Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - Лк., 45 зач., 9, 28-36, Мф., 70 зач., 17, 1-9
Мк., 2 зач., 1, 9-15
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане». Это первое явление Господа народу после долгих лет неприметной жизни в Назарете. Имя Иисус означает Спаситель. Но какое смирение обнаруживает Господь, приходя креститься от Иоанна! Он совершенно чист и непорочен, а приходит со всеми, как если бы тоже нуждался в омовении. И какою славою венчает Его Бог, когда Он преклоняет Свою главу под руку Крестителя! «Когда Он выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Крещение Христово раскрывает тайну Его будущего служения. Сами слова Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», связаны с этой превечной тайной. Начало их: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» - пророчество Духом Святым из второго псалма. А далее - из 42-й главы пророка Исайи, где он говорит о Муже скорбей, о Мессии, о Царе Израилевом, Который грядет в мир. Крещение Господне открывает нам, что Христос явился в мир, чтобы идти путем Креста. Он Царь Израилев, но Престол Его Царства - Крест. Он будет Победителем мира, но Его победа - через жертвенную любовь ради каждого из нас.
Дух Святой сходит на Господа Иисуса Христа, чтобы Он принял здесь, на земле, помазание Своего служения, - пророческое, царское и священническое. И мог Церкви Своей сообщить полноту всех даров. Дух Святой сходит «в виде голубине» в напоминание нам о том, что христиане должны быть кроткими, как голуби, среди злобы и ярости этого беснующегося мира. Извещение об избавлении мира от гибели во время потопа было дано через голубя. Так и ныне греховный потоп, в котором погибает человечество, убывает и исчезает там, где является Христос, Мир наш.
Сей есть возлюбленный Сын Божий. Он - Искупитель мира. И потому особенно возлюблен Отцом, что приходит в мир, чтобы спасти его от грехов. Ибо так Бог возлюбил мир, что Сына Своего Единородного не пожалел и принес в жертву за грехи всех людей. И Отец Небесный принимает всех в Своем Божественном Сыне. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Не просто «с Которым Мое благоволение», но «в Котором Мое благоволение». Его благоволение со всеми людьми, которые во Христе, со всеми, кто соединен верой и крещением со Христом. Неблаговоление Божие ко всем людям и было, и продолжается - до тех пор, пока они не соединятся со Христом. Бог наш есть Огнь поядающий - вне Христа. Во Христе Его милость и благоволение - к каждому человеку, который вместе с Ним. Если с нами Бог - кто может быть против нас! Если Его благоволение к людям - все совершит, все исполнит Господь, приведет всех, кто с Ним к вечной славе.
«Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною». Первый Адам был изгнан из рая в пустыню, и Христос, исполненный Духа Святого, идет в пустыню, чтобы найти его там и привести снова в рай. Если бы Господь не сразился с диаволом, Он не даровал бы нам победу над ним. Он показывает нам, что диавол воюет против всех, кто желает идти путем истины, и как надо хранить себя, чтобы немощью души не предать благодать тайны. Подобно Адаму в раю, Господь находится в пустыне с послушными Ему зверями, и ангелы служат Ему. Мы видим вечное блаженство, для которого создан человек. История рода человеческого находит свое завершение во Христе Иисусе, Пастыре, Мессии, но также Сыне Божием и Сыне Человеческом, Который должен умереть.
«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». Господь начинает проповедь после того, как Иоанн завершил свою. Он был предан, как Сам Господь будет предан и Его ученики после Него. Иоанн Предтеча, первый по благодати мученик, прежде всех приобщился крестному пути Христовой Церкви. Христос возвращается в Галилею, откуда Он пришел на Иордан к Иоанну. Его проповедь названа Евангелием Царства Божия - благая весть, исходящая от Бога и обращенная к людям. Христос пришел, чтобы установить Царство Божие среди людей.
Прежде всего Христос возвещает о новой ситуации в мире: «Исполнилось время, и приблизилось Царство Божие». О каком времени идет речь? И что такое Царство Божие, которое приблизилось? Очень трудно отвечать словами. Нигде Евангелие не дает определение Царства Божия. Христос предлагает притчи, раскрывающие некоторые аспекты тайны, но эта реальность слишком глубока, чтобы попытаться одним умом постигнуть ее. По крайней мере, невозможно ничего узнать о Царстве Божием, не живя им изнутри.
Однако Христос ясно говорит, что это - то, чего не было раньше. Во время Его Крещения разверзлись небеса, открылась связь между миром, который находится вверху, и миром, который находится внизу. Явилась слава Божественного света, Божественной жизни и Божественной любви. Бог содержит время в Своей власти. «Исполнилось время, и приблизилось Царство Божие». Ныне Христос возвещает об этой новой ситуации, которая начинается с Его Крещения и Его проповеди.
Вторая часть этой проповеди - настойчивый призыв ко всем людям: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Недостаточно знать, что Царство Божие приблизилось. Кто стоит к нему спиной, остается чуждым ему. Необходимо повернуться к нему, обратиться, покаяться, и начать жить деятельным исканием этого Царства. Христос проповедует исполненное решимости принятие этого дара. Он зовет нас к некоторого рода риску, вдохновляемому верой в Евангелие, которое Он возвещает. Иудеи в неразумии своем ожидали явления Мессии во внешнем величии и славе, и потому полагали, что когда Царство Божие приблизится, они должны будут приготовиться к войне и к победе. А Христос говорит им в виду этого приближающегося Царства, что они должны покаяться и веровать в Евангелие. Покаянием мы должны оплакать наши грехи и оставить их, а верою - принять их прощение. То и другое должно идти вместе. Мы не должны думать, что усилия изменить нашу жизнь спасут нас без веры в благодать и праведность Христову. Или что вера во Христа спасет нас без перемены наших сердец и нашей жизни. Христос соединил то и другое вместе, и пусть никто не пытается это разделить. Так началась проповедь Евангелия, и так она продолжается. Доныне Христос зовет всех: «Покайтесь и веруйте, и живите жизнью покаяния и веры».
Христос - Тот, Кто возвещает Евангелие и одновременно Тот, о Ком Евангелие возвещает. Благая Весть это Он Сам. Исходя из этого, первые слова Евангелия от Марка: «Начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия» можно понимать так: «Начало Евангелия, которое есть Иисус Христос Сын Божий» (Мк. 1, 1).
Мк., 3 зач., 1, 16-22
В то время, проходя Иисус близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
Проповедуя, Христос призывает первых Своих учеников. У Христа будут последователи. Если Он открывает на земле школу святости - святую Церковь - у Него будут учащиеся. Если Он поднимает Свое знамя, у Него будут воины. Если Он проповедует, будут те, кто восприимет Отчий глас: «Того послушайте».
Избранные Господом для утверждения Его Царства были немощные и смиренные рабы Божии. Он не призвал их из великого Синедриона или из школ раввинов, но встретил их среди будничных забот бедных рыбаков у моря Галилейского. Хотя Христос не нуждается в человеческой помощи, Он обращается к ней для утверждения Своего Царства. Он воздает честь тем, кто усердны в своем труде и относятся друг ко другу с любовью. Таковыми были призванные Христом. Он застал их за работой, и они работали вместе. Усердие и стремление жить в любви и согласии угодны Господу - там Его благословение.
Своими словами и делами Господь с самого начала открывает, что Он - Мессия, Христос. Постепенно они будут узнавать Его таковым. Он будет говорить и творить дела среди свидетелей, которые должны будут рассказать другим то, что им открылось. Симон, один из первых, кого Господь призывает следовать за Ним, - тот, кто сможет сказать: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». Некоторые не могут понять, почему так мгновенно, «тотчас», Симон и Андрей, Иаков и Иоанн принимают решение. Разве выбор, на котором должна строиться жизнь, следует делать не по зрелом размышлении? Вполне возможно, что Симон и его товарищи задолго до этой встречи знали Господа. Но самое драгоценное, что открывается нам в этом событии, - их радостная решимость следовать за Христом. Это повествование о призвании апостолов перекликается со всеми подобными призваниями, описанными в Священном Писании и в житиях святых. Господь видит Своего будущего ученика, Он призывает его. Призванный являет послушание этому зову - встав, оставив то, что он намеревался делать, - и следует за Господом. Так происходит с Симоном и Андреем, и затем с Иаковом и Иоанном.
Мы ничего не слышим о душевном или духовном созревании будущего ученика. Но неизменно выделяются две черты у всякого, кто решает посвятить свою жизнь служению Царства Божия. Во-первых, он остается тем же, кем был до этого, но с новым призванием. Те, кто всю жизнь ловил рыбу, становятся «ловцами человеков». И, во-вторых, на задний план отступает все, что может стать препятствием для нового служения, вплоть до полного разрыва с прошлым, если необходимо. Симон и Андрей оставляют свои сети. Иаков и Иоанн оставляют свою семью и товарищей по работе. Они избирают такую свободу, которая позволит им посвятить себя полностью их новой задаче.
У всякого призвания своя история, замечательная своими неповторимыми особенностями. Но общее всегда одно: остаться самим собой, все более освобождаясь от всего, что несовместимо с новым даром. И идти за Христом, куда бы Он ни пошел, исполняя свой долг. Дело служителей Христовых - ловля душ и приведение их ко Господу. «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, - говорит Христос, - и захватившему рыб всякого рода». Некоторые рыбы пойманы - спасенные души приведены на берег, где их ждет воскресший Христос, но несравненно большее число рыб уплыло. Однако если сети окажутся и совсем пустыми, мы все равно должны продолжать трудиться.
Когда Христос прибыл в Капернаум, Он вошел в субботу в синагогу, и тотчас приступил к проповеди. Мы дорожили бы каждым часом, если бы знали, какая большая работа нам предстоит и как мало у нас времени. С самого начала Господь показывает, что заповедь о почитании праздничных дней - одна из главных в нашей жизни, и мы должны освящать эти дни совместной молитвой и слушанием слова Божия. «И дивились Его ученики, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники». Самые правильные слова могут быть фальшивыми, если они не исходят из сердца. Как отличалось слово Христово от всего, что обыкновенно произносилось здесь! Христос говорит как власть имеющий не только над внешними поступками, но над сокровенными мыслями каждого человека. В руке Его дыхание наше. Изумляемся ли мы слову Его, когда сегодня Он говорит в наших храмах? Невозможно по-настоящему услышать слово Христово, не имея решимости стать Христовым учеником, и по слову Его переменить свою жизнь.
Мк., 4 зач., 1, 23-28
В то время в синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
Как только Христос начал проповедовать, Он начал - в удостоверение истинности Своего учения - творить чудеса. В Капернауме «в синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Этот человек - полностью во власти беса, до потери самосознания - так что бес уже говорит устами его. С какой яростью и одновременно страхом он бросается ко Христу! Он вскричал - от одного приближения Господа, зная, какая участь ожидает его теперь. Он исповедует Христа Святым Божиим. Нечистый дух не желает иметь ничего общего со Христом - он отвергает возможность быть спасенным Им и страшится неизбежности своей погибели. Но тщетно сатана просит и молит Господа: «Оставь! Что Тебе до нас?» Его власть должна быть сокрушена, и несчастный человек освобожден от жестокого насилия. Христос заграждает уста зла, не имеет значения - умоляет оно о пощаде или лает. Но это еще не все. Бес должен не только замолчать, он должен выйти из человека. Христос учит как власть имеющий, и исцеление Он совершает со властью.
«Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». Не имея возможности прикоснуться ко Христу, исполненный ненависти к Нему, он вымещает свою злобу на этом бедном создании. Когда Христос благодатию Своею освобождает чью-то душу из рук нечистого, это происходит не без болезненных сотрясений для этого человека. Бес вскричал громким голосом, чтобы показать, какой он страшный и напугать всех.
«И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это?» Но это уже был не страх перед нечистым духом, а священный ужас перед присутствием Божиим: «Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» Несомненно, это должно быть от Бога, Который таким образом свидетельствует о Своем приходе к ним. Неужели для них теперь неясно, что в их интересах - вступить в дружбу с Ним, а не отвергнуть Его? «И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее». И доныне весть о Том, Кто столь чудесно совершает Свой путь ко Кресту и Воскресению, на устах у всех. До скончания мира будут свидетели, что только словом Христовым будет побеждена вся ложь земли и преисподней, и только Его силой можно сокрушить зло, взявшее небывалую власть над людьми.
Мк., 5 зач., 1, 29-35
В то время пришел Иисус в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
Господь входит в дом Петра. Он с любовью отвечает на гостеприимство, предложенное Ему бедным рыбаком. Теща Петра лежала в горячке, и, зная уже, что Он может все, тотчас говорят Ему о ней. «Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им». Куда бы Христос ни приходил, Он приходит, чтобы совершить добро и щедро отплатить за гостеприимство, оказанное Ему. Рука Божия касается руки человеческой, и человек восстает, чтобы служить Богу и ближним. Та же самая рука, которая исцелила тещу Петра, укрепила ее для этого служения. Исцеление Христово дает благодать для служения.
И мы видим исцеления, которые Христос совершает в этом городе. Это было в вечер субботы при заходе солнца, когда многие, может быть, не решались идти к Нему, пока не кончится суббота. Но какое множество больных и бесноватых было исцелено Им! «Весь город собрался к дверям». Если весь город идет к Нему, значит в Нем видят Того, Кто небезразличен к человеческому горю. Господь не боится больных, бесноватых. Он не обходит их стороной, не бежит от них. Если бы они не пришли к Нему, если бы их не привели к Нему, Он Сам пошел бы к ним. Так поступая, исцеляя прикосновением, словом, взглядом множество болящих, Он хочет дать знамение насаждения в мире Царства Отца Небесного. Но Он исполнен также человеческого сострадания. Господь - Человек милующего сердца. Для Него невозможно было пройти мимо всех этих несчастий, всех этих страданий, этого плача, свидетелем которых Он был каждый день. Оттого что Он мог исцелять, Он исцелял. Оттого что Он мог утешить, Он утешал. Оттого что Он мог дать надежду отчаявшимся, Он делал это.
Евангелие сегодняшнего дня - испытание нашей совести, ибо мы живем в мире небывалых страданий. Всюду вокруг нас страдающие люди. Иногда эти страдания переходят все границы. Об этом нам говорят и повторяют каждый день не только средства массовой информации. Иногда эти страдания сокрыты от внешних глаз. Мы это знаем. Но что мы делаем? Вот вопрос, который ставит нам это Евангелие. Касается ли нас человеческое горе или мы закрываем на него глаза? Не являемся ли мы теми, кто быстро, слишком быстро говорит, что для нас невозможно взять на себя страдания всего мира? Это правда. Но от нас и не требуется взять на себя страдания всего мира. От нас требуется, чтобы не захватило нас равнодушие, чтобы не погрузились мы в апатию и инертность, чтобы не умывали мы слишком быстро рук. Верно, что мы не можем сделать все. Но так же верно, что мы можем сделать что-то, хотя бы самое малое. И это что-то, которое мы можем сделать, чтобы облегчить страдания мира, делают некоторые, не знающие Христа, во имя их принадлежности к роду человеческому. А мы, христиане, должны делать это во имя нашей веры во Христа. Называться Его учениками и не учиться у Него тому, что мы должны делать среди моря страданий, - не есть ли это то лицемерие, против которого более всего сражался Христос, и которое возвело Его на Крест?
Один исцеленный в синагоге побудил всех идти ко Христу. Когда мы видим тех, кто получил милость от Господа, это должно подвигать нас идти к Нему. В доме Петра Христос окружен народом, так же как в синагоге. Где бы Он ни был, с Ним должны быть Его служители, Его грешники, Его болящие. И какой силой обладает Врач! Он исцелил больных не одной какой-то особенной болезнью, а различными болезнями. И чудо, которое Он совершил накануне в синагоге, Он повторил в этот вечер в доме Петра: «Он изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос».
«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Христос молится, и молится наедине, чтобы дать нам образ сокровенной молитвы. Хотя Ему молились как Богу, Он молится Сам как человек. Он находит время, чтобы быть наедине со Своим Отцом. Он молится утром - после субботнего дня. Мы должны восходить к Престолу благодати каждый день, а не только в праздники. Это утро было утром первого дня недели, которое Он впоследствии освятит и сделает святейшим днем, восстав весьма рано - иным образом. Это было весьма рано, когда было еще темно. Когда другие спали, Он в это время молился. Когда дух наш исполнен свежести и бодрости, мы должны посвящать себя Богу. Блажен, кто от юности возлюбил Христа, а не принес Ему догорающую свечу своей жизни. Господь молится в уединенном месте. Сокровенная молитва должна совершаться сокровенно. Те, кто все время трудится на людях, даже если это самое святое служение, должны быть иногда наедине с Богом. Только имея связь с Богом, можем мы обретать подлинную силу. Кто не молится наедине, тот не научится молиться в Церкви.
Мк., 9 зач., 2, 18-22
В то время ученики Иоанновы и фарисейские постились. И приходят к Иисусу и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
«Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, - спрашивают Господа, - а Твои ученики не постятся?» Фарисеи постились дважды в неделю (Лк. 18, 12), а ученики Иоанновы, может быть, и больше. Не было ничего плохого в том, что они постились. Это было скорее похвально. Плохое было в том, что они строго следили за другими, требуя, чтобы те следовали их воздержанию, и осуждали их. Они видели, что Христос и Его ученики были постоянно в окружении мытарей и грешников, и делали вывод, что они не постятся. Слишком строгий взгляд всегда подозревает худшее.
И сказал им Иисус: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься». Христос предлагает образ брака, который должен был быть хорошо понятен для вопрошающих. Он говорит о женихе, в котором мы узнаем Его Самого и о брачном пире, который скоро должен начаться. В Ветхом Завете пророки изображали союз Бога с Израилем такими же словами. Исаия описывает торжество, уготованное Господом для всех народов земли, собранных в Иерусалиме на праздник, которому не будет конца. Сроки исполнились, праздник, возвещенный Исаией, начинается. На этой брачной трапезе Христос Сам - Жених и Устроитель ее.
Царство Божие является браком Агнца с теми, кто приемлет Его благовестие. Апостол Павел пишет христианам Коринфа: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11, 12). И мы помним притчу Спасителя, о том, что Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф. 22, 2). В этом смысле ученики Христовы - друзья Жениха, ответственные за устройство праздника и за поддержание на нем радостной атмосферы. Сейчас не время для них стоять с постными лицами. Позднее у них будет время для печали, когда прервется праздник.
Господь говорит, что всему свое время. Нельзя возлагать тяжкое бремя подвигов на только что вступивших на духовный путь. Последствия этого могут быть такими же, как при вливании вина молодого в мехи ветхие или пришивании заплаты из небеленой ткани к ветхой одежде. Этими двумя сравнениями Господь призывает к рассудительности. Необходима однородность. Иоанн Предтеча и фарисеи проповедовали суровость. Однако с возвещением Царства Божия открывается новая эпоха, которая требует нового отношения. Это ни в коем случае не означает, что посты теперь упраздняются. Сам Господь прежде выхода на служение спасения рода человеческого постится сорокадневным постом, давая на все века образ верным. И ныне Церковь из года в год предупреждает своих чад: «Аще кто не постится во святую Четыредесятницу, да никакоже причастится». Речь идет о причастии Тела и Крови Христовых, Его Креста и Воскресения. Приходят дни, когда отнимется от нас Жених, и печаль поста любящих Господа превосходит все подвиги учеников Иоанновых и фарисейских. Но и среди этой печали уже присутствует радость, которая заполнит собою все до конца, когда Церковь, встречая Своего Жениха - Победителя ада и смерти, внезапно окажется на пасхальном пиру веры. Потому и говорят: «Поститься на Пасху такой же темный грех, как не поститься в Великую Пятницу».
Мф., 82 зач., 20, 29-34
Когда выходил Иисус из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.
«И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Это была смешанная толпа. Одни шли за Ним ради хлеба, другие - ради любви к Нему, и немногие - ради того, чтобы научиться от Него истинной жизни. Двое слепых, сидевших у дороги, вместе взывают к Нему. Если бы все оказавшиеся в одной беде, соединили свои молитвы к Богу! У Господа достаточно милости, чтобы утешить всех, кто обращается к Нему. Эти два слепца сидят у дороги, по которой проходит Христос. Хорошо человеку оказаться на этой дороге.
Когда они услышали, что Господь идет мимо, они не стали спрашивать никого ни о чем, но начали кричать. Как важно не упустить посланной нам от Бога возможности! Именно так поступили эти слепцы. И они поступили мудро, потому что мы нигде не найдем упоминания о том, что Христос когда-либо еще был в Иерихоне. Ныне время благоприятное.
Они являют пример неотступной молитвы. Когда мы в беде, наша молитва не может быть холодной. В своей молитве слепые как бы борются с Богом, подобно Израилю, желая пробиться к Его милости. Их смиренная молитва заключена в двух словах: «Господи! Помилуй нас!» Они не просят ни серебра, ни золота, хотя они нищие, ничего другого не просят, а только милости, милости. Вот к чему должны быть устремлены наши сердца. Они обращаются ко Господу как к Сыну Давидову, как к Мессии, Который пришел помогать и спасать. И, несмотря на все препятствия, их молитва разгорается все ярче. «Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Мы должны быть готовы к тому, что наши молитвы ко Господу встретят многие трудности и преграды. Господь попускает этому быть, чтобы испытать нашу веру. Он говорит, что должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).
Толпа воспрещает слепцам, а Христос укрепляет их. Плохо было бы нам, если бы у нашего Господа любви было не больше, чем у народа. Господь не даст никому, смиренно молящемуся Ему, отойти от Него с посрамленным лицом. «Иисус, остановившись, подозвал их». Он был на пути в Иерусалим, и все-таки остановился, чтобы исцелить этих слепых. Как бы мы ни спешили - и даже по очень важным делам - мы должны быть готовы остановиться, чтобы помочь тому, кто в беде. «Он подозвал их и спросил: чего вы хотите от Меня?» «Скажите, что вам нужно, и Я дам вам». Он говорит: «Просите, и дастся вам». Кажется, странный вопрос. Кому не ясно, что им нужно - исцеление от слепоты. Нужды и беды нашего тела мы всегда сознаем. А надо, чтобы мы так же осознавали наши духовные болезни и жаловались на них Господу, особенно когда речь идет о нашей духовной слепоте. Чтобы мы увидели, в какой темноте мы пребываем, и воззвали к Нему: «Господи, пусть откроются глаза наши». Никакая просьба не может быть слишком великой для Господа.
«Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их, и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним». Они не только получили зрение, но дар видеть своими глазами Воплощенного Бога. Эти слепые люди, прозрев, пошли за Ним. Никто не в состоянии идти за Христом, оставаясь слепым. Бог отвечает на наши молитвы, но отвечаем ли мы на Его любовь, меняется ли после этого наша жизнь? Мы никогда не сможем воздать Господу за то, что Он сделал для нас, но мы можем быть всегда благодарны Ему.
Мф., 79 зач., 19, 16-26
В то время некий юноша подошел к Иисусу, кланяясь Ему, и сказал: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Мы слышим историю о богатом юноше, о печали человека, который побоялся полагаться только на Бога. Все есть у этого богатого человека, одного ему недостает - благодати. Не напоминает ли он многих из нас, все соблюдающих, хранящих уставы Церкви, честно проходящих свой жизненный путь со строгостью, иногда, может быть, даже чрезмерной по отношению к себе?
Богатый человек в Евангелии, во всяком случае, вызывает сочувствие. Когда Христос перечисляет заповеди: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не обижай», «чти отца твоего и мать», он отвечает: «Все это я сохранил от юности моей». Христос, как сказано в Евангелии от Марка, взглянув на него, полюбил его. Но Он сделал ему неслыханное предложение. Он предложил ему совершенный разрыв с его богатством - не только материальным, но и духовным. Не то что Господь отменил для него заповеди, в которых заключена жизнь. Наоборот, Он указал на них как на единственный путь к совершенству, то есть к любви. Но сам человек никакими усилиями совершенства достигнуть не может. Этому человеку, который привык рассчитывать только на собственные усилия и на собственное богатство, Христос предлагает внезапно даром все - всю Свою любовь, все Свое совершенство: «Оставь все и следуй за Мною».
Мы-то с вами знаем, что нельзя заработать вечную жизнь никаким трудом, никакими подвигами, никто не может победить смерть и грех, стать «причастником Божественного естества» и храмом Духа Святого. И, тем не менее, как часто мы уподобляемся одной корреспондентке святителя Игнатия Брянчанинова, которая недоумевает, почему она, столь тщательно готовясь к исповеди, стараясь жить строго и внимательно, назвала все свои грехи, в том числе самые мелкие, а вышла из храма пустой, без радости. «Это потому произошло, - ответил ей Святитель, - что ты думала рассчитаться с Богом сразу со всеми долгами, в то время как твои долги неоплатные».
Вечная жизнь - это пребывание с Богом, и все заключается в том, чтобы узнать, что Христос - это Бог, и следовать за Ним путем Его заповедей. Все заповеди существуют для того, чтобы мы научились личным отношениям с Богом и с людьми, то есть любви. Чтобы Бог и люди стали для нас живыми. «Все соблюл», - говорит молодой человек, но его отношения с Богом и с людьми совершенно эгоистичны. Он в плену своих имений, материальных и духовных. Он в цепях, которые надо разбить.
Вечная жизнь - жизнь, которой живет Христос Бог. Она - любовь и самоотдача, и жертвенная щедрость. Если мы узнаем, что такое вечная жизнь здесь, на земле, что от Христа исходит этот мир и эта радость, мы с радостью пойдем за Христом. И для нас будет понятно, что следовать за Христом - это служить людям, за которых Христос умер.
Каждый из нас пусть испытает себя сегодня, какая в нем печаль и какая радость, и в чем причина их. Богатый человек не мог решиться продать свои богатства, отделить себя от них. Этим объясняется печаль, с которой он, опустив голову, отошел от Христа. Печаль того, кто был не в силах принять предложенную ему радость. Радость дается только нищим духом. Только тем, кто смиренно молит о благодати, следуя за Христом. Юноша опечалился, потому что не мог приобрести совершенства по своей собственной тяжелой цене, и отказался принять его по легкой Христовой.
Но если такой человек погибает - не можем мы не воскликнуть со всеми учениками Христовыми - то кто же может спастись? «Человекам это невозможно, - отвечает Христос, - но не Богу. Ибо все возможно Богу». Никогда не должно отчаиваться. В этих словах Спасителя сокрыта милость по отношению к богатому юноше, который отходит от Него. Не невозможно для Бога возвратить и его. Но закон один - рано или поздно все вольно оставить и принять даруемую благодать.
Путь на небо - для всех узкий путь, и врата, ведущие в жизнь, тесны. Легче верблюду - говорит Христос - пройти сквозь игольное ушко - чем богатому войти в Царство Небесное. Некоторые полагают, что речь здесь идет о воротах в Иерусалиме, которые называются «игольные ушки» за их тесноту. Верблюд не может пройти через них, пока не будет разгружен. Так богатый человек не может взойти на небо, пока не пожелает рассчитаться с грузом земных богатств и склониться перед предписаниями смиренной веры.
Другие считают, что неслучайно слово «верблюд» на греческом языке совпадает со словом «канат». Богатый человек по сравнению с бедным - толстый канат по сравнению с тонкой ниткой. И он не пройдет сквозь игольное ушко, пока его не расщепить на отдельные нити. Так богатый человек должен освобождаться от своих богатств, чтобы нить за нитью проходить сквозь игольное ушко.
Где взять нам мужество и самоотверженность тех, кто, все оставив, уходили в пустыню или принимали мученическую кончину? Давно ли Церковь наша была на кресте, когда все верные Господу уповали только на благодать и, лишенные всего, ничего не имели, кроме сокровища на небесах? Но каждому без исключения дается смерть как потеря всего или как Пасха Господня.
Тогда Иисус, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.
Преображение Господне - это праздник освящения жизни. Без горы Фаворской невозможно понять христианства, всей новизны Евангелия, всей красоты, всей неувядающей юности его. Все заповеди, которые поистине таинственны, вся любовь - здесь. Тайна христианства в том, чтобы все приобретало измерение бесконечности. И в крестной отдаче себя. Мы не можем никогда по-настоящему приблизиться к Богу, пока не увидим бесконечность тьмы, отделяющую нас от Него. Какое чудо любви к человеку - в Сыне Человеческом, Который поистине есть Сын Божий, к какому общению любви и света призваны мы! Каждый из нас, став сыном человеческим во Христе, должен научиться так воспринимать всех людей и становиться подлинно сыном Божиим. Вот что дается нам Богом, вот что предлагает Он нам. И вот, чего Он ждет от нас.
Христос совершает Свое служение в смирении и уничижении. И посреди этого мы видим откровение Его славы. Он избирает для Своего Преображения гору, уединенное место, научая нас, что уединение способствует нашему общению с Богом. Кто стремится к небу, должен часто уединяться. И он не будет одинок, даже когда будет один, ибо Бог будет с ним. Те, кто ищет Бога, должны не только уединяться, но и восходить. Горе иметь сердца и искать вышнего.
Господь берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна - лучших Своих учеников. Мы знаем, что скоро эти три апостола будут рядом с Ним во время Его молитвы о чаше в Гефсиманском саду. И Господь явил им Свое Преображение, чтобы они не помрачились рассудком, когда увидят Его распинаемым на Кресте. Чтобы у них были силы предстоять перед невозможным, переносить непереносимое. Господь дает нам благодать в этом мире, чтобы подготовить нас к нашим страданиям с Ним. А страданиями приготовить к пребыванию с Ним в вечной славе.
«Когда Он молился, вид лица Его изменился». Мы молимся не для того, чтобы Бог изменился по отношению к нам, а чтобы мы изменились. Чтобы Бог соделал нас другими, наполнив новой жизнью наши сердца, просветив наши лица. Какой непостижимый мир и покой открывается среди этих высот! Состав Его тела остался таким же - Он не превратился в дух. Но Его тело, которое являлось в немощи и бесчестии, теперь явилось в силе и славе. В Преображении Он открыл Своим ученикам отблеск Своей славы, от которой Его вид не мог не измениться. Его лицо просияло как солнце, когда оно является в силе полуденных лучей. И сияние его было особенно ярким, потому что оно просияло внезапно, как солнце из-за темной тучи. Крест и нимб со словами «от начала Сущий» - то, что на наших иконах окружает Его лик. Его одежды были белы как свет. Сияние лица Моисея было столь слабым по сравнению с Христовым, что покрывало могло легко его сокрыть (Исх. 34, 29-35). Но слава тела Христова была такова, что одежды просветились ею. «Одеяйся светом яко ризою», - поет святая Церковь перед Его Крестом.
Что же происходит с избранными учениками? «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном». Среди Преображения Господня перед явлением славы Божией, они спят. Сон - образ теплохладности и безразличия, прообраз смерти. Но этот сон апостолов на Фаворской горе, говорят святые отцы, одновременно исполнен глубокого таинственного значения. В нем - утешение и назидание для нас. Это оцепенение их есть некое знамение Нового Божия Завета. Всякий раз, когда Бог заключает такой Завет, человек спит. Адам спал, когда Бог творил из его ребра Еву. Иаков спал, когда Бог утверждал лествицу до небес, прообразующую тайну Воплощения. Ной спал, когда Бог запечатлевал радугой в облаке непоколебимый мир между Собой и землей. Авраам спал среди ужаса и мрака, когда Бог проходил в пламени огня между рассеченными жертвенными животными. И ученики Христовы спали в Гефсимании, когда Господь совершал их спасение. Что значит это погружение в сон в решающие моменты духовной жизни человечества? Оно показывает нам, что человек не в состоянии сам достигнуть высоты тайны Бога, что человек не может себя спасти, что мы спасаемся только благодатью Божией, что не мы первые, а Он первый возлюбил нас и восхотел заключить с нами завет. И потому Сам Господь, «плотию уснув, яко мертв», назнаменовал Кровию Своею лучший и совершеннейший Завет.
«Пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним». Явились Моисей и Илия, говоря с Ним об исходе Его. В них - закон и пророки, которые чтили Христа и свидетельствовали о Нем. Христос имеет общение со святыми праведниками. Ученики Христовы видели их и слышали их беседующими со Христом. И они узнали, что это Моисей и Илия. Прославленные святые узнают друг друга в небесах. Мы узнаем всех святых, всех людей, когда-либо живших в Господе, тех, кого никогда не знали и знать не могли, если сподобимся достигнуть славы Его. И мы видим, какая великая радость для учеников - видение Христовой славы. Петр, как обычно, говорит за всех: «Наставник! хорошо нам здесь быть». Он выражает чувства всех учеников. Он не говорит «хорошо мне», а «хорошо нам». Он говорит так со Христом. Душа, любящая Христа и любящая быть с Ним, идет ко Христу и говорит Ему так: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Это путь всех святых. Хорошо быть там, где Христос. Хорошо быть в уединении со Христом. Хорошо быть в подлинном общении со всеми страждущими - там, где откроется на Страшном Суде слава Господня.
И он говорит: «Сделаем три кущи». Как во многих других случаях у него здесь больше ревности, чем рассудительности. У него была ревность всегда иметь общение с небом. И всякий, кто верою по дару Христа созерцает красоту Господню в Его доме, не может не желать быть во все дни своей жизни там. Хорошо, если во время богослужений мы сознаем, что мы уже дома, а не то, что зашли на час в этот храм. И все же в своей ревности он обнаружил немощь и неразумие. Зачем Моисею и Илии земные кущи? Он не знает, что говорит от радости. Но самое главное - Христос говорил недавно с учениками о Своих страданиях. Петр не помнит об этом или снова хочет воспрепятствовать этому, желая построить кущи на горе славы, где нет страданий. Есть искушение достигнуть славы Божией без креста. Мы более всего заблуждаемся, когда желаем во что бы то ни стало достигнуть неба на земле. Свет его иногда дается нам, чтобы мы не задерживались на земле, а устремлялись к небу. Не для странников и пришельцев - строить зде пребывающий град. Впрочем, Петр, уже вразумленный недавним уроком Господа, говорит: «Если хочешь, устроим здесь три кущи». Господь ничего не отвечает ему, но исчезновение славы небесной будет ему ответом.
Остановимся на великом свидетельстве, которое Бог Отец дает Господу Иисусу Христу. Облако в Ветхом Завете - видимый знак Божественного присутствия. В облаке - кивот Завета и Храм. А где Христос в Своей славе, там - Храм, и там - присутствие Божие. В этот час Фаворская гора соткана из света и любви Пресвятой Троицы. Нет ни грома, ни молний, как это было, когда Бог вручал закон Моисею, но только Отчий глас из облака. Только голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Тот же голос был при Крещении. Но здесь не только слышен глас Отчий, здесь мы видим славу Христову. И слово Отчее обращено не ко Христу, как в день Богоявления на Иордане, а к ученикам Его: «Его слушайте». Это зов к Израилю, к избранному слуге Божию: отныне надо слушать Того, Кто бесконечно превосходит Своею властью Моисея и Илию. Моисей и Илия были великие люди, но они были только слуги Божии, а Христос - Сын Божий, и в Нем - Божие благоволение. И это зов - ко всем ученикам Христовым и ко всем нам. После крещения, когда мы облеклись в жизнь Пресвятой Троицы, нам недостает только одного, чтобы в нашей жизни исполнилось Преображение, - «Его слушать». Слушать, что говорит Христос, как Он говорит, каким светом, какою жизнью, какою сладостью исполнены Его слова. Только те, кто совлекся дел тьмы, кто облекся в оружия света (Рим. 13, 12), только те, кто уже не чада ночи, а чада света (Еф. 5, 8), способны к этому.
Повторение того же голоса после Крещения означает, что дело спасения надежно. Когда Бог говорит однажды и дважды, не должно быть никаких сомнений, что дело устоит. Повторение того же голоса - потому что Христос входит в Свои страдания, и надо вооружить учеников против соблазна Креста. И когда страдания начинают возрастать, утешения даются обильнее. «Его слушайте», - говорит Бог Отец. Сын Человеческий - в сиянии славы, потому что Он был послушен до смерти на Кресте. Только тот, кто слушает Его и слушается Его, достигнет славы Божией. Ибо через Него Бог говорил нам в последние дни. Христос явился в славе. И чем больше мы желаем Христовой славы, тем больше должны мы слушать Христа.
«Когда был глас сей, остался Иисус один». Когда свет Преображения погаснет, останется Христос. И Евангелие уточняет: «один Иисус Христос». Ибо для того, кому блеснул луч славы Христовой, и для того, кто живет желанием увидеть его, всякий другой свет тускнеет. И точно так же для того, кто познал хотя бы одно слово Христово или, вернее, был познан им, все другие самые прекрасные слова угасают. Его слово всегда с нами. И если однажды горели наши сердца, когда Он говорил нам, это слово будет продолжать нас жечь изнутри до конца наших дней. Нет огня более неугасимого, чем этот, нет раны более неисцелимой. Но не бывает и более великой радости.
«И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели». Еще не время возвещать об этом всему миру. Теперь время хранить этот дар в сердце своем и размышлять о его значении. В радости и в скорби он будет наполнять отныне их веру истинным светом. Все прошлое и настоящее соединяется в одно. Свет Преображения открывает по-новому для них ветхозаветные Писания. То, что было пережито и запечатлено в священных текстах Ветхого Завета, сейчас обретает смысл во Христе Иисусе. Отец Небесный сказал им: «Его слушайте». И апостолы начинают постигать замысел Божий о роде человеческом. Обетованный и чаемый Мессия, к Которому в течение веков устремлялось все человечество, в Которого богоизбранный народ и они сами почти отчаялись верить, вот Он - непостижимым образом являет Себя их вере.
Преображение - сияние любви. Любовь сильнее смерти. Христос вводит нас в сокровенную жизнь Отца и Сына и Святого Духа, в Свою вечную любовь. Вера - бесконечность. До красоты Преображения. До отдачи Христом жизни за нас, до смерти Крестной. Его Крест, Его страдания - ради того, чтобы человек вошел в Царство Небесное, где красота Преображения. Величие человека - в кресте, в страданиях, в смерти и в любви. В смерти, где он должен заново родиться. Если Бог будет увиден нами в свете и пережит в любви, мы не будем там, где мы сегодня. Речь идет о том, чтобы победить смерть. Как бы внешне ни была тускла и мрачна наша жизнь, она будет только переходом от тьмы к свету, Пасхою.
Тогда взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
«Встаньте и не бойтесь», - говорит нам Господь. Преобразившийся на Фаворской горе, Он по-прежнему близок к нам. Посмотрите, что происходит на Фаворе. Гора Преображения - продолжение Синая. На Синайской горе Бог посетил народ Свой. Он беседовал там с Моисеем, а позднее - с Илией. Здесь Христос беседует с ними, стоя на месте Бога. Как велико сияние Его славы! Он - в славе Самого Бога. Что может быть больше этого? И Петр, кажется, все понял. Как иудеи во время Исхода, он хочет поставить кущи, чтобы оградить Божественное присутствие, увековечить это мгновение. Осуществить самое великое желание всякого верующего человека: встретиться с Богом и не разлучаться с Ним никогда. Позади преследование фарисеев, позади угрозы Ирода. Наконец-то Мессия, чаемый всеми праведниками в веках, являет Свою силу, посрамляя сатану, который на горе искушения предлагал Ему показать ее.
