Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества" Главная страница | Проповеди 2002-2003г. | "Великий пост" - часть 1 | "Великий пост" - часть 2 |
Божественная Литургия 3 марта 1996 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
После первой недели Великого Поста, после того, как все мы причастились Святых Христовых Тайн, Церковь празднует Торжество Православия. И это - победа Церкви над всякими злоучениями, над всеми ее страданиями, над всеми гонениями, которые были в течение всей истории существования Церкви и в течение последних десятилетий. Это победа, к которой мы все должны быть причастны.
Господь говорит, что мир лежит во зле, и это особенно очевидно в наши последние времена, потому что зло уже во всех областях жизни занимает командные позиции. Раньше такого не было, потому что зло, как говорит Сам Христос, больше было во тьме. А теперь оно выходит наружу открыто и нагло. После отпадения от Бога мир всегда лежал во зле. И после того, как в этот мир, во зле лежащий, пришел свет, любовь воплощенная, добро и правда Христовы, то совершенно естественно, что зло, присутствующее в мире, со всей яростью обрушилось на этот свет, на эту правду. И более всего оно обрушилось на Того, Кто принес этот свет и эту правду, и предало Его страшной, жестокой смерти на Кресте, среди преступников.
Зло еще не догадывалось, не видело, что это - воплощенный Бог. И после победы Христовой на Кресте, после Его Воскресения и после того, как Он стал абсолютно неуязвимым для всякого зла, оно скрежещет своими зубами на тех, кто являются последователями Христовыми. И с еще более лютой ненавистью обрушивается на Церковь с самого начала ее возникновения.
Мы знаем из истории, что весь мощный аппарат римской государственной власти был обрушен на юную Церковь Христову, с тем, чтобы уничтожить ее физически и чтобы от нее не осталось никакого и следа. В течение первых нескольких десятилетий это пытались сделать иудеи, но у них не было достаточно сил для осуществления этой задачи, и потому им удалось восставить против христиан могучую Римскую империю. Война Римской империи с Церковью на ее уничтожение шла несколько столетий. Всякое оружие гонения и притеснения, все искусство лжи и все могущество было в руках империи. В руках Церкви было только оружие веры, надежды, любви и всепрощения. И Церковь Христова победила, так что языческий мир с его культурой, с его цивилизацией, со всей его мощью склонился у подножия Креста Христова. Эту победу мы совершаем и сегодня, и в этом тоже наша победа.
После того, как миру не удалось уничтожить Церковь физически, он сделал попытки разрушить ее изнутри многочисленными ересями. Мы знаем о семи Вселенских Соборах, на которых эта смертельная для каждого без исключения человека опасность была сокрушена. И сегодняшний праздник как раз связан с торжеством иконопочитания, то есть с тем догматом нашей веры, который является как бы печатью всех остальных тайн веры, потому что он исповедует тайну Воплощения Слова Божия. Бог стал человеком, Он стал видимым нами, и Он стал изобразим. Мы изображаем Его и поклоняемся Его Пречистому Образу, просяще прощения наших прегрешений.
Во Христе открылась нам тайна Бога и тайна человека. Но прежде, чем сказать об этом торжестве Православия, мы должны увидеть то, что происходит с нами сегодня, и что будет происходить завтра.
Все страшные гонения на Церковь Христову, которые были в двадцатом столетии, превосходят по своей силе то, что было в течение первых трех столетий. Кровью мучеников залита вся наша земля. Враг хотел истребить Церковь. Официально было заявлено, что к первому мая 1937 года имя Божие навсегда будет забыто на территории СССР. Но после того как не удалось сокрушить Церковь извне, враги Православия, как в древние времена, пытаются одолеть ее изнутри различными лжеучениями. Они пытаются проникнуть внутрь Церкви, и эта опасность называется словом "экуменизм". Экуменизм означает попытку соединения истины с ложью, с тем, чтобы человек, который спасается только истиною и гибнет ложью, погиб.
Для того чтобы человек погиб, достаточно малой нераскаянной лжи, не отделенной от человека покаянием. По этой причине все усилия направлены на то, чтобы подорвать Церковь изнутри. Мы знаем, например, что шестнадцать часов в сутки вещает сегодня радиоканал "София", который называется вроде бы и "православным", но на самом деле открыто проповедует католичество. И больше, чем католичество: так сказать "суперэкуменизм", то есть соединение всех религий. И все это преподносится нам под видом Православия, а на самом деле совершаются все более бесстыдные подмены, которые, к сожалению, не встречают должного отпора. И поэтому беззаконие все более наглеет.
Мы должны понимать, что это не просто отвлеченные разговоры. Это не просто встречи (как было сказано по радио) пяти человек во Всемирном Совете Церквей, которые якобы несут какое-то послушание, и это "не отражается" на жизни никого из нас. Все, что совершается в Церкви, имеет значение, потому что это Церковь Христова. И никто не имеет права от лица Церкви говорить, что Церкви не принадлежит то, что не Христово, потому что это есть посягательство на Христа. На самом деле, масштабы и серьезность такого рода угроз Церкви достаточно велики, чтобы мы могли не принимать это в расчет.
Мы должны с вами увидеть также и то, что ждет нас, вне всякого сомнения, впереди. Мы должны увидеть новые попытки зла уничтожить в человеческом сознании не только воплотившегося Бога, но и уничтожить самого человека, потому что человеконенавистник и человекоубийца всегда остается именно таким, и нет в нем истины, как говорит Евангелие. По этой самой причине он будет стараться на новом уже этапе объединить свои прежние усилия, чтобы уничтожить Церковь физически и разрушить ее изнутри. И то, и другое с неизбежностью соединяется, и об этом говорит нам Апокалипсис - Откровение Божие.
Вот в таком мире мы живем и в таком мире празднуем нашу победу. Эта победа заключается в том, что никто, ничто и никогда не одолеет победы, которая совершается силой Божией. Она совершается той крепостью, которая неодолима ничем, которая всегда присутствует в Церкви и которая дается каждому, самому грешному, самому заблудшему человеку. И эта проповедь Церкви обращена ко всем людям. Каждый, самый скромный и "малый" человек, является драгоценным и единственным для Бога, как слышим мы сегодня слово Христово. И об этом мы могли бы много говорить, и говорим всегда.
Будем помнить, что любовь Христова превосходит все и никогда не отделима от Его истины. И дай нам Бог не отделять истину от любви, как это бывает с нами тогда, когда мы как будто все правильно и православно исповедуем, но жизнью своею являемся, как сказал Святитель Церкви, иконоборцами. Мы являемся иконоборцами потому, что примером своей жизни изображаем не тот образ веры, который исповедуем словами, но даем, наоборот, ложное начертание веры.
Дай Господь дорожить нам той благодатью Божией, которая (как открыла после первой недели Поста Церковь) дается глубоким покаянием. И всякий раз, когда совершается таинство исповеди, священник читает над каждым из нас молитву: "Примири и соедини его святей Твоей Соборной и Апостольстей Церкви о Иисусе Христе Господе нашем".
Всякое наше маловерие, всякое неверие, суеверие и лжеверие, всякий наш грех отделяет нас от Церкви, чистой и непорочной. Но покаянием мы всегда возвращаемся ко Господу и делаемся едиными с Ним, спасаясь Его даром. И нам дается способность увидеть, что точно так же Господь любит всякого другого человека и хочет нашего участия в этом спасении - спасении, которое чем дальше, тем должно даваться более дорогою ценою. Оно должно даваться нам именно нашей готовностью принять все скорби, все последствия нашего избрания Христа в этом мире, лежащем во зле. Оно должно даваться нашим личным покаянием, чтобы те, кто избирают жизнь вместо смерти, могли спастись, как и мы. Аминь.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"