Рассказ молодого священника. Размышление
"Брак у всех да будет честен и ложе непорочно"
Всякое дыхание да хвалит Господа
Милостыня – Царица добродетелей
Эта небольшая книжка - сборник моих газетных статей, которые печатались в разное время и в разных газетах. Раскрывая те или иные жизненные ситуации, с которыми я сталкивался на приходе и вообще в своей пастырской практике, я пытался отображать их в своих проповедях в храме и в печати. Я думаю, что читателям этой брошюры будет интересно поразмышлять над современными проблемами нашей с вами духовной жизни. Для написания своих статей мне много приходилось работать с книгами, использовать Священное Писание и Предание Церкви, а также высказывания Святых отцов православной церкви, мнения богословов.
Я надеюсь, что этот сборник частично ответит на волнующие вас вопросы, заставит задуматься о смысле жизни, о бытии человека, о многих проблемах нашего общества. А может быть хоть капельку, но даст толчок к преображению души через покаяние и молитву и обратит ваш взор к Богу...
Дай Бог, чтобы это послужило дальнейшему распространению веры церковной и утверждению людей на путях духовной жизни.
Иерей Вячеслав Семёнов
[Печатается по изданию о. Вячеслав Семёнов. Дорога к Богу. Алатырь, 2005]
ЧАСТЬ I
Размышление
У каждого человека свой путь к Богу. При встречах с людьми разных возрастов можно зачастую услышать один вопрос: «Как вы пришли к Богу? Почему стали священником?» Я думаю, не только мне одному задают эти вопросы. Трудно изложить ответ на бумаге, но я всё-таки постараюсь.
Сейчас такое время, когда очень много молодых священников. Что побудило их, порой даже не имеющих бороды, (как принято), встать на этот не совсем понятный для мирского человека путь? «Ведь вы молоды, и у вас те же человеческие потребности, что и у нас», - говорят с любопытством некоторые. Всё это правильно, священник такой же человек, как и другие. Но! Имеющий особую Божественную благодать, данную ему при рукоположении, которая и определяет его как священника. Давайте сравним ценности верующего христианина и мирского невоцерковленного человека. Что ценно для верующего? Целомудрие, кротость, смирение, воздержанность. А неверующему непонятно, зачем нужны посты, для чего принимать монашество, почему я должен лишать себя удовольствий мира сего? Пей, веселись, ибо завтра все равно помрёшь. Разные взгляды на жизнь.
Поиск
Каждый человек задумывается о смысле жизни. «Зачем я живу? Какая моя миссия в этом мире? Одинок ли человек во Вселенной? Существует ли высший разум, который контролирует все бытие во Вселенной?» Если человек задумывается и задает самому себе эти вопросы, то, конечно, захочет их разрешить в процессе поиска ответа. Так и мне пришлось начать свой поиск ещё со школьной скамьи. Время было атеистическое, и открыто о вере, о Боге никто не говорил. Но в глубине детского сердца были ростки доброго семени, которые впоследствии дали свои плоды.
Детство
Ребенок воспринимает мир больше сердцем, чем разумом, и душа его чиста. Так в детстве у меня была потребность делать что-то хорошее, кому-то помочь, в чем-то и был какой-то сдерживающий страх, благодаря которому я избежал не одно искушение моей жизни. Тут сказывается и воспитание, данное мне родителями. Я вышел из простой семьи среднего достатка и от души благодарен моим родителям, хотя не получил от них духовного воспитания. У нас в доме не было ни икон, ни постов, ни молитв, ни духовных бесед. Далеки мы были от веры. Детей нас было двое в семье - я и моя младшая сестрёнка. Детство проходило обычно, как у самого простого мальчишки. Было время детских шалостей, бегали ватагою сверстников в поисках приключений. И все же это было по-ребячьи чисто и открыто. С детства мне нравилась природа, вид на великую реку Волгу, заволжские леса. Неоднократно был я там на рыбалке. Как хорошо было! Солнце, тихое веяние теплого ветра, золотая рябь на реке. Детство - это самое светлое время в нашей жизни. Хотя и тогда были минуты детских переживаний. Вспоминается мне один скандал в семье между родителями. Я только сейчас полно оцениваю свое детское состояние души, и становится страшно. Для ребенка отец и мать - два любимых человека, и когда он видит раздор между ними, то очень сильно это переживает, глаза его наполняются слезами. С ранних лет я не любил несправедливость, не любил обмана. Не было привычки брать чужого. Как-то ещё в школе, соблазнившись, взял несколько чужих копеек, эти деньги «жгли» мне совесть, через минут двадцать я их просто выбросил. Любил нищих и пожилых людей, это осталось во мне до сей поры. Было интересно мастерить, помогать по хозяйству. Правда, бывало и ленился, когда заставляли что-то делать против моей воли.
Юность
Нельзя сказать, что жизнь моя была без особых жизненных перемен. В юные годы я уже самостоятельно посещал храм, какое-то внутреннее чувство тянуло меня туда, хотя я мало что понимал там. Но сердце наполнялось совершенно новыми, пока непонятными для меня чувствами. Крестили меня в детстве, все было как положено, несмотря на безбожное время. Таинство крещения я принял в Божием храме. И может ещё поэтому я тянулся туда. Загадочное мерцание свеч, сладковатый запах ладана и старинные иконы - вот мои впечатления от первых самостоятельных посещений церкви. Окончив школу, поступил в училище, посещал спортивную секцию. Взгляды на жизнь в процессе взросления менялись. У нас в доме появились две скромные иконы, Одна из них Пресвятая Троица, а другую я уже не помню. Пришло время, ушел в армию. Служил в инженерных войсках. Там, по всей видимости, проживая суровые солдатские будни, я начал искренне молиться Богу. Появилась потребность в молитве. Вдали от дома - от родных, от близких мне людей только молитва и воспоминания были моими утешителями. Конечно, тогда молился своими словами.
Были в молодости и глупости, ошибки и дурные компании. Господь миловал и вел меня своим путём, но более страшная опасность поджидала меня впереди. Дьявол, враг рода человеческого, везде ставит свои капканы, чтобы поймать очередную свою жертву. Этой жертвой чуть не оказался я.
