Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Все проповеди | Проповеди Протоиерея Александра Шаргунова

 

ПРОПОВЕДИ

Самый важный час

Протоиерей Александр Шаргунов

 

Апостол Андрей Первозванный — просветитель Византии, проповедник слова Божия даже во время страданий на кресте, которых Господь сподобил его за великую любовь к Нему. Согласно церковному Преданию, он прошёл также по земле, где через многие века будет воздвигнут град Киев, благословив её крестом и предсказав ей славное будущее. Может быть, этим его благословением сподобились и мы принять Святое Крещение.

Что повествует нам Евангелие о первой встрече апостола со Христом? Андрей был родом из Вифсаиды, из бедной семьи рыбака. Он и его брат Симон вместе со своим отцом ловили на лодке рыбу в Галилейском озере. Как большинство людей, они жили тихой неприметной жизнью. Братья Андрей и Симон отличались необыкновенным благородством. Их интересы не ограничивались делом. Они заботились не только о том, как поймать рыбу, что они будут есть, на что будут жить. У них были более важные интересы. Они верили в истинного Бога. Верили тому, чему учили Моисей и пророки. Благодаря всему, что они слушали и читали, у них возрастала надежда, что Мессия Христос — Помазанник Божий, Который должен спасти Израиль и весь мiр, скоро придёт.

Когда Андрей и Симон услышали, что Иоанн Пророк, именуемый Предтечей, пророчествует о Мессии и зовёт народ к покаянию, они поспешили к нему на реку Иордан и стали его учениками. Они были счастливы слышать и видеть Предтечу.

Однажды они увидели Христа, идущего по берегу реки. Иоанн Креститель, узнав Его, исполнился неизреченной радости и показал на Него Андрею и Иоанну, говоря: «Вот Агнец Божий», или, как он скажет в другой раз: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мiра». Эти несколько слов содержат всю тайну Божественного домостроительства. Как говорит святой Иоанн Златоуст, они означают, что Христос не просто один из многих агнцев, которых иудеи закалали каждый год на Пасху. Но Агнец с большой буквы, Единственный Агнец, прообразами и тенями Которого были все иудейские жертвенные агнцы. Он Искупитель и Спаситель мiра. Святой Иоанн Златоуст говорит, что слова «берет на Себя грех мiра» означают Его единственную жертву. Этой единственной жертвой прощаются грехи всех. Христос непрестанно берёт на Себя, возносит на свой Крест и очищает грехи мiра через тайну Божественной Евхаристии и нашей веры.

Когда Андрей и Иоанн услышали слова Предтечи, возвещающие о том, что Христос — Спаситель мiра, то решили приблизиться ко Христу. Они знали, что Иоанн Предтеча не будет опечален, если они пойдут со Христом. Он возрадуется, что они познали Того, о Котором сам Предтеча говорил, что он недостоин развязать ремень обуви Его. Так Андрей и Иоанн сподобились милости приобщиться несравненно более высокому познанию Бога, потому что Христос — Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний.

Андрей и Иоанн приблизились ко Христу. Он, видя их, идущих за Ним, обернулся и спросил: «Кого ищете?» Они ответили: «Учитель, где живешь?» Христос сказал им: «Идите и увидите». Христос взял Андрея и Иоанна не к Себе в дом, потому что у Него не было дома, но в дом одного из Своих друзей. В этой бедной хижине Христос принял Андрея и Иоанна и начал с ними беседу, которая длилась много часов. Как хотели бы мы узнать, о чём они беседовали! Писание не сообщает нам, о чём они говорили, но нет сомнения, что предметом их беседы было Царство Небесное, приходящее в мiр. Перед глазами учеников открылся новый мiр. Впервые они услышали то, что просветило их ум, согрело сердце, то, что вдохновляет человека на новую жизнь.

Это было первое знакомство учеников со Христом. Встреча произвела такое впечатление на Андрея и Иоанна, что один из них, Иоанн, написавший впоследствии Евангелие, отметил даже час встречи — «был же час десятый». Десятый час, согласно иудейскому исчислению времени, четвёртый пополудни согласно исчислению нашему. То, что эта встреча со Христом всё перевернула для них, можно видеть также из того, что Андрей не помня себя от радости, немедленно побежал искать своего брата Симона, и, найдя, сказал ему: «Мы нашли Мессию».

Христос — кристально чистый источник, живая вода, безсмертное древо, хлеб жизни и солнце, освещающее, согревающее и оживотворяющее всё, жемчужина самой великой цены. Какой бы образ мы ни взяли, он несравненно ниже реальности. Христос — Мессия и Искупитель мiра.

Для ап.Андрея самый важный час его жизни был тот, когда он встретил Христа. Этот час так глубоко запечатлелся в его душе, что он помнил его до другого часа — последнего в своей жизни, когда он тоже сподобился быть распятым на кресте.

Самый важный час. И теперь мы спросим себя: какой самый важный час в нашей жизни? Люди нашего времени ответят на этот вопрос согласно тому значению, которое они придают различным людям и событиям. Для «нового русского», связанного по рукам и ногам огромным долгом, самый важный час, когда он оплатил этот долг. Для заключённого на много лет самый важный час, когда двери тюрьмы для него неожиданно распахнулись. Для попавшего в плен самый важный — час освобождения. Для смертельно больного — час, когда он вдруг снова становится здоровым и выходит из больницы. Для юноши и девушки, любящих друг друга, — час, когда они вступают в брак. Для матери и отца — час рождения их ребёнка.

Из всех этих часов несравненно более важным является час, когда человек пробуждается от греховного сна и начинает видеть сладкий свет веры во Христа. Это час, когда он встречает Христа, не внешне, но духовно, и принимает Его как своего личного Спасителя и Искупителя. Это самый важный час из всех, потому что нигде больше человек не сможет найти радость, мир, искупление и спасение.

Есть ли такой час в нашей жизни? Пусть каждый ответит для себя на этот вопрос.

13 декабря 2009 г.

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru