А утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
«А утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Он молился наедине, давая нам образ сокровенной молитвы. Будучи Богом, Он принимал молитвы других, будучи человеком, Он Сам молился. Он находил время быть наедине со Своим Отцом.
Христианин должен хорошо знать, что он не может жить без Бога и потому не может жить без молитвы. Если мы хотим дать что-то подлинное другим, мы должны снова и снова обращаться к Источнику всех дарований. Молитва - зов души к Богу. Не молиться - значит отвергать участие Бога в нашей жизни. Кто хочет встретиться по-настоящему с человеком, должен прежде встретиться с Богом.
Он молился, «встав весьма рано». И Церковь учится так молиться: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Первое наше дыхание, час, когда дух наш наиболее бодр и свеж, мы должны посвящать Богу. Ученики думали, что они встали рано, но увидели, что их Учитель встал прежде их, и пошли за Ним в Его пустынное место. Они говорят Ему, как Он нужен всем: «Все ищут Тебя». Они гордятся, что проповедь их Учителя имеет такой успех, и хотят, чтобы Он снова пошел к народу, - особенно потому, что это происходит в их родном городе. У них было искушение - под предлогом успеха проповеди задержаться в Капернауме, забыв о неотложной потребности нести благовестие дальше. Но Господь молился, чтобы они были избавлены от соблазна внешней славы и обрели решимость пойти на необходимый разрыв с тем, что кажется надежным и легким. «Нет, - говорит Христос, - пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел».
«И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее». И в подтверждение истинности Своего учения изгонял бесов. Проповедь и исцеления всегда идут у Него вместе. Он не отделяет землю и небо. Некоторые хотят уйти в небо, чтобы забыть о нуждах земли. А другие - так погружаются в земное, что забывают о небе, и сводят все доброе к земным достижениям. Но молитва Господня: «Да будет воля Твоя на земле, как и на небе» - чтобы небо и земля были едины.
Далее следует повествование об исцелении прокаженного. Это событие произошло, по всей видимости, когда Господь шел из Капернаума в близлежащие селения. Ибо прокаженные, согласно Книге Левит, должны были находиться отдельно от людей, «вне стана» (Левит 13, 45-46). Ни на какую другую болезнь не смотрели с большим ужасом, чем на проказу. Прокаженному было запрещено иметь общение с людьми. Прокаженный - это тот, кто уже мертв, хотя кажется еще живым. Он должен был переносить не только физические страдания, но страдания от сознания своей полной исключенности из человеческого общества и совершенной утраты надежды на спасение.
Прокаженный не имел права говорить с кем-либо, и вот, мы видим, что он дерзает обратиться ко Христу, весть о Котором каким-то образом уже дошла и до него. Он падает пред Ним на колени - можно сказать, в коленопреклоненной молитве - и говорит: «Если хочешь, можешь меня очистить». Господь произносит одно решительное слово: «Хочу, очистись». Он простер руку и коснулся его. Он коснулся человека, который был нечист. Для Господа он не был нечистым. Перед Ним была бессмертная человеческая душа, погибающая в отчаянной нужде. Очистив прокаженного, Господь посылает его показаться священнику. Пусть он принесет жертву, предписанную Законом. Ибо в священнодействиях Господних, совершаемых установленным Богом священством, действует Сам Бог.
Святые отцы говорят, что в нашем покаянии мы должны уподобляться этому прокаженному. Начало нашего спасения - увидеть свои грехи, бесчисленные как песок морской. Не отдельные недостатки и даже, может быть, тяжкие падения, но всего себя увидеть в проказе, - как свидетельствуют о даре покаяния великопостные церковные молитвы: «весь, весь осквернен». Потому в течение всего Поста мы произносим эти слова как печать всех наших главных молитв: «Господи, дай мне зрети моя прегрешения». И мы должны приходить ко Христу, как этот прокаженный, с великим смирением, с верой во всемогущую силу Божию, с преданием себя в Его святую волю. Господь хочет исцеления всех, кто от всего сердца обращается к Нему. Он являет, как действует Его сила во все времена в бесчисленном множестве людей, у которых есть вера. Одно прикосновение Его благодати может так очистить наши души, что вся проказа греха тотчас сходит с них, и не остается никакого следа. Это может произойти иногда и во время нашей личной молитвы, но даже в этом случае мы должны обязательно пойти в Церковь и покаяться священнику в таинстве исповеди. И вместе с даром Божией милости принять Его заповеди. Господь знает, какие ждут нас впереди новые испытания, и потому, даруя исцеление, строго смотрит на нас. Снова и снова мы слышим в Евангелии это исполненное любви предупреждение Господне: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).
Через несколько дней опять пришел Иисус в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Это Евангелие возвещает нам то, что происходит с нами сегодня. Господь - в доме Петра в Капернауме, и от Его присутствия этот дом становится домом Господним. И мы тоже сейчас находимся в доме Господнем. Господь - в центре собравшихся, и Он говорит слово. Множество народа внутри, и мы - среди них, и множество вовне, - все, как у нас, на большие праздники. И внезапно мы видим четырех человек, несущих расслабленного ко Господу. Эти четыре человека и этот больной - тоже мы.
Повествование о главном событии - очень коротко. Нам ничего не сказано об этих четверых. Кроме того, что, оказавшись перед невозможностью стать перед Христом, они поднимаются по наружной лестнице на крышу дома, разбирают кровлю и спускают постель, на которой лежал расслабленный, к ногам Господа. И тотчас же - в этом заключается суть события - «Иисус, видя веру их», оставляет грехи этому человеку.
Происходит нечто совершенно новое. Мы - в самом начале Евангелия от Марка. В первой главе мы узнаем о многих исцелениях. Господь начинает Свое служение спасения многими чудесами, они - знамение того, что любовь Божественная входит в жизнь человеческую. «Врач душ и телес наших» исцеляет больных, одержимых, прокаженных и возвещает всем слово истины. Но никому еще до сих пор не возвещал Он о прощении грехов. И вот сегодня, с удивлением глядя на этих четверых, Он впервые «оставляет грехи». Почему? Потому что Он поражен верой этих людей.
Именно на это мы должны обратить внимание, в особенности, Великим Постом. Наш грех - рана, более глубокая, чем все наши временные болезни и наше старение. Он - наша смерть, от него исходит всякое разделение и ненависть, он заключает нас во ад нашего одиночества. Хуже любой проказы он обезображивает нас, запечатленных чудесным образом Отца в Сыне.
Потому Тот, Кто носит в Себе славу Отца, стал Сыном Человеческим, знающим изнутри все несчастье человека. Так именуя Себя, Он совершает чудеса уже не как пророки, которые исцеляли больных во имя силы Божией, но действуя Тем, что Он есть. Ибо Он - Бог, Тот, Кто один только может прощать грехи, и Тот, Кто, став человеком, - стал «Агнцем, вземлющим грех мира» (Ин. 1, 29). Но мы должны уразуметь, что именно вера четверых и расслабленного открывает в сердце Господа прощение - то есть избыточествующий дар Духа Святого, который и есть оставление - упразднение грехов. Вера пробивает кровли всех наших домов, освобождая нас от плена греха и отделенности от Господа. Она дает нам сойти туда, куда сошел Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, - в глубины нашего сердца. Вера поставляет нас пред Господом, и соединяет нас с Его Божественной Личностью, образом Которой каждый из нас является. Она открывает нас сиянию Его всемогущей любви. Дух Святой исцеляет нас, вводит нас в общение с Собою, возрождает по подобию Возлюбленного Сына Божия.
В этот день в Капернауме Христос впервые являет Себя как Бог. Поистине, только Бог может прощать грехи, потому что только Бог может даровать нам общение, разрушенное грехом. Только Бог - «река жизни» (Апок. 22, 1), могучая как любовь, которую наш грех останавливает и иссушает. Дар Духа Святого - «источник, текущий в жизнь вечную» (Ин. 4, 14) . Предавая Свою жизнь за нас, Христос разрушает грех и смерть и посылает нам от Отца Животворящего Духа.
Мы можем предощущать вечную жизнь всякий раз, когда самое малое движение веры животворит наше сердце. Оно дается нам всегда Духом Святым, но если мы принимаем его, происходит, если можно так выразиться, наше схождение ко Христу, Который обновляет нас в глубинах нашего естества, чтобы иметь общение с нами. Как говорит апостол Павел, верою мы оправданы и спасены.
Все начинается с этого дара. Но мы должны идти дальше. Если мы уже можем жить верою, то это потому, что более чем четыре человека принесли нас к ногам любящего нас Господа. Может быть, это были наши родители, которые со дня нашего крещения приводили нас к Нему. И многие другие - те, кто молился за нас. И всегда, и прежде всех, - Всесвятая Пречистая Матерь Божия несет нас верно к Сыну Своему и Господу, чтобы поставить нас пред Ним. Наконец, великое множество святых, которых мы узнаем в свете Царства, куда, дерзаем верить, мы войдем их любовью и заступничеством. И будем вечно благодарить их, удивляясь силе веры Церкви. Дух Святой непрестанно дает ее нам, но - через тех, кто несет нас ко Господу Иисусу Христу.
В этом общении святых мы должны, наконец, узнать, что мы тоже призваны действовать как эти четверо из сегодняшнего Евангелия. Кто в этом народе, окружающем нас, не расслабленный? Кто способен сам нести себя к единому Спасителю? Мы должны понести их к Нему. Если нам дано веровать и жить верою, без конца быть прощаемыми и оживотворяемыми Господом, в свою очередь, мы должны нести в наших сердцах этих людей, среди которых нет ни одного безымянного, предавая их Христову милосердию. Мы ответственны за других. Вера рождает веру.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Описание страстей Христовых в Евангелии от Матфея начинается с рассказа о возлиянии драгоценного мира на главу Спасителя женщиной, сердце которой разрывалось от покаянной любви к Нему. Но сразу же после исключительного примера жертвенной самоотдачи мы видим величайшее зло, предельное раскрытие добра и зла окружает Христа даже среди Его последователей.
Наше слово сегодня о грехе, о корне всех зол и о предательстве, в котором квинтэссенция греха. Предателем был Иуда Искариотский. Об Иуде сказано, что он был одним из двенадцати, и это усугубляет его вероломство. Когда число учеников, как читаем мы в книге Деяний, возрастало, неудивительно, что среди них появлялись такие, кто были позором и несчастьем для Церкви, вроде Анании и Сапфиры, лицемерно утаивших от Церкви часть своего имущества, или Симона-волхва, желавшего за деньги купить Божию благодать.
Но когда учеников было только двенадцать, и один из них оказался дьявол, мы понимаем, что мы никогда не должны ждать совершенного общества даже в Церкви по эту сторону небес. Никакие обеты долга, никакие особые отношения с Самим Господом не удержат того, кто имеет дьявола. Иуда приходит к первосвященникам и говорит: «Что вы хотите дать мне, и я предам вам Его». Они не посылали за ним, не делали ему никакого предложения. Им и в голову не приходило, что один из учеников Христовых может оказаться предателем. Иуда не обещает им свидетельствовать против Христа, хотя им недоставало свидетелей. Ему не в чем было обвинять своего Учителя, ему нужны были только деньги. Только сребролюбие делало его предателем.
«Что вы хотите дать мне, и я предам вам Его». «Как, Иуда, разве ты в чем-то нуждаешься? - говорит святой Иоанн Златоуст. - Может быть, в пище ты испытываешь недостаток или в одежде, или чего-то еще тебе недостает, чего Бог не может тебе дать?» Но не недостаток денег, а любовь к деньгам - корень всех зол.
И первосвященники заключают с ним сделку, они отсчитали ему тридцать сребреников, согласно древнему иудейскому закону. Как написано в книге Исход, тридцать сребреников - это цена раба. Вот в какую цену оценили Христа служители Божии. Они дали ему деньги тут же, в руки, наличными. Все надежно, не колеблясь, смелее вперед. Все они были в тот час иудами-предателями. Так назначают награду за преступника, которого ищут. Как страшно может быть сребролюбие. Оно может сделать человека слепым к честности и чести. Человек может не задумываться о средствах достижения своих целей. Мы дожили уже до времени, когда в газетах регулярно публикуют цену на заказное убийство. На то же самое заказное убийство, которое было по отношению ко Христу, а теперь по отношению к другому человеку, за которым стоит Христос. Только наемный убийца здесь сам приходит предложить свои услуги. Как говорится о печати антихриста «волею прихожу к тебе». То, что происходило в мире вокруг Христа и у Его Креста, раскроется в полноте во времена антихриста накануне Второго пришествия Христова, которое будет предваряться знамением Его Креста.
Наше слово сегодня об этом предательстве. О том, что всякий грех и, прежде всего, сребролюбие, зависть, честолюбие - это то, из-за чего был предан на смерть Христос. И то, из-за чего до сих пор предают Его. И чем ближе история человечества к развязке, чем больше возрастает в мире грех, тем больше предают. Чем больше изгоняется Бог из жизни, чем больше в ней присутствие дьявола, тем больше предательство. Иуда - предатель, человек, который предал Бога и вступил в союз с дьяволом. Только тогда, когда человек изгоняет Бога из своей жизни и принимает в нее дьявола, может он опуститься до христопродавчества. Двадцатый век и наступивший двадцать первый век показывает, как близки последние испытания. Слова святого Царя-мученика Николая «кругом измена, трусость и обман» оказались пророческими по отношению к России, и не только по отношению к ней. Наше сегодняшнее поражение, говорим мы, не знает пределов. Может быть, рано делать последние выводы, историки напишут, как была уничтожена Россия, если Бог продлит историю. Но совершенно очевидно, что Россия была предана всеми. Самое подлое, что произошло - предательство со всех сторон.
Всегда было предательство, но надо было создать атмосферу, где предательство побеждает. Кругом предательство в самом широком смысле слова, и в самом глубоком. В самом мрачном, легкомысленном и преступном. Время сейчас такое безнравственное, что если выгодно предать, то это уже не предосудительно. Уже не считается позором, как это было еще в девятнадцатом веке, потому что сребролюбие уже, можно сказать, становится добродетелью. Еще в детстве многие из нас могли слышать: «Самое ужасное - это быть предателем». Но теперь такая удивительная готовность к предательству, что не каждый еще найдет хозяев. Современная культура - сплошная апология предательства. И супружеская измена, то есть предательство самого близкого человека, разрушение основ жизни восхваляется всюду не просто как норма жизни, а как доблесть.
Последнее десятилетие таких иуд вывело на свет, что у всех на глазах продается и предается детство, девство, красота, чистота, любовь. И родину, и народ продают с молотка новоявленные иуды. Но что бы ни было, всегда остается самый страшный пример в истории человечества того, каких глубин может достигнуть сребролюбие. Поистине, зловеща фигура Иуды. Как какой-то змей. Само слово «Иуда» с детства внушало ужас, в самом имени как будто звучало и «удавился», и предательство, и ад. У Бога ничего не бывает без смысла. Дело ведь не в самом имени. Мы знаем, что есть святой апостол Иуда. И удивительным образом то же самое имя звучит совершенно по-иному - победно, радостно. А Иуда-предатель с тридцатью сребрениками - это почти невозможно представить. Как будто все остальное в этом человеке исчезло. Не только его хоть какие-то добрые качества, но и сама его личность. Ничто остальное уже не имеет для него значения, потому что дьявол вошел в него. Цель дьявола - войти во всех людей. Но мы не должны ничего не страшиться, если с нами Господь, Крестная Его сила.
Христос знает, что ждет Его впереди, Он предвидит то, что неизбежно должно случиться. На Тайной вечери Он говорит: «Се, рука предающего Меня за трапезой. Но Сын Человеческий идет по написанному о Нем». Он был предан на смерть по совету и предведению Божию. Но Господь предупреждает предателя: «Горе человеку тому, которым Сын Человеческий предается. Лучше было бы ему не родиться». Хотя в превечном совете решено, что Христос будет предан, и Он Сам вольно идет к смерти ради нашего спасения, ради нашего воскресения с Ним в превечной славе, грех Иуды от этого не становится меньше.
Непостижима тайна свободы и ответственности человека, содержимая в деснице Божией. До скончания мира не прекращается война света и тьмы, и каждый из нас может быть орудием добра или зла. Так много зависит от нашего выбора. И во всех нас есть тьма греховная, и всегда существует покаяние, пока не станет слишком поздно. Неслучайно на Тайной Вечери, когда Христос сказал, что один из учеников Его предаст Его, все они сказали: «Не я ли, Господи?» «Не я ли», - бесстыдно сказал Иуда, глядя в глаза Спасителю. И Господь ответил ему: «Ты». Однако это не остановило Иуду. Вот в чем заключается участие каждого человека в этой тайне.
Иуда тайно замышлял свое злодейство. Тайно, потому что если бы кто-нибудь из учеников узнал бы о его замысле, ему было бы несдобровать. Не унести было бы ему ноги из Сионской горницы. Он мог скрывать свой замысел от своих товарищей, но он не мог его скрыть от Христа. И так всегда человек может скрыть свой грех от людей, но он никогда не может скрыть его от взора Христа, Который видит тайны человеческого сердца.
Такая минута наступила на Тайной Вечери, как будто там присутствовали только двое: Христос и Иуда, и больше никого. Христос знал, хотя никто не знал, что намеревался совершить Иуда. Господь мог бы употребить Свою чудесную силу, которую Он столько раз являл в жизни, чтобы сделать Иуду беспомощным, даже предать его смерти. Но мы знаем, что Он никогда не являл Свои чудесные силы ради спасения Себя, а только ради спасения других. И единственное, что употребляет сейчас Христос, - это зов любви. Одна из величайших тайн жизни - это уважение Бога к свободной воле человека.
Когда Господь хочет остановить человека от греха, Он ставит его прежде всего перед ужасом и реальностью этого греха. Святые отцы говорят, что нашей величайшей духовной безопасностью является способность ужасаться грехом. Мы живем во времена, когда более чем когда бы то ни было, есть чему ужасаться. И когда люди все менее ужасаются самым мрачным грехам и преступлениям. Посмотри, взывает к нам через стыд и совесть Господь, как невыносим грех и как страшны последствия греха. Неужели ты этого хочешь?
И далее Христос дает возможность человеку взглянуть на Него. Это уже последнее, что дается человеку. Может ли человек увидеть Христа, встретить взор Христа, и после этого, как ни в чем не бывало, идти на грех. Так, в конце концов, совершается испытание каждого из нас. В решающих обстоятельствах Христос дает нам узнать ужас греха и благодать своей любви, которая зовет к покаянию. Мы видим, как может раскрыться тайна беззакония в полноте.
Несмотря на призыв любви Господа, Иуда не поколебался в своем выборе. Ему было показано, что такое грех, замышляемый им, и он был поставлен лицом к лицу со Христом, но он не повернулся вспять, не покаялся. Так открыл он сердце свое дьяволу. Дьявол, падший денница, знал, что значит противиться благодати Божией, но захотел все равно и дальше идти против Бога. В мире совершается эта тайна беззакония, отсутствие адекватной реакции на самые гнусные грехи, и это соединяется с отвержением дара любви Божией, с попранием святыни, с ненавистью к благодати, которая мучительней для человека всех терзаний совести.
В час ужаса Иуда увидел внезапно полную пустоту служения мамоне и предательства Бога и человека. И эта пустота убила его. Отчаяние - это когда человек близок к образу беса, и когда он стоит уже во вратах ада. Бес - это отчаяние, и антихрист - это отчаяние. Мгновенный земной успех приводит внезапно к беспросветному мраку, когда все проходит. И грех обладает, оказывается, такой особенностью, всякий грех, и тем более то, что является корнем всех зол, что человек начинает ненавидеть то, что он приобрел. То, чего он больше всего на свете хотел получить, это то, от чего он больше всего на свете хотел бы избавиться. Когда Иуда искушался предать своего Учителя за тридцать сребреников, они сияли для него, как солнце, но когда грех совершился, и он получил деньги, серебро стало жечь его совесть огнем невыносимым. И он дорого бы дал, чтобы избавиться от этих сребреников.
Что же такое наш выбор верности Господу или предательство. Если бы Иуда, говорят святые отцы, и это слишком очевидно, остался верным Христу, он умер бы тоже, как другие апостолы, мученической смертью, но грехом предательства он утратил венец мученичества и наложил на себя руки оттого, что жизнь стала непереносимой для него из-за его греха. Святые отцы говорят, что есть грех и грех. Есть грех страстного сердца, когда под влиянием момента человек совершает плохое. Пусть не думает никто умалить такой грех. Последствия его могут быть самыми ужасными, если человек не покается. Но несравненно ужасней, когда человек сознательно, расчетливо и хладнокровно идет на грех, будучи предупрежден об ужасе своего греха и зная о благодати любви Христовой. Аминь.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"