Христос воскресе!
Второе воскресенье после Светлой седмицы - память святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех, которые более всех прикоснулись к тайне смерти Христовой, сохранив верность Господу до конца.
Вчера на всенощной снова звучало ликование пасхальное. Мы видим победу жизни над смертью. Жизнь присутствует среди смерти победоносно. И среди жизни победоносной мы видим смерть. Память о смерти, которая всегда хранится Господом для нас, чтобы мы, как и в прошлое воскресенье, когда Господь через апостола Фому являл нам знаки Своей победы, раны на руках и ногах, прободенное ребро, видели всегда среди радости и ликования пасхального присутствие смерти Христовой и нашей, и знали, что совершается с нами, какой путь мы проходим.
Церковь прославляет святых праведных Иосифа и Никодима. Мы знаем, что это были тайные ученики Христовы. Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (Ин. 3, 2-21). И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: «Разве закон наш судит человека прежде, чем выслушает его?» (Ин. 7, 51).
А что мы знаем об Иосифе Аримафейском? Самое главное то, что он дал Господу свою гробницу, тот каменный гроб, высеченный в скале, который он приготовил для себя (Мф. 27, 60). Эта гробница, в которой было положено Тело Спасителя, принадлежала Иосифу. И нам есть и здесь о чем задуматься. Авраам, когда он был в земле Ханаанской, ничего не имел, но у него было место погребения. А у Спасителя нашего не было и того. А с другой стороны, мы видим, что Иосиф отдает свою гробницу - то есть, место, которое он приготовил для своей собственной смерти. Перед нами человек, который всегда имеет память о смерти. Это только редкие святые, подвижники, пустынники имели гроб постоянно в сенях своей келлии, чтобы видеть ясней, чем кончается жизнь человеческая и чем все определяется в жизни. Святой праведный Иосиф имел эту память постоянно, у него был гроб, приготовленный для себя. И оттого что он отдал свой гроб Христу Богу, его смерть уже заранее соединилась со смертью Христа Бога. Она заранее освящена новою жизнью, которую Христос принес всем людям.
Об этой гробнице сказано, что она была новой, что никто никогда не был положен в нее, как это обычно бывало у иудеев (Лк. 23, 53). И мы говорили в Великую Субботу, что в этом был тоже великий смысл, потому что Господь, умирающий как всякий человек, в то же время проходит совершенно новый путь смерти, открывая новый путь смерти для каждого человека. И все должно быть новым.
И в том, что эта гробница была высечена в скале, Святая Церковь видит тоже великую тайну. Христос умер, чтобы гроб каждого человека стал убежищем, надежною защитою для всех, кто верен своему Господу, для всех Его святых. Смерть самое драгоценное приобретение, как говорит апостол Павел (Флп. 1, 21), потому что через нее открывается та истинная жизнь, для которой человек приходит в мир.
Что еще мы знаем о святом Иосифе Аримафейском? В Евангелии сегодня сказано, что это был знаменитый член совета, который ожидал Царствия Божия. То есть, он был видной личностью благодаря своим выдающимся качествам. И он был членом великого синедриона, который выносил смертельный приговор нашему Господу. Может быть, от него Церковь имеет все сведения об этом суде над судом, как говорят Святые отцы, который совершался тогда, потому что никто из учеников, естественно, не мог присутствовать на нем.
Но об Иосифе сказано в Евангелии нечто несравненно более драгоценное: он ожидал Царствия Божия. Те, кто ждут Царствия Божия и хотят быть его причастниками, должны засвидетельствовать готовность стоять за дело Христово. И этого человека Бог воздвиг для особого служения, которое никто из Его учеников не мог и не осмелился исполнить: он дерзнул войти к Пилату и просить Тела Иисусова. Хотя он знал, что это вызовет ярость первосвященников, он смело вошел к Пилату. Когда он видел живого Христа, который проповедовал о приближении Царствия Божия, его сердце влеклось ко Господу, но он не решался идти дальше, он был тайным учеником Христовым. Но когда он увидел распятие Христа - может быть, он тоже был среди тех, кто стояли около этого Креста Господня - его сердце было сокрушено любовью Господней. Мы видим, что с самого начала сотник, потом Иосиф с Никодимом и другие люди являются свидетелями исполнения слова Христова: когда Он будет вознесен от земли, Он всех привлечет к Себе.
