Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня воскресенье, посвященное памяти святых отцов Первого Вселенского Собора.
Мы должны услышать предупреждение Святой Церкви о том, что исповедание подлинной веры дается нам по благодати Божией. Это выше всякого ума, выше самых великих способностей человека. О Боге мы можем знать только то, что Сам Бог открывает о Себе. То, что Он открывает Своей Церкви, то, что Церковь свято хранит всегда. Мы призваны к тому, чтобы в послушании вере, тайнам веры и заповедям Христовым это богооткровенное знание Церкви стало нашим личным знанием. Чтобы мы с вами пребывали в Церкви, которую Господь стяжал Своей честной Кровью, и чтобы мы не внешне принадлежали к ней и верили в то, что Господь сильнее всего, какие бы испытания и скорби, какие бы искушения нашей веры, нашей жизни ни встречали нас.
За всенощной мы слышим слово Евангелия о тайне Церкви. Господь Воскресший, явившись Своим ученикам на озере Тивериадском после бесплодной их ловли рыб, повелевает забросить сеть по правую сторону лодки. И совершается великий улов, так что называется число пойманных рыб: сто и пятьдесят и три. Каким зрением, не считая, сразу видят ученики число этих рыб? Почему названо это число?
Конечно, у апостола Иоанна Богослова все имеет большее значение, чем простой земной конкретный план. Шестой час у него - час, когда наступает вершина скорби и испытания человечества, и шестой час - это когда Господь был распят. И это число - сто и пятьдесят и три - не внешним рассуждением, а благодатным видением всего, что совершается в мире, где все самые простые вещи исполнены глубокого таинственного света, определяется святыми отцами, как число полноты Церкви.
Не просто, конечно, это число названо. Святые отцы очень внимательно относятся к каждому слову Евангелия и не проходят мимо этой подробности. Они говорят, что речь здесь идет именно о призвании в Церковь Христову, об уловлении такого числа душ человеческих, которое включает в себя всех людей. Как апостол Петр, первоначально призванный Господом на апостольское служение после первой чудесной ловли рыб, припал к Его ногам: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный», и услышал от Спасителя: «Отселе будешь человеков уловлять», так теперь тайна уловления душ человеческих раскрывается в новом видимом знамении, предлагаемом Господом.
Святой Кирилл Александрийский говорит, что число сто означает все языческие народы, к которым посылает Господь апостолов. «В Евангелии сто овец - полнота тех, кого Господь хочет спасти; в притче о сеятеле полнота жатвы открывается в меру стократную, так и здесь». Число пятьдесят, по его разумению, означает число иудеев, принявших Христа первоначально, и тех, которые должны обратиться ко Христу в конце времен. А три - это Пресвятая Троица, Которая все соединяет и спасает.
Блаженный Августин говорит, что число десять - это ветхозаветные заповеди. Число же благодати - семь, потому что семь даров Духа Святаго. Закон и благодать - десять и семь - соединяются Богом в одно, а если сложить все числа от одного до семнадцати, вы получите сто пятьдесят три. Так премудро Господь устроил все в мире в исчислении всего, чтобы все, желающие жить по истине, вошли в число спасенных.
Блаженный Иероним говорит, что на самом деле все проще. Не нужно заниматься, может быть, очень мудрым, но слишком сложным богословием, в то время как очевидно, что речь здесь идет о спасении всех людей и всех народов. Сто пятьдесят три рыбы - множество самых разнообразных рыб - символизируют все разнообразие народов, призванных в Царство Христово, то есть все народы без исключения, приглашаемые Господом к покаянию, чтобы войти в живые воды новой жизни.
Какое необычное богословие этих святых отцов! Святая Церковь нас предупреждает, чтобы мы не дерзали заниматься внешним исчислением каких-нибудь чисел, например, числа 666 или числа 888, или какого-нибудь другого очень таинственного числа. Только через стяжание Духа Святаго, через благодать мы можем понимать значение всех простых явлений, относящихся к Богу и к тайне нашего спасения. На Первом Вселенском Соборе, вы помните, святитель Спиридон Тримифунтский показал, что все, что есть в тварном мире - любое слово, не только омоусиус (единосущный), но любое слово, любое число, Богом данное, любой предмет может свидетельствовать об истинах Творца и творения, о соединении Бога с человеком, даже о тайне Пресвятой Троицы. Он взял плинфу, простой кирпич, и сказал: «Смотрите!» И все увидели, как кверху из этой плинфы вырвалось пламя, а вниз истекла вода, а в руках у него осталась глина. И он сказал, что точно также непостижимо сохраняется одно естество в Боге, и при этом существуют три Ипостаси.
Святитель Спиридон Тримифунтский изобразил как бы икону, предельно простую, потому что он был в Боге. И потому его проповедь на Первом Вселенском Соборе смогла перевернуть образ мыслей очень искусного, красноречивого, все знающего философа-язычника. Он говорил: «До тех пор, пока приводились различные доказательства в подтверждение истин Православия, я находил против них другие, более искусные аргументы, но когда этот человек говорил, из уст его исходила некая сила, которой не может противиться человек, если он ищет истину».
Это напоминание о том, как Церковь открывает нам тайны веры и каким путем может человек приходить к этим тайнам веры сам.
Мы упоминали сегодня слова святых отцов о том, что истина спасения обращена ко всем. Но если бы Церковь, если бы святые отцы не отстояли эту истину, если бы Арий одолел, то не было бы спасения. Он обладал огромной силой привлечения к себе, и не только легковерных людей, как может показаться. Даже после того, как эта ересь была на Первом Вселенском Соборе обличена и сокрушена, она еще долго продолжала волновать Церковь. Был период, когда во всей Церкви Христовой только один епископ на Востоке - святитель Афанасий Великий, и один епископ на Западе - святитель Иларий Пиктавийский - исповедовали Православие. Сотни епископских кафедр были заняты еретиками, и вся Церковь, казалось, была уже арианской.
Только Духом Святым, только даром Бога - не числом, не чем-то внешним - открывается и хранится истина. И она всегда побеждает, даже если исповедники истины остаются в абсолютном меньшинстве. Как это было, например, в VII веке, когда один простой монах, преподобный Максим Исповедник, спас всю Церковь, в то время как все епископы оказались еретиками. Господь попускает быть таким страшным испытаниям в Церкви, чтобы мы поняли, что только от Бога можно узнать истину, и только в верности Богу можем мы эту истину принять и сохранить. И Бог всегда силен рассыпать любую беду, кажущуюся уже неодолимой, даже если она уже в самой Церкви.
Слова Божественных учений столь драгоценны, что от них зависит судьба всех людей, всех народов, ста пятидесяти трех миллиардов людей. Всех, когда-либо живших и когда-либо имеющих быть на земле людей. В Евангелии сказано: «И толико сущу не проторжеся мрежа». Если бы хоть одна нить была гнилая в боготканных словах святых отцов, если бы порвалась хоть одна нить, то не удержала бы эта сеть рыб, подаренных морем жизни. И никто в Церкви не был бы спасен.
Воистину Господь хочет спасти всех людей без исключения. Самое удивительное, что сеть, которая поймала сто пятьдесят три рыбы, столь огромное число, не прорывалась от множества рыб. И это значит, что если все народы войдут в Церковь и в Царство Божие, все люди без исключения, никому не будет тесно - еще останется место, как говорит Христос в другой Своей притче. Как Господь на Кресте всех без исключения обнимает любовью Своею, так и Церковь Его открыта для всех людей.
Будем внимать этой тайне, будем со страхом Божиим исповедовать Символ нашей веры, принятый святыми отцами Первого Вселенского Собора до слов «И в Духа Святаго», с тем чтобы Духом Святым, который открывается верным Господу, давалась нам истина. «Держи то, что имеешь» - говорит Откровение (Апок. 2, 25) - держи то, что ты принял, чтобы Церковь, которая это приняла, никогда не потеряла истину. Чтобы были в ней люди, верные этой истине до смерти, потому что неложно Господь верным Своим обещает венец жизни. Аминь.
Всенощное бдение 7 июня 1997 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Продолжается наш праздник Вознесения Господня. В оставшиеся дни в течение этой седмицы Святая Церковь призывает нас молитвенно готовиться ко дню Пятидесятницы, когда впервые после долгого перерыва мы воспоем «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины». Дай Бог, чтобы мы приняли утешение истины от Духа истины, потому что человек ничем не может утешиться, как только истиной. И он только тогда становится человеком, когда причастен истине. А в мире существует много лжи и греха.
Сегодня у нас память святых отцов Первого Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее. После того, как императору Константину Сам Господь явил знамение Креста на небе и сказал: «Сим побеждай», тот прекратил гонения на христианскую Церковь, длившиеся почти три столетия. И сатана, видя, что ему не удается уничтожить Церковь физически, стереть ее с лица земли, делает все, чтобы разрушить ее изнутри лжеучениями.
Первый Вселенский Собор отстоял, прояснил и утвердил православную веру. В то время появились лютые волки, не щадящие стада, как говорит сегодня нам апостол Павел (Деян. 20, 29), которые вышли из среды самих христиан. Дух Святой собрал святых Божиих людей на Собор, так чтобы истинные Христовы учителя могли быть увидены и отделены от ложных. Это были особые, богоносные люди, ибо в них жил Христос и сияние Христово отображалось в них.
Достаточно упомянуть трех из наиболее известных отцов Первого Вселенского Собора, чтобы мы могли представить, какими были остальные отцы. Прежде всего, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских - «правило веры и образ кротости» - который заушил нечестивого Ария, потому что эта ересь угрожала спасению людей, всего человечества. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, который во удостоверение непостижимого соединения в Святой Троице трех ипостасей взял строительный камень, плинфу, и благодатью Духа Святаго из этого простого кирпича, кверху взметнулось пламя, вниз пролилась вода, а в руках у него осталась глина. Благодаря его благодатному слову непостижимые тайны Пресвятой Троицы стали ясны языческому философу. И был там святитель Афанасий Великий, вся жизнь которого - непрестанные ссылки и изгнания. Были времена, когда только он один из всех епископов оставался православным, потому что все остальные епископские кафедры были заняты еретиками-арианами.
Многие из святых отцов прибыли на Собор, неся на своем теле раны, полученные ими во время недавних гонений на веру Христову. Например, святой Пафнутий исповедник. Мучители вырвали ему глаз, требуя отречения от Господа. Эти люди могли свидетельствовать о свете, потому что они были бесстрашны в стоянии за истину в годы гонений. Они могли свидетельствовать о свете, потому что видели свет истинный, свет Христов. И этот свет истины, как мы сказали, запечатлевался на их лицах и в их речах.
Они воистину были верны до конца Тому, Кто принял крестную смерть ради нашего спасения, были причастны всем тайнам веры. Они были просвещены самой истиной. Исповедание спасительной Божественной истины, которая запечатлена в Символе веры, их устами произносил Сам Дух Святой.
Вот об этом мы будем помнить всегда, какою ценою обретается истинное богословие. «Отдай кровь и прими Дух», - как говорят святые отцы, прежде чем говорить о том, о чем можно говорить только в Духе Святом. А не то, что мы можем, к сожалению, часто наблюдать в богословии, людей очень образованных, хорошо говорящих и обладающих не только гибким умом, но, как говорится, и гибкою совестью. Когда одно сочетается с другим, ум становится слепотствующим в исповедании догматов. Уста еще произносят, как будто, те же самые истины, но они не могут передать эту истину другим людям.
Именно о еретиках святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит известные слова, что это были люди часто гениальные по уму своему, но страстные в аскетическом смысле этого слова, то есть, подверженные самому главному греху, в котором присутствуют все грехи - гордыне. Свой ум они ставят выше разума Церкви, а, как сказал апостол, Церковь имеет ум Христов (1 Кор. 2. 16).
Мы слышим сегодня в Евангелии первосвященническую молитву Спасителя. Она воистину исполнилась на святых отцах Первого Вселенского Собора. «В том вечная жизнь, - говорит Господь, - да знают Тебя Единого истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа». Не плоть и кровь открывают человеку это знание, по свидетельству Спасителя апостолу Петру, а Отец, Сущий на небесах (Мф. 16, 17). Только неложное, непрЕлестное знание Бога, которое никто не может дать, кроме Бога, дает Церкви вечную жизнь, для которой созданы все люди и которую Церковь должна донести до всех людей. Прежде чем проповедовать истину и спасать людей истиной, Церковь - те, кто принадлежат ей - должны сами познать истину не одним умом, но ощутив в себе дыхание Божественной жизни. И со страхом и трепетом, с радостной готовностью ничего не пожалеть, только бы не утратить этого дара, свидетельствовать о присутствии Единого Истинного Бога в своей личной жизни. И если есть присутствие Его в нашей личной жизни, то она становится связанной с жизнью других людей.
И мы понимаем, что смысл нашей жизни, пребывания в Церкви заключается в том, чтобы сохранить эту истину и донести ее до всех людей, потому что она принадлежит всем - и тем, кто в Церкви, и кто еще «не двора сего» (Ин. 10, 16). Истина - это любовь, которая рождается от познания вечной жизни, познания Бога.
Без любви нет Церкви. Апостол Павел сегодня говорит Ефесским пастырям: три года я день и ночь со слезами проповедовал вам о Христе (Деян. 20, 31). Почему же он со слезами проповедовал? Потому что он видит: как бы ни был человек грешен, он создан для небесной жизни. И для него нет другого желания, как донести эту истину до каждого человека. Где умирает любовь, говорят святые отцы, там умирает дело Христово, там Церковь перестает быть Церковью.
И вот эта любовь, о которой сегодня Господь говорит в Своей первосвященнической молитве: «Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, кого Ты Мне дал, ибо они Твои». Неужели Господь не молится обо всех, а только о Своих учениках? Ученики Христовы, говорят святые отцы, - это добрая земля, на которой Небесным Сеятелем посеяно доброе семя. Если погибнет это семя, то весь мир зарастет дикой сорной травой. Поэтому необходимо смирение и мудрость: надо оградить вначале малое поле - то, с чего началась Церковь Христова, надо спасти то малое стадо, в котором присутствует Сам Христос, а потом уже можно идти дальше.
Сколько мечтателей было в человеческой истории и в Церкви, в том числе, таких, что горделиво предлагали осчастливить сразу весь род человеческий! Христос тоже пришел всех спасти. Но разница заключается в том, что проходило немного времени, и от обещаний этих мечтателей ничего не оставалось. Во всех этих лжеучениях была одна особенная черта: желание понравиться всем. И для этого надо было всем угодить. Для этого надо было создать другое христианство. «Православие не подходит современному человеку, - говорят враги православия, - оно слишком требовательно: посты какие-то, длинные богослужения. Надо все упростить, встать вровень с современными людьми. Приходите к нам, у нас все понятнее, приятнее, доступнее. Вообще, давайте объединимся, создадим одну общую религию, и сразу спасем всех».
«Не о всем мире молю» - говорит Господь. Так всемирный потоп был, несмотря на кажущуюся жестокость, проявлением Божией заботы о всем человечестве: чтобы спасти одну чистую ветвь, надо было отсечь все остальные ветви, которые настолько прогнили, что они могли заразить смертельной болезнью и эту единственную здоровую, и тогда все древо человеческого рода навеки погибло бы. Точно так же мы должны понимать истребление нечестивых языческих народов Израилем, о котором мы читаем в Ветхом завете. Если бы не сохранился в человечестве тот чистый, незамутненный в исповедании Богом данной веры остаток, о котором апостол Павел говорит (Рим. 9, 27), то не явился бы из него Мессия Христос, Спаситель всего рода человеческого.
Велико было развращение допотопных людей и язычников, но благодаря пришествию в мир Христа и для них среди беспросветного ада воссияла надежда. Вы помните, как апостол Петр говорит об этом. Христос, сойдя во ад, «находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя, во времена строения ковчега» (1 Пет. 3, 19-20). И те из нечестивых людей, погубленных потопом или беспощадным истреблением богоизбранным народом, кто приняли проповедь покаяния, были спасены.
Судьбы человечества связаны с хранением истины. Все, что происходит в мире, все катаклизмы, потрясения, войны - все сводится к одному простому: насколько хранится истина в роде человеческом, настолько Господь хранит его. Поэтому так опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Слово Писания отвечает таким людям: «Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15, 11-12). Пока в мире будет хоть один человек, говорят святые отцы, до конца верный истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.
«Не о всем мире молю» - молится Христос. Весь мир так Бог возлюбил, что Сына Своего Единородного послал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (1 Ин. 4, 9). Христос молится о мире и умирает за этот мир. Но прежде всего Он молится за тех, кто принимают Его слово истины и веруют Ему. И Он молится о всех верующих в Него на всяком месте и во все века. И мы с вами охвачены этой молитвою Господней.
Господь видит опасность, которая исходит от мира для Церкви Его. «Сохрани их от мира» - молится наш Господь. Неужели Он хочет взять Своих учеников из этого мира, послать огненные колесницы, как послал пророку Илии, чтобы вознести их на небеса, чтобы они были избавлены от этого мира? Нет, Христос молится о другом. Он не молится о том, чтобы Его ученики могли избежать мира и его ненависти. С неизбежностью эта ненависть обрушится как на Христа, так и на Его учеников, потому что они не будут соответствовать понятиям этого мира. Мир, который лежит во зле и во лжи, и те, кто освящены Божией истиной, всегда будут противостоять друг другу. Воля Божия, воля Христова в том, чтобы мы взяли свой крест, а не сошли с него. И среди нас будут мученики, но каждый в свой черед, пока не завершится свидетельство.
Не молю о том, чтобы Ты избавил их от скорбей этого мира и от труда, и от креста - молит Господь - но о том, чтобы они были избавлены от неприязни, чтобы в этом противостоянии миру они могли победить, чтобы мир не победил их. И те, кого хранит Бог, будут всегда в безопасности, потому что кто может противостоять силе Божией! Под Божественным покровом будут всегда все, кто совершает служение Божие, кто стоит за истину. И в этот момент Спаситель обращается к Богу Отцу.
«Отче Святый» - говорит Он. Бога он называет Святым, то есть, Тем, Кто ненавидит грех. И Кто сделает святыми всех, кто Ему принадлежит и сохранит их от греха и от всякой лжи. «Сохрани их от зла» - говорит Он. «И избави нас от лукавого», - молимся мы Господу - защити от диавола искусителя, чтобы вера наша устояла. Спаси нас от губителя душ человеческих, сделай так, чтобы не было у нас смертельно опасного заблуждения, сохрани нас от зла мира сего. Не о том молится Господь, чтобы не было у нас скорбей и искушений, но чтобы мы сохранили свою веру в чистоте и непорочности, пройдя через все.
Сегодня мы, может быть, больше, чем когда-либо, нуждаемся в том, чтобы защитил нас Сам Господь. Мы погибнем, если Ты, Господи, не сохранишь нас. Но чем страшнее испытание, тем драгоценнее сияет истина, тем совершеннее радость. Сам Господь молится за нас, чтобы радость наша была совершенной. В этом смысл всего, что совершается в человеческой истории, в жизни каждого из нас. В этом смысл Его пришествия к нам. Бог желает, чтобы у нас была полнота радости, чтобы эта радость была у нас вовеки. Христос наша радость. И без Него всякая радость меркнет и становится быстро своею противоположностью.
Христос наша радость, и потому радостью нашей должен стать каждый человек, как для Него радость - каждый человек. И потому преподобный Серафим каждому приходящему к нему говорит: «Радость моя, Христос воскресе!» Оттого что Христос воскрес, это принадлежит всем людям. Каждый человек - радость для Господа, и для нас в Господе каждый человек должен стать радостью.
Потому апостол Иоанн Богослов говорит, и в этом заключается богословие святых отцов: «Для меня нет большей радости, чем видеть детей своих, ходящих в истине» (3 Ин. 1, 4). Аминь.
Божественная Литургия 11 июня 2000 года
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"