Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Все проповеди | Проповеди Протоиерея Александра Шаргунова

 

ПРОПОВЕДИ

ЕВАНГЕЛИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

 

Неделя 18-я по Пятидесятнице

 

Понедельник, 25 сентября / 8 октября - Лк., 16 зач., 4, 37-44

Вторник, 26 сентября / 9 октября - Лк., 18 зач., 5, 12-16

Среда, 27 сентября / 10 октября - Лк., 24 зач., 5, 33-39

Четверг, 28 сентября / 11 октября - Лк., 23 зач., 4, 12-19

Пятница, 29 сентября / 12 октября - Лк., 24 зач., 6, 17-23

Суббота, 30 сентября / 13 октября -

Воскресение, 1/14 октября - Лк., 26 зач., 6, 31-36

 

Понедельник, 25 сентября / 8 октября

Лк., 16 зач., 4, 37-44

 

И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он - Христос. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских.

 

Христос являет Себя исцелителем болезней. Только что Он изгнал нечистого духа из человека в синагоге, показав, что Он пришел поразить корень всех наших бед - вражду диавола против рода человеческого. А теперь поражает один из главных побегов, произрастающих из этого корня - телесные болезни. Наш Господь вынимает жало из них. Из всех телесных болезней в те времена, самой распространенной и наиболее опасной была горячка. И мы видим, как Господь исцеляет от горячки одним произнесенным Им словом. В Евангелии сказано, что Он запретил горячке подобно тому, как до этого запретил нечистому духу. Это произошло в доме Симона-Петра. Исцеление получила теща Симона. Христос щедро отплачивает за оказанное Ему гостеприимство: те, кто с любовью принимают Господа в свое сердце и свой дом, никогда не останутся в убытке. Он приходит с исцелением, но мы должны также увидеть, что семьи, которые посещает Господь, не обязательно будут защищены от болезней. Дома, на которых почивает особое Божие благоволение и благословение, могут подвергаться общим для всех бедствиям жизни. И благочестивых людей не минуют порой самые ужасные несчастья. Теща Симона страдала от сильной горячки, очень мучительного, угрожающего жизни недуга. Ни в каком возрасте мы не застрахованы от болезни. Когда наши близкие болеют, мы должны обращаться, прежде всего, ко Христу, верою и молитвой ходатайствуя за них перед Господом. «И просили Его о ней». Христос проявляет нежную заботу о Своих, когда они в беде и болезни. И, подойдя, Он склонился над ней, исполненный сострадания, и исцелил ее. У Него была - и доныне есть - державная власть над всеми телесными болезнями. Исцеления Господни - чудесны, они совершаются в одно мгновение. «Она тотчас встала и служила им».

Когда Христос посылает нам выздоровление, продлевает нам жизнь, лучше сказать, дает нам новую жизнь, - Он надеется, что наша жизнь станет действительно новой, и что мы употребим этот дар, более, чем когда-либо, на служение Ему.

Если Господь запретил нашим недугам, и мы встали от одра болезни, мы должны начать служить Иисусу Христу. И те, кто служит Христу, должны быть готовы служить всем, кто Его, - ради Христа. «Она служила им». Не только Ему, исцелившему ее, но и им - просившим Его о ней.

И мы слышим далее о многих других чудесах, которые совершил Христос. «При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их». Это было при захождении солнца, в вечер того субботнего дня, который Господь провел, проповедуя в синагоге. Как избыточествует Он добрыми делами, так и нас зовет всю жизнь учиться добру - даже до захода солнца! Он исцелил всех, имевших различные болезни. Для каждой болезни у Него было свое лекарство. Знамением исцеления было возложение рук на болящего. Он исцелял Своей собственной силой. Он изгонял бесов из многих, так что они выходили с криком и говорили: «Ты Христос, Сын Божий». А Он запрещал им сказывать, что Он Христос». Одно только умное знание, которое имеют и бесы, о том, Кто такой Христос - не имеет смысла. Каждый призван встретиться в истине со знамениями, которые Он совершит, - с Его Крестом и Воскресением.

И Господь уходит из Капернаума. «Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место». Он пребывает в пустынном месте наедине с Богом, научая нас поступать так среди самого напряженного общественного служения. «Никогда - говорят святые отцы,- человек не бывает менее одинок, чем в часы такого одиночества». Именно в этом смысле монах - это тот, кто один. Пустынное место - не пустыня, если мы со Христом. «И народ искал Его, и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них». Служители Божии не должны унывать, когда кто-то отвергает их, есть другие, для кого слово Христово - дороже всего на свете.

«И Господь сказал им:и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». Свет благовестия Христова будет распространяться повсюду. Хотя Господа с любовью принимают в Капернауме, Он должен идти дальше. Те, кто сподобляются услышать слово Святого Евангелия, должны желать, чтобы и другим дана была эта милость, а не удерживать благовестие спасения только для себя. Хотя проповедь Господа в этом городе принесла большой плод, Господь не связывает Себя одним местом или одним народом, но всюду, где двое или трое собираются во имя Его, Он - посреди их (Мф. 18, 20).

К началу

 

Вторник, 26 сентября / 9 октября

Лк., 18 зач., 5, 12-16

 

Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе; и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить. И тотчас проказа сошла с него. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им. Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему - слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился.

 

Проказа была мучительной болезнью кожи человека. Распространяясь по всему телу, она пожирала его заживо. В 13 и 14 главах книги Левит даны предписания, как следует поступать с прокаженными. Самое страшное было в том, что проказа означала полную изоляцию больного. Куда бы прокаженный ни шел, он должен был кричать: «Нечист, нечист!». Он должен был жить отдельно от всех, как говорит Писание, «вне стана жилище его» (Лев. 13, 45-46). Прокаженный был изгоняем из человеческого общества и из своего собственного дома. Он был позором и ужасом для всех, он был ненавидим всеми, он нес на себе сознание вины и беды, и не знал, куда деться.

И вот к такому-то человеку прикоснулся Христос, Он простер Свою руку к тому, от кого всякий бы отшатнулся. Когда наши сердца наполнены беспросветным отчаянием и горьким стыдом, мы должны помнить, - что бы с нами ни происходило - рука Христова простерта к нам. И мы должны также знать, что в этом - суть христианства. В том, чтобы, узнав, что значит прикосновение Христово, мы могли, по дару Его, прикоснуться к тем, к кому, кажется, невозможно прикоснуться, любить тех, кого, кажется, невозможно любить, и прощать тех, кого, кажется, невозможно простить. Так поступал Христос, и мы должны так поступать.

И мы должны научиться, что нам подобает делать в случае нашей духовной проказы. Мы должны искать Христа. Мы должны смириться перед Ним, как этот прокаженный, который, увидев Господа, пал ниц, умоляя Его. Мы должны испытывать стыд за наше осквернение грехом и не сметь поднять глаза перед святейшим и сладчайшим ликом Христовым. Мы должны сильно желать очиститься. Мы должны твердо верить, что Христос хочет и может исцелить нас: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить», «Боже, очисти меня грешного». Мы не должны сомневаться в том, что какова сила Господня, такова и милость Его. Мы должны научиться неотступности в нашей молитве. Те, кто по-настоящему стремится к духовному очищению, не пожалеет никаких трудов для этого. И мы должны предавать свою жизнь благой воле Божией: «Господи, да будет так, как Ты хочешь».

И тогда мы увидим в исцелении прокаженного, чего мы должны ждать от Христа, если мы так обращаемся к Нему. Нам дано будет узнать, какой дивный у нас Господь. Его прикосновение к прокаженному было исполнено чудесного милосердия, но оно в еще большей степени проявляется по отношению к нашим духовным недугам, «ибо мы имеем такого Первосвященника, который не может не сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4,15). Мы убедимся, как Он желает спасти нас. Он говорит «Хочу, очистись» «И приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин. 6,37). У него полнота всех даров, и Он может исцелить и очистить нас, даже, если мы с головы до ног покрыты мерзкой проказой. Одно слово, одно прикосновение Христово совершит чудо. «И тотчас проказа сошла с него».

Что требует Христос от тех, кто очистился? Прежде всего, мы должны быть очень смиренными. «Он повелел никому не сказывать». Те, кого Христос изменил и очистил, должны знать, что радость об этом должна исключать всякое наше превозношение. И мы должны быть очень благодарны Господу. «Иди, покажись священнику и принеси жертву за очищение свое». Христос не требует от него ничего, кроме принесения жертвы хвалы Богу. Мы должны исполнить свой главный долг - пойти к священнику, в храм Господень. Человека, которого Господь исцелил в Вифезде, Он встретил в храме. Те, кто по причине болезни не могли ходить на богослужения, должны, получив исцеление, участвовать в них с большей ревностью.

И хотя исцеленный от проказы должен был хранить молчание, но чудо не могло сокрыться, и молва о Христе все более распространялась. Чем меньше подлинно достойные люди говорят о себе, тем больше другие говорят о них. Но для Христа честь была не в том, что распространялась о Нем молва, а в том, что «великое множество народа стекалось к Нему». Они шли не только «врачеваться у Него от своих болезней», но «слушать Его». «Но Он уходил в пустынные места и молился». Служение людям и сокровенные молитвы не препятствуют одно другому. Но тайные молитвы должны совершаться тайно. И мы должны знать, что источник благодатного слова и сила исцелений Христовой Церкви - всегда в постоянной близости к Богу, в молитве.

К началу

 

Среда, 27 сентября / 10 октября

Лк., 24 зач., 5, 33-39

 

Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто, и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше».

 

Господь знает, что в Его учениках, и дает им заповеди по их силам. Многие недоумевали, почему Он не заставил Своих учеников поститься столь же часто, как фарисеи и ученики Иоанновы. Господь говорит о том, как важно соблюдать дух поста. Не просто соблюдать пост как диету, а жить жизнью, исполненной самоотвержения. Хуже всего, когда стараются явиться постящимися, чтобы все видели, какие мы благочестивые. Потому и сказано: «Милости хочу, а не жертвы». И печально, когда соблюдение установлений церковных угнетает человека, а не помогает ему жить.

Чудесная премудрость Божия сохраняет труды поста и испытания для апостолов на те времена, когда они благодатью Христовой будут в достаточной мере уготованы для этого. Теперь они - сыны чертога брачного, когда Жених - с ними и каждый день для них радость и праздник. Но так не будет всегда. Придут дни, когда отнимется у них Жених. Когда Христос оставит их, и мир будет яриться враждой против них, сердца их исполнятся печалью, и они будут поститься в те дни.

Христос заранее видел Свой Крест. Но даже на пути ко Кресту Он знал радость, которую никто не может отнять, потому что это радость - присутствия Божия. И таким приобщением Христу должен быть наш пост.

Для нас чрезвычайно важно, что не раз Господь уподоблял христианскую жизнь брачному пиру. Радость - первое свойство христианина. «Радуйтесь, - говорит апостол, - и снова говорю, Радуйтесь». Слишком многие думают, что все христианство, это когда заставляют делать то, что не хочется, и не дают делать того, что хочется.

Господь требует от каждого служения по его силам. Он не хочет «приставлять заплату к ветхой одежде, отодрав от новой одежды, ни вливать молодое вино в мехи ветхие». Он не налагает строгость и суровость правил на тех, кто только что пришел к Нему из мира, чтобы враг не искусил их желанием убежать. Господь постепенно возводит нас от силы в силу, «и никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше». Ученики могут быть искушаемы помыслами, что прежний образ их жизни лучше, пока постепенно не привыкнут к тому образу жизни, к которому призвал их Господь. Пока не будет дано им вкусить молодое вино благодати Духа Святого. Ученики Христовы должны будут иметь не только вид благочестия, но более всего - силу его.

Обратим также внимание, что протестанты и современные католики стараются найти в этом Евангелии оправдание отмены поста, поскольку поста у них практически не существует. А о том, что Сам Христос, прежде выхода на служение спасения мира, постился сорок дней, дав нам образ истинной духовной жизни, странным образом забывают.

Но все, что совершил Христос, должна совершать и Церковь. Ибо Он становится Ее жизнью.

В служении Христа пост представляет первый ответ на помазание Духом Святым. А также первое сражение, на котором Христос победил Своего врага, князя мира сего. Господь показал нам, как мы должны отражать искушения бесовские. «Род сей не хочет выйти иначе как молитвой и постом» (Мк. 9, 29). Как сын Божий Христос не имел нужды в посте, точно так же, как Он не имел нужды в сражении с диаволом, или в принятии крещения, или в помазании Духом Святым. Он совершил это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Чтобы Его Крестный пасхальный путь стал нашей Пасхой. «Дух не подчиняется Кресту, - говорит преп. Исаак Сирин, - пока плоть не подчинится Духу». В этом истинный смысл поста, и всякое уклонение от него делает пост не только бесполезным, но вредным. Кроме того, необходимо понять, что само Воплощение Божие являет высшее выражение аскезы. В основе его - величайшее смирение. Ибо нашего ради спасения Сын Божий совлекся всей славы Своего Божества, приняв зрак смиренного раба, отвергнутого миром.

И мы должны задуматься так же почему иудеи, любители старых вин, высоко ценя, по привычке, древний Закон, в большинстве своем отвергли Евангельскую Новизну, которая стала у них поперек горла. Эти два образа - говорят о несовместимости между старым и новым, между иудейской удовлетворенностью внешним исполнением закона и устремленностью к обновлению духа в подлинно Евангельском благочестии.

К началу

 

Четверг, 28 сентября / 11 октября

Лк., 23 зач., 4, 12-19

 

Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; где было написано: Дух господень на Мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывть лето Господне благоприятное.

 

В этих стихах Евангелия мы видим Господа в уединении, среди избранных Им своих и среди народа. И всюду Он являет тайну Своей богочеловеческой простоты и величия. Наедине Он молится Богу. Писание часто свидетельствует о Его удалении от всех, когда Он дает нам образ сокровенной молитвы, без которой невозможно духовное преуспеяние. Мы узнаем, что Господь сугубо молится всякий раз, когда наступает решающий поворот в Его жизни.

В те дни, когда враги Его, как сказано, пришли в бешенство и говорили между собой, что бы им сделать с Ним (Лк. 6, 11), Он встает на молитву. Он пребывает наедине с Богом Отцом. «Он взошел на гору помолиться», где никто не может потревожить и прервать Его молитву. Его пребывание наедине с Богом длится долго. «Он провел всю ночь в молитве». Нам кажется иногда, что час молитвы - это уже много, хотя наши грехи требуют непрестанного молитвенного покаяния. А безгрешный Христос молится всю ночь с думой о нас, о спасении всего рода человеческого. Если бы мы знали, что важнее всех наших самых важных дел - наше предстояние пред престолом благодати, если бы дано нам было вкусить, какое блаженство быть в общении с Богом, наше отношение к молитве начало бы меняться.

И мы видим, как Господь называет по имени тех, кто должен быть с Ним. У Него должны быть постоянные слушатели Его учения и свидетели Его чудес, с тем, чтобы Он мог послать их как апостолов, как послов Его небесного царства в мир. После того, как Господь провел всю ночь в молитве, можно было ожидать, что с наступлением дня, Он отдохнет. Но как только все проснулись, Он призвал Своих учеников к Себе. Жизнь коротка, и в служении Богу мы должны позаботиться о том, чтобы не потерять драгоценное время. И Господь показывает нам, как конец одного доброго дела может стать началом другого. Посвящение на служение Богу не только совершается молитвой, но и предваряется молитвой. Сам Господь молится, и Сам совершает его с нами.

Число апостолов было двенадцать. И в этом нет ничего случайного. Это число двенадцати колен Израиля в рассеянии. Господь обращается ко всему народу Божию, ко всем народам земли: час собирания Нового Израиля - всех рассеянных чад Божиих - воедино пробил. От лица всей Церкви двенадцать апостолов будут свидетельствовать миру о воскресшем Христе. Но кроме свидетельства о воскресении, от апостола, избранного на место отпавшего Иуды, как сказано в книге Деяний, требуется, чтобы он во все дни был с Господом во время Его общественного служения (Деян. 1, 21-22). Именно этому началу апостольства являемся мы здесь свидетелями. И само избрание двенадцати прежде Пасхи показывает, как далеко простирается молитва Господа. Никогда не были так облагодатствованы люди, и все же один из них оказался диавол. Однако, Господь, в час, когда Он избирал его, не обманывался в нем.

И мы видим Господа посреди народа, совершающим два великих дела, на которые разделено все Его время, - проповедь и исцеления. Он сошел с двенадцатью с горы и «стал на ровном месте», и вокруг Него скоро собралось не только множество Его учеников, но также много народа из всей Иудеи, и Иерусалима. И, кроме того, из приморских мест Тирских и Сидонских. Хотя они и соседствовали с хананеями, тем не менее устремились ко Христу. Они пришли послушать Христа. Стоит пройти какой угодно долгий путь, чтобы услышать слово Христово, и стоит пойти в храм Божий, даже если он расположен от нас очень далеко. Стоит ради этого отложить все другие дела. Они пришли исцелиться от болезней своих, а иные были страждущими от нечистых духов. Но те и другие исцелялись, потому что Христос имеет власть над всеми болезнями и над всеми нечистыми духами. Более того, даже те, у кого не было никаких особенных болезней, обретали обновление в душе и в теле. Потому что от Него исходила сила. Весь народ искал прикасаться к Нему, и Он исцелял всех. Разве есть хоть один человек, который так или иначе не нуждался бы в исцелении? Во Христе - полнота благодати, которой достаточно для всех и достаточно для каждого. Это схождение Господа с горы в долину, где вокруг Него собирается народ Божий, напоминает схождение с горы Моисея на Синае, когда тот явился пред всеми с посланием от Бога, а также схождение Самого Спасителя с горы Преображения, когда Его сразу же встречает мятущийся во зле, страждущий мир.

К началу

 

Пятница, 29 сентября / 12 октября

Лк., 24 зач., 6, 17-23

 

И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

 

В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они - как неумолимое требование. В Евангелии от Матфея Господь восходит на гору, народ остается вдали, внизу. Вокруг Господа только Его ученики, которым Он наедине раскрывает глубину Своего учения. В Евангелии от Луки Господь сходит с горы, где Он молился и избрал двенадцать апостолов. Вместе они сходят вниз, «на ровное место», и их встречает множество учеников и народа. Учение Христово должно быть обращено ко всем, не только к «лучшим ученикам». Принятие его является решающим для спасения. Кроме того, в Евангелии от Матфея заповеди блаженства звучат в третьем лице: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». В Евангелии от Луки - во втором лице: «Блаженны вы…». В первом Евангелии Господь возвещает Благую Весть. В третьем - суд: этот суд может быть Благой Вестью для одних, и горем для других. Как мы воспринимаем этот дар, сподобляющий нас одной чести с апостолами?

Если бы мы не знали силу любви Христовой, силу Его Слова, мы не смели бы произносить эти Его заповеди блаженства.         

В них - тайна Церкви, тайна Царства Небесного, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущие, блаженны плачущие» Есть ли у нас мужество жить ради Царства Христова? Эти потрясающие слова, говорят нам, что быть христианином, значит следовать за Христом. Ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин. 14,6). Заповеди блаженства - это то, что происходит со Христом, и то, что Он хочет передать нам, чтобы в наших бедных человеческих сердцах воссияла Божественная любовь. Заповеди Блаженства - в центре этого мира печали, несчастий и страданий. Потому что Христос оставил нам Свой мир и Свою радость. «Мир оставляю вам, мир Мой даю Вам; не так, как мир дает». (Ин. 14,27). Он дает нам этот мир и эту радость в час, когда Он идет ко кресту и Воскресению, и в час, когда Он говорит нам: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие» Он дает нам жизнь. Свою Собственную жизнь. Предадим ли мы в ответ Ему себя, оттого, что Он так возлюбил нас? Наша жизнь становится живою, когда в ней есть присутствие Божие, когда мы приемлем выбор, который Он сделал за нас. Только благодаря вхождению Бога в наш мир несчастья и смерти, можем мы неложно говорить о блаженстве.

Кто из нас понимает слова Христа, когда Он обращается к нам: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное». В этом есть что-то совершенно противоестественное, и, однако - здесь сердце Евангелия, суть Христовой истины.

Приходилось ли вам встречать людей, только что переступивших порог храма, которые, когда им говорят о заповедях блаженства, отвечают: «Но я это чувствовала всегда, я именно этого всегда хотел, и вот это теперь открывается мне»?

Мы должны молить Господа, чтобы Он открыл нам Свою любовь, Свой мир и Свою радость, которые Он заповедал нам иметь даже среди гонений, потому, что это является главным признаком христианина. Потому что христианин - это свидетель Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, тщетна вера ваша, вы еще во грехах ваших». Если мы можем возвещать заповеди блаженства и жить причастием Тела и Крови Христовых, то это потому, что Христос воскрес. Они - следствие Воскресения Христова, и все заповеди блаженства - как христосование Церкви посреди Пасхи: «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!».

Заповеди блаженства начинаются со слов: «блаженны нищие», потому что Христос явил нам прежде всего Свою нищету. Ничего не имеющий, обнаженный на Кресте от Своей Славы, оставленный и преданный всеми, - среди этого предательства, среди смерти, среди этой нищеты Он в руки Отца Небесного предает Дух Свой. Нет ничего более поразительного, чем это предание Господа Своему Отцу. Это то, что мы должны делать каждое мгновение нашей жизни - предавать себя воле Отчей, которая есть воля блаженства. Господь хочет нашего вечного блаженства. Может быть, для кого-то удивительно, как мы смеем столь дерзновенно утверждать, что Господь хочет, чтобы мы были счастливы в этом мире, в таком, каким мы его знаем, но это так, это - абсолютная правда.

В центре нашего мира - воскресший Христос. Он избавляет нас от наших грехов, Он дает нам надежду, Он открывает нам небо. Он дает нам жизнь. Христос воскрес из мертвых, и не стало больше ничего невозможного. Если бы вся жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но заповеди блаженства существуют, потому, что Христос воскрес.            

Заповеди блаженства - не бегство от реальности, не сдача всех позиций перед этим жестоким миром, Это торжество воскресения Христова в нашей жизни, которое ныне сокровенно, но раскроется в полноте в конце времен, когда Господь явится во славе, чтобы преобразить нас. Да будет Господь всегда нашим утешением, милостью и миром, приведением нас в свободу чад Божиих, предающих себя до конца в руки Его. Чтобы уже теперь мы были воскресшими со Христом!

К началу

 

Суббота, 30 сентября / 12 октября

К началу

 

 

Воскресенье, 1/14 октября

Лк., 26 зач., 6, 31-36

 

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.  И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

 

Сегодня Христос говорит нам в Евангелии о любви к врагам - о том, что это является главным и единственным признаком того, что мы Христовы. Мы понимаем, как велика эта заповедь, как опасно ее исказить.

Две опасности существуют в мире. Одна опасность - нелюбви, не только к врагам, но и к близким своим - из-за умножения беззакония в мире все более охладевает любовь. И другая опасность - ложно понимать заповедь Христову о любви. Святые отцы говорят, что сколько в мире существует лжеучений об истине Христовой, столько существует и ложных учений о любви, потому что любовь и истина нераздельны.

Мы очень часто повторяем в наши дни, и не без причины, слова святителя митрополита Филарета Московского о том, что мы должны любить личных своих врагов, гнушаться врагами Божиими и поражать врагов Отечества. И здесь тоже существует для нас опасность. Делая немножко преувеличенный акцент на том, о чем говорит святитель Филарет по отношению к врагам нашей Православной Церкви и к врагам Отечества нашего - как бы нам не забыть заповедь о любви к личным врагам. В то время как и то, и другое совершенно нераздельно. Господь, в конце концов, говорит именно о любви к врагам, и этим определяет то, что мы не напрасно носим на своей шее крестик, что мы знаем тайну Креста Христова.

Когда Великая Княгиня преподобномученица Елизавета была сброшена озверевшими палачами в алапаевскую шахту, она повторила не одними устами высшую молитву Самого Спасителя, когда Он был на Кресте: «Боже, прости им, не знают, что творят». Мы все помним слова святого Царя Николая Александровича, незадолго до его мученической кончины переданные через его дочь Великую Княжну Ольгу, о том, что зло, которое сейчас в мире - то есть разгул коммунистической революции - будет еще сильнее - пророчество о том, что мы наблюдаем сегодня, когда грех уже все более утверждается как норма в жизни человеческой. И далее Государь говорит, призывая всех, на кого он может иметь влияние, чтобы не мстили за него, что не зло победит в конце концов, а любовь.

Эти слова, которые мы часто теперь слышим, пусть они запечатлеются глубже, не только в нашей памяти, но и в наших душах, во всей нашей жизни. Когда мы достигаем этого, это единственный признак того, что мы христиане. А до тех пор мы с вами еще не христиане, мы еще язычники. Мы обычные люди, которые понимают лишь то, что Христос говорит, прежде чем открыть Свою высшую заповедь: «Как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними». Нет такого человека на свете, если он умственно развит и психически нормален, чтобы не понимать, что это абсолютная безусловная справедливость. Никто не может отвергнуть эти слова Господни. Все мудрецы мира и без Христа утверждали этот принцип жизни: и Сократ, и Платон, и Конфуций. К кому ни обратись, все говорили о том, что справедливость требует, чтобы мы не делали другому того, чего себе не желаем.

Христос, утверждая, как будто тот же самый принцип, идет гораздо дальше, потому что одно дело не делать другому плохое, а другое - делать ему хорошее. И это «хорошее» - способность человека устремляться к истинному совершенству.

Сегодня в Евангелии Господь говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен. И будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Что это значит? Это значит: любите тех, кто ненавидит вас, и делайте добро тем, кто творят вам зло. И давайте другим людям, не надеясь получить от них ничего. Это же Господь наш всегда такой. На кресте Он явил это в полноте, так, чтобы мы все увидели совершенство человека, чтобы мы все учились стать совершенными людьми, христианами.

До тех пор, пока человек не отвергает еще естественный закон совести и разума, остается всегда надежда, что он может прийти ко Христу Богу. Но пока он не придет к Нему, он никогда не исполнит по-настоящему то, что он должен исполнить по своему человеческому естеству. Наоборот, он все более будет терять свое человеческое достоинство. И мы видим сегодня, что ненависть, вражда становятся такими же не вызывающими ни у кого удивления грехами, как разврат и растление. Человек все чаще делается скотом, по слову псалма (Пс. 48, 21), и по вражде своей, по ненависти - уже почти «духом злобы поднебесным».

Есть единственный путь, который может спасти нас от полного разрушения - и личности каждого из нас, и всей жизни - это следование недостижимой и непостижимой заповеди о любви к врагам.

Святые отцы говорят, что этот путь мы должны принять твердо, как истину Христову, как тайну Креста Господня. Когда мы осеняем себя крестным знамением, мы должны запечатлевать и в сознании, и в сердце своем эту истину. Ум наш должен быть твердым, а сердце - мягким по отношению к другим людям. В то время как чаще бывает наоборот: ум - размягченный, а сердце - твердокаменное. Бывает, что ум твердый, есть такие христиане, но и сердце, увы, остается таким же твердым, как у всех других людей. Но чаще всего - как бы отстраненность от жизни: и ум размягченный, и сердце размягченное.

Мы должны понять, что непостижимая высота, которую Христос нам предлагает - единственное наше спасение. «Мы перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев своих» (1 Ин. 3, 14). Это есть Пасха Господня, приобщение победе Креста Христова. Только Христом, только Его Крестом можем мы этого достигнуть. И когда мы этого касаемся, мы понимаем, что если есть в нас по дару Христа любовь к врагам, то враги наши становятся нашими истинными друзьями. И они наше приобретение, хотя невозможно это постигнуть, как невозможно постигнуть, что смерть - наше приобретение (Флп. 1, 21), высшее приобретение, какое может быть у человека. Но кто знает Пасху Христову, тот, кто знает, что Христос воскрес, тому понятно будет и слово Господне о любви к врагам, о Кресте Его.

