Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня у нас особенный праздник, праздник святителя и чудотворца Николая, которому посвящен наш храм. И еще сугубая наша радость, потому что в этот праздник день ангела святого Царя-мученика Николая Александровича. Икона мироточивая святителя Николая и мироточивая икона всем известная Царя-мученика Николая, а также частица святых мощей святителя Николая и святого Царя-мученика находятся в нашем храме. Мы все знаем, сколько чудес было явлено еще накануне прославления заступничеством святого Царя-мученика, свидетельством тому являются два тома, почти в тысячу страниц, которые вышли недавно, где собраны эти чудеса. А о святителе Николае, может быть, не собрано столько свидетельств, но на самом деле если бы позаботились об этом, то - не знаю, уместно ли здесь слово Евангельское - самому миру не вместить этих чудес. И они продолжаются, эти чудеса заступничества святителя Николая. Совсем недавно нам прислали письмо из Орловской епархии, в котором рассказывается об одном из таких чудес.
«Мою бабушку звали Мария Семеновна Крюкова, в девичестве Недородова, из графской семьи. А дедушка Василий Федорович был купеческого рода, орловский. Его отец был ктитором церкви в Домнино. Где-то здесь у них было большое родовое имение, его продали. Когда семья стала большая и купили дом в Мценске, так что в Мценске их хорошо знали. И вот заболела моя бабушка раком прямой кишки неизлечимо. Врачи отказались ее лечить, обрекли. А она была еще молодая, дети. Она молилась. И вот ей снится сон, будто вешает она на чердаке своего дома белье, поворачивается и видит. Стоит святитель Николай и говорит ей: "Сшей мне рубашку". С тем она и проснулась. Они были богатые, но деньги все были у мужа. Она никому ничего не сказала, пошла и заложила в ломбард все свое золото, все украшения и заказала монашкам Введенского монастыря, которые шили золотом, архиерейское облачение для службы святителю Николаю, золотое. А когда сшили, взяла старшую дочку, повязались они низко-низко платками, как монашечки, и пошли пешком из Орла в Мценск к его чудотворному образу в соборе. К вечеру пришли, облачение в большой коробке несли. Начинается всенощная, они вызывают алтарника и говорят: «Вот, возьмите. Одна женщина просила передать Николаю чудотворцу, оденьте ему». И не сказалась, что от нее. И бабушка выздоровела. Рак у нее был, неизлечимый. Очень чтила она святителя Николая.
И умерла она знаменательно. В 1919 году на летнего Николу выпал небывалый снег. Она старенькая уже была, болела. И дети, и внуки не пускали ее на всенощную. Сугробы, говорят, были, а утром все растаяло. А она: "Нет, пойду к Николаю угоднику". А как пришла, совсем слегла и уже больше не вставала. Перед смертью пришел священник из Никиты, причастил. Собрались все у ее кровати. Ночь, отблеск огня на кафельной печке, лежит она такая веселенькая, розовая. "Ой, дети, кто ко мне пришел! " А мы: "Бабушка, скажи, кто пришел, что ты видишь? Скажи". - "Нет, нельзя говорить". Мы плачем, встали все на коленочки: "Скажи, бабушка! " А она: "Николай угодник" - "А что он говорит, бабушка, скажи". - "Нет, детки, нельзя говорить. Три слова сказал". И умерла с сияющими глазами в великой радости».
Таких свидетельств воистину, как мы исповедуем в нашем акафисте, неисчерпаемое чудес море. Святитель Николай - это великий святой. И в то же время, мы все знаем, такой простой, доступный. К нему обращаются как к родному: «Николушка, помоги». Недаром он выручает, когда квартирный вопрос или судебное разбирательство, или опасность какая, или позор. Попроси у Николая чудотворца. Не бойся, попроси у него, он услышит тебя. Так всегда говорили на Руси: «Трудно тебе, скажи Николе милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому». И мы, получая в ответ просимое, чувствуем, что это святой, который любит радовать. Что он при жизни дарил, и для него еще большая радость дарить сейчас. И видеть радость человека, когда ему дарят. Ведь самое главное в даре — видеть радость человека. Как радостно засияют глаза, загорится лицо. Для святителя Николая люди - как дети, которым он приносит подарки. А подарок - это надежда. Он святой подарочный, дарящий. Он накануне Нового года, он и зимой, и весной, наполняющий все праздником и сиянием. Как будто с ним снег теплей и цветы ярче. Зимой он предваряет Рождество Христово и впервые на всенощной его праздника на великом входе гремит рождественская стихира: «Вертепе, благоукрасися. Пастырие, свиряюще, свидетельствуйте чудеси страшному. И волсви от Персиды, злато, и ливан, и смирну Царю принесите». Церковь возвещает в этот праздник уже о приходе в мир Спасителя.
А весной со святителем Николаем полнота весны, Пасхи Господней.
Задумаемся сегодня, братья и сестры, почему святитель Николай такой милостивый и щедрый, такой безотказный. Потому что он знает, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. И потому святитель противостоит всякой тьме с отвагой и ревностью. Как часто нам недостает такой ревности там, где нужно действительно вступиться за оскорбляемую и попираемую святыню Бога и человека. И потому недостает нам Христовой любви и сострадания. Христова любовь всех обнимает собой, всех милосердует, всех хочет спасти, всех милует и жалеет. Но там, где она видит ересь и кощунство, она становится огненной ревностью, для которой невыносимо зло, угрожающее вечной гибелью многим. Так святитель Николай заградил уста нечестивого Ария, так святой Иоанн Златоуст заповедует нам: освяти свою десницу заушением еретика и кощунника.
Мы слышали чудо о дивной помощи святителя Николая, явленное в 1919 году. Еще одно чудо, в том же году явленное, хочется вспомнить в связи с этим. Как пришли в храм красноармейцы, а впереди них комиссар, обвешанный гранатами. Не снимая фуражки, шагнул к иконе святителя Николая, где горело множество свечей. И он вынул изо рта папиросу и прикурил от свечи. И тогда вспыхнула свеча, и раздался взрыв, разлетелся на кусочки этот кощунник, а никого из других, стоящих в храме, не тронуло.
Отчего сегодня у многих такое уныние? Оттого что ничего не видят, кроме своих несчастий, оттого что такое равнодушие к истине, к поруганию человека и страданиям других людей. Оттого что нет великодушия и жертвенности. Что же мы ждем от сегодняшнего праздника святого, который любит всех радовать. И хочет всем нам подарить сегодня радость.
Есть две радости, говорит Господь. Радость принимать, и радость давать. Мы все знаем слова Господа: блаженнее давать, чем принимать. Святые отцы называют радость принимать человеческой радостью, а радость давать - Божественной. Одна радость связана с другой. Нам, вообще-то говоря, нечего давать, пока не примем земное и небесное от Господа, но если мы будем только принимать и не отдавать другим, мы будем лишены Божественной радости. И когда кончится наша земная жизнь, вместо вечной радости у нас будет вечная мука. Господь и святые его, святитель Николай, радуются, когда мы отдаем то, что имеем, другим. И эта радость передается нам, так что уже сейчас мы можем ощущать в сердцах своих Божественное веселье, Христову благодать. Наивысшая радость, говорит преподобный Паисий Афонский, происходит от жертвы. Только жертвуя, человек вступает в родство со Христом, ибо Христос есть жертва. Это подвиг всецелой отдачи себя, его являют прежде всего мученики. Не зря мы сегодня вспоминаем и святого Царя-мученика Николая и весь сонм новых мучеников и исповедников Российских. И его являет святитель Николай в непрерывной все возрастающей радости милосердия, так что становится видны в ней вифлеемские ясли, Крест и Пасха Господни, которым любовью своей он хочет приобщить нас. Аминь.
19 декабря 2009 г.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"