Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Все проповеди | Проповеди Протоиерея Александра Шаргунова

 

ПРОПОВЕДИ

Неделя всех святых в земле Российской просиявших

Протоиерей Александр Шаргунов

Всенощное бдение 2 июля 2005 года

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Собор всех святых в земле Русской просиявшихПраздник всех русских святых сопровождается у нас сегодня радостью еще об одной победе, одержанной, скажем смело, Православной Церковью над врагами нашего Отечества. Несколько лет длился судебный процесс над православными милиционерами Валерием Блохиным и Алексеем Коноваленко, вступившими в бесстрашную схватку с наркомафией в защиту наших детей. Мы все прекрасно понимаем, что означало бы торжество преступников. Как в случае с богохульной выставкой в центре имени Сахарова, им надо было преподать всем урок, что сопротивление преступлению есть преступление. И что оно уголовно наказуемо. Их торжество означало бы, что мы живем в государстве, которое под прикрытием закона ведет открытую войну против своего народа. Вы помните, с каким злорадством средства массовой информации, телевидение уже включились в кампанию клеветы, организованную против отважных милиционеров. Победа майора Валерия Блохина и старшего лейтенанта Алексея Коноваленко, оправданных судом, как и победа шестерых наших алтарников, - это победа всей  Церкви. Мы все молились о них, а некоторые из нас принимали деятельное участие в их судьбе. Господь говорит нам сегодня, что рано многие из нас опускают руки, полагая, что сделать больше ничего невозможно. И эта земная победа - несомненно больше, чем просто земная. Выйдя из зала суда, Валерий Блохин сказал с большим волнением, обращаясь к народу: «Я благодарю прокурора за все унижения, которые мне пришлось пережить в течение этих лет, за год, проведенный мною в тюрьме. Только так я мог узнать, что такое милосердие Божие и что такое любовь и верность совершенно незнакомых мне до этого людей». Эта земная победа заставляет в день памяти русских святых задуматься о главном, о путях русской святости вчера и сегодня. Мы знаем, что святость дается не за заслуги перед Отечеством и даже Церковью. Дела имеют значение только в той мере, в какой через служение Церкви и Отечеству является любовь ко Христу. Однако вера без дел, а значит и святость без дел - не существует.

Мы можем быть взволнованы только тем, что живое. То, что мертво, не касается нас. И самые прекрасные слова часто остаются бездейственными, если они не явлены в жизни. Жизнь призывает жизнь, и самые великие откровения приходят к нам всегда через живых людей. И это особенно верно, когда речь идет о Божественных вещах. В них - сияние близкого присутствия Бога. Можно произносить слово «любовь», как и имя Божие, всуе, не любя. И это слово будет безжизненно. Между двумя существами, по-настоящему любящими друг друга, слово любовь имеет иное значение, чем то, что может дать словарь. Потому что в жизни любовь - это знание, достигающее сокровенных глубин бытия. И было бы безумно и богохульно пытаться описать совне тайны Божественной жизни, к которым мы лично не приобщились. Ибо Бог есть чистая сокровенность. Он - тайна любви, Он - весь любовь, Его абсолютно невозможно познать, не вступив в живое общение с Ним. Даже тексты Евангелия, самые волнующие места Священного писания, касаются нас через слово, через пример, через жизнь, которая передает их нам и достигает нас здесь и сейчас. Всякое откровение в Писании и в Церкви обусловлено этой живой передачей через святых. Ибо святые, прежде всего, - не те, кто писал о Боге, кто рассуждал о Нем и строил богословские системы, но те, кто был сжигаем огнем Его любви. И через эти слова, иногда очень несовершенные, но всегда от избытка сердца сказанные, мы чувствуем неодолимую силу, потому что эти слова исходят от жизни и принесены нам ею. Именно в этом заключается смысл заступничества святых. Если Церковь придает святым такое значение и так празднует их память, то это потому, что через них совершается полнота нашего приношения Богу. Как могут говорить протестанты, что изумляться святым, любить их, молиться им значит занимать место Бога? Это все равно что сказать, что вот этот цветок незабудка мешает мне видеть другой цветок - ландыш, или фиалку, или розу, и все вместе - солнце небес. На самом деле все ведет к источнику одной бесконечной невидимой Красоты. И святые открывают нам в каждый век, в каждую эпоху, согласно испытаниям времени - всегда новым, вечный лик Христов. Без них само Евангельское благовестие потерялось бы в отвлеченных богословских построениях, превратилось бы в чистую схоластику, в фарисейство и законничество. Если Евангелие сохраняет и вечно являет свою новизну, то это потому, что через святых - преподобного Сергия Радонежского или преподобного Серафима Саровского, или святого праведного Иоанна Кронштадского, или блаженную Матрону, или святых Царственных мучеников - открывается бесконечный источник, который приходит к нам в этих человеческих ликах. И мы можем узнавать незнакомого лично, но близкого, родного нам человека, который волнует нас всею силою жизни, такой же, как наша, - с ее плотью и кровью, с ее трудностями, со страстными влечениями, побеждаемыми благодатью, и открывает, наконец, в человеке все величие и красоту Христову. Откровение не могло быть дано нам иначе. Мы никогда не узнали бы смысл Евангельской нищеты и всех заповедей блаженств, если бы преподобный Сергий Радонежский и преподобный Александр Свирский не ввели нас в эту бесконечную красоту, если бы они не показали нам, что значит бесконечное истощание Божества в Пресвятой Троице, если бы мы не научились от них, что Царство Божие внутри нас - в непрестанном молчании Превечного Слова. Вы скажете, что порой благодать сама достигает нас. Но кто из нас может сказать, что это происходит не благодаря чьему-то незримой молитве за нас в небесной или земной Церкви. Кто из нас так отозвался на дар благодати, как наши святые? И благодаря чьему предстательству отозвались они на нее? Поклонение святым отвечает этой нашей живой нужде, этой невозможности для нас трепетно отозваться на призыв Божий, не услышав голос, в котором присутствует биение человеческого сердца. Как лучше понять вечное раскрытие Божественной правды и любви в течение всей человеческой истории, чем в жизни святых! В знаменитом письме «к Диогнету», датируемом II веком, так сказано о Христе: «Тот, Кто был от начала, явился как новорожденный, и был увиден как «ветхий денми», ибо Он Превечный, и всегда рождается юным в сердцах святых».

Он всегда рождается юным в сердцах святых! Но не только в сердцах святых Он хочет рождаться всегда юным, но и в наших сердцах. Если нам дано откровение, и мы осознали необходимость принятия его через других людей, мы должны также осознавать, что и мы входим в эту соединенную Духом Святым цепь света и любви. И наше призвание - в следовании Христовой правде и раскрытию ее в нашей семье, в нашем граде, в нашей стране, в нашем мире. Мы не сможем понять, в чем значение святых, если в час, когда касается нас благодать, не сделаем немедленного вывода, что мы тоже призваны быть участниками этого служения. И наше христианское призвание - именно в том, чтобы каждому по-своему и в своей мере явить миру превечный лик Христов. Наш Господь вознесся на небо. Он оставил землю, неотступно пребывая с нами и в нас, идя рядом с нами по всем нашим земным дорогам, как с Эммаусскими путниками, чтобы привести нас к Своей бесконечной любви. Христос постоянно присутствует в человеческой истории, но Он не может быть больше видим. Если Он должен явить Свой видимый лик, чтобы быть узнанным не знающими Его людьми, это может совершиться через нас.

Мы все должны осознать наше призвание, наше незаменимое, неотложное, насущное для всего мира служение, увидеть, что все мы и каждый из нас - те, кто ответственен за откровение Бога Живого. Если мы хотим победить сегодня мир, если мы хотим остановить этот поток грязи и механических отношений людей друг с другом, если мы хотим восторжествовать над всем этим распадом, если мы хотим, чтобы рухнули стены Иерихонские, отделяющие наш народ от собственной страны и всех друг от друга, - это может произойти только тогда, когда каждый из нас начнет по-настоящему осознавать свою ответственность перед Богом. Как отважные православные воины Алексей и Валерий осознали свою ответственность перед Отечеством. Потому что, что бы мы ни делали, чем бы мы ни занимались, - мы посланники Божии, как говорит апостол Павел.

Что нам делать? Вне сомнения, мы не должны без умолку проповедовать о Христе, потому что мы живем в мире, где всем уже ясно: чем меньше говорят о истине, тем дороже она стоит. Мы не протестанты, не католики, которые готовы вести разговор о сокровенном с каждым встречным и сразу со всеми. Разве они не знают, как враги Божии хотят сегодня все заболтать? И одно из главных их средств - наряду с сатанинскими выставками и преследованием тех, кто выступает против преступного растления нашего народа, - так смешать слово Божие в своих телепередачах с рекламой греха, чтобы оно стало как бы не имеющим силы. Слава Богу, у нас есть православное радио и какие-то православные издания. Но весь вопрос заключается в том, как обрести нам подлинную силу слова. Кто-то из Святых отцов сказал, что говорить о Боге - это значит почти всегда ограничивать Его и очень часто искажать. Мы должны дать возможность Богу говорить через нас. Для этого нам надо предать Богу нашу жизнь, наши дружбы, нашу доброту, нашу ненависть к растлителям детей и распинателям православной России. Все, что есть живого в нас, все, что достигает человеческого сердца, все, что придает жизни иное, главное измерение. Ибо что такое человеческая жизнь, если она не освещена солнцем правды и любви? Что такое человеческая жизнь, если она не может положиться на улыбку ребенка, потому что его отдали на поругание диаволу? Что такое человеческая жизнь, если она не может быть принесена в жертву за другого? Если она вся охвачена отчаянием и бессмысленным протестом? Скажем более ясно. Прежде чем мечтать о собственном спасении - это еще ни о чем не говорит, - мы должны подумать, как донести это благовестие жизни до других, зная, что, будучи посланниками Христовыми, мы не себя должны прежде всего им передать, а Бога. Мы должны исполнять это служение и не думать о будущем. Будущее придет само. Так всегда шли православные воины в сражение, не зная, чем кончится война - поражением или победой, но зная, что они должны идти. И что нет больше любви, чем кто душу свою положит за друзей своих. Самое существенное - чтобы мы, христиане, были теми, кто жизнью своей всегда и всюду свидетельствует о Боге.

Еще и еще раз повторим, что речь не идет о том, чтобы осаждать барабанной пропагандой истины других, стараясь вложить в них наши убеждения. Речь идет о том, чтобы мы смиренно могли оплачивать все нашей жизнью. И приносить всюду, куда бы мы ни приходили, свет мужества в противостоянии торжествующему злу и свет надежды и радости. Если мы приносим радость, если в общении с нами кто-то может задуматься о том, что человеческие отношения возможны в ином свете, если при нашем появлении больше становится правды и справедливости - особенно там, где дело касается жизни и смерти многих, - люди не будут колебаться. В нас будут видеть то, что им жизненно необходимо, потому что в нас будут видеть живое отображение всегда юного лика Христа. Только так мы сможем, пусть в числе самых малых и последних, присоединиться к сонму великих свидетелей, которых мы прославляем сегодня. Они не просто слава Церкви, ее минувшей истории, но живой призыв к нам идти вслед им. Потому что в этом наше призвание, потому что и мы посланы в этот мир Богом, потому что Христос нас ждет, потому что сегодня - через нас - Он хочет явить всем Свою вечную юность и Свою неиссякаемую любовь. Аминь.

 

 

О призвании учеников

Божественная Литургия 13 июня 1999 года

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Поздравляем всех с великим праздником всех святых, в земле Российской просиявших.

Это особый для нас праздник. Вчера на всенощной, на литии, мы называли имена всех русских святых, и это длилось в течение часа. На самом деле, святых у нас больше. Если бы мы вспоминали в нашей молитве всех новых мучеников и исповедников Российских, всенощную, наверное, пришлось бы служить, как в древней Церкви — всю ночь, чтобы называть их имена до самого начала Божественной Литургии.

В этот день мы напоминаем себе слова древних отцов о том, что кто не почитает святых, близких ему по времени, тот не может почитать и древних. Тот не почитает и Самого Бога, дивного во святых Своих.

Вчерашний синодик мы начинали с молитв к Божией Матери, Которая действительно возглавляет сонм всех святых. Мы знаем, что Она особенно любит и благословляет русскую землю, и все русские святые всегда имели особую любовь к Божией Матери — такие, как преподобный Серафим Саровский, которому Она являлась двенадцать раз. Земля наша, украшенная бесчисленными чудотворными иконами Божией Матери, называлась домом Пресвятой Богородицы.

С просвещением русского народа связано имя святого апостола Андрея Первозванного. И имена таких святых, как архиепископ Мир Ликийских Николай Чудотворец! Наш народ столь возлюбил святителя Николая, что не только многие простые люди в России, но и во всем мире считают, что это русский святой. Настолько он стал нам близким, родным.

Можно было бы назвать множество других святых. Но мы должны особенно почитать новых мучеников и исповедников Российских, и осмысленно входить всей своей жизнью в их подвиг и страдания. Эти святые — заступники верных в наше время, исполненное еще большего беззакония, чем какие бы то ни было другие времена, и потому уготовляющего новые испытания для Церкви.

Мы должны сегодня особенно молиться наиболее близким нам святым — Царственным мученикам.

Убийство Государя Николая Александровича было покушением на всю русскую святость, на православную монархию, призванную хранить Церковь от внешних угроз, да и не только от внешних. Это было покушение на русскую святость, потому что оно было направлено на то, чтобы создать для большинства людей невозможные условия для духовного выживания, так чтобы человек растворялся в общей массе и легко терял то, что когда-то получил от Бога.

Признак, что мы почитаем новых мучеников и исповедников Российских — то, как мы относимся к таким мученикам, как новый мученик Евгений Родионов. Если мы способны духовно воспринимать этот подвиг, явленный в наши дни, значит наше почитание мучеников, пострадавших в годы коммунистического гонения, тоже не ложно, не лицемерно. Потому что это одна и та же святость. Или мы ждем времени, когда они перестанут быть новыми мучениками?

Всякий раз, прославляя святых, мы размышляем об особых духовных дарах, которые они получили от Господа. Мы говорим, что в каждом народе, так же как и в каждом человеке, есть какие-то черты, которые особенным образом роднят его с Господом. Не потому, что в других людях или в других народах эти черты отсутствуют, но есть какие-то особенные черты, которые присущи именно этому народу и этому человеку и соединяют его со Всечеловеком Христом.

Всем известно общее мнение о том, что русский народ отличается смирением и терпением. И это самые замечательные черты, потому что Христос говорит, что нужно научиться смирению. Божию Матерь «ублажат все роди» за то, что Господь призрел на Ее смирение. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), — говорит Христос. — «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13).

Однако, если эти качества не во Христе, то они становятся своей противоположностью. Они становятся тем, что губит человека окончательно. То есть смирение превращается в рабскую покорность злу, в раболепство — то, что мы можем сейчас наблюдать. Терпение же без Христа может становиться отдачей себя на милость любого победителя. И это мы видим сегодня, когда большинство людей терпеливо плывет по течению, не сопротивляясь злу и не различая добра от зла.

Поэтому сегодня мы должны особенно молиться нашим новым мученикам и исповедникам, явившим подлинное Христово смирение и терпение. Потому что мы призваны к той же самой святости. Мы щедро облагодатствованы от Господа теми же самыми дарами, что и святые. Всеми теми же дарами, ничуть не меньше, даже, может, чуть побольше. Потому, что у них не было такого сонма новомучеников, какой есть у нас.

Размышляя о призвании каждого народа и каждого человека ко Христу, невольно воспринимаешь каждое слово сегодняшнего воскресного краткого Евангелия, как связанное с этой тайной. Слово Божие — как солнце. Оно освещает все на свете и одновременно может какую-то одну подробность, одно явление, мысль высветить до конца.

Когда мы слышим о призвании первых учеников Христовых, то размышляем о призвании русских святых. Хотя Русь была призвана ко Христу последней, почти через тысячу лет существования Христианства, но слово Божие исполняется, так что действительно многие последние становятся первыми. Потому что Бог, благословляющий двумя руками, благословляет крестообразно. Подобно тому как ветхозаветный патриарх Исаак благословлял своих детей (Быт. 48, 14).

И мы можем видеть много общего в самых простых подробностях призвания первых учеников Христовых. Христос, проходя мимо моря Галилейского, призывает Симона Петра и Андрея, брата его. Господь не идет в царские палаты Ирода. Он не идет в Иерусалим, где первосвященники и богословы, потому что не много сильных, знатных и благородных призвано Господом к следованию за Ним. Но Он идет к морю Галилейскому — в землю, удаленную от столицы, где жили малообразованные, малокультурные люди, речь которых была груба и проста, так что она всякий раз выдавала с головой уровень их развития. Господь идет сюда, потому что Он видит не так, как видят все. Он хочет посрамить гордое и избрать смиренное, ничего не значащее для мира. Таким же было первоначальное призвание ко Христу Руси, многих русских людей.

Господь избирает людей бедных и неученых. Он показывает нам, что на бедность, нищету, оказывается, необходимо смотреть с размышлением, потому что в этом заключается некая тайна. Не в самой по себе нищете, а в том, что она может предрасполагать к стяжанию большей — духовной нищеты; к пониманию того, что человек ничего не может иметь сам, а все является только даром Божиим.

Оттого что эти люди были неучеными, мы не должны делать вывод, что в тайны Христовы могут смело и дерзко вторгаться люди невежественные. Нет, Христос говорит о том, что так велика истина, которую Он открывает, что всякая ученость, мудрость человеческая, всякое знание как бы ничто перед ней.

Господь избирает, как сказано в Евангелии, людей труда, и избирает их в момент труда. Как говорит преподобный Силуан Афонский, любить Бога не мешают и не могут мешать никакие дела. Никакой труд не является препятствием к тому, чтобы человек жил духовной жизнью. Наоборот, скорее праздность предает человека сатанинским искушениям и делает его глухим к зову Господню.

Люди, которых избирает на служение Господь — это не просто люди труда. Жизнь их была исполнена трудностей и опасностей, неизбежно связанных с рыболовецким ремеслом. Труд среди холода и зноя, среди грозной водной стихии. Как говорится, кто по морю не плавал, тот Богу не маливался.

Эта Евангельская подробность напоминает нам о нашем русском народе. Так было и с нашей Россией: где жизнь как море бед, где она полна испытаний и скорбей, там скорее люди могут обратиться ко Господу. Они более предуготовлены к следованию за Христом, потому что воины Христовы должны быть закаленными людьми и не бояться никаких лишений и гонений. Вся многоскорбная история русского народа предуготовляет его к тому, чтобы он следовал за Христом.

Мы слышим в сегодняшнем кратком Евангелии еще две удивительные подробности. Кого избирает Господь Своими самыми первыми учениками на земле? Он избирает тех, кто были учениками Предтечи и Крестителя Иоанна — учителя покаяния. Те, чья жизнь направлена к покаянию, легко открываются к вере Христовой. Поэтому если главные учители покаяния — стыд и совесть — будут потеряны в нашем народе, то люди никогда не смогут следовать за Христом. И заботы Церкви о просвещении мира, о служении миру должны быть, прежде всего сосредоточены здесь.

Наконец, Господь призывает братьев: Симона Петра и Андрея, Иакова и Иоанна на служение. Две пары братьев — Петр и Андрей, Иаков и Иоанн — это самые близкие родственники. Какая удивительная радость! Посмотрите каждый на свою семью. Где мы найдем, чтобы братья следовали за Господом вместе?

К нашему великому горю мы понимаем, что чаще всего дается нам в жизни исполнение пророчества Христова, что восстанут чада на родителей, и восстанет брат на брата. Это то, что является, к сожалению, более известным для нас, и горем, понятным каждому из нас. Это было во время гонений на нашу Церковь, и назревает сейчас.

Мы должны молиться о том, чтобы нашим близким было даровано спасение заступничеством всех святых. Прежде всего — молиться о своих родных, потому что кто нерадит о своих близких, тот хуже неверующего, говорит нам слово Божие. И апостол Павел говорит, что он желал бы лучше сам быть отлученным от Господа, лишиться всей радости и вечной благодати, быть в адских муках во веки веков, чем видеть своих единоплеменных сродников отлученными от Христа.

Значит, сродниками нашими мы называем не только тех, кто в нашей семье, а всех наших единокровных, русских людей. О всех этих людях сегодня наша молитва.

Конечно, в самом глубоком смысле нашими сродниками являются только святые, в земле Российской просиявшие. Они наши самые родные люди, самые близкие, мы молимся им, как молимся святому Царю-мученику Николаю. Через Царя-мученика Господь явил образ святой семьи, для того чтобы наш народ, покаянно осознавая, что произошло, и прославляя своего святого Царя, мог бы объединиться вокруг Царской Семьи, вокруг этой иконы, в единую семью. Будем надеяться на это и молиться нашим святым мученикам.

Когда Господь призывает своих первых учеников, то они тотчас оставляют все свои сети, лодку и отца, и следуют за Христом. Мы видим, какою силою обладает слово Божие, и во всех наших самых скорбных обстоятельствах, среди поражений всегда будем возлагать нашу надежду на Бога, на Его благодать, которая в одно мгновение может изменить все.

Всякий, кто однажды получил милость от Бога, так что сердца коснулась Божия благодать, знает, что из самых страшных беспросветных обстоятельств, в самом глубоком, как смерть, отчаянии одно лишь прикосновение Божией благодати преобразует все в одно мгновение, так что все делается иным.

Слово Божие обладает такой же удивительной силой. Господь сказал, и слово стало делом, и ученики Его тотчас последовали за Ним. Но для того, чтобы совершилось чудо, для того, чтобы исполнилось слово многих русских святых о возрождении России, нам надо научиться тому послушанию Господу, которое явили Его первые ученики, и явили все наши русские святые — чтобы мы знали, каким неисследимым богатством обладает народ, следующий за своим Господом, за своими святыми, через какие бы испытания ни вел нас Господь. Чтобы мы уподоблялись отцу веры древнему патриарху Аврааму, который шел, не зная, куда он идет, но прекрасно зная, за Кем он идет. Аминь.

 

 

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru