Христос воскресе!
Воскресение Христово — наша самая великая радость — говорит сегодня о том, что она дана нам великою скорбью, и мы также должны быть причастниками этой радости многими скорбями.
Блажен человек, который претерпевает скорби с терпением и упованием на Господа. Лучше один день в скорби с Господом, чем тысячу дней и тысячу лет, если бы было возможно, — в радости и безумном веселии без Христа. Мы все прекрасно знаем, и слово Божие сегодня нам снова ясно напоминает, что причиной скорбей является грех: наш собственный, грех наших родителей, грех других людей, окружающих нас. Все страдают из-за собственных грехов и в первую очередь нужно, конечно, видеть собственные грехи, а не искать вокруг: «Кто виноват в моих скорбях?» И не говорить: «Почему это случилось именно со мною и почему именно мне послана такая страшная болезнь?» Не спрашивать: «Почему у меня вдруг отнято все, ради чего я трудился всю жизнь?» и «Почему именно мои дети погибли в автомобильной катастрофе?» «Почему Господь не дает мне благодати?»
Только глупый, как говорит слово Божие, думает, что скорби — это зло. На самом деле, скорби — это милость Божия. Они даются людям потому, что оброки греха — это смерть. Грех означает смерть. е сли следовать правде и справедливости Божией — там, где грех, должна быть и смерть. А вместо этого Господь дает скорбь, то есть исцеление от смерти, для того чтобы у человека была жизнь. Вот почему мы всегда должны повторять слова святых отцов о том, что в будущей жизни человек будет жалеть, что у него было мало скорбей.
В будущей жизни люди и народы, которые благоденствуют, пребывая в грехах, будут жалеть о том, что у них не было скорбей — того исцеления, которое Господь дарует по с воей неизреченной милости согрешающим людям. Слово Божие исповедует тайну Церкви устами апостола Петра, который говорит о наших скорбях: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» ( 1 Пет. 4, 13 ).
Все наши скорби есть участие в скорбях Христовых. Через них мы получаем очищение. Если бы не было очищения, если бы семя греха росло беспрепятственно, если бы оно не было исторгнуто с корнем нашими скорбями, если бы оно не было сожжено огнем благодати Божией — то грех, однажды сотворенный, мог бы заполнить, разрастаясь, всю душу человеческую и вообще все души. Душа наша была бы сосудом смерти, а не сосудом жизни — не тем, для чего она уготована. Апостол поэтому и говорит, чтобы мы радовались в скорбях и проникали в самые сокровенные глубины жизни, во все то, что происходит в мире и с каждым из нас, и касались этих глубин; чтобы вообразился в нас Христос.
Божественная Литургия, которую мы служим каждый день, Евхаристия — то есть, благодарение — составлена человеком, который после многих великих скорбей, умирая, сказал: «Слава Богу за все». Это есть уже приобщение Божественным тайнам: причастие святых Христовых Таин, Креста Христова, Его Воскресения, которое возможно только тогда, когда человек произносит это благодарение не одними только устами. Но как этого достичь? Вот вопрос.
Святая Церковь знает множество праведников — людей, которые были в скорбях и именно ими прославились. Сегодняшний праведник, о котором говорит Евангелие, является великим грешником, потому что он в течение тридцати восьми лет лежал у Силоамской купели, ожидая исцеления, и не мог получить его. С одной стороны, это событие говорит о том, что такое грех. Можно тридцать восемь лет тащить в немощи с собой, ползком причину своей болезни, пока человек не увидит, чт о с ним происходит и что является причиной его страданий. А можно не тридцать восемь лет, а больше — всю жизнь, и даже в вечности — быть с этим грехом, если он не будет раскаян.
С другой стороны, нам показывается сегодня, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь. Это событие произошло на Овчей купели — Евангелие, которое мы слышим буквально каждый день во всех храмах, когда совершается освящение воды. Что такое эта Овчая купель? Святая Церковь напоминает нам, что это были Овчие ворота в Иерусалимском храме, где проходили овцы, агнцы прежде принесения их в жертву. Они принимали в этой купели омовение, и это был прообраз Самого грядущего Пастыря, Христа. Ангел Господень раз в году сходил в эту купель, и только первый входящий в воду получал исцеление. Но теперь Сам Господь приходит сюда, Сам Пастырь всех овец, всех ангелов и всех людей, для того чтобы спасти Свою погибающую овцу. Значит, «Овчая купель» — наименование, которое было дано этому месту пророчески, ради того события, свидетелями которого мы сегодня являемся, а именно — ради того, чтобы пришел Пастырь Добрый, голос Которого овцы слышат и идут за Ним, и Он дает всем исцеление и вечное спасение.
А теперь о том, какой подвиг взял на себя этот человек. Да, он грешник, и, может быть, совершил какой-то особенный грех, чтобы быть таким образом наказанным Богом. Но нас поражает его великое святое терпение, с которым он переносит свою болезнь. Тридцать восемь лет — это время условное. Мы знаем. что время относительно. Быстро или медленно идет время, зависит от того, в каком состоянии находится человек. Когда у человека радость, когда, тем более, благодать, — время летит на крыльях. Летит быстро, так что его как бы вообще не существует. Когда же у человека горе или болезнь — время не то, что без крыльев, оно, как мы видим, и без ног и может только ползти. И вообще стоит на месте. Время не движется — ад уже на земле. И это в течение тридцати восьми лет, час за часом. т ридцать восемь дней поболеть кому-нибудь тяжелой болезнью, представьте, каково нам будет! А здесь — тридцать восемь лет день за днем и год за годом.
Этот человек являет подвиг. Мы говорим об этом не зря, потому что в наши малодушные дни случись с кем какая беда или несчастье — человек порой готов сам на себя наложить руки. Сколько мы слышали сообщений в прессе: стреляются офицеры, мать вместе с собою предает отчаянной смерти своих собственных детей, девочки-подростки лишают себя жизни, выбрасываясь сразу по несколько человек с балконов… Мужество противостоять любому испытанию, любому страданию, обретается Крестом Христовым, близостью ко Господу, Его даром, Его благодатью.
«Хочешь ли быть здоров?» — этот вопрос Господь задает каждому человеку. и нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. «Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, — отвечал Иисусу больной, — когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Нет человека. У слепого есть поводырь, у хромого есть кто-нибудь из его родственников, у другого расслабленного — друзья, а у меня в целом свете нет ни одного человека, который бы мог мне помочь, хотя тысячи людей вокруг, все человечество вокруг, можно сказать, а ни одного человека нет. Напротив — Иерусалимский храм, где священники без конца говорят о том, что мы должны творить дела милосердия. И все слушают эти проповеди и, выходя из храма, идут мимо больного расслабленного человека.
И нет ни одного человека...
У него не было человека, говорит нам синаксарь сегодняшнего дня, и потому с лово Божие, Бог Превечный стал человеком, чтобы прийти к этому больному, лежащему у Овчей купели, и спасти его.
Иисус говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи, и больше не греши, да не горше что тебе будет». Господь снова показывает Свое величайшее милосердие, Свою силу. Показывает, что тело исцелено для того, чтобы стало видно, по какой причине оно болело в течение столь долгого времени.
«Да не горше что тебе будет», — потому что кроме милосердия Божия есть правда Божия. Если ты отвергаешь милосердие Божие, если ты не хочешь строить свои отношения с Богом на таких условиях — есть правда Божия. И это предупреждение не только евангельскому больному, но каждому из нас — когда Господь снова и снова принимает нас в покаянии, и снова и снова повторяет эти слова. Его милосердие как будто бы снова побеждает, но кто из нас знает, где наступит тот предел, когда оно вдруг откроется правдою последнего Страшного Суда, или того, что произойдет прежде Страшного Суда здесь, на земле, с нами.
Мы видим, что понимание этой тайны (того, о чем говорит Христос), сокрыто от людей, которым вручена истина и забота о духовном и нравственном просвещении народа. Они спрашивают исцелившегося: «Сегодня суббота. Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?». Они хотели узнать, чт о это за человек, который осквернил субботу. Но узнать не для того, чтобы вместе со спасенным исцеленным человеком изумиться великому чуду, и не для того, чтобы собрать весь город, весь народ и сказать: «Посмотрите, что может делать Христос!» — а для того, чтобы, узнав, Кто сотворил это чудесное исцеление, убить Его как осквернителя субботы.
За что они хотят убить Христа? За то, что Он был всего один-единственный ч еловек среди всех, кто увидел расслабленного и пришел к нему на помощь. Он был один-единственный Человек, который также не случайно переплыл Галилейское море и пришел к Геннисаретскому озеру, для того чтобы встретить двух бесноватых и исцелить их. И не случайно Он подошел к вратам города Наина, чтобы встретить похоронную процессию, где неутешно плакала о своем единственном сыне мать.
Не случайно пришел этот единственный Человек на Овчую купель. Он пришел, потому что для Него каждый человек — один-единственный, и Он хочет, чтобы каждый из нас стал одним-единственным, ради которого Христос воплотился и к которому Он идет; ради которого Он будет убит вот этими лжеправедниками, лжеблюстителями истины, которые создают идол из тайны Божией, из своего ложного благочестия.
Нет ли среди нас сегодня такого «благочестия»? Нет ли среди нас таких людей, которые думают, что их лично не касаются страдания окружающего мира, если они все соблюдают: все посты и все церковные установления («субботу блюдут»)? То есть все, что надо, они исполняют, но не видят человека, не видят народа, который, как тот расслабленный, не тридцать восемь лет, не семьдесят, не восемьдесят лет лежит — и нет ему исцеления...
Милосердный Господь, видя злобу книжников и фарисеев, учителей Израильских, проходит свободно среди них, потому что не пришел еще Его час. Но наступит время, когда ради спасения всех людей Он предаст Себя в руки этих беззаконников, в руки человек грешных, с тем чтобы Своим непостижимым смирением, Своею любовью к каждому человеку победить зло, царствующее в мире, смертию смерть поправ и открыв нам тайну нашего участия в Его Воскресении.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Аминь.
Божественная Литургия 2 мая 1999 года
Христос воскресе!
Святая Церковь учит нас видеть нужду каждого отдельного человека и видеть страдание всего народа. Оттого, что не было человека у этого расслабленного, Бог стал человеком ради него. Святые отцы видят, за этим человеком судьбу всего народа Израиля, который жил законом, и пять притворов напоминают пятикнижие Моисеево. И тридцативосьмилетнее пребывание в болезни — странствование в пустыне народа Божия. Купель — это образ крещения, через которое возрождается к новой жизни целый народ.
Каждый человек бесконечно драгоценен в очах Божиих, и судьба всего народа должна быть различима нами в особенности тогда, когда речь идет о спасении. «Се здрав был еси, ктому не согрешай, да не горше что тебе будет», — говорит Господь этому исцеленному, напоминая нам о том, что там, где грех, там скорби, страдания, болезни. Господь избавил наш народ от одной болезни, безбожного коммунизма, говоря: «не согрешай, да не горше что тебе будет». Чем больше грех будет распространяться в нашем народе, тем горше ему будет. Скорбей, конечно, не избежать, но как избежать той скорби, которая называется смертью второй, смертью вечной, не только отдельных, а миллионов людей?
Сегодняшнее Евангелие говорит прежде всего о том, что духовная жизнь совершается тогда, когда мы видим то, что с нами происходит. Первый вопрос, который Господь задает этому расслабленному человеку — каждому человеку, в грехах находящемуся: «Хочешь ли исцелиться?» Весьма существенный вопрос, потому что если этот человек 38 лет находился в болезни, может быть, у него умерла уже всякая надежда, и осталось только безразличие и тупое отчаяние. В глубине своего сердца он, может, говорит: «Будь что будет». Это не то, что он волю Божию принимает, скорее, он готов принять волю диавола. Он смиряется в глубине своего сердца с тем, что происходит. Это не то смирение, которое готово принять заслуженно за свои грехи то, что Господь ему пошлет, это страшное смирение перед злом.
Я помню, когда у нас только открылся храм в 1991 году, одна наша сердобольная служащая привела к нам нищего, которого встречала каждый день у Скорбященского храма. Он грязный сидел на земле, ноги у него уже почти атрофировались и были под угрозой ампутации. Его помыли, накормили, дали помещение, потом устроили в больницу. А через несколько дней служащая видит его снова сидящим на том же месте у врат соседнего храма. Оказывается, этот человек просто сбежал из больницы, и когда его стали спрашивать, в чем дело, он ответил, что ему так лучше. Здесь ему хорошо — не надо лечиться, ему ничего не надо, ему нравится такая жизнь.
И это происходит не только с бомжами, которых так много сегодня, а это происходит с народом, которому хорошо, что его спаивают, хорошо, что его растлевают. Хорошо, что заводы останавливаются — работать не надо. Сменится что-нибудь — работать заставят. А так можно и водочку попить, пойти удочку закинуть, жить жизнью расслабленной, безответственной, как живется, ничего не менять, ничего не делать.
«Хочешь ли исцелиться», — спрашивает Господь, в этом всегда существенный вопрос. И там, где нет желания перемен, эти перемены невозможны. Самое страшное состояние, в котором сегодня пребывают многие грешники и целый народ.
Господь, услышав немедленный ответ этого человека, что он хочет исцелиться, только нет человека, который бы мог ему помочь, говорит: «Встань и ходи». Духовная жизнь заключается в том, чтобы мы познали свою греховность и свое бессилие самим преодолеть этот грех. Но этого недостаточно. Мы все время говорим, что спасти нас сейчас может только чудо. Но чудо только тогда произойдет, когда наша воля соединится со всемогущей силой Божией, тогда мы встанем, возьмем свой одр болезни, на котором мы находимся, и начнем ходить. Это тайна спасения. Необходимо желание и необходимо усилие, чтобы Господь все изменил. Причем Господь говорит этому человеку, который тридцать восемь лет пытался встать, чтобы он сделал невозможное: «Встань и ходи». Только тогда, когда мы сознаем то, что с нами происходит, когда мы готовы приложить усилия преодолеть это, когда мы понимаем, что если вместе со Христом, с Богом, мы совершим это усилие, тогда произойдет чудо.
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о пути к победе, которая предлагается каждому человеку и всему народу. Увидеть, где мы находимся, понять, что значит не 38-летнее, не 40-летнее, а более продолжительное странствование в пустыне безбожия. Почему никак не может совершиться обновление, второе крещение нашего отступившего от Христа народа? Увидеть свое бессилие что-либо изменить, исполниться желания, чтобы это перемена наступила, и решимости сделать то, что Христос говорит. И тогда, как бы ни казалась невозможной эта перемена, мы дадим Господу возможность беспрепятственно действовать, и невозможное человеку станет возможным Богу. Только тогда мы победим тех, кто до сих пор побеждали нас. Воистину воскресе Христос! Аминь.
Божественная Литургия 18 мая 1997 года
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"