Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Главная страница | Проповеди 2002-2003г. | "Великий пост" - часть 1 | "Великий пост" - часть 2

 

Слово в Неделю о блудном сыне

Собор новомучеников и исповедников Российских

Божественная Литургия 11 февраля 1996 года

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляем всех с праздником! Праздник новомучеников и исповедников Российских приходится в этом году на Неделю о блудном сыне, и Церковь раскрывает нам великую тайну того, что совершается с родом человеческим, со всеми, избирающими либо Господа, либо мир. Притча о блудном сыне говорит о том, что человек может избирать жизнь, освобождающую его от всех родительских ограничений, от всех препятствий, которые Бог дает человеку, то есть - возможность жить так свободно, как его влечет мир. И этот выбор как бы заранее уже означает предельную жестокость греха, в котором присутствует смерть. Посмотрите, младший сын, который должен был получить все по смерти отца, хочет, не дожидаясь его смерти, все иметь так, как будто бы отец его умер. И старший сын, который не хочет войти в дом отца, оказывается тоже блудным сыном, исполненным такого самодовольства и самоправедности, какими были исполнены ложные праведники и фарисеи, распинавшие Христа и кричавшие: "Распни, распни Его!"

Смысл всего, что совершается в мире, - противостояние между Христом и миром. Миру мешает жизнь, которая строится по законам правды, ему мешает то, что называется совестью и чем должна обладать Церковь. Именно поэтому с самого начала возникновения Церкви на нее начинаются гонения. Весь Апокалипсис, то есть вся история Церкви Христовой и история всего человечества отмечены этим гонением. Именно по этой причине в недавней истории были такие страшные гонения на христиан. И по этой же самой причине будут новые гонения на Церковь.

Вначале мир хотел упразднить Церковь, чтобы она не мешала ему жить так, как хочется. В течение трех столетий Церковь пытались уничтожить, стереть с лица земли через иудаизм и язычество. Но она устояла и победила в лице первых мучеников, которые своею кровью запечатлели, что Христос им дороже мира. После этого мир пытается разрушить Церковь изнутри, проникнуть в нее иудаизмом или язычеством, чтобы извратить истинную веру, а самое главное - поколебать заповедь Божию, размыть ее и сделать как бы необязательной, чтобы снова предоставить человеку возможность жить так, как ему хочется.

Все, кто ходят в Церковь, а вместе с ними и мы, представляем собою людей, которые отреклись от этого мира. Но одновременно мы - часть этого мира, и оттого, как мы боремся с тем, что есть в нас греховного (что принадлежит миру), зависит судьба всей нашей Церкви. С самого начала в течение всей истории Церкви внутри нее были гонения на тех, кто был верен Христу. Гонения со стороны тех, кто только по имени называли себя христианами. По этой причине вся жизнь святителя Афанасия Великого была изгнанием и ссылкою. По этой же причине святой Григорий Богослов был предан своим духовным учеником Максимом-циником, беззаконно восхитившим патриарший сан. Изгнанием, муками и смертью угрожали святому Василию Великому те, кто называли себя христианами и находились в Церкви. И святой Иоанн Златоуст был осужден собором епископов, которые не были еретиками, но для которых мир и то, что в мире, было дороже, чем то, что у Христа.

Так было всегда и в нашей Церкви. И святой Филипп, митрополит Московский, тоже был осужден христианами и собором епископов. Вражда внутри Церкви очень ярко раскрылась в годы гонений, которые возникли в XX веке в нашем Отечестве. Гоним был оклеветанный и теснимый со стороны церковной власти священномученик Владимир. Он испытывал вражду со стороны архиепископа Алексия, который ради человекоугодия, ради того, чтобы сохранить свое место в мире, совершал это притеснение. И мы знаем, что некоторые монахи Киево-Печерской Лавры были так распропагандированы большевиками, что участвовали в страшном преступлении, которое совершилось с первомучеником нашей Церкви митрополитом Владимиром Киевским. И священномученик Вениамин подошедшему к нему под благословение духовному сыну - отцу Александру, который пришел, чтобы совершить предательство, сказал: "Мы с Вами, кажется, не в Гефсиманском саду".

Все это совершалось не только с какими-то отдельными людьми, это совершалось со всею Церковью, с каждым христианином без исключения. Одни должны были стать мучениками, сохранив верность Христу, другие должны были отречься от Христа и этим отречением и предательством участвовать в гонении на Церковь. Так было и с нашим Царем-мучеником, который был предан. Он видел, что кругом предательство, трусость и измена среди самых близких людей, давших на Кресте и Евангелии клятвенное обещание быть верными ему и хранить клятву, которую они дали всем русским народом при восшествии на престол первого помазанника Божиего из рода Романовых. И это совершалось со всем нашим народом - избрание Христа, либо Его предательство.

Сегодня мы с вами будем исповедовать перед мучениками и исповедниками Российскими нашу веру в Господа и приносить покаяние. Но до тех пор, пока мы не отделим себя от мира, мы не можем прославлять новых мучеников и исповедников Российских. Не потому ли так мало их прославлено до сих пор? И до сих пор не прославлен Царь-мученик! Потому что не только те, кто состоит в комиссии по канонизации, а именно мы с вами не можем отделить себя от мира. Мы не можем принести такое покаяние, которое сделало бы нас способными принять плод мученичества, принесенный новыми мучениками и исповедниками Российскими ради спасения нашего Отечества и всех нас.

Наше покаяние всегда должно быть на той же самой глубине, на какой совершался подвиг мученичества наших святых. Другого покаяния не существует. Покаяние - это наше соединение с теми, кто избрал смерть за Христа и оплевал жизнь без Христа. Дай нам Господь понимать, что пока не будет покаяния у каждого из нас, пока мы не будем видеть, что впереди нас, как говорит святой Ириней Лионский, Господь будет посылать сонм мучеников для того, чтобы их предстательством нам открылась вечная жизнь; и пока у нас с ними не будет подлинного единства, мы не выйдем из того бедствия, в котором пребывает сегодня Россия. Мы не устоим в тех новых страшных испытаниях, которые неотвратимо движутся на нас за наши грехи. Мы не устоим на Страшном Суде, который близится.

Будем молиться, чтобы это было дано нам, и мы смогли устоять в мире, где грех действительно уже становится неразличимым от добра. Чтобы нам никогда не слиться с этим миром, и чтобы он не стал для нас дороже всего и в то же время не победил нас своею ответной ненавистью. Как сможем мы без благодати, которую дарует нам Господь молитвами мучеников и исповедников Российских, воздавать добром за зло и служить людям, если исполнится слово Христово, что мы будем ненавидимы всеми имени Христова ради? Как сможем мы благословлять и делать благословенною эту жизнь там, где проклятие и распад? Как сможет каждый из нас (или хотя бы некоторые из нас) без этой благодати стать праведниками, которых не доставало в Содоме, для того чтобы мир был спасен? Аминь.


 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru