Царство небесное, вечная память всем усопшим. Накануне Недели о Страшном Суде Церковь, прежде чем участь наших близких определится на вечные времена, приносит свое ходатайство за всех. Сегодня Церковь возвещает о том, что Бог хочет всех спасти. Это самое главное в евангельском благовестии. Бог наш, говорит апостол Павел, Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Бог не создал человека для смерти. Бог - податель жизни, и жизни истинной и совершенной. Для того чтобы ясно показать Свою волю о спасении всех, Он послал Сына Своего Единородного. Зримо явлено было это желание Бога о спасении всех. Господь наш Иисус Христос жизнь Свою на Кресте отдал ради спасения всех людей. Крест Христов, который будет предварять Его Второе Пришествие явлением на небе, да будет всегда напоминанием нам о том, что оно - не наказание, а, прежде всего, спасение, что от Креста Христова исходит жизнь, исходит блаженство, вечное избавление от греха и смерти. «Когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе», - говорит Господь о тайне Своего Креста. Когда Он будет возведен на Крест, когда жизнь Свою отдаст за спасение мира, Он всех людей привлечет к Себе. Не некоторых только, а всех людей. Это великое Божественное откровение - главное исповедание нашей веры, к которому мы должны постоянно возвращаться. Христос пришел спасти не праведников, а грешников. Тех, кто погибает в грехах, кто не имеет никакой надежды на спасение, кроме как на Господа. Поэтому слово Божие напоминает нам: «Совершайте молитвы, прошения, моления за всех людей». Снова звучит это слово: за всех людей. Ни один человек не может быть исключен из любви Христовой, из тайны Креста, на котором Он обнимает весь род человеческий.
Но возникает вопрос, почему же Церковь в Духе Святом непреложно установила, что за Божественной литургией, там, где совершается самое главное, победоносное ходатайство за души наших умерших, мы можем вынимать частицы только за крещеных, и крещеных в вере Православной? Ответ на этот вопрос дает нам Синаксарь наступающей Недели о Страшном Суде, где рассказывается о видении преподобного Макария Великого, когда он размышлял о судьбах всех людей, о том, что каждый человек создан по образу Божию и призван ко спасению. В пустыне он встретил череп некоего языческого жреца, и молитвой своей, Духом Божиим вызвал душу умершего человека и спросил, где он сейчас пребывает. И услышал ответ: «Мы находимся в несветимой страшной тьме». «Бывает ли у вас когда-нибудь какое-то облегчение?» - спросил его преподобный. «Да, - ответил он, - когда вы приносите Бескровную Жертву, когда вы совершаете Божественную литургию, мы начинаем немного видеть друг друга». Это говорит языческий жрец, тот, который служил не просто лжи, а темным силам в течение всей своей жизни. Но благодаря тому, что в Церкви Христовой совершается Божественная литургия, где вынимаются частицы за крещеных усопших, и соединяются с Кровью Христовой, одновременно происходит ходатайство за всех людей. Вот ответ на нашу печаль о тех, кто, может быть, не сподобился крещения, кто жил неизвестно как, не задумываясь о том, что такое жизнь и что такое смерть.
Святитель Ириней Лионский говорит, что наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение. Это значит, что если мы хотим помочь этим людям, то должны все сделать, чтобы сохранить в чистоте истину исповедания нашей веры. Потому что где нет чистоты исповедания веры православной, там не может совершаться подлинная Евхаристия. Там не может совершаться спасение и наших близких православных людей, не может быть ходатайства за тех, кто не знал истинного Бога. Между прочим, бывший языческий жрец сказал преподобному Макарию, что в несравненно более горших муках находятся те, кто был облагодатствован Господом, а потом жизнью своей попрал правду Христову.
Кровь Христова говорит больше, чем все наши молитвы. Вы помните свидетельство об этом преподобного Феодосия Черниговского. Когда накануне его прославления благочестивый архимандрит облачал тело святого, тот явился ему. Старец в ужасе пал ниц перед святым и сказал: «Что еще я могу для тебя сделать?» Тот ответил: «Поминай на проскомидии, это больше молитв святых». Это больше, чем все молитвы Церкви. Завтра, в день Вселенской родительской субботы, мы все придем на Божественную литургию. Дай Бог, чтобы мы пришли все помолиться за тех, кто дорог нам, о ком мы печалимся, с памятью о том, какое великое событие — поистине всемирного спасения — совершается за Божественной Евхаристией. С обещанием Господу хранить верность Ему и Церкви Его святой во всех тайнах нашей веры. Ради нашего собственного спасения, ради спасения наших близких благодатию и щедротами и человеколюбием Спасителя нашего. Аминь.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"