«Род сей изгоняется только молитвою и постом»
Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице
Завтра мы вступаем в Успенский пост — очень краткий, всего две недели. А в середине его — праздник Преображения Господня. Духовный смысл поста — борьба Света со тьмой. И уже сегодня мы слышим Евангелие о том, как Господь со Своими избранными учениками сходит с горы Преображения, где им приоткрылась завеса, и они увидели за человечеством Христа Его Божество. Они услышали глас Отца Небесного, коснулись вечной жизни, непостижимого покоя, радости, для которой и создан человек. И первое, что они встречают, сходя с горы, — мир, такой, какой он есть сейчас, — в его непросветленности, подчиненности князю тьмы, с его беснованием, болезнями, маловерием.
Отец с плачем бросается к ногам Спасителя, прося исцелить своего ребенка, которого бес бросает то в огонь, то в воду. И говорит, что это беснование происходит с ним с раннего детства. Когда ученики обращаются к Спасителю: «Почему мы не могли исцелить его?», Господь отвечает: «За неверие ваше, потому что род сей изгоняется только молитвою и постом».
Мы тоже приобщаемся благодати вечной жизни, входим в храм как на гору Преображения, и есть некоторые из стоящих здесь, которые, как говорит Господь, не увидят смерти, прежде чем увидят, вкусят Царство Божие, пришедшее в силе. Господь дает эту благодать и утешает многих. А когда мы выходим из храма, то видим мир, который страшнее, чем тот, что описан в Евангелии, потому что «тайна беззакония», согласно слову Божию, постепенно раскрывается во все большей силе. Приходит время, о котором Спаситель сказал: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»
Сегодня мы часто видим беснующуюся молодежь, слышим сквернословие, на котором печать самого сатаны, как обычную человеческую речь. Гнусные клеветы на наших святых воспринимаются слишком многими с преступным легковерием. Разврат, самые страшные пороки утверждаются как нормальная жизнь. Не у единиц, а в массе народа. Эти люди смотрят на Церковь и обращаются к ней. А мы можем только спросить у Господа: «Почему мы не в состоянии помочь этим людям?»
Господь говорит, что за неверие наше, и что сей род изгоняется только молитвою и постом. За неверие наше Господь не дает другим людям помощи, когда они обращают свой взор к Церкви. Это воздержание, сострадание, участие в бедах других людей совершается лишь тогда, когда мы готовы принять скорби от лежащего во зле мира.
Господь говорит нам, что это честь и благодать, когда человек готов принять страдания от мира вольною своею волею. Как Он о Себе говорит: «Никто не отнимает у Меня жизнь, но Я Сам отдаю ее» — так и нас призывает к участию в этой тайне Креста. Чтобы мы узнали, что это милость и даже избрание — потерпеть за Господа, как потерпели сонмы мучеников, как священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, память которого мы сегодня совершаем, когда было беснование России — чтобы спасти этих самих беснующихся людей и их детей. Чтобы дети их могли приходить в Церковь Христову. Кто вольно принимает страдания, которые Господь посылает в этом мире, лежащем во зле, тот становится богоносным, как сказал один богослов. Потому что он участвует в любви Христовой. Хуже всего равнодушие к происходящему, которое как будто нас не касается.
Себялюбие, которым многие поражены, является жалом смерти, и через него беспрепятственно действует сатана. Потому что его крепость, неодолимая ничем, — никаким внешним постом, никакими внешними благочестивыми молитвами — одолевается только силой крестной, только вольно принятым страданием ради Христа. «Нет христианства без креста», — говорит святой Иоанн Златоуст. Нет христианства без вольно принятого страдания. И где наши страдания соединяются со Страданиями Христовыми, мы приобщаемся любви Христовой, и побеждаются бесы. Только так может совершиться над ними победа.
В нашем страшном мире мы время от времени слышим об ужасных преступлениях. На праздник Преображения Господня в Крыму был убит архимандрит Петр. Ему нанесли двадцать одно ножевое ранение. Это было зверское убийство с поруганием икон. Мы слышали об убийстве оптинских монахов, иеромонаха Нестора, других священников и мирян. Пока еще эти случаи нельзя сравнить с недавним страшным гонением на Церковь — но сейчас другое гонение. Достаточно упомянуть официальное разрешение на широкий прокат к столетию революции клеветнического фильма о нашем святом царе, а значит и о нашей Церкви и о всем православном русском народе. Церкви объявляется открытая война — грех утверждается как норма. И здесь уже явление самого сатаны — наглое, дерзкое.
В любой книге, посвященной новым мученикам и исповедникам Российским, мы найдем рассказы о том, что прежде чем полились реки крови, совершались отдельные убийства, которые обращали на себя внимание всех: убийство священников, убийство грузинского экзарха. И многие новые мученики, теперь наши святые, предупреждали, что это начало болезней, за которыми откроется новое гонение на Церковь.
Апокалипсис — книга жизни, из которой ни одно слово не может быть убавлено, — открывает нам, что зло будет нарастать, и гонения на Церковь будут все более жестокими. Потому что нравственное состояние народа сегодня нельзя сравнивать с тем, каким оно было накануне революции. Все-таки, тогда еще была жива вера. Семьдесят лет безбожия и последующие годы навязываемого, можно сказать, сатанизма, бесследно не проходят. Растление души народа даст о себе знать.
Мы всегда должны помнить о двух вещах, когда рассуждаем о посте как о вольном принятии страданий, и о молитве как о приобщении нашего креста — Кресту Христову. Во-первых, наша жизнь должна отделиться от смерти, то есть от того распада, которым охвачен сегодня мир. Если мы видим в себе какой-нибудь грех, в котором хоть в малой степени, но все равно качественно присутствует то же самое, что и в беснующемся мире, мы должны костьми лечь — как говорит апостол Павел, «до крови подвизаться», — но не допустить в себе этой тьмы. И во-вторых, мы должны исполняться такого понимания глубины поста, глубины тайны Креста Христова, чтобы уже вольно принимать то, что Господь нам дает. Чтобы восходить к смерти вслед за Господом, и чтобы знать, что это — восход к Пасхе, к той победе, которую Христос уже одержал ради всех — ради меня и каждого человека.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий