Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества" Главная страница | Проповеди 2002-2003г. | "Великий пост" - часть 1 | "Великий пост" - часть 2 |
Божественная Литургия 28 января 1996 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Уже с сегодняшнего воскресенья Церковь начинает готовить нас к Великому Посту. Евангелие о Закхее означает именно это. Снова мы видим этого человека: такого смешного, неуклюжего, презираемого всеми, потому что он сотрудничает с оккупантами. Он жаден, изворотлив и хитер. Таким его видят все...
Когда через Иерихон проходит Христос, Закхей желает увидеть Его, но он не в состоянии сделать это, потому что огромная толпа отделяет его от знаменитого Учителя, а Закхей мал ростом и не может увидеть Господа. Рискуя оказаться еще раз посмешищем в глазах людей, которые его ненавидят и презирают, он бежит, обгоняя всех; забегает вперед и залезает на дерево. Когда мимо дерева проходит Христос, Он поднимает глаза кверху и, увидев этого презираемого всеми начальника сборщиков налогов, говорит, обращаясь к нему по имени: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Лк. 19, 5). И все люди приходят в недоумение, говоря: "Как же так? К такому негодному человеку Он хочет войти в дом?" Почему же Христос вошел к этому человеку? Потому, что Закхей очень хотел увидеть Христа. И это нужно каждому из нас, чтобы мы поняли, что без встречи с Богом у нас нет и не может быть жизни. Какие бы ни стояли на нашем пути препятствия, какая бы толпа не отделяла нас от Христа, все это мы должны преодолеть.
"Что скажут люди?" Оказывается, эти известные слова могут определять судьбу большинства людей. Страх и тщеславие, которые властвуют над людьми, определяют их судьбы. Страх оказаться смешным и осужденным мешает человеку сделать мужественный истинный выбор. Этот страх может быть очень большим и разнообразным, как во времена коммунистических лет, когда страшно было выделяться из всех, то есть - быть "не как все". Надо было сливаться в известном "коллективизме", стирающем единственные и неповторимые черты человека. Так и в нынешние времена: человек, уже приученный к страху, боится быть "не как все". Если раньше надо было обязательно отступить от Бога, чтобы не выделяться из всех (то есть отречься от Него), то теперь нужно отречься уже от своего человеческого достоинства во всех смыслах и приобщиться общему людоедскому растлению, которое совершается в мире.
Сегодня требуется мужество, чтобы и в мелочах, и в главном выделяться среди всех людей, не боясь, что скажут о тебе другие люди. Для того чтобы это мужество было у нас, мы должны хорошо понимать, что голос совести (внутренней правды), который никогда не умолкает в каждом человеке, на самом деле важнее, чем все, что говорят другие люди. Особенно те, которых мы не уважаем и, может быть, даже презираем, но которых все-таки боимся, потому что их мнение определяет многое или почти все. Если у нас хватит мужества встать перед лицом совести - перед той внутренней человеческой правдой, которая открыта для нас и которая есть в каждом человеке, - тогда может что-то измениться. Если будет у нас хотя бы желание узнать о том, что это за Человек (ведь Закхей не знал, что Христос - это Бог; он знал только, что это человек, который обо всем говорит правду, и очень большую правду), - тогда в нас появятся силы, чтобы преодолеть этот страх, эту трусость, это позорное тщеславие, эту боязнь быть осмеянными и отверженными другими людьми. И тогда Господь поднимет нас из нашего состояния.
Но Он поднимет нас только тогда, когда мы осознаем, что есть такая высота, с которой мы на самом деле можем приблизиться к Богу и увидеть Его. И это есть Церковь Христова, где совершается молитва в Духе Святом; это есть слово Божие, которым говорит Сама Истина - Христос; это есть Таинства церковные, где мы можем узнавать о том, что такое любовь Христова. И это дается нам, какими бы слабыми, убогими мы ни были.
Закхей был мал ростом, мал физическим ростом. А мы все очень малы ростом духовным. Мы очень малодушны. Как мы читаем слово Божие? Как будто бы мы слышали его уже тысячу раз. Нам это не интересно. А то, что Сам Господь говорит через это слово, мы не слышим. Как мы стоим на молитве? С трудом преодолевая свою усталость и сонливость. И уже во время молитвы думаем о чем-то другом. Как причащаемся мы Святых Христовых Тайн?
Мы очень малы ростом. Мы очень слабы, бедны и нищи. Но если мы все-таки стремимся подняться на высоту Церкви, на высоту слова Божия и Евангелия, то Господь увидит нас. Он смотрит на нас и приближается к нам. Он как бы говорит нам: "Сойди с этой внешней высоты, но войди к себе, потому что Я хочу быть у тебя в доме". Господь хочет войти к нам в дом, чтобы все внешнее для нас освятилось внезапно истинным значением, и мы узнали, что через это Господь пребывает с нами. И тогда все наши сомнения сразу исчезнут, и все вопросы, которые мучают нашу жизнь, сразу разрушатся. Нам станет ясно и спокойно. И что бы ни происходило, нам не страшно с Господом, так что мы можем говорить: "Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19, 8). Мы можем не просто так говорить эти слова, а говорить их именно так, как говорит человек, когда он увидит Господа и когда все остальное увидит таким, какое оно есть.
Дай нам, милостивый Господь, чтобы это исполнялось во всей нашей жизни, и чтобы мы поняли смысл Поста, который кажется нам как будто еще далеким, но наступит очень быстро. Дай нам Господь понимать смысл нашей жизни, тоже быстро проходящей, чтобы мы стали на самом деле христианами. Не теми, смутно верующими людьми, какими мы часто бываем, а христианами, духовно малыми ростом, но сумевшими подняться и увидеть Христа.
Аминь.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"