Заблуждение
Я пошёл не по тому пути, увлекла восточная философия, оккультная литература. Правильного взгляда на духовность у меня не было. Я все воспринимал душой. Делая первые шаги в познании духовного мира, я приобретал порой неправильные понятия о Боге, о Вселенной. И все же Господь не оставил меня. Я знал одного очень благочестивого священника и постоянно спорил с ним, задавая вопросы на духовные темы. Сейчас я понимаю свое глубокое заблуждение. Через него Господь направлял меня на верный путь. Живя какое-то время этой псевдорелигией, я чувствовал себя пустым. Не было душевного спокойствия, был только мистический страх. Куда это могло привести меня - неизвестно, но милосердие Божие спасло меня. Новые трудности моей жизни снова привели меня в Церковь. Я познакомился со священниками и верующими людьми и быстро начал осваивать уже родное и близкое мне Православие. В Таинстве Исповеди я покаялся и отрекся от своих заблуждений. Придя домой, собрал все эти страшные книги, унес и сжег их в огне
Я на правильном пути
Радости моей не было предела, я стал православным верующим. Уже читал множество церковных книг. Какие-то купил, какие-то дали почитать мои новые друзья. Читал утренние и вечерние молитвы. Просто горел верою. Господь дает нам вначале вкусить эту духовную сладость, а затем необходим труд, подвиг для того, чтобы снова прийти к этой духовной сладости, то есть к Богу. Я помогал при храме, алтарничал, читал шестопсалмие во время службы. Появился у меня первый духовный наставник из числа священников. Он же дал мне направление на учебу в Тобольскую духовную семинарию. Я усердно готовился к вступительным экзаменам. Параллельно общался с выпускником этой семинарии, тогда просто Александром, теперь уже священником. Он много мне поведал о семинарии, о жизни семинаристов. Мне самому хотелось побыстрей испытать все на себе.
Семинария
Что дала мне семинария? Дала она мне многое. Знания (это несомненно), но более она дала мне духовное воспитание, дисциплинированность и правильный духовный взгляд на жизнь. Как бы мне опять хотелось оказаться студентом! Теплые воспоминания частенько трогают сердце. Сколько было хорошего! Вечерами, на закате солнца мы гуляли по Кремлю, оживленно беседуя о любви Божией, о милосердии. Но больше мне нравилось братство среди студентов-семинаристов, один за всех - и все за одного. Жили и учились мы на территории Кремля, в черте города. Красивое живописное место, Были и неприятные случаи, когда местные хулиганы обижали кого-нибудь из семинаристов. Но единство и принцип христианина «Нет больше той любви, кто душу свою положит за друга своя» ставил обидчиков на место.
Новое послушание
Волею Божиею я перешёл на заочное отделение и с благословения правящего владыки нес послушание в качестве помощника инспектора в духовном училище города Чебоксары, там же по послушанию преподавал церковно-славянский язык. Сдружился с ребятами-студентами. Все это мне напоминало мою семинарию. Душу терзало только одно - надо уже определяться в жизни, имелось желание послужить Богу и людям в сане священника. Нужно было определяться в путях: идти в белое духовенство, то есть иметь спутницу жизни, или нести суровый подвиг монашества? Я молился и просил Бога о помощи, и Господь не оставил мои молитвы без внимания. В очень короткое время я познакомился с девушкой, мы обвенчались. Все было неожиданно даже для нас самих. Она была верующей, чистой и скромной, такой, о которой я молил Бога. Время летит быстро, и вот уже меня рукополагают во священники. В моей начинающейся пастырской практике появляются первые искушения бесовской силою.
Один
По благословению правящего архиерея я был направлен в село Выползово Порецкого района. Была уже зима, дорогу заносило снегом, я доехал до нужной мне остановки и вышел, увидев красивый деревянный храм. Мне указали место моего нового жительства... Моя матушка осталась в городе по причине своей работы. Мне оставалось одному осваивать новое жилье. Красивый, аккуратный дом, выкрашенный зеленой краской. Снаружи он казался большим, но когда зашел внутрь, то увидел, что комнатки в нем небольшие. Кое-какая мебель тут уже была. Я стал жить и служить в старинном храме. Как-то вечером, уже было совсем темно, чтобы помолиться перед сном, я зажег свечу и стал подносить её к лампадке. Вдруг мне показалось, что с улицы кто-то бежит и вот-вот застучит мне в дверь. Тишина. А затем кто-то пробежал по всей избе, мне стало не по себе, но я все же зажёг лампадку и помолился. Разные страхи наводил на меня бес, пытаясь запутать. Только по молитвам духовного отца я оставался там, преодолевая эти искушения. Я познакомился с ним в Алатыре, когда еще не был священником. Благодаря нему, его молитвам в моей душе есть рвение и радение о спасении.
Алатырь
Теперь я нахожусь далеко от родного города и служу Богу на земле алатырской. Чистосердечно желаю, чтобы алатырский народ приобщался к Богу, становился православным.
Мне пришлось написать о своей жизни, о своем пути для вас, дорогие читатели, чтобы вы знали, что священниками не рождаются, а ими становятся. И у каждого из нас свой путь, пусть не обязательно к священству, но точно к Богу. Давайте присмотримся к своей жизни, не сбились ли мы с правильного пути?
Как гражданин своего государства, как христианин и, конечно, как священник не могу не высказать свою боль в душе. Дело в том, что у меня, как и у любого человека растут дети, и я как глава семьи особо ответственен за их воспитание. Но как закрыть глаза детям на явный беспредел (не побоюсь так сказать), который окружает их в нашей повседневной жизни? Средства массовой информации просто смакуют темы растления и разврата в самой извращенной форме. Сотни раз публикуется газетами сообщения о том, что большинство десятиклассниц в таких-то школах считают проституцию самой престижной профессией (не исключено, что эти сообщения могут быть намеренно лживыми, чтобы подтолкнуть слабые души «быть как все» - к разврату) или то, что к подобным сообщениям так привыкли, что их уже не воспринимают. Телевидение без всякого Божьего страха уже не в ночное время, а вечером, порой даже днём, показывает фильмы с откровенными сценами. Зрителями таких фильмов становятся беззащитные дети. Что они могут приобрести хорошего после такого фильма, разве расшатать свою детскую психику и иметь нечистое влечение, не характерное детскому возрасту. Идешь мимо газетного киоска, ужас охватывает душу. Кругом журналы и газеты с недвусмысленными картинками, от которых порядочный человек только может смутиться и покраснеть. О чем же думают наши дети, смотря на всё это?
Блудные отношения осуждаются во многих религиозных учениях (кроме разве что особо изуверных). Супружеские измены еще чаще рассматриваются как тяжкое нравственное преступление. Объяснение этому содержится в церковных правилах, как особый духовный закон: «Блуд не есть брак, и даже не начало брака» (правило 26-е святого Василия Великого). Блуд основывается на собственном удовольствии, семья же строится на взаимном долге и обязанностях. Нормальный брак должен начинаться с обязательств и обещания верности, за нарушение которой полагается нести ответственность.
«Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6,18-20)
Тут может прийти только одна мысль: кто-то целенаправленно хочет развратить наше общество, особенно нашу молодежь, наших детей. Ныне уже не секрет для многих, что появился новый тип бизнеса, детская порнография и проституция. Может для этого бизнеса и нужны эти искалеченные распутством детские души. Ведь это большие деньги и «плевать» на будущее нашего многострадального народа. Власть денег - корень всех зол, торжество маммоны, диавола: все продаётся и покупается - Отечество, красота и жизнь человеческая.
В советское время за распространение порнографии давали многие годы тюремного заключения, потому что понимали всю исходящую от неё опасность. Церковь определённо осуждает грех растлительства и приравнивает его к греху людоедства... Когда государство потворствует разврату, оно не заинтересовано в сохранении себя как государства. Это и неверующие все понимают, что ядро государства - семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос. Нельзя быть безразличными. От нашей безразличности и холодности могут погибнуть многие души. Нужно называть вещи своими именами. С подрастающим поколением мы должны чаще беседовать, наставляя и предупреждая их о разного рода опасностях, которые могут приключиться с ними. Надо их правильно ориентировать и учить правилам поведения, определяя границы допустимого. Некоторые скажут: «Ну и что, что ребенок смотрит фильмы, где есть откровенные сцены (разврата), пусть интересуется; это у них временное, подростковое; все мы прошли через это». Но я могу только возразить: если бы нам по телевизору показывали такой откровенный разврат, то трудно сказать, что было бы сейчас с нами.
«Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4,3-5).
Мало этой беды, мы еще видим призывы к однополой любви на примере популярной ныне группы «Тату» и т. д. Это однополая любовь Церковь называет содомским грехом, по названию ветхозаветных городов Содома и Гоморры, Они были уничтожены Господом огнем именно за эти противоестественные грехи. Сейчас на этом месте мертвое море.
Евангелие нас предупреждает, что блудники царствия Божия не наследуют. И мы знаем еще, что грех блуда по разумению Церкви, стоит рядом с убийством и идолопоклонством и на много лет лишает человека причастия. Сатане недостаточно растлить, главное - не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке. Надо помнить, что целомудрие - драгоценное сокровище, которое так легко потерять и которое нужно хранить, хотя это и непросто в наше время. Надо претерпеть и насмешки, и презрение, а может быть и более тяжелые испытания. Целомудренный - это человек целостный и верный. Нарушение целомудрия поначалу больно ранит совесть, а при повторении греха заглушает её голос. Душа без совести, как тело без чувства боли: режется до крови, обжигается до волдырей и ничего не чувствует. Так и погибнуть могут оба: и бесчувственное тело, и бессовестная душа.
Наш долг - возвысить свой голос, бить в набат, взывая к стыду и совести всех, заявляя громкий протест власть предержащим. Здесь болезнь вырождения нации, которая отражается в третьем, четвёртом поколении, вплоть до генетических искажений. Здесь - покушение на существование России, здесь вечная смерть, широкий путь в Ад, как говорит Писание.
Утверждение, что Бог - есть любовь, присуще только христианству. В других религиях то высшее, чего достигло религиозное сознание в естественном порядке, было представление Бога как праведного, милостивого судьи, справедливого, но не больше. Христианство утверждает нечто особенное, что Бог - есть любовь и только любовь (Основное богословие).
Когда читаешь разного рода литературу, журналы и газеты, особенно очерки из истории религий мира, часто на глаза попадаются материалы о религиозных языческих культах. Изучая их, приходишь в ужас. Вера язычника хотя и подразумевала поклонение Богу, но по сути поклонение воздавалось творению Божиему. Здесь мы можем увидеть поклонение небесным светилам, допустим, солнцу. У египтян бог солнца именовался бог Ра - центральное божество египетского пантеона. Существовало поклонение стихиям природы, огню, воде и т.д. Языческий культ, как ни странно, дожил и до наших дней в виде поклонения священным рощам, деревянным столбам - идолам. У северных народностей существует поклонение духам природы, духам предков. По сути дела это и есть общение с миром падших ангелов, то есть миром бесов. Но не об этом мне хотелось бы поразмышлять. В чём коренная разница между языческой верой и христианской? Чем языческие боги отличаются от нашего Бога, Святой Троицы?
Язычество отрицает вечную жизнь личности и ищет только земного благополучия, заключающегося в удовлетворении «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1 Ин. 2,16).
Как мы знаем еще со школьной скамьи, в языческом мире царствовали страшные законы. Человеческая жизнь не была так ценна, как она ценится в христианстве. Когда умирал египетский фараон, то вместе с ним умерщвляли весь его дом, где с ним жили жёны, придворные слуги, рабы, скот и т.д. При строительстве города в фундамент в качестве жертвы богам клался новорожденный ребёнок, дабы боги благословили их начинание. При военном походе приносили в жертву богам юношей и девушек для победы над врагами. Я не стану перечислять все эти кровавые ужасы языческих жертвоприношений. Но мы должны понять, что боги языческие требовали жертвенной крови, животной и самое страшное - человеческой. Языческие боги жаждут крови. В отличие от них Бог христианский, Иисус Христос, сам приносит себя в жертву за грешный род человеческий, проливает Свою Божественную кровь на Голгофском кресте. Господь определяет ценность человека и человеческой жизни в целом, принеся такую жертву. Ведь человек образ и подобие Божье. Боги языческие не имеют никакой симпатии, а тем более любви к людям. Вспомним событие воскрешения Лазаря. «Иисус, когда увидел Марию плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом, и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его». (Ин. 11,33-36).
Мы оказываемся свидетелями момента, когда Господь плачет и сострадает людскому горю, потому что любит. Идолы же, то есть языческие божества, безразличны к страданиям и бедам людским. Всё соизмеряется количеством кровавых жертв, которые должны принести эти несчастные для того, чтобы получить необходимую помощь. Ни в какой религии мы не найдем такого милостивого, любящего Бога, так смирившего Самого Себя. Евангелие повествует о Богочеловеке Иисусе Христе, который не был ни царем, ни богатым сановником, ни епископом, а был простым плотником из Галилеи. С детства своего подвергается страшным гонениям от царя Ирода. Выйдя на всемирную проповедь, Он не находит где и главу преклонить. Он постоянно в странствиях и в служении людям. Его проповеди несут жизнь и спасение людям. Ведь Он пришел в мир, чтобы спасти грешников.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). Бог воплотился в человеческое естество и Своим воплощением освятил, а по воскресении из мертвых вознес его к Божественному престолу Своему.
«Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6,20).
Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть свободно-личностное принятие Бога Спасителя. Поэтому все действия Божии в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой волей. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь, на земле. Господь же своей любовью постоянно делает все возможное, что послужит пользе и спасению человека.
Здесь просматривается полная аналогия с врачебной деятельностью. Как врач не награждает тяжелобольного, посылая его в санаторий, и не наказывает, делая ему операцию, а поступает по любви к нему, так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшие, то есть наиболее соответствующие их духовному состоянию условия для осуществления свободного выбора Бога и достижения спасения (Основное богословие).
Отношения человека с Богом можно видеть на примере евангельской притчи о Блудном сыне. (Лук. 15,11-32). Мы блудные дети Отца небесного, которые расточили всё своё имение, данное нам Богом, почти отчаялись, но всё же, надеясь на милость Божью, идём к Нему. Но что мы видим в евангельской притче? Отец уже давно на распутии дорог, он ждёт и надеется увидеть своего блудного сына. Так и Господь ждёт всех нас, уже преображённых через жизненные скорби и раскаявшимися. Бог милостив и щедр. Мы это видим из притчи. Отец прощает своего несчастного сына и даёт ему прежнее сыновнее достоинство. Так Бог прощает и нас после каждой нашей сердечной исповеди. Что нас больше всего убеждает в том, что Бог любит нас? Это Его жертвенная любовь, которая побудила Его спуститься с Небес и родиться от Святой Девы Богородицы, и стать Человеком по плоти, а затем через крестную смерть открыть путь к Богу.
"Брак у всех да будет честен и ложе непорочно" (Евр. 13,14)
...Мне как священнику не хотелось бы особо критиковать или обвинять кого-либо. Все, что сейчас происходит в мире: жестокость, ложь, распущенность нравов - породили мы с вами, а теперь расплачиваемся. Мы живем в эпоху больших соблазнов и искушений, катастроф и катаклизмов. Тяжело человеку противостоять всему этому.
Я просто постараюсь объяснить, насколько это возможно, руководствуясь Священным Писанием и Священным Преданием церкви, некоторые вопросы, касающиеся семьи и брака.
Ко мне как к священнослужителю подходят молодые пары, которые просят их обвенчать. Мне приятно, что молодые люди решились на такой серьёзный шаг - стать мужем и женою, испрашивая на это благословение Божие, подаваемое в церкви в Таинстве Венчания. Я стараюсь объяснять молодым, вступающим в законное супружество, что есть брак в христианском понимании. Брак - это не бесконечно продолжающийся медовый месяц, романтика и любовные грёзы. В браке или просто в семье бывают и скорбные моменты. Со временем супруги начинают видеть друг в друге множество погрешностей. И хорошо, если супруги проявят терпение, мудрость и не станут взаимно обвинять друг друга в недостатках и несовершенстве и тем самым сохранят семью. Но часто бывает, что они просто разочаровываются и расходятся, не желая видеть друг друга. Тут их даже не останавливает то, что они венчаны. В браке самое главное жертвенная любовь и, конечно же, самопожертвование ради любимого человека. Любовь всё прощает.
«Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих» (Еккл. 9,9).
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым (Святая Царица Мученица Александра Феодоровна).
Рассмотрим повнимательней, что говорит Священное Писание о браке:
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2,18). «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5,31).
«Они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6).
«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2).
Брак - это Таинство. Это самая тесная и самая святая связь на земле.
Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт ответственность за счастье и высшее благо другого.
А теперь рассмотрим вопрос о расторжении брака;
«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7,39).
«Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею» (Рим. 7,3).
«Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7,10-11).
Истинный брак в его идеальной красоте может быть только пожизненный. Как живой союз любви и сердечного расположения по образу Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Вступление в брак с мыслью о возможности расторжения его когда-либо делало бы невозможным полную преданность друг другу и вообще прочность взаимного союза.
«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32).
Причинами к разводу может послужить непонимание друг друга, а также неимение понятия, для чего они вступили в законный брак. В браке должны быть законные отношения: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5,22). Но как Церковь повинуется Христу, так жены своим мужьям во всём (Еф. 5. 24) (если муж, конечно, говорит правильно, трезво и не противоречит христианским заповедям). Здесь надо поступать мудро и рассудительно, согласовывая со своей совестью, опираясь на заповеди Божий. Фундаментом, на котором строятся семейные отношения, является бескорыстная любовь двух любящих сердец. Плодом же этой бескорыстной любви бывает, как правило, появление на свет новорожденного ребенка. «Жена спасется через чадородие...» (1 Тим. 2, 15). «И благословил Бог Ноя и Сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею)» (Быт. 9, 1).
Но как же быть, если один из супругов человек неверующий. Необходимо ли в этом случае разводиться? «Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается музеем верующим» (1 Кор. 7,14). Священное Писание призывает супругов к сохранению брака. И поэтому прежде чем идти с кем-либо под венец, надо хорошо все обдумать. И если твердо решили вступать в брак, знайте - обратного пути нет. Если взяли на себя крест, а семейная жизнь и есть крестоношение, то придётся его нести до самого конца своей жизни. Семейная жизнь - это подвиг.
Брак сохраняет нас от смертного греха - блуда. «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда...» (1 Фес. 4, 3-7).
Если супруги всё же разошлись и стараются создать другие семьи, они все равно остаются перед Богом мужем и женой. И все их новые брачные союзы вне Божьего закона, а значит не имеют на себе Божиего благословения.
Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать всё, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена. (Святая Царица- Мученица Александра Феодоровна).
Семьдесят лет безбожия и атеизма принесли свои страшные плоды. Народ забыл свою веру, свою культуру. Отношения к церкви, к священству и вообще восприятие религии стали строиться по телевизионным многосерийным сериалам наподобие «Поющие в терновнике».
«Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня» (Ос. 7,13).
На сегодняшнее время мы имеем страшную угрозу для физического, психического, духовного здоровья человека. И эта угроза исходит от религиозных тоталитарных сект. Постараемся дать краткое определение секте.
Секта - крайне узкое фанатическое религиозное течение, приверженцы которого считают себя исключительными в роде человеческом. Сектанты отличаются особой недоброжелательностью и даже агрессивностью по отношению ко всем религиям и другим сектам. Особенностью их поведения очень часто является навязчивость и желание привлечь в свою секту, поскольку во многих сектах вербовка (привлечение людей) является необходимым условием пребывания сектанта в ней. Чувство собственной исключительности на церковном языке именуется гордыней.
«Были и лжепророки в народе, как и у вас, будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отверзаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2,1). Когда человек не видит разницы между традиционной православной верой и сектами, то ему может угрожать опасность. «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (2 Пет. 2,10). Сектантская псевдовера (ложная, обманчивая вера) несёт страшную угрозу нашему государству и человеку в целом путем разделения нашего общества на разные религиозные общины, которые чуждаются друг друга, не признают общепринятую государственную власть. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13,1). «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от неё» (Рим. 13,3). Некоторые из них отвергают медицинскую помощь, запрещают делать переливание крови, даже если перед человеком угроза смерти. А также открывается путь к сумасшествию путем подавления личности и подчинению ей руководителю секты: вождю, старейшине и тому подобное, которого почитают богом или полубогом. Такое неистовое послушание часто укрепляется бессонницей, голодовкой, физическим надрывом, гипнотическим воздействием и другими подобными психофизическими средствами, практикуемыми сектами. Эти воздействия ведут человека к сумасшествию.
«Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит. 1,11).
Другие используют открытых и добродушных людей для приобретения материальных благ, заставляя продавать своё имущество, квартиры, машины и другие материальные ценности. «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16,18). Никакая секта не имеет ни малейшего права вмешиваться в семейную жизнь, тем более разбивать семью. Такой случай произошел в одной Алатырской семье по вине опять же секты. Понятно, почему я не указываю на те лица, которые пострадали в этих религиозных общинах, чтобы не причинить им ещё большей боли и неприятностей. Вспомним всем известный процесс под названием «Глеб Якунин и сектанты против Дворкина».
Дворкин Александр Леонидович - кандидат богословия, доктор философии, руководитель Информационно-консультативного центра священномученика Иринея, епископа Лионского на судебном заседании в Московском городском суде смело выступил против тоталитарных религиозных общин, которые подали кассационную жалобу на него в суд. Причина этой жалобы - вышедшая в свет книга «Десять вопросов навязчивому незнакомцу». В этой книге он учит, как противостоять вербовщикам из тоталитарных сект, как уберечь себя, чтобы не попасть в секту. В итоге после неопровержимых доказательств с его стороны о непосредственной опасности тоталитарных сект для общества и, в частности, для человека суд отверг все жалобы сектантов против Дворкина. И эта была очень важная победа не только для Русской Православной Церкви, но и для всей страны.
Значит, мы можем противостоять и бороться с этими лжемиссионерами. Напомню, в сектах жесткий контроль друг за другом. Нет личной жизни, человек должен жить только жизнью своей религиозной общины. В некоторых сектах образуются свои кооперативы, где работают по двенадцать часов в день. Нет должных санитарных условий проживания. Секта контролирует каждый шаг членов своей общины, ведет постоянно психологическую обработку. Будьте предельно внимательны к странным незнакомцам, которые подходят к вам на улице, предлагают красочные брошюры, желая вывести вас на разговор о Боге или приглашают вас на свои собрания, «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1,7). Если они позвонили к вам в дверь, не пускайте их в свои квартиры. Не будьте самонадеянны, не думайте, что вы запросто можете дать им отпор, эти люди хорошо подготовлены на разные случаи. В беседе с людьми они хорошие психологи, но только в свою сторону «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4,14). Ограждайте себя от этой страшной опасности, которая подстерегает на каждом шагу. «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16,17).
Всякий, желающий себе вечного спасения, должен быть членом Церкви Христовой Православной, т.е. православящей Господа, в которой находятся все средства, благодатные для нашего возрождения (т.е. крещения), оправдания и очищения от грехов (покаяния), соединения со Христом (Причащения). В таинственном составе Церкви Христовой верховный Глава ее - Господь наш Иисус Христос, Который всех верующих соединяет во единое неразрывное тело, одушевленное Духом Святым и связуемое единым неизменным исповеданием веры. Посему-то Церковь есть единая и святая, как мы и исповедуем это в Символе веры. Вне этой Церкви нет спасения.
«Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви; нет ничего в мире сильнее ее. Она - твоя надежда, в ней - твое спасение». (св. Иоанн Златоуст). Так будем же мудрыми и осторожными, чтобы по своей религиозной неграмотности и легкомыслию не попасть в секту и не стать вероотступниками.
Всякое дыхание да хвалит Господа
Была тихая летняя ночь. Глядя на небо, можно было увидеть миллиарды звёзд, которые блистали одна ярче другой, завораживая своей неземной красотой. Ночную тишину изредка нарушали крики сов, которые вели свою охоту в поисках пищи. Дул тихий, нежный ветерок. На небосклоне появился яркий диск луны, который осветил все вокруг: и лес, и поляну, и реку. В речной глади можно было увидеть всё небо с многочисленными звёздами и саму ночную царицу - луну. Казалось, что теперь только она хозяйничает над всей землёй. По поляне пробежал какой-то зверек и быстро юркнул в небольшие кусты, тут же над кустом пролетела большая сова, выпустив впереди себя громадные когти. Зверьку сегодня повезло, он не стал случайной добычей дикой птицы.
Вдалеке из-за леса послышался звон колокола, он был звучным и протяжным, но одиноким в ночи. Колокол возвещает, что где-то идёт ночная молитва, что в эту прекрасную спокойную ночь кто-то не спит, а беседует с Тем, Кто даровал нам эту земную красоту, с Тем, Кто подарил нам эту тихую и сказочную ночь.
Начало светать, постепенно звезды стали исчезать. Вдалеке на востоке плавно, степенно начал показываться солнечный диск. Он как бы выплывал из-за горизонта, освещая всё на своем пути и вместе с тем пробуждал и оживлял всю земную природу. Послышался крик петухов из соседнего селения, запели ранние птички, в траве застрекотали кузнечики. Небо уже стало светло-голубым, кое-где появились нежные, мягкие облака, образуя собой причудливые рисунки. Лесная поляна, которая ещё несколько часов назад была под покровом ночи, чудно преобразилась. В свете солнечных лучей стало видно всё её сказочное одеяние. Она искусно украшена пушистым ковром из нежно-зелёной травы, усыпана разноцветными яркими цветочками, которые поражали не только своей красотой, но и неземным, просто райским благоуханием.
Жёлтые, красные, голубые цветы, которыми усыпана вся поляна, не могут не поразить воображения человека. Глядя на них, думаешь о Создателе этой красоты и о той Любви, которая творила эту красоту. Тихое спокойствие сказочной поляны нарушало монотонное жужжание шмелей и пчёл. Они пели свою песнь, перелетая с цветка на цветок, собирая драгоценный нектар. Кто может поведать нам об этом чудном пении, о чём поют пчёлы, может быть они славят своим жужжанием Того, кто даровал им жизнь, эту прекрасную поляну, этот чудный цветочный нектар.
Спускаясь с поляны по узкой извилистой дорожке к водоёму, нельзя не восхититься красотой, широтой и величественностью русской реки. Здесь свежо и легко дышать. Где-то невдалеке слышны задорные и веселые крики деревенской ребятни, купающейся в речке, рёв коров, идущих на водопой, крики пастухов.
Всматриваясь в водную и прозрачную гладь, можно заметить стайку мальков, они весело кружатся друг против друга в причудливом танце. Вдалеке же видна рыба покрупней. Выплывая из глубины, она выплескивается вверх из воды, а затем снова уходит вниз на дно, оставляя после себя водяные кольца.
Идя по речному песку вдоль берега, можно повстречать рыбаков, которые с раннего утра уже здесь в ожидании удачной поклёвки.
Вот прилетела стайка чаек, они прохаживаются по песчаному берегу, исследуют его, а, возможно, просто ищут, чем поживиться после незадачливых рыбаков.
А вот и рыбаки. Старик с седой бородой в рыбацком картузе, а рядом с ним рыжеволосый мальчик лет семи в одних шортах и тельняшке. Они, закинув свои удилища, притаились, сосредоточив всё своё внимание на своих самодельных поплавках. Кто знает, может им сегодня повезёт.
Во всей этой обыденной и повседневной красоте, которую мы перестали замечать, нельзя не увидеть самого Господа, Творца этой красоты. Ведь всё, что мы видим, сотворено Им для нашего с вами блага, для нашего счастья. Но и эта земная красота должна нам напоминать и о неземной райской красоте, которую уготовил Господь избранным во царстве своем.
Уже становится жарко. Лето... Благодать Господня. Всякое дыхание да хвалит Господа.
В беседе с простыми людьми, особенно с людьми пожилого возраста, можно услышать много интересного и назидательного. Вот рассказ ветерана Второй мировой войны (передаю его по памяти). «Нас взяли в плен. В один из дней нас привезли на лесную поляну и построили в одну шеренгу. Я догадался, зачем мы здесь. Вдоль шеренги ходили немцы с собаками и говорили что-то по-немецки. Нас будут расстреливать, всё кончено. Вся жизнь пролетела перед моими глазами, не было уже надежды на спасение. И тут пришла мысль помолиться Богу, ведь человек я верующий. Закрыв глаза, я стал молиться. Рядом со мной проносились крики немецких солдат, и я еще сильнее стал молиться. И вот я с закрытыми глазами, с молитвой на устах сделал шаг. Ничего не произошло. Я с закрытыми глазами, читая молитвы, продолжал передвигаться шаг за шагом вперёд. Никто меня не окрикнул. Голоса немцев остались позади, а я всё шёл и шёл. И вот дойдя до лесной посадки, я прыгнул в кусты. Мой побег не был замечен. Господь таким вот чудным образом спас меня от немецкого плена и неминуемой смерти».
Таких случаев множество, о которых свидетельствуют бывшие военные. Одни объясняют такую помощь свыше тем, что за них молилась их мать. Другие имели благословленные матерью крестики и иконочки, которые они бережно хранили и прятали от чужих взоров.
Есть и случаи наказания Богом богохульников. Это было в советское время, когда царствовали безбожники. Этот рассказ поведала одна пожилая женщина. «Жил в нашем селе председатель, атеист и безбожник. Как-то произошёл страшный случай, он бросил икону, которая была у него под рукой, и перед всеми людьми начал плясать на ней. Прошло время, и он заболел страшной болезнью. Тело покрылось многочисленными язвами, и этот несчастный председатель просто заживо начал гнить. От сильного и невыносимого зловония к нему никто не подходил. Так он и умер в муках».
...
Вот так Господь наказывает богохульников. А вот история из своей жизни. Была уже поздняя осень. Мы ехали по трассе домой, в Алатырь. На улице темнело. С нами была беременная женщина. И вот, проехав полпути, машина встала. Двигатель никак не заводился. Мы попытались остановить проезжавшую мимо машину, но безуспешно. Ночью водители боятся останавливаться на трассе. Стало сильно холодать, и мы начали волноваться за беременную женщину, как она проведет ночь. Что делать? На кого надеяться? Только на Бога и на святого чудотворца Николая, помощника путешествующим. И мы начали молиться: «Господи, не ради нас, но ради этой беременной женщины, помоги. Святой чудотворец Николай Угодник, не оставь нас без твоей помощи». Трасса опустела. Темнота. Машин больше не было. И вот вдруг показался свет от фар едущей в нашу сторону машины. Мы взмолились и начали останавливать автомобиль. Это была грузовая машина техпомощи, которая искала на трассе сломанный автобус. Мы попросили водителя о помощи, и он не отказался. Водитель нас предупредил, что довезёт только до того места, где будет стоять сломанный рейсовый автобус, за которым он приехал из Чебоксар. Мы, конечно, согласились. Едем, едем, а автобуса всё нет. Так и доехали до самого города Алатыря. Поблагодарив водителя, который даже отказался от наших денег, я спросил его: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Николай». Тут мы поняли, кому должны быть благодарны за эту чудесную помощь - это милостивому помощнику в бедах и напастях Святителю Николаю.
В своей пастырской практике приходится сталкиваться со многими необычными жизненными ситуациями. Много людей проходит через священника, много судеб, множество разных характеров. Размышляя над этим, делаешь небольшие заметки и выводы для себя, тем самым приобретается определённый жизненный опыт. Хочу поделиться своими наблюдениями, а точнее выводами из них. Гордость не слушает советов, не принимает критики, но только внимает сама себе.
Всегда и везде в душе своей смиряй себя, считай себя самым грешным и непотребным человеком и через это будешь наносить сильнейшие удары по своей гордости.
Горделивцы и эгоисты - самые несчастные люди, притом они порой даже не осознают это. Эти страшные пороки отвращают от них самых близких людей.
В гордости своей человек всегда опускается, а как только начнёт смиряться, тут же вознесен будет Господом.
Горделивое нежелание примириться и прощать ближнего лишает надежды на собственное прощение в будущем веке и закрывает двери милосердия Божия.
Старайся жить так, чтобы ни один день не прошёл без добрых дел. Сделав доброе дело, не размышляй о нём, каково оно, большое или малое, чтобы не потерять его при рождении тщеславных помыслов. Милостыню свою твори в тайне, чтобы никто не знал о ней, кроме Бога. Принимай нищего и убогого, просящего у тебя помощи как за особую милость Божию к тебе. Нищего и убогого принимай как своих избавителей от вечной гибели и адских мучений. Старайся раздавать, а не брать. Хочешь ты этого или не хочешь, веришь ли ты в это или не веришь, но Страшный суд тебе не избежать.
Сотворив грех, становишься подобным Адаму, который, нарушив заповедь Божию, прятался от Господа.
Не мсти за бедствия и напасти, которые тебе делают враги, оставь на суд Божий.
Совесть - голос Божий в сердце человека. Поступая по совести, избегаешь ее суда. Впал в отчаянье, помни, что Господь милостив. Духовная неграмотность рождает суеверие и предрассудки. Во всём имей рассудительность.
Церковь имеет все благодатные дары и средства для спасения человека от вечной погибели. Пренебрегая Церковью, пренебрегаешь и спасительными средствами, которые она имеет, лишая себя живительной благодати Божией.
Торопливость и суетность рождают ошибки в принятии верных решений.
Гнев и злоба ослепляет человека и делает его похожим на безумного. На зло человеческое отвечай добром. Как огонь тушится водой, так и зло побеждается добром.
Любовь - самое светлое, горячее и живое чувство, которое ласкает душу и возносит её к Богу. Человек, имеющий такую любовь, не боится ни скорбей, ни болезней, ни смерти, ни ада.
Надежда на спасение проявляется в покаянии и творении милостыни.
Все достижения и заслуги в своей жизни не относи к себе, а относи благой помощи Божьей.
Верить - это значит жить верою и делать дела веры.
Христианство дало человеку евангельское учение, заповеди и законы, через которые человек понял, что он богоподобен.
Христианская вера спасительна. Ведь только в ней одной Бог принимает распятие и смерть для искупления и спасения рода человеческого.
Цель и смысл человеческой жизни - это не приобретение особого положения в обществе, не стяжание богатств. Всё это суета сует, не приносящая никакой пользы для будущей вечной жизни человека. Цель же человеческой жизни - постепенное преображение своей души, очищение от греха, от страстей, приближение к святости.
Размышляй о смерти и будешь ближе к спасению. Память смертная рождает покаяние и побуждает к добрым делам.
К посту и молитве подходи рассудительно.
Ищи себе наставников благоразумных, кротких и смиренных сердцем, чтобы научиться у них благочестивой жизни.
Мир лукав и жесток, и бесплатна в нем только приманка в капкане для диких животных. Мир и все, что в мире, нестабильно и нельзя быть уверенным в завтрашнем дне. Постоянство и неизменяемость только в Боге.
Нет счастья в богатстве и роскоши, в дорогих одеяниях и изысканных яствах. Всё это пустота, она не заполнит вакуума человеческой души. Как только приобретаем что-либо желаемое, то понимаем, оно не насытит душу, жаждущую счастья. Истинное, полное и настоящее счастье только в общении с Богом,
Споры выводят из душевного равновесия и ранят душу.
Не злословь отца и мать свою, чтобы не лишиться благой и доброй жизни и не навлечь на себя гнева Божия.
Смерть пугает и устрашает грешного, а для праведного смерть - это рождение в вечную жизнь и долгожданная встреча с Христом.
Человек, имеющий чистую совесть, спокоен и не имеет страха. Человек, не имеющий чистой совести, имеет дух смущения, беспокойства и разного рода страхования.
Живи так, чтобы доставлять окружающим тебя людям радость и утешение.
В человеке должна быть невозмутимость и старание сохранять спокойствие духа при любых ситуациях. В таком же спокойствии духа надо научиться встречать жизненные трудности, скорби и потери.
Важно научиться терпеть и прощать.
Если хочешь приобрести мир в душе, делай дела любви. Корми голодных, одевай нагих, помогай немощным, утешай добрым словом скорбящих.
Человек призван жить самопожертвованием. Самопожертвование, происходящее от любви и сострадания, побеждает эгоизм.
Прежде всего надо разобраться в собственном внутреннем мире своей души, чтобы потом начать в ней всё приводить в должный порядок.
Хочешь избавиться от жадности и скупости, щедро раздавай милостыню.
Имея желание осудить человека, вспомни свои грехи.
Старайся всегда жить со всеми в мире и в любви.
Милостыня – Царица добродетелей
Один мирянин весьма благочестивой жизни пришел к старцу Пимену. У старца были по случаю и другие братия, желавшие послушать его беседу. Старец сказал благочестивому мирянину: «Скажи братиям что-нибудь в наставление». Мирянин отказался. Но старец принудил его, и он начал: «Один человек сказал своему другу: «Я желаю видеть царя, пойдем со мной». Друг отвечал ему: «Пойду с тобой половину дороги». Сказал он и еще одному другу: «Пойди, проводи меня к царю». Тот отвечал: «Доведу тебя до царского дворца». Он сказал и третьему другу: «Пойдем со мной к царю». «Пойдем, - отвечал третий друг, - я доведу тебя до дворца, введу в него, скажу о тебе царю и представлю тебя ему». Братия спросили мирянина, что значит эта притча? Он отвечал: «Первый друг - есть подвижничество, которое доводит до истинного пути: второй - чистота, которая возносит до небес; третий друг - милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю - Богу». Таким образом братия получили назидание и разошлись. (Достопамятные сказания. С. 211. № 109).
Так вот высоко оценивается милостыня пред Богом. Ведь проявляющий милосердие человек исполняет самую главную заповедь. Это заповедь любви. Как не хватает в нашей с вами жизни сердечной теплоты, сострадания и взаимопонимания. Не хватает также и самопожертвования ради ближнего. Чёрствость и окаменение сердца к чужому горю и несчастью окончательно губят человеческую душу, искореняя в ней последние ростки христианской любви. Милостыня спасает человека от вечной погибели и адских мучений. Она покрывает множество грехов и открывает дорогу ко спасению и вечной блаженной жизни с Богом. Кто-то скажет: «Как мне помогать нищим, вдовам и сиротам, ведь я и сам не богат. Нужна ли моя ничтожно маленькая жертва?» А на это мы приведём пример из Священного Писания.
«Взглянув же, Он (Иисус) увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу. Увидел также и бедную вдову, положившую туда две ленты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21,1-4).
И если у нас совсем нет возможности помочь материально, то, по крайней мере, мы можем помогать своим трудом, своей заботой, добрым словом или советом.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 6,7), - так гласит заповедь блаженства, данная нам Иисусом Христом. Значит творящий милостыню может надеяться на милосердие Божие по отношению к самому себе. О тех же людях, которые думают только о земных богатствах, а не о духовных, также сказано в Евангелие.
«При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12,15-21).
Из Евангельской притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16,19-31) мы видим две жизни, немилосердного богача, который жил в своё удовольствие, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал, и Лазаря, который лежал у ворот его дома, весь покрытый струпьями и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы лизали струпья его. Умер богач и оказался в аду, умер и Лазарь, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Мучаясь адскими муками, он (богач) видит, вдали Лазаря, и просит помощи и разрешения у Авраама, чтобы Лазарь омочил конец перста своего в воде и прохладил язык его. Но в ответ слышит слова Авраама, что он уже получил доброе в своей жизни, а Лазарь злое; ныне здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того, между вами и нами великая пропасть.
Если бы богач проявил хоть какое-то милосердие и оказал помощь несчастному Лазарю при жизни, возможно, была бы милость и снисхождение и к его душе в загробной жизни. И ко всему сказанному хочется напомнить, что на страшном суде Господь будит судить и праведников, и грешников именно за то, как они проявляли любовь и милосердие по отношению к ближним. И именно за жестокосердие грешники осудятся на муки вечные, а праведники за любовь и милосердие получат награду от Бога, вечную блаженную жизнь (Мф. 25,19-31).
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1,9).
Нет человека без греха, один Господь безгрешен. Склонность человека к греху появилась в результате грехопадения Адама и Евы. Они нарушили заповедь, данную им Богом, не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Но прельстившись красотой плодов и послушавши лукавого змия-искусителя, внушившего им, что они станут подобно Богу знающими добро и зло, они нарушили заповедь, и проказа греха вошла в человека, и открылись у них глаза, и узнали они, что они наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Но ещё страшней то, что после грехопадения Господь не услышал слов раскаивания и не увидел покаяния наших прародителей. В ответ Богу на вопрос, не ели ли они плодов от запретного древа, прародители начали оправдываться, не желая признать своей вины. Адам винил Еву, Ева змия-искусителя. Вслед за этим Господь проклинает змия и землю и говорит Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят...» Еве же сказал: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей», и изгоняет прародителей из Рая (Быт. 3, 1-24).
Только со Христом спустя века люди смогли снова войти в некогда потерянный Рай.
Часто ли мы каемся в своих скверных поступках, часто ли осознаем, что творим грех? Кто-то скажет: «Не согрешишь, не покаешься». Это лукавые слова. Даже если человек не желает грешить и избегает смертных грехов, то не может противостоять множеству мелких житейских грехов. Человек, который ищет спасения своей души, постоянно ведёт внутреннюю борьбу с грехами и страстями. Он кается и исповедуется, живет святыми Таинствами Церкви Христовой и на каждый свой греховный поступок старается делать что-то доброе. В итоге происходит преображение человеческой души. Эта внутренняя борьба ведет человека к спасению.
«Истинное покаяние требует того, чтобы человек от грехов и от излишней мирской суеты отвратился и к Богу всем сердцем обратился: внутренне изменился и иным, чем прежде, стал, и так бы спасение себе со страхом и трепетом приобрел, и ни о чем бы так не заботился, кроме как Богу угодить и как спастись. Если же хочешь в истинном быть покаянии и так спастись, измени себя и обновись, и стань другим, не таким, как раньше был, и ни о чем так не заботься, как только Богу угодить и спастись; и так станешь новым созданием Христа» (Святитель Тихон Задонский).
Но если человек не желает ничего в себе изменять, живет, как живется, и умирает, как придется, то, конечно, за свое духовное бездействие в будущей жизни он не может получить ничего хорошего. Господь будет смотреть на намерения человека, на его целеустремленность в жизни, к чему он шел, чего он добился и какие плоды своих трудов принес с собою в вечность.
Другой человек может сказать: «Я великий грешник и вся моя жизнь прошла но мраке греха, и нет мне надежды на спасение и прощения от Бога». Но вспомним, что первый человек, который вошел в Рай, был благоразумный разбойник, который был распят вместе со Христом. Но он перед своей смертью осознал свою страшно греховную жизнь и раскаялся пред Божественным страдальцем Господом нашим Иисусом Христом, сказав: «Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое». «Ныне будешь со мной в Раю», - сказал Господь.
Приведем один поучительный пример из патерика. При царе Маврикии во Фракии был свирепый и жестокий разбойник. Не находя возможности взять его силой, царь решился употребить для его усмирения противоположное средство - милость и послал к нему свой крест со словами: «Не бойся». Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он тотчас же раскаялся, сам явился к царю, пал к его ногам и обещал исправиться. Царь простил его, и он остался жить в городе. Спустя немного времени он впал в тяжкую болезнь и однажды во сне увидел Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить прощения... С плачем в течение многих часов исповедовал он свои грехи, затем скончался. В час его смерти живший с ним в одном доме врач во сне видел следующее: много бесов явилось к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними - два Ангела с весами. На одну чашу бесы положили хартии грехов умершего. «Что же мы положим на свою чашу? - задумались Ангелы. - Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он перестал убивать! Не положить ли разве что плат, омоченный его слезами, которые он проливал перед смертью?» И положили. И, о бездна милосердия Божия! Плат перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными. Итак, вот что значит, братие, плакать и сокрушаться о своих грехах (Прот. В.Гурьев. Пролог. С. 117).
Значит, есть надежда на спасение для каждого грешного человека.
Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного (Преп. Исаак Сирии).
Главное осознать, что живешь неправильно, не по Евангельским заповедям, и от чистого сердца покаяться, И в итоге изменить свою жизнь в лучшую сторону, строить её в христианском духе, согласовывая со своей совестью и заповедями Божьими. Видя человеческую склонность к греху, Господь даровал людям возможность каяться, получать прощение в Таинстве исповеди.
Покаяние - праздник Богу, ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках (Преп. Ефрем Сирин).
«Велико покаяние на земле, потому что душам служит лествицей к восхождению туда, откуда они свержены грехом. Оно восстанавливает естество и возвращает ему его собственное достоинство» (Преп. Ефрем Сирин).
«Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души» (Свят. Иоанн Златоуст).
Необходимо всегда осознавать, что мы грешные пред Богом, но не отчаиваться, ведь Господь желает нам спасения и готов прощать и миловать, если мы просим Его об этом.
Наступил Великий пост, время для воздержания и покаяния. В это время весь православный мир пребывает в строгом посте и молитвах. Но что мы знаем о посте? Умеем ли мы поститься? В Новом Завете Сам Господь соблюдал посты:
«И постившись, сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4,2). Посты были и в Ветхом Завете. Постился пророк Божий Илия (3 Цар. Гл. 17 и 19). Жители Ниневии постом и молитвою были спасены от гнева Божия (Иона 3,5).
«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,16 -18).
Пост полезен как для души, так и для тела. Он освежает голову и облегчает молитву, даёт лёгкость всему телу. И даже с медицинской точки зрения пост даёт отдых организму человека, выводя из него шлаки. Пост - это благотворное время для богомыслия и добрых дел. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял, и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния (Святитель Василий Великий). Он дисциплинирует человека.
К посту нужно подходить рассудительно и брать на него благословение у священника. Священник же определит меру поста для каждого человека. «Поститься должно благоразумно: наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами... памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (Преподобный Амвросий Оптинский). Ведь все мы разные: один старый, другой больной, третий только недавно вошел в церковную ограду и ещё не научился держать пост. Но пост как бы там ни было должен соблюдать каждый христианин. «Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела» (Святитель Василий Великий). Беря подвиг строгого поста, без благословения священника можешь быть искушаем от бесов и в итоге вовсе перестать поститься. Когда человек в своём воздержании в пище начинает чрезмерно усердствовать, тогда можно не только не получить никакой духовной пользы, но и вообще пострадать. Бывали случаи, когда от неразумного поста люди оказывались в больнице и приобретали болезни. «Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепляясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, а иначе может быть то, что изнемогши, тело и душа ослабевает» (Преп. Серафим Саровский). В духовном деле не должно быть самоволия и самочинства. Также нужно знать, что пост - это не самобичевание своей плоти как источника страстей и греха. Такое понимание поста у сектантов. Тут можно вспомнить слова Христа: «Милости хочу, а не жертвы». Также мы должны знать, что пост - это не только ограничение в пище и питии, но и особый образ жизни.
Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». «Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах» (Святитель Иоанн Златоуст). Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов: и какая им от того польза?
Многие постятся через день и два, и более; от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза? Есть такие, которые часто не касаются руками яства, но руки же протягивают на воровство и грабление чужого добра, и какая им от того польза? Истинный и прямой пост - есть воздержание от всякого зла.
Также необходимо напомнить и о плотском воздержании супругов во время поста. «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7,5). Я думаю, из самих изречений Святых отцов Церкви и евангельских цитат мы теперь можем иметь правильное понимание православного поста.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"