Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества" Главная страница | Проповеди 2002-2003г. | "Великий пост" - часть 1 | "Великий пост" - часть 2 |
Литургия Преждеосвященных Даров 20 марта 1996 года
Поздравляем всех с праздником!
Сегодня самая середина Поста, и мы поклоняемся Кресту Христову. Сегодня же праздник иконы Божией Матери "Споручница грешных". Мы стоим перед Крестом Христовым, и мир, окружающий нас, исполнен страшных бед и погибает в грехе. Он исполнен бед потому, что исполнен грехов. И нам дано поклониться Кресту Христову, чтобы увидеть, что и наши грехи велики. Мы не можем говорить, что "в нас ничего особенно греховного нет, а так, отдельные недостатки". Кто так рассуждает, тот не имеет части с Крестом Христовым. Тот не может поклониться Кресту Христову, и для него Матерь Божия - не его Мать, Заступница и Споручница грешных.
Самое главное в духовной жизни и начало святости - видеть свои грехи. Мы молимся словами нашей основной и самой главной великопостной молитвы: "Господи, дай мне зрети мои прегрешения..." Мы просим Господа увидеть, что с нами происходит. "И тогда, - говорят святые отцы, - ты узнаешь, что это больше, чем видеть ангелов". Больше потому, что "зреть" свои прегрешения означает видеть Крест Христов. Видеть Крест Христов и ему поклоняться, понимая, что самое страшное, что совершается в мире, - не то, что он весь лежит во грехах, а то, что мир не видит греха. И когда грех перестает восприниматься миром, как грех, он становится уже как бы неразличимым от правды.
Вот это и есть то самое страшное, что совершается с миром. Только тогда, когда нам открывается Крест Христов, и когда мы видим его, мы действительно обретаем подлинное видение. И только тогда мы понимаем беду каждого человека и бесконечную милость Господа и Пречистой Его Матери. Господь бесконечно милостив, Он всех зовет к Своему Кресту. Он взял на Себя грехи всего мира и пригвоздил их ко Кресту.
Грех страшен еще и тем, что грешник боится придти к Богу. Одно дело, когда он не видит уже греха, и тогда наступает его полная, вторая смерть. Но другое дело (и в этом вторая опасность), когда грешник страшится придти ко Господу, потому что он терзаем совестью. Он испытывает муки совести, которые могут стать вечными муками, если он не придет ко Христу. Грешнику кажется, что грех - это то, что мешает ему придти к Богу, в то время как именно грех является тем, что заставило Господа сойти с небес и взыскать каждого человека.
Мысли грешника о том, что грех якобы мешает ему придти ко Христу, это ложный страх и диавольский обман, который не дает увидеть человеку грех. Или дает ему увидеть это таким образом, что закрывает копием прободенное ребро Спасителя там, где истекли Кровь и вода, которых хватит для того, чтобы омыть и очистить грехи всего мира. Это та вода и Кровь, которые подаются нам в воде Крещения и Крови причащения. Церковь непрестанно орошаема этой Кровью и этой водою, истекающей из живоносного ребра Господа нашего, распятого на Кресте.
Матерь Божия стоит у Креста Господня, молясь за всех нас, и говорит о том, чтобы мы поняли, что совершилось. Она говорит о том, как страшен грех, и что после того, что совершил Господь, грех не имеет права на существование. Это означает, что если мы видим Крест Христов, то должны изо всех сил стараться принести плоды, достойные покаяния. Это не значит еще, что грехи наши прекратятся, так как мы глубоко повреждены. Но все зависит от того, каким будет наше покаяние. Чем больше мы будем стараться исполнить заповедь Божию, чем больше будем противостоять греху, тем с большей потрясенностью будем осознавать, когда мы терпим поражение, что мы наделали. И тем более истинным будет наше покаяние.
В конце концов, весь смысл духовной жизни сводится к тому, чтобы мы узнали, что без Христа мы не можем творить ничего, и что Он Один исполнил на Кресте все заповеди: заповедь о любви к Богу и заповедь о любви к человеку. Только подлинным покаянием, которым охвачена вся наша жизнь и все наше естество, только нашим подлинным поклонением Его Кресту мы можем войти паки в рай, открываемый Крестом Господним. И Матерь Божия молится за всех нас, чтобы нам это было дано. Как говорит святой Феофан Затворник: какой у нас дивный Господь! как он многомилостив и щедр, и долготерпелив! "Не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему". Но мы и такого Господа, Который - само милосердие, умудряемся прогневать, оказываясь неспособными принести Ему покаяние. И тогда совершается непостижимое: Сама Матерь Божия - Матерь Милосердия перед Милосердием воплощенным, перед бездной щедрот Господних молится за нас, грешных, пребывающих в нераскаянности.
Каждый человек, все люди бесконечно дороги Божией Матери. И добрые, и злые. И ходящие путями Христовыми, и спотыкающиеся в преткновении. И беспутные, и заблудшие... И как дороги все, без исключения, дети земной матери, так и небесной нашей Матери дороги все люди. Вот в эту тайну мы призваны проникнуть, принося подлинное покаяние в наших грехах, поклоняясь Кресту Христову и узнавая, что именно за всех нас распят наш Господь. Но это уже и есть благодать Духа Святаго, которая говорит в нашем сердце и которая исполняет нас мужества и готовности быть распятыми со Христом ради спасения мира. Плоть свою распяв со страстьми и похотьми, сподобляемся мы этого великого дара предстательством Споручницы грешных. Аминь.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"