Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества" Главная страница | Проповеди 2002-2003г. | "Великий пост" - часть 1 | "Великий пост" - часть 2 |
Утреня 29 марта 1996 года
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
С праздником всех! Наш Пост близок к завершению, и сегодня Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Святой Великий Пост есть средоточие нашей жизни, осмысление всех Божественных тайн, всех тайн нашего спасения, к которым мы приобщаемся через Божию Матерь. Церковь приносит Божией Матери похвалу от Архангела Гавриила, который говорит Ей: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах". Она приносит Пресвятой Богородице похвалу святой праведной Елизаветы - матери большего из всех рожденных женами, которая так же называет Ее Блаженной и Благословенной.
Святая Церковь, включая всех нас, приносит сегодня похвалу Пречистой Божией Матери. Как поем мы за Божественной Литургией в воскресенье Великого Поста, когда совершается пресуществление Святых Даров: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный Храме и Раю словесный". Это происходит в тот самый момент, когда в Церкви среди нас является благодатное присутствие Самого Христа Его Пречистым Телом и Кровию.
Когда поется эта песнь хвалы Божией Матери, священник молится о всей Церкви протяженно-сложенной молитвой. Эта молитва о всех, в скорбях и нуждах сущих; о всех, в темницах, в болезнях и в горьких работах страждущих; о всех, кто страждет от нечистых духов, кто погибает в грехах. Эта молитва - о всех людях, имена которых невозможно вспомнить. Но всех их знает Господь, и все они в памяти Пречистой Божией Матери, которая молится за каждого человека, и все люди приносят Ей от лица Церкви и в лице Церкви хвалу.
"Се бо отныне ублажат Мя вси роди", - говорит Божия Матерь, и это пророчество исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый день приносит похвалу Богородице в песне, которая звучит за Утренею: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим". И нам является нечто необычное в том, что открывает Церковь о человеке, о Божией Матери, о Ее необыкновенной близости к Богу.
Один из самых величайших людей - пророк Исаия говорит: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис. 6, 5). Когда к человеку приближается Бог, мы можем только с трепетом говорить об этом устами ветхозаветного пророка, и мы говорим, что погибаем, приближаясь к Богу своими нечистыми устами. А Божия Матерь в смирении и одновременно в непоколебимой уверенности исповедует, что в роды родов все человечество будет приносить Ей похвалу, ублажать Ее, и в этих словах звучит какая-то особенная, исключительная радость победы, которая будет дана всем.
Мы знаем, что в нашей Церкви есть святые, и тех, которые совершают дела истинной любви, Господь всегда ублажает. Но так, чтобы в роды родов, чтобы все человечество, всегда и непрестанно! И не просто за один великий подвиг прошлого, который имеет решающее для всех людей значение, но и за то, что Ее любовь и дела Ее любви непрестанно возрастают, - такого человеческий род, кроме Божией Матери, не знает.
Из новых и новых сердец исторгается хвала и благодарность Божией Матери, воистину спасающей всех нас. И эти непостижимые слова о том, что все роды человеческие приносят Ей хвалу и ублажают Ее, говорят, с одной стороны, о том, как может быть измерено смирение Божией Матери - самое главное качество человека. Ибо похвала Пресвятой Богородицы открывается глубиной Ее смирения: "Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди". Об этом Господь Сам говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 29).
Только одному единственному просит научиться нас Господь - смирению и кротости, и ничему другому, потому что это есть совершенство человека. И тот, кто смиряет себя, будет возвышен. Мы можем видеть тайну смирения Божией Матери через возвышение и ублажение Ее всем родом человеческим до скончания века и в бесконечной, благословенной вечности.
С другой стороны, мы можем видеть в таинственных словах похвалы Божией Матери нашу духовную связь с этой тайной оттого, что Ее ублажат "вси роди". Это относится и к нам. Эта духовная связь и наше вступление в радость Господню дается каждому из нас заступничеством Божией Матери. Для того чтобы приносить хвалу Божией Матери, нужно понимать, о чем идет речь. Должен хотя бы чуть-чуть блеснуть свет, и эта тайна приоткроется, как говорит об этом в беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский, которому Божия Матерь являлась в течение его земной жизни двенадцать раз. После того, как лицо его просияло ярче полуденного солнца на зимней русской поляне, он сказал Мотовилову: "Не убойтесь, ваше боголюбие, потому что и вы сами находитесь в таком же свете".
Человек никогда не может увидеть святость другого, если он сам не причастен этой святости, потому что это дается только тем же самым Духом Святым, той же благодатью. И потому ублажать Божию Матерь, приносить Ей хвалу для нас значит таинственно вступать в Ее славу, в Ее вечное блаженство. Вступать, конечно, еще в той самой малой степени, на какую мы только способны сейчас, но всегда с сознанием, что всем нам даруется спасение Ее славою, Ее смирением, Ее чистотою, Ее послушанием, Ее заступничеством. Похвалу Божией Матери мы можем принести только мерою нашего смирения, нашего послушания, нашей чистоты, которые свидетельствуют о том, что, благодаря Ей, мы причастны Богу. Аминь.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"