Некоторые говорят, что Иосиф Аримафейский дал Христу гробницу после того, как Христос умер, но он не сделал ничего, чтобы заступиться за Него при жизни. И в этом есть, может быть, некая правда - та, которую мы должны увидеть, каждый из нас, по отношению, прежде всего, к самим себе. Так бывает и так должны мы увидеть свою собственную жизнь, что мы не сотворили ничего достойного для Господа нашего, но только смерть Христова открыла нам глаза на все, что происходит в нашей жизни. И только смерть Христова способна нас изменить по-настоящему.
И сейчас, когда в мире идет неслыханное поругание Церкви Христовой, которая уже все более возводится на крест, когда все большему осмеянию подвергается истина Божия, мы должны быть способны сказать вместе с псалмопевцем: «Время сотворити Господеви, разориша закон Твой». Время Господу действовать, потому что никто ничего не может, и разорили уже закон Твой, и нечестивые торжествуют. И далее: «сего ради я возлюбил Твои заповеди паче злата и топазия» (Пс. 118, 126-127). Только тогда, когда я увидел такое поругание правды Божией, всех заповедей Божиих, достоинства человеческого и Божественного, я понял, что заповедь Божия для меня дороже всего на свете. И я буду хранить ее ценою жизни и смерти. Вот о каком все решающем выборе, который совершил святой праведный Иосиф Аримафейский, напоминает нам сегодня Церковь.
В человеке вера может быть слишком слабой, чтобы он открыто мог исповедать Христа. Так было в годы недавних гонений, и сейчас все больше люди стыдятся открыто исповедать веру, боясь насмешек. Но не может человек все время скрывать свою веру. Рано или поздно она должна быть выражена внешне. Или она вообще должна перестать быть. Вот о чем говорит нам святой праведный Иосиф Аримафейский.
И о нем сказано еще, что он помазал благоуханным миром бездыханное тело Спасителя, обвив его чистою плащаницею. Так велико было количество этого мира, - «литр сто», что слова Писания «се, одежды Твои благоухают миром и алоем» исполнились буквально (Пс. 44, 9). И смерть Христа даже во внешнем, видимом, буквальном ее проявлении была приношением и жертвой Богу, благоуханием приятным, как говорит Писание (Еф. 5, 2).
Мы видим далее других людей - жен-мироносиц, которые, несмотря на это, снова идут с миром. Что это значит? Неужели недостаточно мира было принесено для Господа? Они купили ароматы, чтобы помазать тело Господа. Это говорит о том, что поклонение, которое оказывают другие люди имени Христову, любовь, которую они приносят Ему, не может препятствовать нам приносить наше поклонение Господу.
Сегодняшний праздник показывает нам, что в моменты особых испытаний слабые часто становятся сильными, и наоборот. Потому что Бог Сердцеведец знает людей глубже, чем мы судим о них своим поверхностным судом человеческим.
Мы видим мужество и верность не со стороны двенадцати ближайших учеников, но со стороны слабых женщин. У Креста Христова стояли кроме Божией Матери и возлюбленного Его ученика, кроме святых праведных Иосифа и Никодима, жены-мироносицы. Они стояли там, потому что души их были помазаны бессмертною любовью Христа Бога. Они были до края наполнены благоуханием веры и любви. По этой причине взяли в руки благоуханное миро, чтобы помазать Тело Христово.
И от слов Евангелия, которые мы слышим сегодня - «еще сущей тьме» они идут - ощущение рождения нового мира и нового человека. Мы видим почти физически, как исчезает тьма, и воспринимаем духовно, как мрак смерти уступает место свету нового дня, когда идут жены-мироносицы ко гробу. Мы поистине видим утро творения нового мира, о котором возвещает Ангел. Как будто, говоря о солнце воссиявшем, слово Божие возвещает нам не столько о физическом солнце, сколько о Солнце правды, Христе, о первом дне нового творения, который становится нашим воскресением, присутствует во всей нашей жизни. «Сей день егоже сотвори Господь». День Господень. Эта заря новой жизни соединена с любовью святых жен-мироносиц.
Обратим сегодня внимание на простую единственную тайну. Когда все ученики разбежались, Иосиф Аримафейский и Никодим отбросили всякий страх, открыто показав себя учениками Христовыми. И жены-мироносицы точно так же явили любовь, которая не страшится ничего.
Они полны забот и страхов. Кто отвалит им камень от дверей гроба? Потому что этот камень очень велик. Они не знают, как поведет себя стража, которая поставлена Пилатом у гроба. Но жены-мироносицы, так же как Иосиф Аримафейский и Никодим, забывают о собственной безопасности, чтобы исполнить последний долг по отношению к Умершему, принести Ему последний дар своей любви.