Наконец-то пришло время Бога, открывающего сияние Своей славы на земле живых. Как легко теперь верить в Того, Чей свет видим и касается нас. Пусть наше жилище будет там, где сияет эта слава. Сделаем три кущи, поселимся здесь навсегда.
Таково было желание Симона Петра среди этого видения. И таковым оно бывает часто у нас: здесь, в этом мире, ощутимо знать Бога, так чтобы можно было удержать однажды дарованную нам благодать. Жить Богом, удалившись от суеты мира, быть свободными от каждодневных нужд, не знать ни болезней, ни тревог, ни отчаяния. Чтобы открылась, наконец, наша жизнь небесному свету, и Бог пришел к нам, и мы были с Ним. Чтобы небо одно заполняло все, и мы не слышали больше ничего о земле и ее бедах.
Это желание апостола Петра, которое может быть и нашим желанием - только мечта. Потому и сказано в другом Евангелии о Петре: «Он не знал, что говорил» (Лк. 9, 33). И при этих его словах, «облако покрыло их». И они оказались во мраке, где не видно ничего, где можно только слышать глас Отчий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».
Да, преобразившийся во славе Христос поистине есть Сын Божий, но Он дан нам не в очевидности славы, но в облаке, во мраке веры. Ибо «верою ходим, а не видением» (2 Кор. 5, 7). Есть некоторые из стоящих здесь, для кого этот мрак иногда просиявает светом. И есть некоторые из нас, для кого этот мрак веры становится ночью, и они готовы отойти от Церкви.
Преображение Господне возвещает о Кресте и страданиях Христа. Также и пророки, стоящие справа и слева от Господа, говорят об исходе, который Он должен совершить в Иерусалиме. Но исход не означает только смерть, это именно исход из этого мира. То, что предполагает полноту спасения: смерть, воскресение и вознесение Господа.
«Два мужа, явившиеся во славе» (Лк. 9, 31) связаны с этими событиями. Согласно многочисленным свидетельствам святых отцов, Илия, гонимый слуга Иеговы, прообразует не только страдания и смерть Мессии, но также Его Воскресение, поскольку он был взят на небо. Смерть Моисея также окружена таинственностью - предание говорит о его успении. Некоторые святые отцы видят в «двух мужах в белых одеждах», возвещающих о грядущей славе Христовой во время Его Вознесения (Деян. 1, 10), - Моисея и Илию. Так Преображение Господне становится прообразованием Вознесения. Два пророка преклоняются перед великим Первосвященником, Который смертью Своей и Воскресением исполнит Превечный Совет Пресвятой Троицы. В свете Преображения начинает раскрываться слава конца времен и Второго Пришествия Христова.
На Фаворской горе одежды Спасителя сделались «белыми как свет». Эта белизна напоминала о «Ветхом деньми», о Котором возвещал пророк Даниил: Тот, Кто Бог, являлся ему в одеянии белом как снег. Эти символы свидетельствуют о многом. Белизна для библейского восприятия была не просто знамением святости, но Самого Бога. Белый цвет - цвет совершенства, чистоты и непорочности. В конце времен праведники будут в белых одеждах, потому что они будут причастны славе Божией. Но белый цвет имеет еще и другое значение. Он являет великолепие царских и священнических одежд. При возведении царя на престол совершается облачение его в царские одежды, в знак обретения им царского достоинства. И Преображение Господа означает также Его возведение на престол. Мы в присутствии Сына Божия, Мессии и Царя.
И поскольку царственность Мессии неотделима от Его священнического достоинства, Преображение становится таинством посвящения Великого Первосвященника. Христос всецело отдает Себя Отцу Небесному, и Он - Первенец тех, чья жизнь - в присутствии Божием и присутствие Божие для освящения мира. На Фаворе, говорят святые отцы, совершается богослужение - в самом первом и великом значении этого слова, где Христос - Великий Первосвященник «лучшего завета, поручителем которого Он Сам является» (Евр. 7, 22). Это превечное и совершенное священство - отношение Сына с Отцом. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17, 5). Так ниспадает завеса святого святых, чтобы явить Сына Божия в одеждах славы. Но это произойдет на самом деле только тогда, когда завеса храма будет разодрана надвое, от верхнего края до нижнего, и Он скажет на Кресте последнее слово: «Совершилось».
Красота Сына Божия превечно отмечена печатью Креста. Чтобы мы могли войти в тайну Христа и познать по-настоящему славу Фавора, Христос должен совлечься Своих одежд. В этом смысл зова Отча: «Того послушайте». Преображение - свет от Креста и слова над ликом Христа: «Аз есмь Сущий», любовь, которую Бог являет в жертве Своего Сына за всех людей. Никто из людей не имеет своего света. «Как Он будет распят между двумя разбойниками, - говорит преподобный Анастасий Синаит, - так здесь Он между Моисеем и Илией». За Божественной Литургией, когда совершается принесение Тела и Крови Христовых, мы находимся на горе Фаворской. И все места встречи с Господом - гора Фавор. Всюду на земле происходит соединение Бога, сходящего на землю, и человека, восходящего к небу.
Всем, хотящим, подобно Ироду, узнать о славе Его, Христос напоминает о их слепоте к Его страданиям, к Его Кресту. И потому Евангелие, Церковь говорят нам, чтобы мы до времени хранили молчание об этой славе, пока не откроется она через Крест пришествием Духа, пока не наступит время Церкви. Пока не научимся мы жить истинным ожиданием конца истории, когда придет Он со славою многою, и мы увидим знамение Сына Человеческого - Крест Его.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"