Поэтому постараемся сегодня задуматься о том, сколь многие из нас пренебрегают самым существом веры христианской. Мы призваны учиться этому в течение всей жизни и изо дня в день. Как мы можем этому научиться, как мы можем достигнуть того, что совершено преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой? А так, что в течение всей жизни она, так же как преподобный Сергий Исповедник и другие сестры ее обители, такие, как монахиня Любовь, учились одному-единственному - любви. О монахине Любови, о ее удивительном подвиге любви в Марфо-Мариинской обители, известно, что она обладала таким удивительным свойством: когда кто-нибудь начинал к ней плохо относиться, когда она чувствовала неприязнь, вражду со стороны кого-нибудь, она прилагала все усилия, чтобы лучше всего относиться именно к этому человеку. Она окружала его особенной нежностью и вниманием. Это было искренне, и за этим стоял Христос, потому за этим была сила и подлинность. И так постепенно восходила она, и так восходили все святые - то есть те, кто научились этой заповеди Христовой - от силы в силу.

Прежде, чем наступят времена последнего нашего испытания, нам дается время для подготовки к этому. Святой апостол любви Иоанн Богослов говорит: «Если ты видишь брата своего в нужде и затворяешь от него сердце, как может в тебе пребывать любовь Божия?» (1 Ин. 3, 17). А святой Иоанн Предтеча, больший из всех, рожденных женами, говорит: «Если кто из вас имеет две одежды, и видит неимеющего ни одной, тот пусть даст ему то, что имеет лишнее» (Лк. 3, 11). Святитель Григорий Двоеслов рассуждает по этому поводу: «Если во времена благополучия ты не можешь отдать другому человеку лишнюю одежду, то как ты отдашь жизнь свою за другого человека, когда придут времена испытаний?»

Вот что такое постепенное возрастание. Потому и дается нам не один год, а много лет жизни, чтобы мы через усилия этому научиться, через наши поражения, увидели, что нет в нас любви. Не то что к врагам, а мы часто бываем неспособны любить и тех, кто любит нас. Чтобы, восходя к этой недостижимой заповеди, понимали, почему блаженный Августин говорит: «Да, это для нас невозможно, но любить врагов наших, это значит молиться за них от всего сердца». Потому что только любовью Христовой, только Его благодатью, которая дается нам в молитве, можем мы обрести эту способность.

Святые отцы часто дают нам такой совет, когда мы находимся с кем-то во вражде, когда душа наша пребывает в унынии, когда нет у нас благодати и мы не можем никак пробиться из этого состояния тусклости нашей жизни. Научимся, говорят они, тому, чтобы прежде всех наших молитв молиться о наших личных обидчиках, о врагах наших. Если ты с кем-то в ссоре находишься, то включи в свое каждодневное правило такую молитву: «Молитвами вот этой Анны, которая ненавидит меня, или к которой я испытываю неприязнь, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». И так повторять эту молитву, пока молитвой, даром Христовой любви ко всем, и к тебе, и к этой Анны, и ко всем людям, ты не узнаешь перемену в своем сердце.

Сам ты никогда, никакими усилиями этого не достигнешь. Как не победишь ты никогда смерть, которую Христос победил для каждого из нас, и дает это нам. Итак, будем всеми усилиями нашими, исполнением всего, что естественно нам соблюдать по тому остаточному свету, который есть в нас, стараться достигать благодатного света Христовой любви, чтобы были мы христианами.

Христос - первый на земле, кто провозгласил эту заповедь о любви к врагам. Никто до Него никогда близко даже подумать не мог об этом. В чем была высшая мудрость, высшая святость Ветхого Завета? «Возлюби ближних твоих, друзей твоих, и возненавидь врагов твоих. Око за око и зуб за зуб». Выставили тебе зуб - значит, надо выставить и ему зуб, по справедливости. Глаз тебе выставили - и ему тоже глаз.

Нет, говорит новый таинственный закон жизни, для которой создан человек. Ты должен поступать по-другому, ты должен врага твоего, когда он злословит тебя, защитить от всякой клеветы. Ты должен, когда он голоден, накормить его. И когда он замерзает, одеть его. Ты должен относиться к нему как к самому лучшему другу и брату. Все в тебе протестует против этого. Невозможно с этим никак согласиться, но Господь говорит на Кресте: любите врагов ваших. И дает крестную, пасхальную силу новой жизни, чтобы мы жили именно так, и так поступали по отношению к врагам нашим, как Он поступил по отношению к Своим.

К началу

 

Евангелие на каждый день

 

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru