Екатерина значит «чистая»
Слово в день памяти святой великомученицы Екатерины
Сегодня Церковь совершает память святой великомученицы Екатерины. Екатерина значит «чистая». И нам надо всегда помнить о воспитании наших детей, чья чистота сегодня должна быть важнее всего остального. Вспомним, что говорит об этом святая Церковь, чему учит Священное Писание и как это связано с нашими днями.
По словам святых отцов, за безответственное воспитание детей родителями наказываются, во-первых, дети, во-вторых, — сами родители. Мы помним из Священного Писания, как жестоко были наказаны дети, разгневавшие пророка Елисея: преданы смерти за то, что не были научены своими родителями страху Божию. Для вразумления родителей подверглись они этому жестокому наказанию, чтобы сами родители научились слушать пророка, посланного Богом, и позаботились передать это своим детям. Ответственность, которую несут родители за воспитание своих детей, в Священном Писании показывается как превосходящая всякую меру.
Вспомним первосвященника Илия и наказание его детей. Об этом священнике сказано, что он, стараясь угодить Богу, заботился о воспитании своих детей. Однако они подверглись страшному наказанию за то, что его забота о собственных детях не соответствовала тому развращению, в котором они находились.
Апостол Павел пишет в Послании к Титу, чтобы он поставлял в священники на Крите тех, кто не только сам является непорочным, но и «детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Блаженный Иероним, объясняя слова апостола, говорит, что человек может быть непорочным, только когда дети им воспитаны в истинной вере, потому что грехи детей ложатся на родителей. Вспомним также из Священного Писания пример святого праведного Иова, который не только прилагал все усилия, чтобы воспитать своих детей в верности Богу, но ежедневно приносил жертвы за их тайные грехи. То есть не только совершал необходимые для их воспитания предосторожности, но и весь был исполнен мысли о том, чтобы защитить их от наказания Божия за те грехи, которых он не мог даже знать.
История Церкви дает нам бесчисленное множество подобных примеров. Вся жизнь Церкви свидетельствует об этом. И, конечно, то, что говорили святые отцы о воспитании детей, для нас звучит как бы слишком высоко и отвлеченно. Мы живем сейчас в такой духовной ситуации, что, наверное, волосы встали бы дыбом у тех, кто учил нас, что необходимо сделать, чтобы сохранить наших детей.
Святая Церковь всегда предупреждает о том, что необходимо заботиться не только о хранении внешнего целомудрия, но и внутреннего. И если раньше Церковь напоминала, что внешнее хранение целомудрия при внутренней развращенности губительно для человеческой души (например, святитель Феофан Затворник обличает родителей из так называемого светского общества, которые заботясь о том, чтобы дети сохраняли невинность, одновременно считали нормальным, чтобы они читали пустую соблазнительную литературу, посещали балы и театры и вели слишком вольные разговоры), — то сегодня все обстоит иначе. Развращение детей, которое совершается через средства массовой информации, через телевидение и в школах, невозможно сравнить с чтением каких-то романов. Оно превосходит самое яркое воображение. Это действительно просто уничтожение детей.
Тем не менее слово Божие, правда Божия остаются неизменными. И они вразумляют нас. Они судят нас. Мы помним Веру, Надежду, Любовь и воспитавшую их для мученичества Софию. Мы помним многих детей из Ветхого Завета. Помним Соломонию, которая укрепляла своих детей на подвиг мученичества. И сегодня перед нами великомученица Екатерина, юная дева, которая Самим Христом Богом воспитана в истинном благочестии.
В чем заключается воспитание детей для большинства людей? Поставить своего ребенка на ноги, чтобы он «стал человеком», то есть закончил институт, имел успех в жизни и твердо стоял на ногах. «Посмотри, — говорят некоторые родители, — на того человека. У него особняк, машина. Вот, человек умеет жить…» Многие ли учат своих детей целомудрию, чистоте, честности — тому, что есть основание нашей жизни? Как могут надеяться такие родители, что их дети станут людьми!
Оттого происходят все бедствия в мире — и те, которые пережил наш народ, и которые мы сегодня переживаем, — что так воспитаны родителями их собственные дети. Вместо того чтобы уже в зрелом возрасте понять, как драгоценно упущенное время, и принести покаяние за прежние грехи, они своих собственных детей научают той лжи, в которой живет мир сей. И пути их, как говорит Господь, ведут в погибель. Пути этих детей и их семей. Пути этих народов.
Святая великомученица Екатерина Самим Господом научена, что ни богатства, ни знатность, ни красота, никакие таланты, ни какие-то дарования ума — все, чем гордится и хвалится мир, — не являются драгоценными. А драгоценны прежде всего именно чистота и целомудрие, которые открывают не просто подлинную мудрость и понимание всего, что совершается в мире, а соединяют, обручают человеческую душу с небесным Женихом — Христом. Чтобы дети наши дорожили этой святыней, не боясь ни насмешек, ни оскорблений, ни даже гонений, — вот чему их нужно учить. Об этом говорит Сам Господь, говорит святая Церковь, говорит Священное Писание, все святые, вся история человечества.
И будем молиться сегодня, чтобы Божия Матерь, юной Отроковицей вошедшая в храм, научила нас самому главному. А самое главное, как говорит святой Иоанн Златоуст, это воспитание наших детей — то, перед чем должно отступить на последний план все остальное, что есть на свете. И предупреждает, что те, кто не приводит к истинной вере своих детей, не воспитывает их в страхе Божием, в целомудрии и чистоте, являются убийцами своих детей, более страшными, чем те матери и отцы, которые в действительности убивали своих собственных детей. Мы живем в обществе, где ежегодно убиваются миллионы детей. А сколько убивается духовно? Как это можно исчислить!
Святой Иоанн Златоуст подчеркивает, что неслучайно Спаситель сказал: «Не бойтесь убивающих тело, а душе не могущих повредить». Самое страшное убийство — то, которое убивает душу навеки, разлучает ее со Христом, лишает ее обручения с Самим Господом. Будем помнить слово святого Иоанна Златоуста, что общее воскресение восстановит в нетленной красоте убитые тела, но души погибших даже Воскресение Христово не может восстановить для истинной жизни, а только для вечного осуждения.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий