Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества" Главная страница | Все проповеди | "Великий пост" - часть 1 | "Великий пост" - часть 2 |
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
После Крестопоклонной Недели - воскресенье преподобного Иоанна Лествичника. Пост достигает вершины. В следующую среду вечером - Мариино стояние. Мы услышим целиком покаянный Канон святого Андрея Критского, с которого в течение первых четырех вечеров начиналось наше вхождение в Пост. Станут ли слова покаяния, которые мы услышим в Церкви, нашими собственными словами?
Лествица духовного восхождения - это ступени с земли на небо, берущие начало в вере и достигающие завершения в любви, вечном Царстве Христовом. У преподобного Иоанна Лествичника их тридцать, по числу лет Господа, когда Он вышел на общественное служение. Смысл всех наших усилий заключается в том, чтобы взойти на такую высоту, когда человек делается способным принять дар Креста Христова и Воскресения. И это означает, что восхождение одновременно есть нисхождение вниз, ступенька за ступенькой, до дна адова; способность «из глубины воззвать» всею скорбью, жизнью и смертью своей и узнать, что Христос принял Крест и сошел во ад, чтобы вывести оттуда всех, кто свободно и сознательно, всем существом своим обращается к Нему.
Это восхождение от силы в силу, от благодати к благодати дается тогда, когда мы бережно храним то, что дает нам Господь. Если человек получил благодать, и с благодарностью Богу принимает ее, вдохновленный этой новой жизнью, исполненный решимости следовать путем Христовым, - Господь укрепляет его еще большей благодатью. А если человек не дорожит той благодатью, которую он получил от Господа, то он теряет то, что ему было дано. И нынешние люди, говорят Святые отцы, потому пребывают в таком бедственном состоянии, потому не почивает на них благодать, что они оставили то малое, что дал им Господь. Может быть, даже и не благодать еще - некоторые и благодати не знают. Слово знают, а что это такое, не знают. Они оставляют и совесть, и стыд, и разум - тот свет, который должен возводить человека все выше, если он хранит его. Если мы следуем этому свету - Господь открывает нам благодать. Но если мы теряем благодать Божию, на нас ополчается вся нечисть, все бесы, какие только есть.
Сегодняшнее Евангелие показывает нам, что может произойти с человеком, который одержим нечистым духом. Мы видим бесноватого юношу, совсем еще мальчика, лишенного дара речи. Злой дух, глухой и немой, лишает его дара речи - самого великого дара. Это не значит, что он обязательно мычит, как животное - он может и говорить. Но он говорит такие слова, которые свидетельствуют о том, что он лишен дара речи. Если из уст человека выходят одни черные или просто пустые слова, если ложь постоянно на его устах - он на самом деле лишен дара речи. Он становится глухим и немым, он уже близок к тому беснованию, когда Господь полностью отнимет от него дар слова.
Святой Григорий Великий рассказывает, что он видел одного мальчика, можно сказать, еще младенца, который внезапно выругался черным словом, стал биться в страшных судорогах и умер на руках у отца. Он сам был свидетелем этого. А сейчас подобные случаи становятся уже обычным явлением. Мы можем наблюдать, как идут мамаши с колясками и, беседуя друг с другом, перемежают разговор именно этими непотребными, скверными, черными словами, на которых печать диавола. Когда мы употребляем эти слова, мы принимаем эту печать.
Мы слышим из Евангелия, как страшно страдает этот бесноватый. Когда бес входит в него, кажется, что он вот-вот разорвет его на части. Бес бросает мальчика на землю, и у того течет пена изо рта, он скрежещет зубами. Когда несчастный отец приводит сына к Спасителю и говорит, что Его ученики, не смогли ничем помочь ему, Господь восклицает: «О роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вас?» Эти слова Господа обращены ко всем, стоящим рядом с Ним, ко всем в Израиле, ко всему роду человеческому. «Род неверный» - неверный Господу.
В чем же неверность Господу? В том, что род человеческий подчинился не Богу, а дьяволу. Верует не в Бога, а в силу зла, рабски служит этому злу и противится добру, противится Богу. Посмотрите, чем заполнены сегодня все газеты, все средства массовой информации - реклама гнусного греха, разврат, магия, астрология. Род неверный и развращенный верит только дьяволу. Одно с другим связано неразрывно. Откуда приходит эта неверность Богу? От развращенности, от греховности. Грех помрачает душу человеческую. Она не только теряет дар слова, она становится слепая. И из-за этой помраченности, из-за этой развращенности становится неверной Богу. После того, что Господь совершил на земле - после того, как Он говорил такие слова, после того, как Он открыл такую истину, после таких чудес, казалось бы, все должно было бы перемениться в тех людях, которые были свидетелями этого. После всего, что Христос совершил за две тысячи лет в роде человеческом через Церковь Свою Святую, через дивных святых, в которых дивный во святых Бог открывается, казалось бы, люди должны бы уцеломудриться и стать верными Господу. Но мы видим, что этого не происходит. «Доколе буду с вами, - говорит Господь, - доколе терплю вас!»
Господь уходит из нашей страны, Господь покидает человечество, с тем чтобы придти во Втором и славном Своем Пришествии, чтобы судить весь род человеческий по делам его. Неужели Господь действительно оставит нас среди этого зла? Нет, эти слова Спасителя «доколе» говорят о том, что Он не может нас оставить, пока есть те, кто обращается к Нему всей душой своей, всем горем своим. Как этот человек - отец бесноватого мальчика - обращается к Нему в своем страшном горе.
И что же происходит с этим юношей, когда приближается Христос? Когда он увидел Христа, он впал в беснование. От приближения святыни часто происходит беснование, потому что бес не выносит силы правды, чистоты Христовой. Он ненавидит ее, ему невыносима святость Божия в людях. И он обрушивается на людей, приближающихся к святыне. Есть известный рассказ, как приводили к мощам преподобного Серафима одного бесноватого, как его связывали железными цепями несколько человек. Но при приближении к мощам, бесноватый сверхъестественной силой разрывал цепи, разбрасывал всех, кто пытался его удержать, и убегал в лес. Такова страшная бесовская сила, которая проявляется при приближении к святыне.
Есть такой рассказ старца Паисия, подвизавшегося в 90-е годы на Афоне. Как-то пришел в святую обитель один одержимый. Посреди церкви у него случился приступ - он начал кричать, изо рта пошла пена. Совсем как мы слышали сегодня в Евангелии. «Я взял главу святого Арсения Каппадокийского, - рассказывает старец, - и положил на него. Тот зарычал и упал. Я положил голову святого ему на грудь, и начали молиться и я, и монахи. Тогда он стал спазматически дергаться и застыл, будто без сознания. Бес вышел. Когда несчастный оправился, он возблагодарил святого Арсения и нас. С тех пор он постоянно приходил в святую обитель и приносил дары. Когда случалось, что монастырь был закрыт, он оставлял дары у входа и уходил. Однажды этот человек будто бы увидел во сне святого Арсения, который запретил ему это, говоря: "Уходи из монастыря и не возвращайся". Он сказал это очень строгим голосом, и все исчезло. Тот человек сильно огорчился, и, никому ничего не говоря, немедленно покинул монастырь. И тут его сразу стали одолевать помыслы: "Не хочет святой меня видеть, не хочет, чтобы я приходил в его монастырь, такой я нечистый". Он пришел в отчаяние, начал вести грешную жизнь, хуже прежней. И опять впал в бесовское одержание, на сей раз еще более сильное. Он причинял мучения своей семье. Боролся с бесами, видел их воочию. Он был отважный боец. Демоны били его, повергали наземь, а он говорил: "Не подходите все вместе, подходите по одному". Он переносил бесовские нападения, говорил и молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного". Видите, человек как будто и молится, но молитва эта не та, о которой говорит Христос. Но хорошо, что он молится. Всякий раз, когда он произносил эту молитву, демоны шептали ему: "Не говори этого имени, говори постоянно: Казандзакис, Казандзакис" и другие имена. Казандзакис - этот тот, кто создал богохульный фильм "Последнее искушение Христа". Он начал верить, что эти имена имеют силу молитвы, и записал их на бумажке. Позже несчастный пришел и нашел меня на Святой горе. Он рассказал о новом, еще худшем бесовском искушении, во время которого снова пал, и просил, чтобы я помолился за него. Когда он немного поел, я уложил его отдохнуть на диванчик и начал молиться за него. Внезапно в комнате, где он отдыхал (я находился там же), раздался свист, как будто летел снаряд. Несчастного внезапно схватили бесы и отшвырнули на 4-5 метров. Он начал рычать и пускать пену. Бесы, которые в нем находились, кричали на него и угрожали. Они говорили ему постыдные слова и срывали одежду». Характерный признак современного беснования - стараться обнажить себя, показать наготу. «Я не видел бесов, но только одежду его, которая вздымалась, и слышал непристойные слова, которые бесы произносили, и тут же их забывал. Я не знал, что мне делать. Однако быстро нашелся. Пошел в верхнюю комнату, взял палец святого Арсения Каппадокийского и стал крестить им тело одержимого, произнося различные молитвы. Он ненадолго успокоился, но как только я его оставил, случилось то же самое. Это состояние продолжалось два или три дня». Видите, какая должна быть молитва и какие усилия, для того чтобы победить врага. «Потом все прошло. Он начал плакать, благодарить меня. Он сказал, что на него набросились четыре беса и били его о стену, а пятый таскал его за нос. Побыв потом достаточно времени, он ушел. С тех пор человек этот чувствует себя хорошо».
И много примеров того, как и маленькие дети могут оказаться одержимыми бесами. Мне уже приходилось рассказывать об одной женщине, которая пришла в храм с плачем. Она сказала, что у нее четверо детей, и двое маленьких уже связались с какой-то сектой. Когда священник благословил их крестом, они посмотрели на него со злобой. И такие маленькие дети могут уже находиться во власти бесовской.
Но недостаточно только Креста, только святыни для того, чтобы сразу получить исцеление. Требуется и наше человеческое участие с тем даром, который дает Христос. Надо, чтобы и мы присоединились ко Господу своим ходатайством за этих людей. Когда этот ребенок увидел Христа, с ним стало твориться нечто ужасное. Дух бросил его на землю, как будто сам дьявол сделал вызов Христу, показывая, что он ни за что не отпустит эту добычу из своих рук. И несмотря на приближение Христа будет обладать этим человеком. «Как давно это с ним?» - спрашивает Господь отца мальчика. Спрашивает не только ради отца, но ради всех, кто есть. Мы слышим ответ: «С детства». Это происходит с ним с детства, почти с рождения. С рождения властвует в человеке первородный грех, если он не крещен. А если попрано самое святое, что дает Господь Кровью Своей, - благодать крещения, то с детства может быть беснование в человеке. Что и происходит в нашем отечестве. Беснование наших детей начинается с детства, когда их научают в школах сатанизму, разврату, всякому нечестию. Мы видим, как велика в мире сила зла, какие страшные страдания у людей. И кажется, что болезнь неисцелима.
«Дух бросает его, - говорит отец, - в огонь и в воду, чтобы погубить его». Бросает в буквальном смысле - люди в безумии своем бросаются в огонь, в воду, с высокого этажа, потому что толкает их на смерть дух погибельный, человекоубийца от начала. Бросает в такие приключения, которые, как огонь и вода, могут погубить человека. И отец говорит: «Если что можешь, умилосердись над нами и помоги нам». Говорит: «умилосердись над нами», потому что страдает от того, что происходит с сыном, не меньше, чем он. Вся семья его страдает, все близкие мучаются от этого. «Умилосердись над нами!»
И вот Господь, показывая неверие того, кто к Нему обращается, говорит: «Если можешь что веровать, то все возможно верующему». Это значит, что все возможно Богу, а верующему ничего невозможно, кроме того, что Богу возможно по вере этого человека. Все возможно верующему человеку, который верует, что Господь и любит его, и может все совершить для него. Его любовь и его крепость - это одно и то же качество. Какая великая сила у веры, как велико ее значение! Мы призываемся к тому, чтобы иметь дерзновение в вере.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский рассказывает, как он впервые совершил чудо - знаменитый чудотворец, о чудесах которого написаны тома свидетельств. Приходит к нему женщина с плачем: «У меня умирает сын, помоги мне». Что же он может ей сказать? Он понимает, что на все есть воля Божия. Как он может быть больше воли Божией? И тогда, говорит он, я как бы все уже преодолевая, с дерзновением великим стал умолять Господа о том, чтобы Он явил именно Свое милосердие больше, чем Свою мудрость и Свою крепость. И чудо совершилось. Потом в течение всей своей жизни святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил о себе, что когда он молится, он как бы хватается за ризу Христову, умоляя Господа ответить на эту мольбу, на этот крик человека, который погибает. Вот тайна молитвы. Когда приходят к человеку слезы, когда он молится со слезами - как сказано об отце этого бесноватого мальчика, - тогда растопляется лед в его собственном сердце, душа его становится живой и он достигает такого дерзновения. И молитва его - уже не одни слова, она тоже делается живой.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что на Страшном Суде нас не спросят о том, как мы богословствовали, какие чудеса творили - нас спросят об одном-единственном: плакали ли мы о грехах своих. В слезах этого человека - плач о том, что он упустил своего ребенка, что он не сделал того, что надо было бы сделать в свое время. Плач покаяния и плач, в котором решимость все сделать, что Господь заповедует. Святые отцы говорят нам сегодня, что подлинные слезы - это не просто те слезы милосердия или умиления, которые Господь иногда дает нам, касаясь Своей любовью наших сердец. Не те слезы, почти сентиментальные, которые бывают у нас иногда на молитве. Настоящие слезы милосердия должны быть смешаны с потом наших трудов, с благодарностью Богу, со стремлением запечатлеть свою веру верностью Ему, и с кровью - кровавый пот тек по лицу Спасителя, когда Он молился в Гефсимании об исцелении рода неверного и развращенного.
«Если что можешь веровать, все возможно верующему». «Верую», - говорит отец. Кажется, он сейчас Символ веры воспоет, потому что его души уже касается жизнь. Но он понимает, как неглубока его вера, и знает, как велико его желание помочь своему сыну. «Верую, Господи, помоги моему неверию», эти слова, которые он добавляет - молитва о благодати Божией, о даре Христовом - она напоминает нам о том, что в самом главном мы всегда должны полагаться прежде всего на нашего Господа.
Помоги мне, Господи, преодолеть самую главную беду, которая есть в моей жизни - мое неверие. Святые отцы говорят, что человек, когда одолевают его хульные или блудные помыслы, должен усилием отвлечь свое внимание, потому что его ум слаб, чтобы противостоять сильному и развращенному дьявольскому уму. Отвлечь свое внимание от этого каким угодно образом, и со слезами, с сердцем сокрушенным и смиренным обратиться ко Господу: «Помоги мне преодолеть помыслы скверные и помыслы неверия, идущие от дьявола!» Чтобы Господь Своей силой дал человеку эту победу.
Мы часто говорим, что сила веры зависит от жизни по вере. И это действительно так, в этом вся тайна нашей веры. Насколько человек будет стараться жить уже по тайне, которая ему открыта Господом, настолько Господь будет открывать ему большее. А неверному в малом, конечно, никто не доверит большее. Вспоминается чудо, которое совершил преподобный Серафим Саровский, когда исцелил от хромоты Николая Александровича Мотовилова. Когда тот просит его об исцелении, он спрашивает: «А веруете ли Вы, Ваше боголюбие, в Господа нашего Иисуса Христа? В то, что Он пришел к нам, людям, чтобы разделить с нами все наши страдания, понести на Себе наши немощи, что Он принял смерть Крестную ради этого, и что Он Воскресением Своим показывает, как велика Его сила и велика Его любовь ко всем страждущим в роде человеческом?» Он ведет с ним беседу о вещах, известных всем нам. И он как бы ведет его от одной глубины на большую глубину, от того, что он знает, к тому, что он тоже как будто бы знает, но что еще не открывалось ему благодатно. И Николай Александрович говорит: «Верую». Тогда Преподобный говорит: «Так чего же Вы от меня хотите? Я не понимаю, чего Вы от меня хотите». «Я хочу, чтобы я был исцелен». «Так Вы уже здоровы. Если Вы в это веруете, если Вы касаетесь этой жизни, Вы получаете от Господа этот дар Пасхального прикосновения к Вашей душе и к Вашему телу».
Всякий, кто жалуется на недостаток веры, всегда должен обращаться ко Христу, прося Его благодати, чтобы пробиться к той жизни, ради которой мы живем на земле и без которой мы не будем живыми в вечности. Для этого существует пост и молитва. Для этого посылаются нам все скорби, все труды, все испытания, для этого Господь попускает дьяволу торжествовать в нашей жизни, чтобы мы узнали, что без благодати Христовой мы ничего не сможем. А когда это будет, довольно будет нам благодати Его. Мы узнаем, что сила Божия в немощи Его совершается.
И Господь совершает исцеление этого ребенка. Он говорит ему: «Душе немой и глухой, выйди из этого человека, и никогда уже не входи в него». Тоже очень важные слова. Сатана может выйти, однако он не желает терять власти над душой. И как только предоставляется удобная возможность - возвращается обратно. Но Христос говорит: «И никогда уже не входи в него». Он изгоняет беса так, чтобы тот никогда не смог войти в этого человека. Не так, как это делают некоторые знахарки, совершающие исцеления как будто бы и перед иконами, и с молитвами, но оскверняющие эти молитвы и иконы добавлением магических слов. О них в народе церковном говорят: «Одного беса выгонит, а семь посадит». Христос делает не так: «Выйди и никогда уже не войди».
Однако Он предупреждает, что жизнь наша после чудесного исцеления должна быть светлой - по всем заповедям Христовым. Чтобы мы никогда больше не уподобились тому дому, который убран, подметен, и никем не занят. Чтобы мы не жили просто какими-то хорошими ценностями, но с пустой душой, в которой нет Христа, нет благодати. Если не стремится человек, чтобы Христос жил в его душе, то дом будет незанят, и тогда этот бес возвращается и приводит с собой семь злейших. И бывает последнее человеку горше первого.
Мы видим, что злой дух приходит от этих слов в еще большую злобу, в еще большую ярость. Он вскричал, как сказано в Евангелии, и бросил на землю этого ребенка, нанося ему напоследок такой удар, чтобы помнил хорошенько. И тот падает, как мертвый. Все люди говорят, что он умер. Господь попускает этому быть, чтобы мы видели и знали, что дьявол - человеконенавистник и человекоубийца от начала - хочет всех погубить. И он может это сделать, если Бог нас не защитит.
«Умер», - говорят все, но Христос берет его за руку, поднимает и возвращает его здоровым. «Почему же мы не могли его исцелить?» - спрашивают Господа апостолы. И мы можем спросить, вся Церковь, - почему мы не можем исцелять тех, кто приходят к нам? Господь говорит: «За неверие ваше, потому что род сей изгоняется только постом и молитвой». Это не значит, что наш пост и наша молитва таковы, что совсем мы бессильны против бесов, но сила наша довольно ограничена - настолько, насколько ограничена наша молитва и наши труды по очищению умов и сердец.
Христос говорит ясно - кто отвергает пост и молитву, тот отвергает свое исцеление, тот отдает себя во власть диавола, тот оказывается беззащитным. Мы уже говорили, что таковы не только неверующие - целые исповедания христианские такие. У протестантов нет никакого поста, у католиков пост только два дня в году. Как же Господь может их защитить? Сам Христос говорит: «Род сей изгоняется только постом и молитвой». Значит, эти люди сами отвергают то мощное оружие, которое Господь вкладывает им в руки против дьявола.
Этим чудом Господь предостерегает нас от мысли, что победа над злом дается легко. Мы не должны никогда думать, что сможем очиститься от наших грехов небольшим трудом. Нет, говорит Христос, речь идет о слишком серьезных вещах. Христос одним словом исцеляет человека, но это слово Его - Крестное. И цена Его исцеляющего слова - Его Крестная смерть. Он жизнью Своей готов заплатить, и заплатил за всякую душу человеческую, потому и говорится в Евангелии, что Сын Человеческий будет предан в руки человек грешных. «И убьют Его, и оплюют Его, и в третий день Он воскреснет». Это Он говорит о людях, у которых есть разум, у которых должна бы быть любовь к своему Спасителю, в особенности, когда Он совершает столько благодеяний по отношению к ним. Ведь Он Тот, Кто пришел искупить и спасти их. Это непостижимо.
И вот еще что не должно ускользнуть от нашего внимания из сегодняшних слов Господа. Всякий раз, когда Он говорит о Своей смерти, Он говорит и о Своем Воскресении. Первозданному человеку была дана власть над всякой тварью, над всеми духами, но непослушанием Богу, грехами своими он подчинился злу, подчинился смерти и дьяволу. И только верой в Бога, только жизнью по вере он может восстановить все, что он потерял. Господь говорит нам о том, как велика сила веры. Она может двигать горами, потому что сила Креста Христова и Воскресения становится нашей силой, когда мы обретаем подлинную веру. Аминь.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"