сказал ему, какие заповеди он должен соблюсти, назвал первую, наибольшую заповедь: «Возлюбиши Господа твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, и всей крепостью твоей, и ближнего своего, как самого себя». И добавил: «Сие сотвори, и жив будеши». А другому книжнику, когда тот правильно называет самую главную заповедь, Господь говорит: «Недалеко ты от Царства Божия».
Мы очень недалеко от Царства Божия, и оно уже открывается. Во время всех этих служб, будет присутствовать среди нас Царство Божие. Недалеко, один шаг - как от жизни в бессмертие. Но это «недалеко» может быть той самой бездной, которая окажется вечным разделением с Господом. Дай нам, милостивый Господи, заступничеством Пречистой Владычицы Богородицы, слагавшей каждое слово Христово в сердце Своем, молитвами всех святых, которые потому называются святыми, что жизнью своею исполнили Евангелие, начать жить по-христиански, то есть по-евангельски. Мы живем во времена, когда слово человеческое - высший дар разумному, свободному, совестливому существу обессолено, обессмыслено, как никогда. Мы живем во времена, когда человека хотят превратить в бессловесное существо, скота. И что может быть драгоценнее, чем обратиться к слову Господню жизнью своей! Аминь.
Божественная Литургия 18 апреля 2003 года
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"