Что может значить это приношение перед лицом смерти, что может оно изменить, какой смысл в таком риске? Им даже помазать Тело Христово не было дано, но они были помазаны благодатью Божией, любовью Христовой за эту свою решимость. В тех обстоятельствах это было для них единственной возможностью отдать Господу все, что у них есть. И это все, что нужно Господу от каждого человека. Это достаточно было Господу, как всегда будет достаточно, чтобы свет новой жизни воссиял для нас. Вот тайна Воскресения Христова и человека, который рождается во Христе воскресшем.
Жизнь человеческая не имеет никакого смысла, кроме такой любви, кроме того, чтобы мы рано или поздно научились так прикоснуться ко Господу, как во многие грехи впавшая жена, ощутившая Божество Спасителя, прикоснулась к Нему накануне Его Страстных дней; как кровоточивая женщина прикоснулась к краю Его одежды и получила исцеление; как апостол Фома прикоснулся к ранам воскресшего Господа; как святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим прикоснулись к бездыханному Телу своего Спасителя. Как разбойник благоразумный словами «помяни мя, Господи» прикоснулся в полноте к тайне распятия Христова, как все святые. Как преподобномученица Великая Княгиня Елизавета и священномученик архидиакон Стефан прикоснулись ко Господу распятому и воскресшему Его молитвою о убивающих их «прости им, Господи, не знают, что творят».
Как мы призываемся, каждый из нас, прикоснуться к нашему Господу своею жизнью и смертью, словами, которые мы произносим в конце каждого дня и которые надеемся произнести в последний час нашей жизни вместе со Христом: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». С тем, чтобы Крест Христов, который будет над нашей могилой, наш крест, которым увенчивается вся наша жизнь, соединился до конца с Крестом Христовым, чтобы гроб, в который мы будем положены, стал яко живоносец, яко рая краснейший и воистину чертога всякаго царского светлейший, чтобы новая жизнь Воскресения Христова открылась нам, как наше собственное воскресение, и мы узнали, что этот единственный смысл жизни - любовь, которая у Господа одного есть - нам принадлежит.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Аминь.
Божественная Литургия 14 мая 2000 года
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос воскресе!
Сегодня Церковь прославляет святых жен-мироносиц, святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима за их верность ко Господу, за любовь к Нему до Креста, до гроба, до конца.
Сегодня праздник Церкви - праздник, когда Церковь размышляет о тайне женщины, о ее особенном христианском служении. Жизнь не могла бы быть без женщины, равно как и без мужчины. Здесь великая тайна участия мужчины и женщины в том, что совершает Сам Бог, - в творении новых людей. Участие в том, что совершает Господь, требует от мужчины и женщины любви, чистоты и понимания сокровенных глубин жизни.
И мужчина, и женщина Богом одарены. Каждый из них - своими особенными дарованиями, способностями, которые взаимно дополняют друг друга. Известно, как один христианин в древности написал радостное письмо своему учителю: «Теперь я не один, теперь меня стало двое, потому что я вступил в брак». И тот ответил ему: «Теперь ты стал целым, теперь ты обрел ту полноту, которая от начала и была предназначена Богом». И действительно, пока не обретают мужчина и женщина друг друга, они не могут чувствовать себя целыми, они чувствуют неполноту своей жизни.
Есть особое призвание - когда человек обретает эту полноту в Господе, совершая особый, духовный, таинственный брак через единение с Господом. И это - призвание и служение, когда требуется всепоглощающая любовь ко Христу Богу. Человек, который идет этим путем, узнает то, что дает ему Бог, больше, чем все остальное на свете.
Мужчина и женщина во взаимном дополнении друг друга так созданы, говорит преподобный Косьма, что совершенно ясно, почему в браке они становятся одна плоть. Жена не сотворена, говорит он, из головы мужа, с тем чтобы она не надмевалась над своим мужем. Она не сотворена из пяты его, чтобы он не унижал и не попирал ее. Она сотворена из его ребра: с тем, чтобы он всегда чувствовал ее как самого близкого, единственного, рядом с сердцем лежащего человека. А все, что не так, - это искажение, отступление от Бога.
Святая Церковь напоминает нам, что Богом был сотворен один мужчина и сотворена была одна женщина в знамение того, что у мужчины и женщины должен быть один брак. Не много женщин для одного мужчины, как учат магометане, или как говорят и осуществляют в жизни современные люди, отступившие от Бога. И не много мужей для одной женщины, а один муж для одной жены.
Мы говорили уже о том, что самая главная тайна женщины - это милосердие и целомудрие - дар, в котором женщина призвана не только не уступать мужчине, но превосходить его. Как жены-мироносицы оказались более мужественными, чем мужи-апостолы в тот момент, когда все стояли, как будто бы, перед абсолютным поражением, - так сегодня женщины при всеобщем распаде, который мы наблюдаем вокруг, призываются прежде всего явить свое женское главное качество - целомудрие. Там, где женщина теряет стыд - гибель нации, человечества, торжество сатаны. От женщины зависит сохранение семьи - малой Церкви, без которой не может существовать Церкви великой.
И сегодняшний праздник говорит об особенных временах. Это не только воспоминание о святом праведном Иосифе Аримафейском и святом праведном Никодиме, которые, когда все ученики, испугавшись, разбежались, явили свое величие. Когда иудеи - лютые волки - поразив Пастыря, готовы были наброситься на овец, эти два человека отринули всякий страх и исповедовали свою веру во Христа, уже как будто бы побежденного.
То же самое и жены-мироносицы. Когда все у нас благополучно, когда Бог дает нам все необходимое, - нам нетрудно быть с Ним. Другое дело, когда приходят гонения на Церковь. Тогда, как показала жизнь, половина верующих, и больше половины, перестают быть верными Господу. Когда Господь дает благодать, для нас исполнять Его заповеди - легко и радостно. В раю человек, казалось бы, мог быть послушным Господу, отдавая Ему свою верность и любовь. Но первая женщина не устояла и в благодати, а святые жены-мироносицы там, где совершилось самое величайшее преступление в истории рода человеческого, среди полного торжества зла, являют верность Господу. Тогда все оставили Его, и в этой оставленности Он показал, какого ужаса может достигать жизнь на земле в состоянии оставленности Богом.
Задумаемся об этом сегодня, потому что последние времена приближаются. Так Божия Матерь, как мы слышим на Страстной седмице, исповедует верность Своему Божественному Сыну: «Аще и распятие терпиши, Ты еси Сын Мой и Бог Мой».
Наступает такое время, когда все будут испытаны на верность Господу. Не это ли произошло в 1917 году, когда, как говорит святитель Иоанн (Максимович) - святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский - все ничтожное, мерзкое, подлое, грешное, что есть в душе человека, было вызвано против Царя-Помазанника как хранителя Православия, и против России. И сегодня мы наблюдаем, как все самое мерзкое, гнусное и растленное поднимается против Церкви Христовой - не только в открытых кощунствах против Церкви и Бога, но и в открытом предпочтении зла.
Многие люди видят сегодня растление и не воспринимают его. О чем это говорит? Только об одном-единственном: что они уже побеждены злом, и зло господствует над ними. Кажется, сатана занял в сегодняшнем мире все главные позиции.
Наступает агония зла, агония врагов Христовых, когда они способны, прикрываясь порой даже христианским именем, пойти на уничтожение самой жизни. И мы видим сегодня, как эта война все более разгорается. Она давно уже идет, так называемая «третья мировая война» - против Православия, против тех, кто исповедует Христа. Да и против самой жизни.
Эта война будет продолжаться, как говорит Святая Церковь, до воскресения мертвых. Она будет углубляться, достигая таких масштабов, что все, кто не захотят подчиниться зверю, должны будут уйти в катакомбы, и там явить такое новое сопротивление злу, такую новую верность Господу, какую явили первые, самые верные Его ученики и жены-мироносицы. Это - первая любовь, о которой говорит Откровение Церкви, и которую мы не должны забывать никогда и всегда хранить. Это та благодать, которая дается человеку за верность Христу в самых скорбных и отчаянных обстоятельствах.
Мы видим, как первые из людей, услышавшие весть о Воскресении Христовом, бегут с трепетом и страхом от гроба Господня. На небе это с ними было или на земле? Что они услышали, и какую весть они приняли? Можно ли представить в каком-либо воображении то, что было им сказано, или увидеть в какой-нибудь фантазии то, что они увидели? Но это было самой высшей и единственной реальностью, какая только существует на свете. Это была победа над смертью, это было Воскресение Христово, которое принадлежит всем, верным Ему.
Дай нам Господь научиться такой верности и любви, и понимать, что только здесь единственный смысл нашей жизни. В том, чтобы и нам стать вестниками Воскресения и славы Божией всему миру, и привести других к воскресшему Господу, ко спасению.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Аминь.
Божественная Литургия 25 апреля 1999 года
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"